Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Этап: 1826-1842



Вступление на престол Николая I. Это период творчества Лермонтова и Гоголя (но также и застал творчество Пушкина). Период смены пушкинского времени временем гоголевским. Пушкинский - период главенства поэзии, гоголевский – главенствует проза. Начинается техническая революция. Цвет правления Николая - стальной. Такая была и идеология. Белинский влияет на общественное сознание. На смену великому поэту приходит ещё один великий поэт - Лермонтов.

2 этап: 1842-1850 (чёткое реалистическое направление; социальные проблемы, интерес к маленькому человеку, к низшим сословиям).

Натуральная школа - Гоголь, Фет, Герцен. Москва становится идейным центром России. МГУ - очаг духовной жизни. Кружки. Увлечение идеями утопического социализма (Герцен), идеями немецкой классической идеалистической философии (Кант, Фихте, Шеллинг) - идеями духа.

Конец тридцатых — сороковые годы характеризуется как период возросшей идейной борьбы, борьбы двух литературно-общественных направлений. Это славянофильство и западничество. Это предопределило развитие России на многие десятилетия вперед, сегодня такая борьба тоже есть.

ЗАПАДНИКИ СЛАВЯНОФИЛЫ

Белинский между ними спор Хомяков

Боткин этот спор - центр братья Аксаковы

Герцен всей николаевской эпохи братья Киреевские

Каверин прошлое России и будущее.

Чичерин

СЛАВЯНОФИЛЫ считали, что нужно пересмотреть пути развития России, нужно вернуться к её почве, истории. Первое поколение славянофильства - утопия. Они хотели вернуться к патриархальным истокам соборности и общинности. ЗАПАДНИКИ считали, что это всё неправильно. Выступали за освобождение личности от цепей патриархальности. Личность, наделённая свободой воли.

Эволюция поэзии сороковых годов не могла не воспринять эту новую реальность, когла идейная борьба активизируется. Поэтому поэзия идеологизируется достаточно сильно. Это видно на примере творчества Хомякова. В 1844 году выходит его первый сборник с явно заявленной славянофильской позиции. Кроме идеи славянского единства, Руси как центра славянского мира, которому задано свыше быть объединительницей и предводительницей славян, важна была история России. Россия воспринимается в свете неприятия европеизации России, и естественно происходит идеализация допетровской России. Были некие сближения между правыми славянофилами и сторонниками теории официальной народности, они все говорили, что русская государственность должна опираться на истинную православную веру (а не на католицизм и так далее), неприятие всего христианства, которое развивается на Западе. Второй момент — русская государственность должна быть связана с самодержавием, и иного пути не может быть. Эта промонархическая линия была абсолютной для обоих. Стихотворение, написанное Хомяков во время начала Крымской войны (окончившейся трагично — потерей Крыма, из-за этого заболел и умер Николай I), о Руси говорит: «Недостойная избранья, ты избрана... молись... встань на путь покаянья». Стихотворение «Послание России» тоже симптоматичное для славянофилов размышление н ео конкретных личностях, а о месте России в мире.

В период тридцатых годов происходит смена лидера с Пушкина на Лермонтова. В сороковые годы усиливаются настроение идейной борьбы между западниками и славянофилами, но общее пространство сохраняется. Больше противоречий в истории русской прозы. Общим моментом является прозаизация жизни и литературы, проза набирает силу. Причем ведущим жанром, как говорил Белинский "формой времени", является повесть или цикл повестей. Повести Белкина Пушкина, например. Есть несколько тенденций, по которым развивается этот жанр. Прежде всего, жанровая модель повестей Белкина - модель так называемой нравоописательной повести. Но у Пушкина конечно же нельзя говорить о чистоте жанра, потому что любой великий писатель выходит за рамки какого-то одного направления. Так или иначе, тяготел он к нравоописательной повести. Среди таких повестей есть светские - по социальной принадлежности героев, то есть герои принадлежат к высшим кругам дворянства, обычно в столицах, но может быть в провинции и на Кавказе. Как у Лермонтова в Княжне Мэри. Кавказская привязка важна для русской повести, потому что шла война за присоединение и удержание Кавказа к российской империи, и там было широко представлено офицерство и элитарная часть армии вообще. Кавказская повесть - ее тоже можно выделить как некий подтип повестей. Такой жанр был чрезвычайно популярен, писатель мог проявить умение описывать войну и любовь на фоне войны, все очень романтично, как и все в то время (еще романтизм был на пике популярности), кавказские пейзажи - все находило чрезвычайный спрос. Самые массовые - нравоописательные повести причем с кавказским колоритом.

Широкие массы тяготеют к прозе, а не поэзии, повести можно пересказать своими словами. Был к этому интерес, и литература на него отвечала. Вторая тенденция, почему развивалась проза - проза давала поле для развития мысли прежде всего. В поэзии можно ограничиться красотой звучания, она не должна быть слишком умна. Интеллектуальная часть аудитории тоже росла, кстати. Духовная элита конечно испытывала потребность в высокой философской прозе. Ответом на эту потребность становится философская повесть - особый жанр, начавший бурно развиваться в тридцатые годы. Владимир Федорович Одоевский - двоюродный брат Алексея Ивановича Одоевского. Первый Одоевский вместе с кем-то еще руководил кружком любомудрия. Он ориентировался на наиболее интеллектуальную аудиторию, причем был востребованным писателем и ставил перед собой просветительские цели, пытался поднять уровень аудитории, писал сказки для взрослых.

Еще одна тенденция - к расширению художественного полотна. Повесть - средний по размеру жанр, а роман - это самый большой. Повесть как средний жанр был наиболее востребован, но многие писатели понимали, что этого недостаточно чтобы показать реальность, нужно более крупное пространство. Черты романа имела Капитанская дочка 36 года - Пушкин почувствовал эту тенденцию.

На сцене появляется новый автор, писатель, умеющий справляться с большими формами на исторической базе, это Лажечников, русский Вальтер Скотт. Еще Загоскин - его роман присвоил Хлестаков себе в Ревизоре и сказал, что есть два Загоскина.

Таким образом развивается русская литература, и основными жанрами становится повесть, причем бывают повести, объединенные в циклы. Циклизация и появление исторического романа - главные черты развития.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1103 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...