Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Последствия неоднозначны. Во-первых, секуляризация как процесс сокращения или исчезновения массовой вовлеченности в религиозную жизнь ведет к появлению такого феномена, который можно обозначить как “нерелигиозность”. Он включает широкий спектр позиций: от простого равнодушия к религии, арелигиозности, до атеизма и антирелигиозных движений. Очевидно, что судьба этих альтернатив зависит в первую очередь от их способности предложить конструктивное решение тех проблем, с которыми не справляется религия. Во-вторых, “религиозный вакуум”, образующийся в результате упадка христианства, ведет к появлению и такой альтернативы, которая выражается в возврате к примитивным формам религии-суеверию, магическим ритуалам, мифологии, астрологии, оккультизму и т. д. Эти верования, своими корнями уходящие в дохристианскую эпоху, достаточно живучи. А в более широком плане — это широкий спектр “заменителей религии”, начиная от новых социальных утопий и идеологических мифов и кончая коммерческим культом секса.
Свободомыслие — течение общественной мысли, отвергающее религиозные запреты на рациональное осмысление догматов веры и отстаивающее свободу разума в поисках истины. Свободомыслие как определенная мировоззренческая установка — элемент не только индивидуального, но и общественного сознания. В этом качестве оно является формой духовной культуры человечества, которая развивалась в течение длительного исторического периода и проявлялась в многообразных формах. Элементы свободомыслия, как говорят этнографы, возникли уже на стадии разложения первобытнообщинного строя. Свободомыслие присуще всем народам древнего мира, хотя развивалось оно неравномерно. Ко времени возникновения философии в Индии и Китае уже были накоплены знания в области математики, астрономии, химии, достигнут высокий уровень медицинских знаний. В Древней Греции появилась математика, не ставившая перед собой чисто утилитарных задач (школа Пифагора). В европейской культуре выделяются следующие разновидности свободомыслия: богоборчество, скептицизм, антиклерикализм, индифферентизм, нигилизм, пантеиз, деизм, натурализм, атеизм. Богоборчество — самая ранняя и наиболее слабая форма критики религиозных представлений. Скептицизм (от греч. skeptikos — рассматривающий, исследующий) — сомнение в истинности религии или отдельных ее положений. Антиклерикализм (от лат. anti — против и clericalis — церковный) — идейное и социальное движение, направленное против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе. Индифферентизм (от лат. indifferens — безразличный) — безразличие, равнодушие к религии или ее существенным идеям. Нигилизм (от лат. nigil — ничто) — отрицание религии, не связанное с утверждением какого-либо иного мировоззрения, положительных ценностей, идеалов. Пантеизм (от греч. pan — все и theos — бог) — Бог растворяется в природе, рассматривается как безличный дух, внутренне присущий природе. Деизм (от лат. deus — бог) дает иную трактовку Бога: это некий безличный разум, перводвигатель, находящийся вне природы. Натурализм (от лат. naturalis — естественный) — исходит из признания того, что существует лишь природа, представляющая собой всеохватывающее бытие, выступает против супранатуралистических представлений, признающих нечто сверхприродное. Атеизм (от греч. a — отрицательная частица и theos — бог, букв. — безбожие) — это сторона мировоззрения, совокупность взглядов, характеризующихся неприятием религиозных представлений о мире.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 727 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!