Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Человек и проблема нравственного выбора в романах Фицджеральда



(литература потерянного поколения)

Фрэнсис Скотт Фицджеральд (Fitzgerald), (1896, Сент-Пол, Миннесота - 1940, Голливуд, Калифорния) - прозаик, представитель так называемой литературы «потерянного поколения». Сам термин пришел из романа Хэмингуэя «И восходит солнце» (1926), где эпиграфом значатся слова Гертруды Стайн «Все вы- потерянное поколение». Это поколение принадлежало периоду перехода от ценностей уже устоявшихся к ценностям, которые еще предстояло создать. Война разрушила тот мир, в котором они себя весьма уютно чувствовали. Они брошены, покинуты, потеряны. Фицджеральд принадлежал к числу тех, кто, по выражению его сверстника, писателя Б. Шульберга, "был оглушен взрывами, даже не побывав на фронте". Для представителей этого течения характерно обращение к теме бессмысленности войны и к судьбе молодого интеллигента в послевоенной Америке. Фицджеральд дал свое название этой эпохе- «джазовый век», тем самым подчеркнув неустойчивость и мимолетность жизни в этот период. Он происходил из небогатой семьи, учился в Принстонском университете, где остро ощутил разницу между собой и детьми богатых родителей. И это острое чувство ненависти к богачам прошло через все его творчество, скажем так, красной нитью прям-таки… во… Но для Фицджеральда категория богатства не чисто экономическая категория (как подмечает Хэмингуэй). Богатые- скучные люди и вообще, это особая раса людей, которым все позволено и поэтому они лишены человечности. В годы первой мировой войны лейтенант тыловой части, расположенной в Алабаме. На фронт он так и не попал, как собсно и в Европу. Здесь произошла встреча Фицджеральда с его будущей женой, Зельдой, сыгравшей драматическую роль в судьбе писателя (она была алкашка, они сильно бухали вместе, он хотел бросить, а она ему не дала, потому что ей казалось, что он ее лишает веселых компаний и друзей. В итоге оба спились L). Творчество: Ø Первый роман - "По эту сторону рая" (This Side of Paradise, 1920) - тема влияния богатства на судьбу человека («лучше быть развращенным и богатым, чем невинным и бедным»)Ø Роман "Прекрасные, но обреченные", The Beautiful and Damned, 1922- бессмысленность жизни Ø Сб. новелл "Эмансипированные и глубокомысленные", Flappers and Philosophers, 1920; Ø Сб. новелл "Сказки века джаза", Tales of the Jazz Age, 1922 – в духе американского фольклора все та же тема богатства: Владелец бриллианта величиной с отель Ритц считает себя всемогущим и пытается даже дать взятку богу! Бога не подкупил, но зато- хозяин земной жизни на все 100%. В рассказе «Богатый парень» герой фантастически богат и считает, что деньги дают ему превосходство над остальными. Узнает, что тетка изменяет дяде- читает ей нотацию. Ее любовник совершает самоубийство. Тетка умирает. Ø Сб. новелл "Все эти печальные молодые люди", All The Sad Young Men, 1926.→ Стремительный рост популярности Ø Роман "ВЕЛИКИЙ ГЭТСБИ" (The Great Gatsby, 1925) – вершина творчества. Гэтсби участвовал в 1ой мировой и вернулся на родину без средств к существованию. Его подобрал биржевой спекулянт и втянул в свои темные дела. Гэтсби делает карьеру, но однажды выясняется каковым было ее начало. Первоначальное название «среди мусорных куч и миллионеров». Основная идея- контраст между материальным богатством и духовной нищетой тех, кто им обладает. Гэтсби любит Дэйзи, жену его богатого соседа. Но он понимает, что она уже морально мертва, «ее голос полон денег». Гэтсби не может быть счастлив. Счастье не покупается за деньги. Гэтсби добивается богатства, чтобы завоевать право на любимую женщину, но и этого оказывается недостаточно. В этом трагедия. По позднейшему признанию Фицджеральда, художественным образцом для этого романа были "Братья Карамазовы" Ф. М. Достоевского, прочитанные как роман-трагедия.Ø Новелла "Опять Вавилон" (Babylon Revisited, 1930)- реквием "веку джаза" с его иллюзиями обретенной свободы, с его шаткими этическими критериями и нежеланием осмыслить реальный ход жизни, который неотвратимо вел к труднейшим социальным испытаниям начала 30-х гг.Ø 1934- роман НОЧЬ НЕЖНА (Tender is the night)- тема разурушения человека, соблазнившегося богатством. Трагедия чела, который любит богатую женщину, но губит ради этой любви свою жизнь. Катастрофа героя в конечном счете предопределена его беззащитностью перед миром, где происходит стирание индивидуальности. Мягкий, обольстительный сумрак ночи, манящий персонажей Фицджеральда, насыщен парами нравственного разложения.Ø Постоянные финансовые трудности заставляли Фицджеральда активно сотрудничать в популярных еженедельниках, куда он посылал рассказы преимущественно коммерческого толка (посмертно они собраны М. Брукколи в книге "Цена была высока", The Price Was High, 1979), не превосходящие уровень "хорошо сделанной" новеллы. Ø С 1935 г., когда выяснилось, что у Зельды неизлечимое душевное заболевание, Фицджеральд работал штатным сценаристом Голливуда. Урывками он писал роман "Последний магнат" (The Last Tycoon), оставшийся неоконченным (опубл. 1941), но достаточно рельефно выразивший новые черты его творческой личности и справедливо расцениваемый как отклик на общественную ситуацию конца 30-х гг., характерную крайним обострением социальных антагонизмов. Основанный на впечатлениях Фицджеральда от Голливуда, роман переводит метафору "фабрики грез", которой является кинематограф, в философский план. Болезненное и целительное столкновение иллюзии и горькой правды о жизни показано как неотвратимый итог всей духовной атмосферы американской жизни межвоенных лет, хотя для героев оно оказывается трагедийным.Откликаясь на острейшие противоречия времени, Фицджеральд в немалой степени был ими надломлен, однако при всех уступках враждебной ему судьбе сумел как художник подняться над преследовавшими его драмами и выразить пережитое им прощание с иллюзиями, типичными для американского сознания, как главный по значимости процесс, который определяет духовную историю США в XX в. 62. Молодой герой и поиски смысла жизни в романе Сэлинджера «Над пропастью во ржи» Джером Дэвид Сэлинджер (р. 1.1.1919, Нью-Йорк) родился в состоятельной семье, окончил Пенсильванскую военную академию, учился в Нью-Йоркском и Колумбийском университетах. Во время второй мировой войны служил в армии. "Над пропастью во ржи" (1951)- единственный роман – принес ему мировую известность.Произведения Сэлинджера принадлежат давней американской культурной традиции, выявляющей несоответствие действительности демократическим идеалам, противоречие между материальным прогрессом и духовным оскудением личности. Неприятие окружающего мира сочетается у Сэлинджера с поисками прочных ценностей, на которых можно, по его словам, строить жизнь "красивую и мирную".Роман "Над пропастью во ржи" отвергал конформистское единомыслие, потребительский образ жизни. Подросток Холден Колфилд[2] остро ощущает разлад действительного и желаемого в обществе, школе, семейных отношениях - во всем отталкивающем, насквозь фальшивом мире взрослых. Холден принадлежит к той части молодежи, которая "не желала взрослеть", так как общество лишено "достойных целей". Холден способен на глубокие, искренние чувства, он жаждет полной правды, чистоты, естественности в отношениях между людьми; он жаждет общения, а натыкается на глухие стены, видит, что все загрязнено расчетом, ложью, взаимным отчуждением. Но Холден неуклюже выражает свои чувства, например бьет стекла в отцовском гараже в деть похорон брата. Месть его тоже неуклюжа. Он представляет себе, что борется с врагами. Представляет себе, как он избивает лифтера Морриса, бьет пошляков, написавших гадости на школьных стенах. Это ребяческое бунтарство, лишь попытки что-то сделать и полная беспомощность. Поэтому Холдена сравнивают с Дон Кихотом. Но тот боролся с ветряными мельницами, но БОРОЛСЯ. А Холден видит реальное зло, но даже замахнуться как следует не может. Ноги становятся ватными, душа уходит в пятки. Холден хрупок и слаб. Он сам- часть того мира, который он ненавидит. Холден неспособен изменить мир, но он показывает нам всю его отвратительность и это чувство неприязни передается читателю. Сам Холден очень чувствителен, он и в других людях ищет того же, и ему обидно, когда он натыкается на грубость, хамство, «нравственную глухоту» (как-то загнул, по-моему, товарищ Самохвалов J). Холден- радар – он сразу видит фальшь, которую не замечают другие. Он отличает ИСТИНУ от ЛИПЫ. Из-за болезненного осознания того, что в обществе присутствует расхождение между видимостью и истинным положение вещей, Холдена сравнивают с Гамлетом. Свобода для Холдена - не самоцель, и общество ему кажется враждебным прежде всего потому, что не позволяет делать бескорыстное, доброе дело. Невозможность примирить желаемое и существующее вызывает у Холдена смятение.Холден ненавидит случайные связи, которыми хвастаются его приятели, он ищет духовного единения с «единственной» девушкой. Женское тело для него- тайна. Поэтому, пригласив проститутку в номер, он не пользуется случаем лишиться девственности, которой он стесняется. Ему противно, что эта «тайна» может быть предметом купли-продажи. Очень интересен эпизод свидания с Салли с точки зрения поиска «настоящего», поиска смысла во всем происходящем. Холден ждет Салли, рассматривает девчонок, которые тоже кого-то ждут, и тут появляется страшная мысль «ничего хорошего с этими девчонками потом не будет! Когда они вырастут, ничего хорошего! Во взрослом мире НЕТ ничего хорошего!». Салли немного лицемерна и кокетлива, не особо думает над тем, что говорит. А вот для Холдена- каждое слово- истина («Ланты- прелесть»- и вот эта «прелесть» Холдена бесит). Салли- красавица, но ее жеманство и лицемерие это не компенсирует. Холден стремится к простому человеческому общению, и наталкивается везде на стены. Даже юная Салли не может с ним вместе помечтать. Поэтому они ссорятся. Холден все время повторяет «мне грустно и одиноко». С одной стороны, он мечтает отгородиться от общества (построить хижину на опушке леса, притворяться глухонемым, найти себе глухонемую девушку), с другой стороны он постоянно стремится к людям (звонит по телефону, говорит с барменами, таксистами, монахинями итд) Сэлинджер акцентирует инфантильность своего героя, что является сознательным авторским приемом. Например, всех спрашивает, куда зимой деваются утки из пруда? Всем плевать, а ему интересно. Это символ связи Холдена с миром детства. Второй такой символ- красная охотничья шапка (вызов практичному и здравомыслящему миру взрослых). Кроме того, Холден любит детей, потому что они искренни (сестренка Фиби, брат Алли и другие малыши). Пороки буржуазного мира особенно бросаются в глаза, если смотреть "чистым", "естественным" взглядом из "страны детства" (А. де Сент-Экзюпери). С другой стороны, Холден не идеален (что предает его образу реальности, достоверности вместе с языком Холдена, его манерой речи), он сам говорит «я ужасный лгун». Но даже эта ложь Холдена носит детский характер. Именно честность и свежесть взгляда, а также постоянная холденовская вовлеченность в "ситуации бунта" (драка со Стрэдлейтером, побег из школы, конфликт с лифтером в отеле) придавали повествованию Сэлинджера о мятущемся подростке острую актуальность, прочитывались многими американцами как отповедь конформизму и философии материального успеха. Некоторые критики считают само название произведения библейской аллюзией и сравнивают Холдена с Иисусом Христом. Евангелие от Матфея, гл 4: «Идите за мной и я сделаю вас ловцами человеков» (cf THE CATCHER IN THE RYE)- борьба за душу человека, ее надо удержать от падения в бездну греха (не случайно ловить он собирался детей, они чистые- первоначальное состояние души человека, еще не испорченной взрослым миром). Еще одна библейская цитата по этому поводу «Будьте как дети и тогда спасетесь». 63. Американский мифологический роман. Джон Апдайк «Кентавр» Джон [Хойер] Апдайк (Updike), (p. 1932, Шиллингтон, Пенсильвания) - прозаик, поэт. Родился в семье учителя. Детство, по словам писателя, прошло под знаком двух катастроф: депрессии 30-х гг. (отец Апдайка долго оставался безработным, а семья матери вынуждена была продать ферму) и второй мировой войны. После окончания Гарвардского университета (1954) год провел в Англии, где обучался живописи в Оксфорде. Вернувшись в США, сотрудничал в "Нью-Йоркере" - рисовал карикатуры, публиковал фельетоны, рассказы, стихи; написал также несколько книг для детей и одну пьесу. Творчество: Первый роман "Ярмарка в богадельне" (The Poorhouse Fair, 1959)- параллель между Римской империей эпохи упадка и современной Америкой. "Кролик, беги" (Rabbit, Run, 1960, рус. пер. 1979)- тема неизбежного одиночества. Появляется типичный апдайковский герой: средний американец, инфантильный, неустроенный, запертый в тесном мирке своей семьи, не поглощенный идеалами потребительского общества, но и не обладающий внутренним потенциалом противостоять ему. "Исцелившийся Кролик" (Rabbit Redux, 1971)"Кролик разбогател" (Rabbit Is Rich, 1981, рус. пер. 1986). Романы о Кролике принесли автору высокие литературные премии."Пары" (Couples, 1968), "Месяц отпуска" (A Month of Sundays, 1975), "Давай поженимся" (Marry Me, 1976, рус. пер.1978), "Иствикские ведьмы" (The Witches of Eastwick, 1984). "КЕНТАВР" (The Centaur, 1963)- лучшая его книга Герой-повествователь, "художник-абстракционист средней руки", как он сам рекомендуется читателю, Питер Колдуэлл вспоминает свое прошлое - несколько зимних дней 1947 г. Главным героем этих воспоминаний становится его отец, школьный учитель, человек со странностями, неудачник и добряк Джордж Колдуэлл. Содержание:

Если изложить РЕАЛЬНЫЕ события в хронологическом порядке, отбросив мифологию, будет так: Один из учеников выпускает стрелу в учителя естествознания Джорджа Колдуэлла. Он бежит из класса к механику Хамелу, он вынимает стрелу. Колдуэл возвращается в класс. Потом он едет на старой машине со своим сыном Питером, едет в школу в город Олннджер. После уроков отец идет к врачу, он боит­ся, что болен раком. Машина портится, и отцу с сыном приходится ночевать в гостинице. На второй день после занятий и после спортивных соревнований (учитель по совместительству еще и тренер школьной команды пловцов) они хотят попасть домой, но не могут добраться из-за бурана и снегопада. На третий день они вернулись домой. Питер простудился, но у отца исследования закончились благополучно, опухоли не обнаружили. Все это вспоминает Питер пятнадцать лет спустя. Теперь он художник-абстракционист средней руки и живет со своей любовницей- негритянкой.

В книге проводится параллель с древнегреческой мифологией. Здесь смешаны вчера и сегодня, быт и буйная фантазия. Провинциальный учитель Колдуэл начинает цокать копытами кентавра, директор школы оборачивается Зевсом-громовержцем, а жена механика Вера Хамел, объясняясь в любви застенчивому учителю Джорджу Колдуэллу, становится богиней Венерой, влекущей мудрого Хирона в свои объятия и упоенно сплетничающей про небожителей.

Очень чутко описываются чувства героев, при этом они не столько описываются, сколько воссоздаются обстановкой (например, урок Колдуэла о происхождении мира и человека. На уроке сидит директор и К конечно же нервничает. Ученики его не слушают, нога болит, атмосфера похоти и разврата, запах конюшни и полное непонимание учителя учениками). Колдуэл обречен потому, что он добр, бессилен и жалок. Он постоянно чувствует это и самоунижается, что безмерно раздражает Питера.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1027 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...