Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сошествие Иисуса Христа во ад



Состояние, в котором был Иисус Христос после Своей смерти и прежде Воскресения, изображает церковная песнь: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняли неописанный».

Когда тело Спасителя покоилось во гробе, Его человеческая душа сошла в ад. «Ад... значит место, лишенное света. По христианскому учению под сим именем разумеется духовная темница, то есть состояние духов, грехом отчужденных от лицезрения Божия и соединенного с ним света и блаженства» (Иуд. 6).

Иисус Христос нисходил в ад «для того, чтобы и там проповедать победу над смертию, и избавить души, которые с верою ожидали Его пришествия».

По Писанию: «Он и нисходил... в преисподние места земли» (Еф. 4, 9), «и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал» (1 Петр. 3, 19), и «мертвым было благовествуемо» (1 Петр. 4, 6). (Деян. 2, 24-32).

Следует иметь в виду, что смерть Спасителя не привела к разрушению единства Ипостаси Богочеловека, ибо естества в едином Лице Христа соединились неразлучно: «... естество Божественное, после того как оно приняло на Себя естество человеческое, никогда уже не отделялось от него – ни во время страданий, ни смерти крестной, ни после смерти. И хотя душа отделилась от тела, но Божество ни от тела, ни от души не отделялось. Посему и во время смерти Лицо Христово было одно и то же» [Катехизис].

По учению Церкви, основанному на свидетельстве 1 Петр. (3,18-20; ср. 4,6), Господь по смерти сходил во ад. На старых православных иконах Воскресший Христос попи­рает врата ада и изводит из преисподней Адама и Еву. Об этом го­ворят и наши песнопения [Кассиан].

Воскресение Христово по четырем Евангелиям.

Действительность смерти:

О действительности смерти Христа свидетельствует евангелист Иоанн, указывая, что на кресте Спасителя пронзили копьем: «один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. 19, 34). С медицинской точки зрения явление это указывает на паралич сердца, т.е. на бесспорную смерть.

Также и сотник засвидетельствовал смерть Христа перед Пилатом (Мк. 15, 45), когда Иосиф Аримафейский пришел просить Тело Иисусово на погребение.

Слова первосвященников и фарисеев перед Пилатом: «Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну» (Мф. 27, 63), – когда те просили у него, чтобы охраняли гроб Господень, также говорят о том, что Христос к тому времени был уже мертв.

Первые события Воскресения:

Он вышел из гроба, не тронув камня, которым был привален гроб, не нарушив печатей, которые были наложены членами синедриона. И с этого момента воины, стоявшие на страже, охраняли пустой гроб. Евангелисты не описывают само событие Воскресения. Самый момент Воскресения Христа никто не мог видеть. Даже воины, охранявшие гроб, не видели самого момента Воскресения, т.к. воскресший Христос был невидим для них. Тем более апостолы не могли видеть, они скрывались и запирались в домах своих «страха ради иудейского» (Ин. 20, 19). Поэтому и ни в одном из Евангелий нет описания самого момента Воскресения.

Согласно Евангелиям, первыми вестниками воскресения были (или первым вестником воскресения был): два ангела в белом одеянии (Ин. 20, 12); два мужа в одеждах блистающих (Лк. 22, 4); юноша, облаченный в белую одежду (Мк. 16, 5); ангел, отваливший камень от двери гроба и сидящий на нем (Мф. 28, 2-4).

Стража, приставленная ко гробу, испугалась «великого землетрясения», отваления камня от гроба и явления молниеносного ангела» (Мф. 28, 2) и в страхе побежала к первосвященникам и объявила им о случившемся. Весть о воскресении распятого ими Иисуса Христа заставила членов синедриона уверовать, но уверовать так, как веруют бесы, и вместе с ними – трепетать. Они испугались и подкупили стражников, чтобы те рассказывали всем, «что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали» (Мф. 28, 13).

Свидетельства действительности Воскресения по Евангелию:

а) Пустота гроба (несмотря на то, что были стражники и гроб был запечатан). Как апостолы, на тот момент люди робкие и боязливые, даже дома сидевшие взаперти «страха ради иудейского» (Ин. 20, 19), могли решиться похитить Тело, преодолев вооруженную стражу? Потом, судя по тому, что требовалось отвалить огромный камень от входа во гроб Господень, то почему из стражи никто не проснулся, услышав шум и не схватил учеников вместе с поличным, чтобы тотчас привлечь к суду, уличить показаниями воинов и тем воспрепятствовать их проповеди?

б) Погребальные пелены (Ин. 20, 6-7). Судя по описанию пустого гроба не было похоже, что произошло похищение. Погребальные обряды иудеев были таковы, что снять погребальные одежды с тела умершего было практически невозможно, т.к. «смирна прилипала к телу и одежде как клейное вещество» [Златоуст]. Поэтому если бы похитители взяли тело Иисуса Христа, то взяли бы его с погребальными пеленами, или же порвали их, снимая с Тела Христа, разбросав в беспорядке. Но Евангелие свидетельствует, что пелены лежали свернутыми и сударь, длинный узкий плат, обвивавший голову, не с пеленами лежал, но «особо свитый на другом месте» (Ин. 20, 7).

Первым поверил в воскресение Христово ап. Иоанн – после нахождения погребальных одежд в пустом гробе при невозможности их снятия и положило начало вере ап. Иоанна Богослова в действительность Воскресения (Ин. 20, 6-8).

в) Явления Воскресшего Спасителя:

1. Женам-мироносицам (Мф 28:9-10; Мк. 16:9-11; Ин. 20:11-18). Церковное предание говорит, что первой Христос явился Богородице.

Первые вестницы Воскре­сения были женщины, те самые, которые присутствовали при по­гребении. Им у пустого гроба была поведана ангелами тайна Вос­кресения (Мф. 27:61; 28:1-8; Мк. 15:47 – 16:8; Лк. 23:55 – 24:11; ср. Ин. 20:1-2). Как уже было указано, по свидетельству Евангелия, они первые и увидели Воскресшего [Кассиан].

Имена жен-мироносиц: Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия, Мария Иосиева, Иоанна, по преданию – Марфа и Мария – сестры Лазаря, Мария Клеопова и Сусанна.

Первой пришла ко гробу Мария Магдалина, далее – другие мироносицы, далее – апостолы Иоанн и Петр.

В святоотеческой литературе существует много версий для согласования имен жен-мироносиц, времени их прихода на гроб. Например, схему согласования свят. Феофана Зат­ворника (опуская рассуждения) можно представить следующим образом [Емельянов]:

1) Не все разом пришли на гроб, а группами и в разное время:

а) Мария Магдалина (Ин.).

б) Иоанна с прочими (Лк).

в) Мария Иаковлева и Саломия (Мф. и Мк.).

2) Время прихода ко гробу:

а) Мария Магдалина «еще сущей тьме».

б) Иоанна с другими – «утру глубоку».

в) Мария Иаковлева и Саломия – «воссиявшу солнцу».

3) Постепенность:

а) Мария Магдалина в 1-й раз – «взяли Господа».

б) Иоанна с другими – видели Ангелов, которые сказали, что Господь воскрес.

в) Мария Магдалина во 2-й раз и Мария Иаковлева и Саломия утверждают, что видели не только Ангелов, но и Самого Господа.

Смысл запрещения Христова прикасаться к Нему, обращенного к Марии Магдалине, изложен в утренней стихире 8-го гласа: «Еще земная мудрствует жена: темже и отсылается не прикасатися Христу». «Толкователи нередко пытались объяснить ее прикосновение как слишком человеческое» [Кассиан].

2. Ап. Петру (Лк. 24, 34; 1Кор. 15, 5).

3. Эммауским путникам (Луке и Клеопе) (Мк. 16, 12-13; Лк. 24, 13-35).

4. Ученикам без Фомы «дверем затворенным» (Мк. 16, 14; Лк. 24, 36-49; Ин. 20, 19-24).

Эти явления были в первый день по Воскресении. Далее:

5. Ученикам с Фомой – на восьмой день Воскресения (Ин. 20, 25-29).

6. Семи ученикам на море Тивериадском (5 из них были из 12-ти). Восстановление Петра в апостольском достоинстве (Ин. 21, 1-23) – Галилея.

7. На горе в Галилее. Благословение апостолов на проповедь по всему миру (Мф. 28,16-20; Мк. 16, 15-18; 1Кор. 15, 3-8) – Галилея.

8. Вознесение (гора Елеонская в окрестностях Иерусалима) (Мк. 16, 19-20; Лк. 24, 47-53; Деян. 1, 1-11).

Далее неевангельские явления Христа, по ап. Павлу (1Кор. 15, 6-8):

9. Ап. Петру (см. п. 2).

10. 12-ти ученикам (см. п. 4 «Явление ученикам без Фомы» – очень часто отождествляют, хотя, м.б. и неправильно считает Кассиан).

11. 500-стам братиям [см. п. 7 «на горе в Галилее» – Аверкий].

12. Ап. Иакову.

13. Всем апостолам.

14. Ап. Павлу.

[По Кассиану]: В списке ап. Павла стоят явления, которые не имеют параллели в Евангелии: явление более чем 500-стам братиям и явление Иакову, которое знаменует обращение брата Гос­подня (ср. Ин. 7:5). Явление «всем апостолам» также нелегко ото­жествить с каким-либо из евангельских явлений.

Явления Христа продолжаются и по сей день.

Первые явления женам-мироносицам (Мф 28:9-10; Мк. 16:9-11; Ин. 20:11-18) и все явления ученикам, о которых повествуется в Мк. (16:12-19) и Лк. (24:13-51), а также два первые явления ученикам, расска­занные в Ин. (20:19-29), имели место в Иерусалиме. Последнее Иоанновское явление (21:1-23) и единственное явление ученикам в Мф. (28:16-20) относятся к Галилее.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 307 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...