Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Интерпретации темы поэта в лирике М. Ю. Лермонтова



Одним из наиболее значительных стих-ний в лирике Лермонтова, а также в русской поэзии в целом является стихотворение «Смерть Поэта» (1837 г.), где тема поэта и поэзии органично соединяется с вольнолюбивой лирикой. В сознании Л Пушкин был национальным достоянием, безжалостно уничтоженным верховной властью:

Восстал он против мнений света

Один, как прежде... и убит!

В недостойном, пренебрежительном отношении высшего света к Пушкину Лермонтов видит причину смерти поэта, что вызывает у него глубокое чувство негодования:

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чутъ затаившийся пожар?

Что ж? веселитесь...

По мнению Л, «дивный гений» П был уничтожен клеветниками, лжецами, представлявшими «светскую чернь». Последние 16 строк стих-ния, написанные сразу после постыдных для России похорон Пушкина, звучат как резкий обвинительный акт «толпе, стоящей у трона»:

Вы, жадною толпой стоящие у трона

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сепию закона

Пред вами суд и правда - всё молчи!..

Грозным предостережением, напоминанием о расплате за преступление перед гением Пушкина, перед искусством, перед русской национальной культурой звучат слова Лермонтова: «Есть грозный суд: он ждет; он не доступен звону злата..». Стих-ние «Смерть Поэта» в один день принесло автору славу и признание, о кот-ом заговорили как о преемнике П-на. Интересно отметить, что в стих-нии впервые в русской поэзии встречается так называемая ораторская (декламационная) лирика (последние 16 строк).

В 1838 г. Лермонтов пишет стих-ние «Поэт», посвященное проблеме назначения поэта и поэзии. Стих-ние написано в аллегорической форме. Образ кинжала символизирует такой род поэзии, который не выполняет своего истинного предназначения. Современную поэзию Л сравнивает с «золотой игрушкой», с кинжалом, бесполезно висящим на стене, в то время как он предназначен для сражений и битв:

Игрушкой золотой он блещет на стене –

Увы бесславный и безвредный!

Во второй части стихотворения Л с укором обращается к современному поэту:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт

Свое утратил назначенье,

На злато променял ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

Это стих-ние завершается риторическим вопросом, в котором звучит призыв к «пробуждению» и осознанию поэтом-пророком своей истинной миссии:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок

Покрытый ржавчиной презренья?

Стих-ние Л «Не верь себе» (1839г.) перекликается с теми стих-ниями АСП, где говорится об одиночестве худ-ка, о непонимании высокой поэзии «светской чернью»:

Не унижай себя. Стыдися торговать

То гневом, то тоской послушной

И гной душевных ран надменно выставлять

На диво черни простодушной./.../

Поверь: для них смешон твой плач и твой укор...

В стих-нии «Журналист, читатель и писатель» (1840 г.) речь идет о смысле и назначении истинной лит-ры. Оно явно перекликается с пушкинским стих-нием «Разговор книгопродавца с поэтом». Не принимая ложных ценностей «потерянного поколения» (эпоха николаевской реакции), осуждая бесплодность тв-кой мысли, один из героев стих-ния восклицает:

Когда же на Руси бесплодной,

Расставшись с ложной мишурой

Мысль обретет язык простой

И страсти голос благородный?

Далее Л (вслед за П) передает свое душевное состояние в момент посетившего поэта вдохновенья:

Тогда с отвагою свободной

Поэт на будущность глядит,

И мир мечтою благородной

Пред ним очищен и обмыт.

И вновь тема назначения поэта и поэзии органично сочетается с темой одиночества, неприятия и непонимания современниками тв-ва Л:

А чему толпы неблагодарной

Мне злость и ненависть навлечь,

Чтоб бранью назвали коварной

Мою пророческую речь?

В 1841 году, незадолго до смерти, МЮЛ пишет стих-ние «Пророк». Уже в самом названии стих-ния наблюдается глубокая идейная связь и преемственность тв-ва Л с поэзией П. Так же, как и П, Л осознает себя поэтом-пророком, однако лермонтовский пророк (в отличие от пушкинского) уже наделен горьким жизненным опытом:

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Удел и судьба героя стих-ния гораздо трагичнее, чем в стих-нии П. Слова истины и любви вызывают ненависть у окружающих:

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Как само тв-во Л, так и мятежный дух его личности противостоит окружающей действительности. Поэт одинок в своей борьбе, и тем мужественнее звучит его поэтический голос. Несмотря на одиночество, гонения, ссылки, художник остается верным гуманистическим идеям свободы. Лермонтовский поэт-пророк не получает ни признания, ни наград, он гоним и презираем всеми («Смотрите, как он наг и беден, как презирают все его!»). Однако герой не теряет веры в свое высокое предназначение и убежден в необходимости своей миссии. Очевидно, что в образе поэта-пророка узнаваемы и сам Л, и его судьба. Очень скоро поэт будет убит на дуэли, находясь в ссылке на Кавказе, не достигнув двадцатисемилетнего возраста.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 632 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...