Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сорока-воровка» А.И. Герцена в литературно-идейной борьбе 1840-х годов. «Рамочная» композиция повести и отражение в ней споров славянофилов и западников




(из лекции) В "Сороке-Воровке" Герцен рассказывает историю о крепостной актрисе.
Рама в раме - история главной героини вложена в раму разговоров между западниками и славянофилами.
Разговор начинается с того, что женщинам нельзя заниматься актерским мастерством.
С точек зрения западников - проблема отсутствия хороших актрис –
проблема-следствие недостаточного развития общества.
Недопущение женщин в образовательные заведения - одна из причин.
Вопрос о правах человека и предназначении женщины.

(из учебника) «Сорока-воровка» продолжает антикрепостническую тему всех предшествующих произведений писателя. Весьма оригинальная по структуре, эта повесть сочетает публицистичность и яркую художественность.
Повесть открывается спором на тему, «почему России нет талантливых актрис».

Дискуссия развертывается между демократом (остриженным под гребёнку), либералом-западником (вовсе не стриженным) и славянофилом (остриженным в кружок).

По сути дела, это спор об условиях и возможностях развития русского искусства, всей русской культуры. Славянофил, проповедуя патриархальную покорность, утверждает, что место русской женщины, преданной семье, поглощённой её интересами, «дома, а не на позорище».
По его мнению, она скромная, покорная, безгласная, «никогда не привыкнет выходить на помост сцены».

Западник-космополит, проявляя барское пренебрежение ко всей отечественной культуре, считает, что русская женщина не способна стать большой артисткой по своей национальной ограниченности, по бедности культуры, по примитивизму мысли и чувств.

Демократ, оспаривая мнения того и другого, видит причину недостатка русских артисток лишь в положении русской женщины, занятой семейными обязанностями и лишённой образования. Дискуссия решается в пользу демократа.

Знаменитый артист рассказывает о крепостной артистке, виденной им в небольшом провинциальном городе в труппе князя Скалинского.

Герцен, будучи истинным художником, возвёл жизненный эпизод до огромного обобщения. Его рассказ о судьбе крепостной актрисы перерастает в критику всего крепостного строя. Рисуя в повести горестную историю выдающейся крепостной актрисы, сохранившей свою человеческую гордость и в уничижении, в рабстве, писатель утверждает гениальную даровитость, неисчерпаемые творческие возможности, духовное величие порабощённого русского народа.

Против крепостничества, за свободу личности, за эмансипацию женщины – такова основная идейная направленность повести.
«Сорока-воровка» несколько предваряет идейные разногласия современников в его главном труде "Былое и думы".





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 2279 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...