Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Соотношение права и морали. С давних пор в общественном и индивидуальном сознании людей утвердилось представление о приоритете морали над правовыми критериями поведения



С давних пор в общественном и индивидуальном сознании людей утвердилось представление о приоритете морали над правовыми критериями поведения. Т.е. человек скорее поступит в соответствии с нормами морали, чем с правовыми, если они не совпадают. Сложной является коллизия правовых и моральных норм. В этих случаях неизбежно частичное разрушение общественной морали и правовой системы общества, сопряжённое со сменой их типа.

Переход к новой морали осуществляется, как правило, медленнее, нежели модернизация правовых институтов и юридических структур.

С точки зрения общей системы ценностей, сложившейся в обществе, право должно отвечать требованиям морали. При этом мораль в наибольшей мере оказывает воздействие на право в процессе его формирования. После же формального закрепления, начала действия нормы морали являются общеобязательными для соблюдения и исполнения независимо от их соответствия или несоответствия нормам морали.

Моральность права и в первую очередь выражение в нём начала справедливости – это этико-юридическое требование, которое свидетельствует об общности их происхождения. Эта общность, единство относятся не только к содержанию законов и других нормативных правовых документов, но и к практике их реализации. Немалое число нормативных положений, содержащихся в документах и имеющих оценочный характер (грубая неосторожность, оскорбление, …), могут приобрести необходимую определённость и реальное юридическое действие только на основе моральных критериев и моральных оценок.

Нельзя отрицать и влияния права на мораль. Реальность морали, её фактическое воплощение в жизненных отношениях в немалой степени зависят от того, насколько действенными являются правовые установления.

Принято считать, что мораль – регулятор более мягкий, чем право с его суровыми процедурами и санкциями. Но на самом деле суровые и жёсткие черты права коренятся в морали, в её бескомпромиссности и предельных требованиях.

Негативная сторона есть и у морали. Существует, а порой сохраняет свои крепкие позиции мораль, фиксирующая порядки, отвергнутые историей и прогрессом.

Государство не случайно поддерживает своей карательной мощью определённый круг моральных требований и императивов, облекает их в юридическую форму. Таким образом приводятся в действие не только достоинства права, но и даётся моральное оправдание властно-принудительной деятельности государства.

Но опять же только лишь с помощью права, его карательной функции невозможно утвердить в обществе, сделать абсолютными, общеобязательными моральные принципы и идеалы.

Мораль – свод неписанных правил, отражающих нравственные нормы и принципы поведения, добра, гуманизма, справедливости, взаимопомощи, уважения и т.д.

Требования права и морали во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, мораль. И наоборот, многие правовые нормы вытекают из нравственных. Вместе с тем возможны противоречия между ними, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали. Причины противоречий могут быть объективные (существующие различия между правом и моралью) и субъективные (право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определённых идеологических и конъюнктурных моментов).

Следование праву входит в число моральных ценностей.

В плане содержания моральные нормы в обществе далеко не однозначны. Это связано с существованием так называемой групповой морали, т.е. системы нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя и т.д., которая может далеко не полностью совпадать с общественной моралью. Может существовать антисоциальная мораль криминальных слоёв общества.

Общее

1. в системе социальных норм они выступают как самые универсальные, распространяющиеся на всё общество

2. имеют один объект регулирования – общественные отношения

3. исходят от общества

4. определяются одними и теми же социальными, экономическими условиями

5. характерны и характеризуют определённый тип культуры и социальную организацию

6. в развитом обществе основаны на одних и тех же общечеловеческих ценностях





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 957 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...