Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Философская антропология - это достаточно влиятельное течение современной философской мысли в центре внимания которого проблема человека а главная идея - создание интегральной концепции человека; его основные представители - М Шеллер А Гелен Г Плесснер Э Ротхаккер. В противовес рационалистическим учениям ф.а. вовлекает в сферу исследования душевно-духовную жизнь человека - эмоции инстинкты влечения что зачастую приводит к иррационализму; представители данного направления абсолютизируют эту сторону внутреннего мира человека умаляя разумное начало. Основная линия этого течения - поиски антропологических оснований человеческой жизнедеятельности культуры нравственности права социальных институтов. Общественная жизнь сводится к межличностным отношениям основанным на естественных симпатиях людей - "истинные взаимности" Все богатство социальной жизни ограничивается актами признания "другого", встречи Я и ТЫ их взаимообщения достигаемого благодаря сопереживанию и общности языка с его психосемантическими индивидуальными нюансами. В противоположность прежним концепциям человека стремящимся выявить некую устойчивую структуру личности представители ф.а. вообще отказались рассматривать сущность человека его существования - всегда нечто незавершенное а потому не поддающееся строгому определению.
Макс Шеллер (1874-1928) немецкий философ основоположник ф.а. как самостоятельной дисциплины социологии и аксиологии - учения о ценностях. Испытал большое влияние философии жизни и феноменологии Гуссерля позже обратился к религиозной философии а далее к метафизике персоналистического типа. Он решительно отрицал идеологию и практику социализма возлагая надежды на "третий" путь - пробуждения чувства нравственной ценности в сознании людей. Он противопоставлял логике интеллекта логику чувства. Любовь по Шеллеру - это акт восхождения который сопровождается мгновенным прозрением высшей ценности объекта. Шеллер рассматривал феноменологический подход не как способ превращения философии в "строгую" науку а как экзистенциальную возможность "прорыва к реальности"; характерный для него дуализм мировых ценностей как идеальных заданий и наличного реального бытия достигает особой остроты в работе "Место человека в Космосе" где могущественный но слепой жизненный прорыв и всепостигающий но бессильный дух выступают как основные принципы человеческого бытия.
Плеснер Хельмут (1892-1985) исходит из позитивистско-феноменологической установки: специфика человека должна быть уяснена через нейтральное по отношению к традиционной метафизике описание структур динамич. взаимоотношения живого тела с окружающей средой. Человек живет "из центра" как и животное которое соотносится с собою "замечает" как свое тело так и среду и спонтанно воздействует на них. Но в отличие от животного человек знает об этом "центре" и тем самым преступает его: не переставая быть самим собой он существует в то же время "вне себя" - эта "эксцентричность" составляет главную характеристику человеческого бытия.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 851 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!