Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Материальная культура Казахстана в VI-начале XIII вв.. (Быт, жилище, одежда, пища)



Среди ведущих отраслей ремесла в кочевой среде следует назвать обработку кожи и шерсти, изготовление юрт, повозок, кузнечество, металлургию, обработку дерева и кости, ювелирные ремесла. В городах и оседлых поселках процветали гончарство, стеклоделие, ковроткачество, ювелирное ремесло, кузнечество и ткачество.Одна из наиболее древних отраслей древнего производства -обработка кожи и шерсти. Обычно каждый кочевник мог изготовить все необходимые предметы сам, но в каждой общине существовали мастера, специализирующиеся в этом ремесле и руководившие общей работой.Степняки производили из войлока различные предметы, начиная с покрытия для юрт, кончая деталями одежды. Из войлока сшивались чулки внутрь сапог, колпаки, а также потники для лошадей. При осаде городов в покрытых войлоком стенах застревали стрелы врагов. Жители небольших поселков, окруженных валами, засыпали войлочные прокладки в валы, благодаря чему соленая вода не разъедала укрепления. Из обработанной кожи кочевники шили верхнюю одежду, а также изготовляли посуду. Для сооружения каркасов юрт и повозок существовала особая группа ремесленников, живших в местах, изобилующих подходящими породами дерева - ивой и березой. Используя различные станки для выпрямления заготовок, сверлильные станки, ремесленники собирали основы юрт и продавали их, либо обменивали на продукты или скот. Зачастую они работали на заказ. Отдельные части юрт и повозок украшались резьбой по дереву.Металлургия издавна составляла одну из наиболее важных отраслей ремесленного производства племен Казахстана. В VB. тюрки были известны как прекрасные рудокопы, платившие дань жужаням железом.Средневековье было временем особого развития ювелирного ремесла. Казахстанские ювелиры продолжали традиции полихромного стиля, выработанного здесь в III-II вв. до н.э. Ремесленник в кочевой общине обычно перемещался вместе с аулом, имея небольшую мобильную мастерскую. В обмен на изготовляемые предметы он получал скот и продукты. Металлурги и кузнецы жили обычно оседло, небольшими поселениями, но тем не менее продолжали оставаться членами общины, из которой происходили.В городах особое развитие получили гончарное ремесло и стеклоделие. Из глины лепили не только посуду, но и готовили светильники и водопроводные трубы. Стекло шло на изготовление различных видов посуды, причем использовались цветные стекла. Высокого уровня достигло кузнечное дело. Специализация ремесленного производства вела к увеличению роли обмена и торговли, что особенно ярко прослеживается в ср.века.На важнейших караванных путях стояли караван-сараи, местом торговли и наиболее оживленной точкой в городе был базар.Большая роль во внешней торговле принадлежала городам, занимавшим узловое положение на караванных путях -Таразу, Отрару, Сыгнаку, Койлыку. Через них шел основной поток грузов из Средней Азии, Ближнего Востока в Китай и обратно. Из Средней Азии возили стекло, драгоценности, изделия прикладного искусства, лошадей, из Китая - шелк, керамику. Оживленно шла торговля между городами и степью. Население оазисов и городов покупали лошадей, скот, шерсть, кожу, кошмы, войлок, молочные продукты, в обмен кочевники получали ткани, хлеб, посуду.Торговля требовала развитого денежного обращения. В VI-VIII вв. представители влиятельных родов уже чеканили монету со своими тамгами. В начале VII в. известны монетные выпуски туркешских каганов. В VII-VIII вв. в городе Суябе существовал монетный двор, выпускавший деньги с именем и тамгой местных правителей. Монеты туркешей, выпущенные в Таразе, отличались единообразием, на лицевой стороне они имели тамгу в виде лука, на оборотной - легенду с согдийским письмом "Туркещ кагана теньга" или "тюркского небесного хана теньга".На внутреннем рынке использовались медные монеты - самое массовое средство обращения и платежа, а в качестве валюты при международной торговле - серебрянные монеты, являющиеся также средством накопления. В первой половине XI в. известны два казахстанских монетных двора- Тараз и Испиджаб, монеты которых обнаружены при раскопках городов Средней Азии и сопредельных территорий.В IX-X вв. в обиходе жителей Казахстана находились монеты государства Саманидов. Высокопробные серебряные дирхемы, называемые "исмаили", а также золотые динары и медные фельсы являлись средством международной торговли. Они часто встречаются при раскопках памятников средневековья Восточной Европы, Прибалтики и даже Скандинавских стран.На внутреннем рынке имели хождение разного рода знаки стоимости, чаще всего так называемые "черные дирхемы". Они различались составом металла и курсом. Одна из наиболее важных составляющих материальной культуры - предметы быта, обихода и в первую очередь жилище и одежда. Жилище представляет собой комплекс построек, обслуживающих различные нужды семьи, и в первую очередь, бытовые и хозяйственные. У кочевников Казахстана в средние века было два типа жилищ-мобильные и стационарные. Самой известной формой мобильного жилища была юрта. Она появилась еще в первом тысячелетии до н.э. и в средние века приобрела современный вид. Юрта является плодом народного творчества, наиболее приспособленной и удобной при кочевом способе производства формой жилища. Юрта состояла из двух основных компонентов -деревянного каркаса и войлочного покрытия. В свою очередь каркас составляется из нескольких частей - основы, купола и купольного навершия. Юрта быстро собиралась и разбиралась, средняя юрта могла транспортироваться двумя лошадьми или одним верблюдом Ханская юрта поразила воображение придворного византийского императора Менандра Протектора. Он описывал шатер с золотым троном, который был настолько легок, что его могла тащить одна лошадь.Преимущества юрты перед другими видами мобильного жилища (шатры, палатки и т.д.) были отмечены соседями. Так, юрты были широко распространены в армии средневекового Китая, у народов Средней Азии.Кроме юрты широко использовался другой вид мобильного жилища - повозка-кибитка В такую повозку в зависимости от величины впрягали от двух и более быков, а иногда и верблюда. Устроена она была по аналогии с юртой, но не разбиралась. Повозки, составленные вокруг, образовывали защитное сооружение. В походах и на охоте и в некоторых других случаях кочевники использовали более простые виды жилища-шалаши из различных частей каркаса юрты, шатры, войлочные палатки.На местах зимовок кочевники Казахстана строили стационарные жилища и хозяйственные помещения. Одним из древнейших видов постоянного жилища был "тошала" или "шоша-ла", построенный по принципу юрты. Были распространены различные виды землянок и полуземлянок. В районах, где не было леса, стены возводили либо из камня, либо из необожженного саманного кирпича. Одежда кочевников была также приспособлена к жизни в степи и способам хозяйствования степняков. В средние века в одежде продолжают развиваться традиции, заложенные в усуньское и кангарское время. Традиционным видом верхней одежды у тюрок, туркешей и карлыков был длинный халат с высоким воротником, запахивающийся на правую сторону. Головной убор напоминал совр. Каз. тымак. Халат перепоясывался наборным поясом, либо кушаком. Мягкие замшевые или кожаные штаны заправлялись в войлочные сапоги без каблуков.Зимой тюрки и карлыки носили меховые шубы, а летом вместо тымака - легкую войлочную шляпу с узкими полями. Женщины одевали платья и халаты, которые шились из привозной хлопчатобумажной или шелковой ткани. Своеобразной была одежда кангар-печенегов и кыпчаков. В отличие от тюрок и карлыков они носили короткие кафтаны без рукавов, поверх которых одевались легкие халаты из замши и кожи, либо из тканей. Обувь чаще всего была на высоком каблуке, очень неудобная при ходьбе, но прекрасно приспособленная к верховой езде - каблуки позволяли крепко держать стремя. Широкие штаны кыпчаки и кангары не заправляли в сапоги, а носили навыпуск. Самым распространенным видом головного убора были войлочные колпаки с широкими полями и высокой тульей. Зимой носили меховые круглые шапки и тымаки. Женщины одевали платья из цветных тканей, короткие кафтаны из замши и кожи. Знать одевалась более богато, чем простые кочевники.Т.образом в V-XII вв. на территории Казахстана развивалась не только скотоводческая кочевая культура, но и оседло-земледельческая и городская, они взаимовлияли друг на друга и взаимообогащались.

14. Духовная культура Казахстана в VI-начале XIII вв.. (Тюркская письменность, наука, религия) С сер 1 тыс на террит Каз складывается неск др-тюрк языковых групп. В 8-10вв из зап-тюрк направления отделяется кимако-кыпчакская языковая группа. В Юж Каз и Семиречье распр. Иран., согд., сир. языки. В связи с распространением ислама широкое распространение получает арабский язык. Древние памятники др-тюркской письменности были найдены в Сев.Монголии на реке Орхон, Толы, Селенги. 1 пам. открыты на р.Енисей в 20гг 18в. Из-за сходства со скандинавскими др-тюркские письма называют руническим. С 9 в широкое распространение получает арабский алфавит. Основные памятники. Юсуп Баласагуни (11в) - памятник светс. литры тюркоязыч народов Каз и Ср Азии, написал поэму «Кутадгу билиг» (Знание, приносящее счастье). Махмуд Кашгари (11в) – написал «Диуани лугат-ат-тюрк (словарь тюрк наречий) – знциклопедия тюрк народов. Ходжа Ахмет Яссауи (12в) – ему принадлежит диуан-и-Хикмет (книга о премудрости). Сулейман Бакыргани (12в) (Хаким АТА) – ученик Ахмеда Яссауи. В своей книге «Акыр заман» оставил потомкам наставления о поклонении Всевышнему. Также книга содержит ряд языковых и этнографических материалов, отражающих историю племен районов Сырдарьи и Каратау. Ахмет Югнаки (12в) – его книга «Хибат Ул Хакайк» (Подарок истины) сост из 14 глав о пользе знаний, труда. Аль-Фараби (870-950г) – ученый-энциклопедист. Автор свыше 50 научных трудов: «Энциклопедия наук», «О происхождении наук». 2 учитель мира. Аль Фараби подразделял науки на теоретические (философия, логика, матем, естествознание) и практические (этика, политика, медицина, астрономия, музыка). Абу-Райхан Бируни (973-1050г) – астроном, матем, географ, геолог, философ, историк, врач, поэт. Автор 150 трудов: «Хронология др.народов», «Ключ астрономии». По ВШП распр. такие религиозные идеи как: буддизм – проник в Юж. Каз и Семиречье с середины 1в до н.э., распространяли племена согдийцев, канглов (1-3в н.э). Памятники буддизма в ЮК и Семиречье: два буддийских храма – в городах Чуйской долины: Ак бешиме и Суябе 7-8в; подземный буд. монастырь недалеко от Испиджаба (6-8вв); бронзовые и серебряные статуэтки Будды, бронзовые бляшки и пластины. Христианство несторианского толка – 7-8в в городах ЮК и Семиречья. При патриархе Тимофее христианство принято карлукским джабгу. Манихейство – возникло в 3в в Иране. Представляло собой синтез христианства (идея мессианства) и зороастризма (идея борьбы добра и зла). Ведущую роль в распространении манихейства играли согдийцы. Зороастризм – возник в 7-6 веке до н.э. в Иране. Характерно почитание четырех стихий Вселенной – воды, огня, земли и воздуха. Ислам – 8-9век шел процесс исламизации ЮК. В 840г Нух ибн Асад подчинил себе Испиджаб, в 859г его брат Ахмет ибн Асад совершил поход на Шаугар. К концу 8в карлуки приняли ислам. В 960г при Мусахане караханиды первыми объявили Ислам гос. религией.

Наука. С X века, в связи с распр ислама, литературные и научные произведения стали писать на арабском языке. В городах Сайрам, Отрар, Туркестан открывались медресе, широкое распространение получили наука и образование. Первым из ученых Востока, ставших известными всему миру, был Абу Насыр аль-Фараби, писавший труды арабским письмом. Алъ-Фараби (870-950 гг.) родился в городе Весидж в округе Ф, получил образование на кыпчакском языке. Он был уч.-фил., муз., матем. с прогрессивным научным мировоззрением. Аль-Фараби был назван «вторым учителем» Логика, медицина, космология, анатомия, философия, юриспруденция, математика - вот круг его широких научных интересов, которые великий ученый осмысливал и развивал своим проницательным умом. Абу Райхан аль-Бируни (973-1050 гг.) - ученый-энциклопедист, автор свыше 150 научных трудов по истории, математике, географии, астрономии, медицине. Его научные труды «Канон Масуда об астрономии и звездах», «Памятник прошлых поколений», «Благородные камни» не утратили научной ценности. Он впервые высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца. Бируни за 500 лет до открытия Коперника научно доказал геоцентрическую систему мира и за 600 лет до Галилея и Ньютона - закон всемирного тяготения. Махмуд Кашгари (1030-1090 гг.) написал труд «Диуани лугат ат-тюрк» А.Н.Кононов писал, что М. Кашгари преследовал цель прославить на весь мир тюркский язык и доказать, что он ничем не ниже арабского. Н.А.Баскаков утверж., что М. Кашгари в сравнительном изучении тюркских языков был первопроходцем среди исследователей. Данный труд является единственным в своем роде богатым фактическим материалом о жизни тюрков XI века Ю. Б. (1021-1075 гг.) известен своим трудом «Кутадгу билик». Это один из первых научных трудов, написанный на тюркском язьже. В книге имеется много сведений об истории и общественно-политической жизни, обычаях и традициях, а также религиозных верованиях тюркоязычных народов, встречается много образцов легенд, пословиц, поговорок и риторики (красноречия). «Кугадгу билик» - это научный труд, отображающий общественную жизнь тюркоязычных народов XI века. Уч. начал писать свою книгу в Баласагуне и закончил в Кашгаре. Затем подарил ее кагану С. Арслану. За создание этого труда каган присвоил ему титул «главный везир». Развитие устного народного творчества в 7-9 веках открыло путь к развитию письменной литературы, начиная с 10 века. Значительную роль в развитии письменной литературы сыграла исл амская религия. Видный поэт эпохи Караханидов Ахмед Иугнеки был прозван «поэтом поэтов, предводителем мудрецов». До нас дошла его знаменитая книга «Дар истины». Дастан (поэма) написан на тюркском языке. Ходжа А. Й. (1103-1167 гг.) род. в городе Сайрам. Он был проповедником исламской религии в Казахстане. Учителем Йасауи является святой Арыс.-Баб. Сборник стихов «Диуан-и-хикмет» написан на тюркском языке арабским алфавитом. Автор проповедует любовь к Всевышнему, смирение и аскетизм, призывает людей быть честными, дружными, относиться друг к другу с любовью и терпением. Одним из великих поэтов является Сулеймен Бакыртшш - ученик А. Й., известный в народе как Хаким-ата. Таким образом, в 10-12 веках у тюркоязычных народов Казахстана появились значительные научные труды и литературные произведения, что было шагом вперед в развитии духовной культуры.Распространение Ислама на территории Казахстана - Доисламские верования. По сведениям археологических исследований, на юге и юге-востоке Казахстана среди жителей городов были распространены различные верования. Судя по письм. Источ., в Сырдар. регионе был распр. культ барана, связанный с зороастрийским фавном. Баран использовался как жертвенное животное и выступал в качестве оберега-тотема. Одной из традиций религиозных верований в средние века являлось полонение огню. Покл. огню казахи связывали со священной Умай ана. В Жетысу, несмотря на распр ислама, сохр зороастризм, христ. несторианского толка буддизм. Распространение ислам. религии началось в период арабских вторжений в Среднюю Азию и Казахстан в начале VIII века. Арабы с 633 года начали предпринимать завоевательные походы других народов, объявляя им «вону за истинную веру».Арабы захват. земли Ирана, Ирака, Сирии, Палестины, Египта, затем вторглись в южные регионы Средней Азии. Араб. Полково. Кутейба ибн Муслим в 709 году захватил Бухару, в 714 году - Шаш. Арабский полководец Насыр ибн Сейяр в 737-748 годах завоевал ряд регионов Сред. Аз. и Юж. Каз. В 751 году в битве у города Атлах тюргеши в союзе с араб. одержали победу над китайскими войсками. В начале X века основатель династии Караханидов Сатук Богра-хан принял ислам. А его сын Муса Богра-хан в 960 году объявил ислам государственной религией. В 10-11 веках в развитии городской культуры значительную роль сыграла новая религия-ислам, поэтому в Х-ХII веках стали возводить крупные архитектурные сооружения в соответствии с канонами ислама мечети, также мавзолеи (крытые монументальные надгробные сооружения). Примером служат мавзолеи Бабаджи-Хатун и Айша-Биби возведены в Х-ХII веках. Они расположены 18 км западнее Тараза. Араб.. Мечети нач строить не только в городах, но и на зимовках. В конце X - начале XI веков население Жжет. в своей основной массе приняло ислам. Во вт пол XII века среди представителей знати кипч и простого кипчак населения близ Хорезма началось широкое распр. ислама. В центр. городе кипчаков Сыгнаке были возведены меч, медрс. Укрепление исламской религии оказало благотворное влияние на развитие различных отраслей науки и знаний на казахской земле.




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 819 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...