Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Экологическая теория восприятия Дж. Гибсона. Восприятие как функция стимуляции и акт извлечения информации



Гибсоновская теория восприятия начинается с рас­смотрения света, отражаемого от объектов. Сложные структурные свойства отраж. потока света определяются природой и положением объектов. i об объектах содержится в свете. Когда наблюдатель или объект движутся, некоторые характеристики потока света остаются инвариантными, тогда как другие меняются; эти инвариантные во времени ха­рактеристики еще более точно специфицируют "то­пографию" среды. Вос­принимать — значит фиксировать определенные па­раметры инвариантности в стимульном потоке наря­ду с определенными параметрами возмущения. Инварианты задают как постоянство окружаю­щей среды, так и постоянство наблюдателя. Наблюдатель воспринимает благо­даря тому, что он попросту "улавливает" эти инва­рианты. Может быть, ему и приходится специально искать информацию, но у него нет нужды перераба­тывать ее, поскольку она вся уже содержится в свете. Согласно нашей теории, i не должна храниться в памяти, поскольку она всегда есть в наличии.

Организм для Гибсона не является чем-то пассивным, действующим под влиянием стимульных воздействий, скорее, он сам все время подстраивается к свойствам окружаю­щей его среды. Акцент на протяженном во времени сборе ин­формации делает теорию Гибсона приложимой к гаптической (связанной с осязанием) и акустичес­кой информации точно так же, как и к световой, по крайней мере в принципе. Наиболее важной особен­ностью этой теории является указание на то, что исследователям восприятия следует стремиться ско­рее к созданию новых и более богатых способов опи­сания информации, содержащейся в стимулах, чем к построению все более тонких гипотез относитель­но внутренних психических механизмов.

Недостатки: в теории ничего не гово­рится о том, что происходит в голове воспринимаю­щего. Некоторые вопросы, касаю­щиеся когнитивного развития и перцептивного на­учения, рассматриваются в работе Элеоноры Гибсон. Как она показала, различие между тре­нированным и нетренированным наблюдателями со­стоит не в том, что первый добавляет нечто к сти­мулу, а в том, что он способен извлечь больше ин­формации из него: он обнаруживает признаки и структуры высших порядков, к которым не воспри­имчив "наивный" наблюдатель. Новорожденный иг­норирует информацию, которую старшие дети и взрослые усваивают без всяких усилий. Для обоих Гибсонов задача психологии состоит в том, чтобы опи­сать эту i; другая задача состоит в том, чтобы понять внутренние когнитивные струк­туры воспринимающего и способы их изменения.

По мнению Гибсона Неудовлетворительным оказывается и очевидное на первый взгляд утверждение о том, что восприя­тие внешнего мира вызывается стимулами, которые в нем находятся. Восприятие внешнего мира получается из ощу­щений, возникающих в ответ на появление стиму­лов и дополняющихся образами памяти. Широко распространенное представление о том, что экстероцепция и проприоцепция возникают в результате стимуляции экстероцепторов и проприоцепторов, также никуда не годится, поэтому я не разделяю взглядов, в соответствии с которыми каж­дое нервное волокно представляет собой отдельный канал для ощущений. Нельзя согласиться и с тем, что источником воспринимаемых значений и смысла вещей являет­ся прошлый опыт, в чем были убеждены эмпиристы. Но еще более далекой от истины представляется убежденность нативистов в том, что источником зна­чений и смыслов, которые даны нам в виде врож­денных идей, является прошлый опыт всего челове­чества. Теория, объясняю­щая восприятия должна основы­ваться на извлечении информации. Теория извлечения i подразумевает новую концеп­цию восприятия, основное внимание было уделено зрению, что, однако, не означает, будто остальные системы (слуховую, гаптическую, обонятельную и вкусовую) можно рассматривать как сенсорные ка­налы.

Восприятие — это то, чего индивид достигает, а не спектакль, который разыгрывается на сцене его сознания. Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с внешним миром, про­цесс переживания впечатлений, о предметах, а не просто процесс переживания как таковой. Процесс восприя­тия — это и не умственный, и не телесный процесс. Это психосоматический акт живого наблюдателя. Кроме того, извлечение i— процесс активный и непрерывный. Энергия – это постоянный поток. Т.о., процесс восприятия — это поток, аналогич­ный потоку сознания, вписанному У. Джейм­сом. Дискретные восприятия-нечто мифическое.

Новое утверждение о том, что воспринимается. Место — это одно из многих смежных друг с другом мест, образующих ареал обитания, то есть, по существу, весь окружающий мир. Меньшие по размеру места встроены в большие. У них нет гра­ниц, за исключением того случая, когда землемеры проводят искусственные границы ("мой участок зем­ли"). Прикрепленные объекты. Объект — это ве­щество, частично или полностью окруженное сре­дой. Прикрепленный к какому-нибудь месту объект окружен средой лишь частично. Он представляет со­бой выпуклость на этом месте. Так как объект при­креплен, его нельзя перемещать. Изолированные объекты. Полностью изолирован­ный объект можно перемещать, а в некоторых слу­чаях он может перемещаться сам. Следовательно, учиться воспринимать такие объекты приходится иначе, нежели места или прикрепленные объекты. Эти объекты открывают самые разные возможности. Изолированный объект можно поместить рядом с другим объектом и сравнить их. Следовательно, ма­нипулируя такими объектами, их можно группиро­вать, классифицировать или сортировать. Устойчивые вещества. Вещество — это то, из чего состоят места и объекты. Оно может быть газообраз­ным, жидким, мягким, упругим или жестким, то есть степень его "вещественности" может быть раз­личной. События. Я употребляю этот термин для обозна­чения любого (химического, механического или био­физического) изменения вещества, места или объек­та. Событие может быть медленным или быстрым, обратимым или необратимым, повторяющимся или неповторяющимся.

Слова и картинки несут в себе информацию, передают или распрост­раняют ее, но в том океане энергии (механической, химической и световой), в который каждый из нас погружен, информация не передается. Она просто там есть. Положение о том, что информацию можно передавать или что ее можно хранить, верно в тео­рии связи, но не в психологии восприятия. К информации, в отли­чие от стимуляции, неприменимо понятие порога. Информации в окружающем мире не становится меньше оттого, что ее извлекают. В отличие от энер­гии информация не подчиняется закону сохранения.

Не существует информации отдельно для фото­рецепторов, отдельно для механорецепторов и от­дельно для хеморецепторов. Иными словами, информация не специфична относительно рецепторов, из которых состоят наши органы чувств. Специфичным для рецепторов является вид стимульной энергии, которая в нормальных условиях воздействует на них, вызывая специфические для этих рецепторов ощу­щения. Без понятия информации в прин­ципе нельзя понять такой перцептивный феномен, как иллюзии. Но можно ли все иллюзии объяснить ошибочностью ин­формации? Или дело здесь в неспособности извлечь всю доступную информацию, неисчерпаемый источ­ник которой открыт для дальнейшего, более углуб­ленного исследования? Ошибочное восприятие возможностей — вопрос серьезный дикая кошка может выглядеть так же, как и обычная. Наблюдатель всегда может извлечь информацию, посредством которой задается сам материальный носитель представления (холст, поверхность, экран). Для этого наблюдателю нужно подойти ближе и по­лучше рассмотреть его.






Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1672 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2025 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...