Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Государство кочевых узбеков и Сибирское ханство



В конце 20-х годов XV века на всей части степной терр А.о. происходит смена правящей династии: власть в результате ожесточенной борьбы Чингизидов и кочевой занти переходит от наследников первого к наследникам второго. Возникновению и расширению этой борьбы способствовали ослабление и упадок А.О., обусловленные многими причинами политического и соц-эконом порядка. Причины: продолжавшийся со второй половины XVI века распад Золотой Орды и агрессивная политика эмира Тимура и Тимуридов; утрата городов на Сырдарье в пору смут и усобиц в улусе Шайбанидов Ак Орде попытались расширить свои владения в сторону Центрального Казахстана и Приаралья, подчинить своей власти часть местного кочевого населения, правители Ногайской Орды. Вожди мангытов постоянно участвовали в событиях в ханстве Абулхаира в том числе и на Сырдарье. Войны и усобицы, разгоревшиеся в первой четверти XV века на территории Восточного Дешти-и-Кыпчака, выдвинули потомка Шайбана, сына Даулат-шайха – Султана Абулхаира, который после Шайбанида Джумадук-хана, в 1428 году был провозглашен ханом в области тура (Западная Сибирь). Абулхаира (ему было 17 лет) поддержало около 200 крупных представителей родов и племен (кыпчаки, найманы, мангыты, карлуки, конграты, канглы и др.). Однако, усобицы не прекращались в его государстве в течении всех сорока лет его правления (1428-1468 гг). Терр В Дешт-и-Кыпчака оставалась политически раздробленной. Абулхаир хан только к середине 40-х годов XV века присоединил к своим владениям степные терр бывшего улуса Орда-Еджена, вплоть до Иртыша и северо-западного Прибалхашья. Наибольших усилий и времени потребовало от Абулхаира подчинение терр А-О в ее южных регионах – при Сырдарье, районе Каратау и в низовьях Сырдарьи, в степях северного Приаралья, в междуречье Эмбы и Урала. Для похода против Тука-Тимуридов Абулхаир-хан собрал значительные войска. Главной причиной похода Абулхаир хана в район нижней Сырдарьи была не только династийная борьба, но и необходимость занять зимние пастбища в районе Сырдарьи и Приаралье. Захват низовий Сырдарьи мог открыть дорогу к городам Туркестана, столь важным для укрепления могущества кочевого государства.Сражение произошло в 1431 году в местности Икри-Тук, Туки-Тимуриды потерпели полный разгром. Было захвачено большое число пленных и добычи (След победа Абулхаир хана была одержана только через 15 лет в 1446 году, над Мустафой ханом в районе Атбасара. Внимание Абулхаир хана было обращено на юг и (Жетысу), особенно притягивал его Маверанахр. В 1430 году он на короткое время взял Хорезм, разграбил Ургенч. В 1447 году набег на Самарканд и Бухару (захватил некоторые города в районе средней Сырдарьи) Сыгнак сдался добровольно. Взятие сырдарьинских городов – ремесленных и торговых центров, к которым тяготело население кочевых районов казахских степей могло существенно способствовать усилению ханства Абулхаир хана. Объясняется столь быстрое занятие Абулхаиром сырдарьинских городов тем, что он опирался на значительные силы своих сторонников в Дешт-и-Кыпчаке, на свою мощь, накопленную им за 2 десятка лет владения над степью. Правящая верхушка этих городов привыкла лавировать между соперниками и, переходя от поддержки одной стороны к другой, тем самым хоть как-то обеспечивать своим городам безопасность.Сыгнак – стол.Абулхаира. Около 1456-1457 годов он, потерпев жестокое поражение от Калмаков под Сыгнаком, вынужден был оставить разоренные области Турк и уйти в Дешт-и-Кыпчак. Только в начале 60-х годов ему вновь представилась возможность продвинуться в Присырдарью и занять захваченные им здесь прежде города. Причина поражения от Калмаков заключается во внутренней слабости его государства. Постоянные династийные распри и междуусобицы Чингизидов, сепаратизм кочевой знати, родов и племен, обострение противоречий между феодальной верхушкой и массами рядовых кочевников и полу-кочевников, внутренние и внешние войны, привели государство в состояние полной расшатанности и развала. В 1468 году Абулхаир умер во время похода в Жетысу.С образованием и укреплением казахского ханства, власть шайбанидов на территории Восточного Дешт-и-Кыпчака прекратилась.В исторической литературе государство Абулхаир хана именуется «Узбекским ханством», «государством кочевых узбеков», «ханством Абулхаира». Последнее наименование представляется более нейтральным, т.к. на территории ханства обитали не одни только кочевые узбеки, в смысле будущего компонента узбекской народности в Средней Азии, но и казахи и мангыты. По наименованию одной из крупнейших этнических групп, обитавших на территории, вошедшей в государство Абулхаир-хана, последнее имеет основание называться также Кыпчакским ханством.СИБ Х(Сибирский юрт, Сибирское царство), гос=во в ЗапСибири, образовавшееся в конце 15 века в результате распада Золотой орды. Центр — Чинги-Тура (ныне Тюмень), позднее — Кашлык. В 13-14 веках территория будущего Сиюирского ханства под названием «Ибирь» входила в состав улуча Джучи, затем улуса Шейбана и Тюменского х. После убийства в 1495 году тюменского хана Ибака потомок Тайбуги хан Махмет возглавил союз татарских улусов, который по имени его главной ставки — Сибирь (Кашлык) стал называться Сибирским ханством. Оно граничило с Пермской землей, Казанским ханством, Ногайской Ордой, Казахским ханством и с телеутами в прииртышских степях. На севере оно достигало низовьев Оби, на востоке граничило с «Пегой ордой».Сибирское ханство населяли тюркоязычные племена: кипчаки, аргыны, карлуки, канглы, найманы, известные под собирательным именем сибирских татар; а также ханты, манси, зауральские башкиры. Основную массу населения составляли «черные люди» (кара халк), обязанные платить хану ежегодный ясак (главным образом пушниной) и поставлять воинов для ополчения. Сибирские татары занимались пастбищно-кочевым скотоводством, земледелием и ремеслом (гончарное, скорняжное, прядение, ткачество, плавка и обработка металлов). В северной части ханства большую роль играли охота, рыболовство, оленеводство. Феодальные отношения в Сибирском ханстве переплетались с пережитками патриархально-родовых отношений. В центральной части Сиб ханства существовала частная собственность ханов и знати на пастбища и источники воды.Официальной религией ханства был ислам. Во главе государства стоял хан, избиравшийся татарской знатью (мурзы, беки, тарханы). Гос устройство носило полувоен хар-ер, терри население делились на «сотни» во главе с мурзами. Опорными базами ханской власти являлись укрепленные городки Кызыл-Тура (Усть-Ишим), Касим-Тура, Явлу-Тура, Тонтур. В Сибирском ханстве наряду с нормами шариата и ясы действовали нормы обычного права. Важную роль играла торговля, находившаяся главным образом в руках бухарцев. Сибирское ханство имело торговые связи со Средней Азией, Русью, Ногайской Ордой, Казанским ханством, Монголией, Западным Китаем. Из Сибири вывозились меха, кожи, рыба, бивни мамонта, шерсть. В первой половине 16 века Сиб ханство подвергалось набегам южных кочевников (ногайцев, узбеков, казахов).Хан Едигер из рода Тайбуги признал в 1555 году вассальную зависимость от Москвы, но в 1563 году власть с помощью ногаев захватил шейбанид Кучум, который после 1572 года разорвал вассальные отношения и выступил против России. В 1582 году в пределы Сиб. ханства вторгся казачий отряд Ермака, который овладел столицей ханства Кашлыком и положил начало его присоединению К России. В конце 1580-1590-х годов на территории Сиб х были построены русс креп Тюмень (1586), Тобольск (1587), Березов (1593), Обдорск (1595). Кучум со своей ордой откочевал на юг и продолжал оказывать сопротивление русским отрядам до 1598 года. Последним сибирским ханом был его сын Али, власть которого распространялась только на кочевья в верховьях Ишима, Иртыша и Тобола. Присоединение Сиб ханства к России содействовало подъему производительных сил народов Зап Сиб и способствовало сближению с русским народом.

19.Образование, упрочение и развитие Казахского ханства (ХҮ-ХҮІ вв.). (Прав ханов Керея, Бурундука, Касыма, Хак-Назара, Тауекеля).

В 1428 г в А. О. правил Шайбанид Абулхаир, который правил 40 лет, создав свое х, простирав от Яика до Балхаша, от низовий Сырдарьи и Аральского моря до среднего течения Тобола и Иртыша. Во 2 пол 15 в ханство Абулх пришло в упадок. Ситуация обострилась после того, как в 1457 году Абул потерпел поражение от ойратов. Неспособность Абулхаира сплотить общество заставляла основную массу населения искать силы, способные консолидировать все племена и роды и создать стабильную этно-терр. организацию. Поэтому Дж и К(правнуки Урус-хана) стали выразителями интересов консолидации всех слоев общества. Дж и К отказались повин Абулхаир-хану, мотивируя это традицией наследования власти в степи, откочев.в Могулистан, где были радушно встречены Есен-Бугой ханом, он назначил им для обитания долины Чу и Козы-Баши. В лице Дж и К Есен-Буга-хан видел оплот для защиты западных границ своих владений. В 1462 году Есен-Буга-хан умер, что укрепило положение Дж и К в Семиречье.Основание в соседнем Могулистане хан узбек-казахов вызвало опасения Абулхаир-хана. Он собрал войско и в 1468 году пошел походом в Могулистан, но по пути заболел и умер. После смерти Абулхаир-хана политический кризис в его ханстве обострился, начались династийные распри. Власть унаследовал сын Абулхаира Шаих-Хайдар-хан. Дж и К вмешались в борьбу за власть в Узбекском улусе. Шаих-Хайдар-хан потерпел поражение и погиб, внуки Абулх бежали.Дж и К утвердились на огромной терр Узбекского улуса, появилось политическое образование, сторонники которого носили название казахи. Таким образом, образование казахского ханства – это переплетение полит. и этнич. процессов. Его основными этапами стали – откочевка К и Дж с частью племен и родов в соседний Могу. Важным событием стало закрепление за сторонниками К и Дж имени узбек-казахи, а потом просто – казахи. Затем образование Каз х. И, наконец, после смерти Абулх озвращение К и Дж в Узбекский улус и захват там верховной власти.. После смерти создателей каз гос К и Дж их дела продолжили преемники. Крупными властелинами и полководцами зарекомендовали себя сын К Бурындык и сын Ж-Касым. В упорной и длительной борьбе за сырдарьинские города и оазисы они сумели навязать свою волю Абулхайр-хана Мухаммаду Шайбани. Что касается борьбы за власть в степи, то тут Мухаммад Шайбани и вовсе не в силах был противостоять казахским ханам.К концу XV века в состав Каз ханства были включены города Сузак, Сауран, Сыгнак, а также часть присырд оазисов. Это дало возможность объединить гос в целом. К исходу XV века расширились первоначальные границы. В его состав вошли Зап. Семи, в котором начало образовываться впервые казе ханство, города Юж К., прилегающими степными районами, низовья С. Приаралья и Сыр, почти весь Ц. К.. Под начало Бурындыка и Касыма перешли и продолжали переходить все новые каз племена и роды. Росло число союзников за счет инородных племен, в частности, ногайских. К началу XVI века Каз ханство занимало огромную терр, на которой ранее располагалась А.О., и значительная часть Моголи.Если первые казахские ханы К и Ж в равной степени распространяли свое влияние на государство, то среди их сыновей лидировал Касым, в 1 четв XVI в, Каз ханство достигло наивысшего могущ. Одаренный правитель хан К. сегда с выгодой для себя и своего государства использовал складыв ситуацию.Своеобразна история соперничества и раздела власти между Кас и Бур. Здесь не было ни попыток насильственного устранения соперника, ни особых интриг. Бур был достаточно влиятелен, силен и энергичен, но Кас.ще влиятельнее. Фактически власть находилась в его руках, хотя он был лишь султаном, а Бур - ханом. дальновидный Кас старался находиться в отдалении от Бур, чтобы не обострять с ним отношений. Такая тактика спокойного выжидания принесла успех Кас. Невольное соперничество закончилось в его пользу. Кас был признан ханом, а Бур, отвергнутый подданными, с горсткой верных людей покинул гос.Кас умел утвердить свое владычество над огромными просторами казахских степей. В его подданство переходили все новые массы казахов - кочевников. Границы ханства продолжали шириться. Впервые со времен нашествия Чингис в одном гос сошлись все казахские племена и роды. Число подданных Кас-хана непрерывно росло и достигло млн человек. Став самостоятельным и независимым, ханство Кас приобрело известность в Европе, завязало дипломатические отношения с Московией, Русским государством, другими государствами. Крымский хан писал в это время турецк правителям о вызывающем беспокойство расширении Каз гос на Запад.Беспокойство было не напрасным. Касым продвинулся в западном направлении, воспользовавшись ослаблением Н.О. Немало племен и родов этой Орды отошли к Кас - хану, воевали под его знаменами. Границы каз гос достигли в ту пору северо-запада бассейна реки Урал. Магистральной линией хана Кас во внешней политике оставалась борьба за упрочнение своего господства над городами при Сырдарье. Кас хан активно участвовал и в среднеазиатских политических событиях. Стержнем их была все та же затяжная война за присырдарьинские города. Одержав победу над среднеазиатским властелином Мухаммадом Шайбани, Кас-хан забрал в свои руки большую часть городов Туркес, включая сам Туркес и Ташк. Народное предание связывает с именем Касым хана создание законов известных как «Касым ханнын каска жолы».Туркес стал в последующие века резиденцией каз ханов и одним из важнейших политических центров каз гос. Нет ничего вечного, Кас умер. Страну захлестнули междоусобицы чингизидов - джучидов, и она стала слабеть. В междоусобицах погиб сын Кас- хана Мамаш. Могучее при Кас Каз ханство уже не являлось централизованным гос. Ханы сменяли друг друга на престоле, а ханство, ослабляемое распрями, приходило постепенно в упадок.Основными направлениями политической активности ханов казахов второй трети XVI в. были юго-восток, где в союзе с киргизами они воевали с могулами и ойратами, а также запад и север, где казахи вступили в сложные взаимоотношения с ногайцами, башкирами, татарами. Успешными вначале были действия в этих направлениях видного каз ана Хакк-. Он боролся против ойратов и могульского' хана Абд ар-Рашида, отстояв на время казахские земли на востоке и юге Семиречья. Для противостояния враждебным действиям сиб хана Кучума Хакк установил союзные отношения с узбекским х Абдаллахом.Хакк пытался восстановить право казахов на земли, составлявшие огромную терр Каз. ханства при его отце Кас. Но в условиях тяжелой внешнеполит. обстановки задача эта в целом стала невыполнимой. В его время к границам казахских степей приблизилось Русское гос после завоевания Казанского, Астраханского, затем Сибирского ханств. В казахские степи хлынули ногайцы, башкиры, сибирские татары, на Сырд появились каракалпаки. В Семир, тем временем, земли занимали, тесня казахов Старшего жуза, оираты (джунгары). Каз роды кочевали на терр Сибир х, выходили в Барабинские степи, населенные в то время чатскими татарами. Перемежались кочевья казахов и ойратов на землях В. Каз.и Джун в зависимости от военных успехов предводителей тех или других народов. А под власть Хакк на Эмбу, к Аральскому морю, на Сырдарью переходила часть ногайцев, растворившихся затем в казахском Младшем жузе.Хакк удалось взять под свой контроль земли от Сырдарьи, Приаралья до Эмбы и по левобережью Яика, приняв под свою власть часть ногайских улусов. В намерениях его было продвинуться и далее на запад. Однако на западных, как и северных границах Казахского ханства, препятствием для их расширения стало Рус гос.В Ю.К. Хакк попытался раздвинуть замкнутый круг своих владений, не имевших выхода к торгово-ремесленным и земледельческим центрам. Оказав поддержку Шайбаниду Абдаллаху в его борьбе с мятежным Баба-султаном, он получил от шайбанидского хана обещание направо владения несколькими городами в Туркестанском вилайете. Баба-султан тоже искал помощи у казахского хана и тоже обещал отдать в суюргал «вилайеты Ясы и Сауран», но сам же убил прибывших к нему на переговоры казахских султанов, в том числе двух сыновей Хакк. Вскоре погиб и сам Хакк.ТАУЕКЕЛ ХАН правитель Каз ханства, сын Шыгай хана. В 1581 г Шыгай хан со своим старшим сыном Т султаном и другими казахскими султанами прибыл к Абдуллах хану и принял вассальную от него зависимость, заключил с ним «клятвенный договор». Т султан с подчиненным ему войском поступил к Абдуллаху на службу и служил верно. Он отличался исключительной силой и отвагой. Значительная часть противников Абдуллах хана была уничтожена с его участием, его руками. В нач 1582 г казахские отряды Т султана приняли участие в походе Абдуллах хана на Ташкент против Баба султана и на овладение присырдарьинскими городами. Баба султану под Ташкентом было нанесено сокрушительное поражение. Баба султан бежал в ногайские степи, но решил вернуться. Об этом прознал Т и у города Яссы разбил его отряд. Баба султан был убит, обезглавлен. Его сын Латиф султан и ближайшее окружение пленены. Всех пленных и голову Баба султана Т оставил Абдуллах хану. Смерть Хакназар хана была отомщена. А Ташкент и все города по Сырдарье перешли под власть Абдуллаха. Казахам он не вернул ни одного города. Т султан получил от Абдуллаха богатые подарки и Африканетский вилает. Вскоре, в том же 1582 г, умер Шыгай хан. Прослужив еще несколько месяцев, Т орвал «клятвенный договор» с Абдуллахом и вернулся на родину. Здесь он выиграл долгую междоусобную борьбу с каз султанами и в 1586 году стал ханом каз х. Т вступил на ханствование в трудные времена, но показал, что он не только знаток военных действий, но и умелый политик. Ему удалось не просто упрочить свою власть в степи, но также расширить пределы владений казахов и поднять значение этого ханства в международных делах. К 1598 году имел хорошо вооруженное и обученное стотысячное войско. Грандиозным был его замысел рисоединить к своему ханству все узбекские земли, весь Мавераннахр. Он установил дружеские связи с московским царем Федором Иоанновичем. В январе 1594 г царское правительство обещало Тауекел хану военную помощь и политическую поддержку. В мае 1595 г у Т находилось русское посольство во главе В.Степановым. В 1598 г вместе со 120 казахскими султанами во главе 100-тыс. армии совершил поход в Мавараннахр, отвоевал города Сайрам, Ташк, Ясы (Туркис). Все города Ср А, в том числе Самарканд был подчинен казахским султанам, правителем Самарк был назначен брат хана - Есим султан. После смерти Абдуллы Т решился на захват Бухары. С 80 т. армией он осадил этот древний город. В одном из штурмов Т был ранен и в скором времени скончался. Его преемник Есим хан заключил с Бухарой мир. Самарк был возвращен бухарским эмирам, а Ташк, Сайрам и Андижан вошли в состав Каз хан.

20.Этногенез казахского народа. Казахские жузы. Этноним «казах».

Само слово – казах- возникло в регионе обитания кыпчаков. Первоначально ареал распространения термина – казах- связана с Дешт-и-кыпчаком. Термин КАЗАХ стал употребляться как этноним для обозначесния уже сложившейся тюркской народности восточного Дешт-и-кыпчака, Семиречие и южного Казахстана. Эпоха завершения процесса формирования казахской народности. Образование казахской народности ускорил длительный и сложный путь сложения единой народности, под именем КАЗАХ. Вначале 16в этническую основу казахской народности составидли многочисленные разноязычные в прошлом племена и народы от саков, усуни, канглов, хуннов, тюрков,карлуков, кимаков кыпчаков, доаргынов,кереев,конратов,жалаиров,дулатов и др живших в разное время на территории Казахстана. ЖУЗ – историко-хозяйственный район, до сих пор нет утвердившегося мнения о происхождении термина ЖУЗ. 1.Старший жуз – уйсуны,дулаты,канглы,жалаиры, албаны,суаны,шапрашты,ошакты,сиргели,шанышкылы - Южный, юговосточный Каз(район Туркестана и Семиречия). 2. Средний жуз – аргыны,наиманы,Кереи,кыпчаки,Конураты,уаки – Центральный,северный,восточный казахстан.Млалший жуз – алимулы, байулы, жетиру – западный казахстан. Казахская народность складывалась на основе тех же закономерностей, что и другие народы мира. Общая схема процесса этногенеза определялась следующим образом: отдельные роды, племена, племенные союзы, народности, нация. Параллельно шло развитие языка от родового к языкам племенным, от них — к языкам народностей, затем — к образованию национального языка. Этот процесс не является прямолинейным, он происходил противоречиво, через дробление, ассимиляцию, скрещивание и слияние, мог на время прекратиться, а затем возобновиться, но уже в новых исторических условиях.Историю этногенеза казахского народа следует рассматривать в комплексе достижений исторических, археологических, этнографических, лингвистических, антропологических и геоэтнографических наук. В настоящее время исследователи и просто любители истории, используя материалы этих наук, а также легенды и предания из Шежире, пытаются получить ответ на вопрос о происхождении недостаточно изученного степного народа.Известно, что казахская народность складывалась в основном из автохтонных племен и племенных объединений, издревле населявших громадную территорию Казахстана. Формирование народности было связано с крупнейшими этнополитическими событиями древности и раннего средневековья, с эволюцией хозяйственных форм и прогрессивными сдвигами в общественных отношениях, становлением и укреплением феодализма.Народность складывается и развивается в конкретной социально-экономической среде, поэтому она является общностью этносоциальной и типична, главным образом, для рабовладельческого и феодального строев.В условиях докапиталистических формаций народность уже знает социальное и сословное неравенство, относительно распространенные территориально-хозяйственные связи.Монгольское нашествие оказало известное влияние на состав и антропологический тип тюркского населения, усиливая в нем монголоидные черты. Однако собственно монголы, составлявшие небольшую долю общего числа жителей в созданных им улусах, неизбежно растворялись в общей массе местного тюркоязычного населения, принимали его язык и обычаи.Нашествие монголов хотя существенно задержало поступательный процесс образования народности, но не могло остановить, государства Моголстан было шагом вперед на пути к возникновению этнически однородного государственного объединения на территории Казахстана (как и Кыргызстана). Здесь важную роль играли дуглаты, являвшиеся одним из наиболее крупных тюркских племен и занимавшие значительную территорию. Хотя государство Моголистан на время политически отделило тюркоязычное население Семиречья от родственного населения остальной территории Казахстана, но оно оказало влияние на ускорение процесса формирования казахской народности. монгольское владычество на всей территории Казахстана отодвинуло еще на двести лет процесс сложения казахской народности.В целом, формирование народности — процесс длительный, время его окончательного сложения нельзя привязать к какому-то определенно датированному периоду. Однако по более или менее устоявшемуся мнению можно утверждать, что процесс образования казахской народности в основном завершился на рубеже XIV -XV вв. Казахский язык формировался на кыпшакской языковой основе. Казахская этническая общность и этническое самосознание возникли под влиянием общности территории, языка, общих культурных достояний, обычаев, нравов, ценностных ориентиров, общности происхождения племен.Образованию народности также содействовало возрождавшееся в X1V — XV вв. после монгольского завоевания на территории Казахстана традиционное хозяйство, слияние кочевого и полукочевого скотоводства с оседлым земледелием. В исторической литературе существуют самые разнообразные толкования происхождения этнонима «казах». Одни выводили его из тюркских глаголов каз — «рыть», кез - «скитаться», каш — «бежать, спасаться»; другие создали невероятную этимологию этого слова от каз — «гусь» и ак — «белый». Вообще-то слово «казак» — тюркское.Но каково бы ни было происхождение слова "казах", несомненно то, что первоначально оно имело нарицательное значение в смысле свободный, бездомный, скиталец, изгнанник.Не имея, таким образом, ни политического значения, ни этнического содержания, слово «казах» обозначало всякого вольного человека, отколовшегося от своего народа и племени или своего сеньора и вынужденного вести жизнь искателя приключений.

21.Казахское ханство в ХҮІІ- ХҮІІI веках. (Правление ханов Есима, Жангира, Тауке)

Время прав.Есим хана было очень сложным. На юге шла борьба с бухарским ханом за обладание Ташкентом, на востоке усиливались ойратские племена, в самом ханстве происходили сепаратистские выступления султанов. Осложнились отношения казахов с каракалпаками. В конце 16 в. Тауекель хан выделил для них землю в Ц. К-не и Приаралье. Ч/з несколько лет каракалпаки восстали и захватили Ташкент. Есим хан начал войну против них и в 1613 г. вынудил их покинуть ср. теч. Сырдарьи. В то же время участились попытки бухарского хана овладеть Ташкентом В 1607 г. бухарцы захватили Ташкент, но были выбиты Есим ханом. В 1612 г. Имамкули хан напал на казахов и дошел до Каратау, а в захваченном Ташкенте посадил наместником своего сына. Однако ташкентцы подняли восстание и убили царевича. В 1613 г. казахи совершили ответный поход и разгромили объединенную армию Бухары и Балха. В 1613 г. правитель Ташкента Турсын султан провозгласил себя ханом, заключил союз с Бухарой и захватил города Туркестан, Сауран, Андижан и Шахрухия. Одновременно начались набеги ойратских племен. После захвата власти Турсын они совершили поход и сумели подчинить себе Старший жуз. Есим хан вынужден был бежать в Восточный Тупкестан. В 1624 г. Есим отобрал у Турсына Туркестан, но свергнуть узурпатора у него не хватило сил. В 1627 г. Есим отправился в поход против ойратов, Турсын этим воспользовался и напал на Туркестан, захватив в плен всю семью Есим хана. Когда хан возвращался с победой, Турсын устроил ему засаду в окрестностях Сайрама. В последовавшей битве ташкенцы были разгромлены. Есим хан взял Ташкент, а Турсын был убит своими же приближенными. Есим не надолго пережил своего соперника и умер осенью 1628 г. Он похоронен в Туркестане возле мечети ХАЯ. Упорная война хана с ойратами, бухарцами и сепаратистами за сохранение независимости и единства Казахского ханства отразилась в народной памяти. Преемнику Тауекеля - Есиму пришлось выдержать тяжелую внутрипол борьбу, итогом которой было коренное реформирование полит системы Каз гос. Суть ее заключалась в том, что главенство закрытой элиты – торе заменялось на главенство элиты открытого типа – биев и старшин. Произошла своего рода бийская революция, ограничившая политические права сословия чингизидов и установившая широкие права для общин и их руководителей. Юридически эти изменения были закреплены в своеобразной конституции – «Есим ханнын ески жолы» (Древний путь Есим хана), принятой как дополнение к кодексу Касым хана. В этом правовом акте определялись полномочия хана, биев и батыров, а также их взаимные обязанности и права. Выс. законодательной властью продолжал оставаться Маслихат. В состав его входили все представители казахских общин и лишь наиболее влиятельные султаны. Каждое заседание Маслихата проходило при огромном стечении народа, поэтому источники иногда называют их народным собранием, что не совсем верно. Маслихат собирался раз в год, преимущественно осенью в Улытау, Туркестане и под Ташкентом. В компетенции Маслихата было принятие наиболее важных решений о войне и мире, о распределении пастбищ и водопоев, о выборах хана. Полномочия ханов в результате реформ нач. 17 в. были существенно урезаны. Он продолжал оставаться верховным главнокомандующим и верховным судьей, однако лишался ряда прав. Так, заключать мир, объявлять войну и напрвлять посольство он мог лишь с согласия Маслихата. Так же хан был лишен права выносить смертный приговор. Ослабление роли хана в полит. системе привело к изменению принципа выбора хана. Хотя официально принцип меритократии оставался в силе, фактически казахи перешли к наследованию ханского звания вплоть до нач. 18 в. В связи с изменением административного устройства хан потерял право распоряжаться всей терр. ханства, к-ая перешла к биям. Вместо улусной системе в нач. 17 в. была введена жузовая организация, когда все каз земли были разделены м/у 3-мя хозяйственно-территориальными объединениями – жузами. Во главе жузов стояли бии, руководители наиболее сильных и многочисленных групп общин. По существу вся власть находилась в руках жузовых биев. Они же формировали и совет биев, ограничивавший власть хана. Власть биев держалась исключительно на личном авторитете и хан, зависевший от них, никак не могло влиять на выдвижение того или иного бия. Жангир хан (годы правления 1628-1652) - видный государственный деятель и выдающийся полководец. Преемник Есим хана на ханском престоле. Еще при жизни Жангира за проявленное мужество народ прозвал "Салкам Жэнгiр" (Внушительный). Как свидетельствуют историки, для Жангира были характерны такие качества как решительность, упорство, стойкость и готовность к самопожертвованию. Именно эти качества поставили его в один ряд с именем отца и спасли казахские племена от междоусобных войн и внешней угрозы физического уничтожения.
Точная дата провозглашения Жангира ханом не установлена. Нет и достоверных данных о годе его рождения. По некоторым данным, он был поднят на белой кошме сразу после смерти отца в 1628 г., однако его долго не признавали в качестве верховного хана казахов. В какой-то мере он повторил судьбу своего отца, возвратив титул хана после отрешения от реальной власти.Как и его отец Есим хан, Жангир тоже был обеспокоен "джунгарской угрозой". Опасения усилились после прихода к власти Батура-хунтайджи (1635-1654), который создал сильное централизованное государство в Джунгарии.В этот момент в Казахском ханстве происходили междоусобные распри. Каждый представитель Чингизидов претендовал на верховную власть. Попытки султанов усилить свое политическое влияние встретили ожесточенное сопротивление со стороны биев, которые тоже стремились повысить свою роль. Постоянная полит. борьба препятствовала росту ханской власти Жангира, которому все время приходилось доказывать свое унаследованное право на власть.В одном из сражений с джунгарами в 1635 г. Жангир попадает в плен к противникам. Спустя некоторое время казахское ополчение освободило Жангира из плена, но возвращение на родину стало для него большим испытанием.Пленение и унизительное освобождение подорвали на некоторое время его политический авторитет среди султанов, которые пытались скомпроментировать его в глазах простого населения. Однако Жангир оказался выше всяких фактов и событий.Как указывают многие исторические документы, Жангир поддерживал союзнические отношения с могольскими правителями, что стало продолжением политических традиций, заложенных его отцом. Активную роль в осуществлении внешней политики играл его сын Тауке. Он имел дружеские отношения с владетелем Самарканда Жалантосом Бахадуром (1576-1656). Их союз явился ответной реакцией на создание хунтайджи Батуром коалиции для наступления на Семиречье.Опасения Жангира подтвердились в 1643 г., когда Батур, собрав войско, захватывает некоторые земли в южных и юго-восточных отрогах Тянь-Шаня. Узнав об этом, Жангир с небольшим ополчением в 600 человек решает встретить войско противника, несмотря на его значительное превосходство. Для битвы Жангир выбирает горное место недалеко от реки Ор. Тактикой ведения боевых действий был выбран окопный метод. Исследователи, внимательно изучив место знаменитой битвы, отмечают, что Жангир применил ряд сложных тактических приемов из арсенала военного искусства казахов, но в то же время использовал нераспространенные среди кочевников методы раздробления сил противника. По описанию А.И.Левшина, Жангир, опасаясь открытого военного столкновения с джунгарами, расположил часть своей дружины в ущелье между двух гор, заранее окопав его глубоким рвом и обнеся высоким валом. Протяженность военного укрепления составила 2,5-3 км, передний край окопа был высотой с человеческий рост. Основные силы казахов ударили с тыла и джунгары, не ожидавшие такого хода событий, не смогли оказать сопротивления. В ходе этого боя джунгары потеряли значительное количество воинов (около 10 тысяч человек) и было вынуждено отступить под натиском подоспевшего из Самарканда войска Жалантос бахадура.Орбул. битва стала примером мужества, героизма и невероятной силы военного духа казахов. Несомненно, это сражение вошло в мировую летопись боевой славы и военного мастерства. Успех этого сражения определился прежде всего военным мастерством Жангира.Однако военные столкновения все же происходили, успехи были переменными. Некоторое время джунгары даже контролировали восточную часть Семиречья.В 1652 г. хошоутский предводитель Цэгэн хан совершает походы в казахские улусы и в одном из сражений его сын Галдам убивает Жангира.
В знак признания заслуг Жангир хана похоронили в г. Туркестане, возле мечети Ходжи Ахмета Яссауи; позже над его могилой был воздвигнут мавзолей, который до наших дней не сохранился

Меры хана Тауке 1680-1718г по укреплению ханской власти. Попытка укрепления Казахского ханства и объединение племен Казахстана в единое государства принадлежит сыну Жангира- Тауке хану. Основная цель политики Тауке – укрепление ханской власти и государственности. Внешняя политика – создание военного союза казахов с кыргызами и каракалпаками, ослабить на некоторое время натиск джунгаров на казахской земле. Именно поятому во многих источниках Тауке хана называют «ханом казахов, кыргизов и каракалпаков».1686г-1693 Тауке хан направил 5 посольств в Сибирь с целью создания военного союза против джунгар и установления казахско-русских торговых отношений. Внутренняя политика – нормализовала политическую ситуацию, ликвидировала раздробленность казахских земель и подчинил ее к централизованной власти. Укрепление верховной власти при Тауке-хане. «Жеты-жаргы» В истории Казахстана ханского периода известен законодательный памятник «Жеты Жаргы» («Семь установлений»). Его создателем принято считать хана Тауке, поэтому его также именуют «Законы Тауке-хана». По одной из версий Тауке собрал для совета трех влиятельных биев - из Старшего Жуза Толе бия, из Среднего Казбек бия, из Младшего Айтеке бия, обсудив наиболее часто встречающиеся ситуации правового характера они составили и утвердили законоположения. По времени их появление вероятнее всего относится к 70-м годам XVII века. Это было сложное время в истории Казахского ханства. Тауке приходилось вести войну на два фронта - с Аштарханидами за присырдарьинские города и на юго-востоке с ойратами. Изнурительная жестокая война с джунгарами была неизбежной. К тому же внутри ханства не прекращались распри. Чтобы внутренне укрепить ханство и были приняты эти законоположения,
В «Ж Ж» были закреплены основные принципы и нормы права средневекового казахского общества. Обычное право было кодифицировано, дополнено законоположениями предшественников Тауке, ханов Касыма и Есима, «Законы Тауке-хана» юридически закрепляли нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях, то есть охватывали практически все стороны жизни.Согласно «Ж Ж» верховная власть в государстве сосредоточивалась в руках хана, Управление осуществлялось посредством султанов и родоплеменных старшин, через народные собрания - курултаи, где присутствовавшие должны были иметь при себе оружие.Уголовно-правовые нормы предусматривали преступления: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбления, неисполнение сыновьего долга, воровство, прелюбодеяния и другие. Наказания предусматривали кровную месть: кровь за кровь, увечье за увечье. Устанавливался откуп от наказаний - кун. Смертная казнь применялась в форме повешения и побивания камнями за убийство мужа женой, убийство женщиной незаконно прижитого ребенка, прелюбодеяние жены, богохульство.Размер куна зависел от социального положения преступника и потерпевшего. Судеб и админ власть не были отделены друг от друга. «Жеты Жаргы» действовали в пределах всего Казахстана. Время правления хана Тауке отличалась относительным спокойствием 1718г после смерти Тауке в Туркестане усилились Джунгарские нашествия и раздробленность казахских земель.

22.Историческая наука средневекового Казахстана: Мухаммед Хайдар Дулати «Тарихи-и-Рашиди», Кадыргали Жалаири «Джамиат таварих».

В 16-17 вв письменная литература на каз языке была распространена в виде книг религиозного и историко-легендарного содержания, создавлись исторические сочинения и генеалогии (шежире). Выдающиеся представители письм лит-ры Каз. Мухаммед Хайдар Дулати – «Тарихи-и-рашиди» является произведением, вобравшим в себя фольклорные и устные генеалогии правителей, письменные сочинения разных авторов и собственно авторские наблюдения и воспоминания. Этот труд является крупным источником об истории Могулистана, Каз ханства и империи Бабура. Известный историк, литератор; родился в Ташкенте, умер в Кашмирском крае Индии.

Поэма Мухаммед Хайдара Дулати "Джаханнама" вошла в известную книгу "Тарихи Рашиди.

Мухаммед Хайдар Дулати хорошо знал историю Моголстана, Средней Азии и Казахстана, особенно историю феодальной части племени дулат. В 1541-1546 годах в Кашмире он написал "Тарихи Рашиди".

Это произведение Мухаммед Хайдар Дулати написал на персидском языке, опираясь на рассказы о дулатах, передаваемые устно из поколения к поколению, легенды моголов, секретные документы, сохранившиеся во дворцах моголских ханов: сведения различных свидетелей, а также собственные наблюдения.мухаммед Хайдар Дулати умер в 1551 году во время восстания местных жителей.

КАДЫРГАЛИ ДЖАЛАИРИ - великий казахский ученый, видный дипломат, выдающийся политический деятель, живший в XVI веке, автор исторического сочинения «Джами ат-таварих». Как историк он оставил народу очень ценный исторический труд. Это «Джами ат-таварих» - «Сборник летописей» - историческое сочинение, излагающее события, происходившие на территории Казахстана и Средней Азии в XIII-XV веках. Написано на смешанном казахско-чагатайском языке с широким применением народных пословиц и поговорок, употребляемых казахами и поныне. По оценке Шокана Уалиханова, эта работа К.Жалаири - один из важных источников по истории Казахстана, а по полноте сведений о казахах она занимает одно из первых мест.

Опираясь на фактический материал, можно по праву считать Кадыргали Жалаири родоначальником письменных сочинений на подлинно казахском языке. Выдающиеся казахские ученые Каныш Сатпаев и Алькей Маргулан ставят его имя в ряд с именами таких прославленных историков Средней Азии и Монголии, как Бабур, Бенан и Сенан Сэцен.

Кадыргали Жалаири находился на службе у сибирского хана Шибанида Кучума, был его советником, вел делопроизводство, занимался воспитанием молодых султанов. В начале 80-х годов XVI века, покинув Кучума, поступил на службу к казахскому султану Ондану и стал воспитателем и учителем его сына, молодого султана Ораз-Мухаммеда. До 1600 года К.Жалаири вместе с юным султаном прожил в Москве, а с 1602 года переехал с ним в г.Касимов (Керман), когда русский царь Борис Годунов назначил Ораз-Мухаммеда правителем Касимовского царства. Кадыргали Жалаири был избран его главным визирем. Находясь при султане Ораз-Мухаммеде, Кадыргали пишет в 1600 году свою знаменитую книгу «Сборник летописей». Сочинение состоит из трех частей: описание правления Бориса Годунова; краткий перевод книги Рашид ад-дина «Джами ат-таварих»; краткий перевод родословной ханов от Орыс хана до султана Ораз-Мухаммеда. Основную цель написания книги Кадыргали видит в том, чтобы доказать что Ораз-Мухаммед достоин ханского престола. Вторую цель он видит в том, чтобы «показать правоту и справедливость царя Бориса Годунова, а также показать, что высокочтимого хана Ора-Мухаммеда на ханский трон посадил его превосходительство царь» (И.Березин «Библиотека восточных источников», том 1, Казань, 1854). Труд К.Жалаири ценен также сведениями о том, какой султан, хан как умер и где похоронен. Тауекел хана он называет «Главой исламского государства». «Ораз-Мухаммед умер в 1610 году геройской смертью в кровавой битве между Лжедмитрием и Василием Шуйским». Исследованием жизни и творчества К.Жалаири занимались в разные годы казахский ученый Ш.Уалиханов, русские востоковеды И.Березин и В.Вельяминов-Зернов. Значительный вклад внесли татарские ученые А.Рахим, М.Усманов, современный историк М.Сафаргалиев и др. Исследователи Казахстана А.Маргулан, Э.Масанов, К.Жунисбаев, Н.Мингулов, Р.Сыздыкова и др. уделяли значительное внимание этому источнику. События, связанные с пребыванием в России казахов во главе с Ораз-Мухаммедом и К.Жалаири, наиболее полно и красочно описал писатель Мухтар Магауин в романе «Аласапыран». Ш.Уалиханов высоко оценил научное значение книги, назвал ее бесценным памятником казахского языка. Единственная копия «Сборника летописей» была вручена библиотеке Казанского университета татарским ученым И.Халфиным.

В сборнике восточных рукописей, где была напечатана эта копия, есть следующее вступительное слово профессора И.Березина: «Мы не знаем, как называлась эта книга, но мы знаем что основная часть книги представляет собой краткий перевод известного произведения Рашид ад-дина, а потому можно назвать рукопись его именем». Поэтому он предложил дать труду К.Жалаири название «Джами ат-таварих» - «Сборник летописей», пока не будет найдена другая копия, по которой можно будет выяснить подлинное название книги. М.Койгельдиев в статье, опубликованной в 1994 году в журнале «Қазақ тарихы» пишет: «К сожалению, название рукописи, данное автором, отсутствовало и в копии, найденное позже в Петербурге. Поэтому название рукописи так и осталось в виде «Джами ат-таварих». Это обстоятельство послужило препятствием для ученых-историков дать объективную оценку оригинальным сведениям К.Жалаири, дало им повод рассматривать этот труд только как тюркский вариант произведения Рашид ад-дина».

В 1600 г. русский царь Борис Годунов назначил Ораз-Мухаммеда ханом Касымовым (Касымовское царство). Кадыргали Жалайри был назначен одним из его 4-х визирей.

В этот период Кадыргали Жалайри вплотную занялся научной деятельностью. Начав писать в 1600 г. при Касы-ме свою знаменитую летописную книгу "Жами ат-тауа-рих" ("Сборник летописей"), Кадыргали Жалайри закончил ее в 1602 г. Летопись насчитывает 157 страниц и написана на китайской бумаге с особой аккуратностью. Следуя устоявшейся традиции восточных мыслителей, ученый посвятил свою работу русскому царю Борису Годунову. Автор в своих летописях, проводя обзор по восточным странам и городам, дает исторические определения и разъяснения тюркским родо-племенам, населявшим казахские просторы. Остановившись на эпохе Караханидов, автор высказывает свое мнение об огузах. Опираясь на написанную на персидском языке летописную книгу Раши-ад-Дина "Жами ат-тауарих", ученый приводит много исторических фактов о династии Чингисхана и о нем самом. В работе имеются ценные материалы о жизнедеятельности казахских ханов, казахской степи, городах и т. д.

Особый интерес представляет раздел книги, посвященный историческим событиям XIII-ХVI вв., происходившим на казахской земле. Этот раздел изобилует особо ценными материалами о внутреннем и внешнем положении казахских ханств, начиная с начала XVI в., образовании казахских племен, международной и общественно-политической ситуации казахских ханств, формировании патриархально-феодальных отношений, султанах, беках, хафизах и других социальных группах. В летописи содержится много ценных сведений по древней и средневековой истории Казахстана.

Автор в совершенстве владел древним казахским языком. Летопись Кадыргали Жалайри - первое историческое произведение, написанное на древнем казахском языке. Ученые, оценивая научную ценность его труда, ставят Кадыргали Жалайри в один ряд со многими выдающимися историками Средней Азии и Монголии.

Научный труд Кадыргали Жалайри был высоко оценен прославленными русскими учеными, профессорами Казанского университета Н.И.Ильминским, И.Н.Березиным, академиком В.В.Вельяминовым-Зерновым и выдающимся просветителем Ч.Валихановым.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 950 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...