Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Своеобразие фантастики в произведениях Г. Уэллса



Герберт Уэллс (1866—1946). Мастер социально-философской фантастики. Создатель жанра социально-фантастического романа, отразившего законо­мерности научного и общественного развития новейшего времени. Преобладающим в его творчестве является критическое начало. Крупнейший мастер критического реализма, внёсший значительный вклад в общелитературный процесс.

Центральное вопрос - последствия технического прогресса для судеб человечества. Утверждал, что научно-технические достижения не сделают людей счастливыми; они приведут их к гибели.

Биография. Родился в семье мелкого торговца в городке Бромли, недалеко от Лондона. Был учеником в магазине, работал в аптеке, затем снова оказался за прилавком мануфактурной лавки. Сдал экзамены и получить место помощника школьного учителя. Позднее, завоевав право на стипендию, он становится студентом Лондонского университета (учится у Томаса Хаксли). Увлекается естественными науками. Слушает лекции Гексли, работает в лабораториях. В 1914, 1920 и 1934 посещал Россию, где встречался с Лениным и Сталиным (книги «Россия во мгле», 1920; «Опыт автобиографии», 1934). Сторонник фабианства.

Завоевал признание как автор научно-фантастических романов. В период с 1895 по 1914 г. им были написаны: «Машина времени» (1895), «Остров доктора Моро» (1896), «Человек-невидимка» (1897), «Борьба миров» (1898), «Когда спящий проснется» (1899), «Первые люди на Луне» (1901), «Борьба в воздухе» (1908) и др.

Однако сферой фантастики творчество У не исчерпыва­ется. + социально-бытовые романы -— «Любовь и мистер Люншем» (1900), «Киппс» (1905), «Тоно-Бенге» (1909), «Анна-Вероника» (1909), «История мистера Полли» (1910) и др.

Обе эти линии творчества взаимосвязаны. И в той и в другой группе романов обращается к проблемам современности и строит проекцию в будущее. В научно-фантасти­ческих романах рассказывает о межпланетных полетах, о вторжении марсиан на Землю, о необыкновенных открытиях в области физиологии; в бытовых романах ведет речь о тоскли­вых буднях жизни, вводит читателя в круг повседневных ограниченных интересов своих героев. Лишь немногие из них помышляют о свободной и содержательной жизни. Такая «двуплановость» творчества связана со стремлением показать человека не только в его настоящем, но и раскрыть заложенные в нем потенциальные возможности. Человек в понимании У заключает в себе как бы две сущно­сти: он велик и значителен по своим возможностям, однако условия жизни часто делают его незначительным и мелким => пишет о двух типах человеческой личности: в одном живет дух протеста и поиска, в другом — стремление к обыва­тельскому благополучию и покою. Основные аспекты разрешения Уэллсом проблемы взаимоотношения челове­ка и мира: человек и вселенная, человек и история, человек и его социальное окружение. Каждый из этих аспектов требовал определенной жанровой формы воплощения. С этим и связано обращение У к различным видам романа.

Наиболее известными социально-фантастическим и романами довоенного периода являются «Машина времени», «Борьба миров» и «Человек-невидимка». В них предсказаны крупные научные открытия, говорится о возможностях подчинения природы силам человеческого разума, созданы картины будущего. Вместе с тем это произведения о современной Уэллсу английской действительно­сти с ее социальными противоречиями, колониальными грабежами и войнами. Возникает мрачная картина будущего, когда научные открытия и технические достижения обратятся против человека.

«Человек-невидимка»: трагическая история ученого Гриффина. После многих лет научных изысканий Гр открывает секрет превращения человека в «невидимку». Эффек­тивность своего открытия он испытывает на себе. Став невидимым, Гр приобретает огромную власть над людьми. Но Гр — убежденный индивидуалист, человек, находящийся под влиянием ницшеанских идей. Тайну открытия он стремится использовать в своих личных интересах. Погибает, и описание его смерти звучит как осуждение индивидуализма. Причины, породившие этот индивидуализм - обста­новка, в которой протекала его жизнь, среда, в которой он вынужден был работать. До него, как ученого, никому нет дела. Человека-невидимку считают нарушителем всеобщего спокойствия, его боятся и потому убивают. Большое научное открытие погибает вместе с ним.

В центре внимания всегда — человек. Однако в произведениях 30-х годов начинает высмеивать людей, приспосабливающихся к жизни и превыше всего ставящих свое спокойствие и благополучие, в то время как в ранних бытовых романах («Киппс», «История мистера Полли») он пишет об обывателях с юмором.

Большое значение - сатирическая традиция Свифта и Диккенса.

1911 – статья «Современный роман» - наиболее полно изложил свою концепцию романа. Роман отражает жизнь в многообразных формах ее проявления; он способствует формированию морали и идейных убеждений современников, помогает в преобразовании общества.

Публицистический элемент - неотъемлемая осо­бенность произведений У. Пристрастие к диспутам => форма романа-дискуссии.

В период первой мировой войны и в начале 20-х годов - творческий кризис. Идеи о преобразовании общества путем перевоспитания людей и внушения им принципов христианской морали. Вторая половина 20-х го­дов - преодоление кризиса. Возвращается к принципам реалистического искусства.

Произведения послевоенного периода — романы «Мистер Блэтсуорси на острове Рэмпол», «Самодержавие мистера Паргэма», повесть «Игрок в крокет», киносценарий «Облик грядущего», роман «Необходима осторожность». Процесс перераста­ния социально-фантастического романа в социально-политический и бытового — в социально-психологический. Фантастические со­бытия в жизни героя истолковываются как кошмарные видения, навеянные его восприимчивому сознанию гнетущей обстановкой общественно-политической жизни Европы.

Вывод: романы У нельзя назвать просто научно-фантастическими, тк интересуют не вопросы осуществления научно-технических идей, а социальные последствия технического прогресса.

Основная тема произведений – несовершенство социальных отношений. С помощью фантастических образов, гротескных персонажей и гиперболизации разоблачает уродливые стороны буржуазного общества.

39. Английский модернизм как литературное явление (Джойс, Вульф)

Модернизм: противостоит реализму. Выражение углубляющегося кри­зиса буржуазного общества и его культуры.

Философская база модернистов — субъективный идеализм и буржуазный индивидуализм в искус­стве и философии, в науке.

Основные черты:

- принцип главенства искусства над жизнью

- отказ от решения социальных проблем

- не верят в общественный прогресс, жизнь - бессмысленные хаос

- не верят в человека и его возможности => пессимизм.

Переход из одной эпохи в другую – повышенная тревожность человека (страшный суд, конец света). Ожидание 1 Мировой Войны.

Герой произведений писателей-модернистов перестает быть человеком общественным. Эстетика модернизма исключает катего­рию характера. Происходит процесс вытеснения личности героя личностью автора. Основные принципы реалистического искусства отвергаются.

Проблема взаимоотношения человека и общества – острая в ХХ в в связи с напряженностью общественно-политической жизни. Здесь модернисты утверждают индивидуализм и изоляцию личности. Подменяют реальную картину действительности субъективным самораскрыти­ем.

На развитии модернистской литературы сказалось влияние теорий Фрейда и Бергсона. Особое внимание категории подсознательного. Основная задача - проникновение в подсознание, в мир инстинктов, тк только это и может объяснить поведение человека. Роль разума в поведении человека отрицается.

Бергсон - философия интуитивизма. Основная форма подсознания - интуитивизм; только интуиция дает возможность «непосредственного» познания исти­ны; познание проходит вне процесса чувственного и рационального восприятия окружающего. Отрицается роль практики, интеллек­та и логического мышления.

Представители: Джеймс Джойс, Томас Стернз Элиот, Вирджиния Вулф, Дэвид Герберт Лоуренс, Олдос Хаксли.

Джеймс Джойс (1882—1941) «Отец» современного модернистского романа. Искусство и жизнь всегда остава­лись для него изолированными сферами.

Биография: родился в столице Ирландии Дублине. С детства незаурядные способности к музыке. Рос в католической семье. Учился в иезуитских колледжах, готовился к принятию сана. Потом – кризис => сомнения в правильности выбора пути. Увлекался Бернардом Шоу, Мередиктом и Гарди – отрицательно отзывались о религии. Заявляет о своем атеизме, но побороть религиозность так до конца и не смог.

1899 г. - поступил в Дублинский университет, где изучал языки и философию. Ирландия вела борьбу за независимость. Национально-освободительное движение «Ирландское возрождение». Изолировал себя от происходящего. Окончив университет, покидает Ирландию, уезжает вПариж, погружается в богемную атмосферу.

1903 г – возвращается на родину из-зи болезни матери. Попросила прочитать молитву за упокой ее души, но он отказался – долго из-за этого мучился.

1904 – знакомство с Норой Барнакл. Уезжают в Швейцарию.

С 1920 по 1939г. живет во Франции. Болезнь глаз → слепота. Умер в Цюрихе. К концу жизни владел 22 языками (среди них и русский) => сказалось на творчестве.

· довоенный период творчества (1899— 1914) - ранние литературно-критические статьи («Драма и жизнь», «Новая драма Ибсена», «День толпы» и тд) + стихи (сборник «Камерная музыка»), рассказы сборника «Дублинцы», роман «Портрет художника в юности».

Статья «Драма и жизнь»: «подлинное искусство» может существовать и без наличия в нем жизненно правдивых человеческих характеров. Не считает задачей «истинного художника» создание человеческого характе­ра. Все то индивидуальное, что свойственно определенной человеческой личности и обусловлено средой и эпохой, относит к сфере, недостойной внимания истинного художника. В статье «День толпы» утверждает необходимость изоляции художника от общества.

Сборник рассказов «Дублинцы» свидетельствует об оригинальности и незаурядности таланта Дж. Рассказ «Сестры» - без концовки.

Важное место - понятие «епифания» («богоявление») => для обозначения духовного прозрения человека, наивысшего напряжения его душевных сил. Смена ориентиров/акцентов в восприятии жизни. Большинство людей живет надеждой. Дж считает, что нужно жить этим мгновением. Тогда жизнь раскрывается с другой стороны: открывается глубина и значительность в обыденном. Когда в малом открывается божественное (но не в религиозном смысле). Играет важную роль в структуре его произведений. Чаще всего приходится на концовку => особая организация текста, особый ритм.

3 принципа:

1. полнота – многоплановое изображение жизни человека и общества

2. гармония – строго продуманная последовательность и связь элементов внутри сборника. Важна последовательность рассказов. Первые 3 – тема детства, следующие 4 – юность, 4 – зрелость, 3 – об общественной жизни, послед – о физической и духовной смерти.

3. озарение. Последний рассказ сборника – «Мертвые». Сходство с сонатой у целого сборника. Лейтмотив – смерть.

В прозе Джойса довоенного периода есть еще реалистическое начало.

· послевоенный период творчества: «Улисс» (1922) и оставшийся незавершенным роман «Поминки по Финнегану» (1939).

«Улисс»: работал семь лет (1914—1921); впер­вые опубликован в Париже в 1922 г (тираж 1000 экз). Эту книгу на­звали «энциклопедией модернизма». Запрещена почти во всех европейских странах. Произвольная модель мира и человека. Задумал как современную «Одиссею». Древний миф об Улиссе претворил в историю дублинского буржуа Леопольда Блума. Мысль о не­изменности человеческой природы => сопоставление Блума с героем древнегреческих мифов. Вместе с тем, обращаясь к греческой мифологии, создает пародию на человечество.

Замысел всеобъемлющая энциклопедия современной жизни и культуры. Реализован этот замысел в картине одного дня (16 июня 1904 г) из жизни трех основных героев — Леопольда Блума, агента рекламного отдела одной из дублинских газет, его жены Мэрион (Молли) и писателя Стивена Дедалуса, преподающего историю в одной из гимназий Дублина. Сюжет тривиален – задумка автора. Не хочет, чтобы мы увлекались внешним развитием сюжета. Место действия описано очень подробно – Дублин (путеводитель). Подробно рассказывает о том, что они делали, думали, чувствовали в каждый опреде­ленный момент дня, передает поток их сознания (движение мысли лишено логичности, определяется кружевом ассоциаций). Заканчивается 40-страничным монологом засыпающей Мэрион. Объемные и сложные характеры (противоречивые черты). Приемы, характерные для драматургии – внутренний монолог.

Дей­ствие романа начинается в 8 часов утра и завершается в 3 часа ночи. «Улисс» состоит из 18 эпизодов; их последовательность определяется движением во времени — от утра к вечеру.

Согласно замыслу Дж, Блум, Дедалус и Мэрион — воплощение извечных свойств натуры человека, это само человечество, а Дублин — это весь мир. Герой существуют в нескольких измерениях. Каждая глава соотнесена с определенным эпизодом в поэме «Одиссей». Блум – Одиссей, Мэрион – его жена Пенелопа, Стивен- их сын Телемак. Позволяет выявить общее в частном. Делает характер героев архитипичным. Блум олицетворяет отцовское начало, Стивен – сыновнее начало, Мэрион – воплощение женственности. Встреча Дедалуса и Блума – кульминационный момент романа. Их воссоединение – епифания, прозрение для каждого из них. Но аналогия с Гомером условна. Блум лишен решительности (знает, что жена ему изменяет – терпит), Пенелопа – символ верности, Мэрион не такая. Это делает характеры более объемными.

Каждый эпизод – аналогия с какой-то частью тела, органом (почки – 1ый эпизод, мозг, ухо, система кровообращения – улица). У каждого эпизода – лейтмотив, оттенок цвета, вид искусства. В каждом эпизоде – своя повествовательная техника. Стремится расширить ком выразительность.

Дж отказывается от традиционного для жанра романа приема описания, портретной характеристики, логически развива­ющегося диалога. Экспериментирует в процессе передачи «потока сознания», стремится к усовершенствованию техник» внутреннего монолога. При этом он широко использует прием перебоя мыслей и прием параллельного развертывания двух рядов мыслей.

Вирджиния Вулф (1882—1941). Теоретик модернизма.

Биография: родилась в Лондоне в семье известного критика и ученого Лесли Стивена. Получила домашнее образование. Литературно-критические взгляды складывались под влиянием философских и эстетических принципов группы «Блумсбери»: творить подлинное искусство возможно в отрыве от общественно-политиче­ской жизни.

Взгляды на задачи литературы и принципы изображения человека - в статьях «Современная художест­венная литература» и «Мистер Беннет и миссис Браун». Противница реалистического метода Уэллса, Голсуорси, Беннета (их интересует плоть, а не душа => материалисты).

Своеобразие творческого метода основано на свойственном ей понимании окружающего не как объективно сушествующей реальности, а как «воображаемой жизни». Эстетические принципы формировались под воздействием теории: истинное произведение искусства должно быть замкнутым в самом себе миром. Считает, что искусство должно быть совершенно свободным от требований реальной действительности. Для нее мир искусства — это мир эмоций, богатого воображения, бесконечных ассоциаций, это умение тонко передать мгновенное впечатление и бег времени, бесконечное разнообразие ощущений. Главное — заставить читателя проникнуться настроениями героев, увидеть игру света, услышать симфонию звуков, ощутить дуновение ветра. Убеждена в непознаваемости внутреннего мира человека; он остается для нее величиной иррациональной.

Модернистское осмысление приемов психологического анализа связано с поисками композиционных форм романа, в основе которых — не передача событий и отношений героев друг к другу и к окружающей их действительности, а воспроизведение потока их чувств, переживаний, эмоций. Отсюда—свободная форма внут­ренних монологов, импрессионистическая манера в изображении обстановки.

3 периода в творчестве Вулф выделяются три периода.

1. 1915—1922 гг. Романы «Путешествие», «Ночь и день», «Комната Джекоба». Период формирований художественного метода и стиля В.

2. середина 20-х годов. Романы «Миссис Деллоуэй» и «К маяку».

3. 1928—1941. Романы «Орландо», «Волны», «Годы» и «Между актами». Творческий кризис.

«Миссис Дсллоуэй»: Задача: сквозь призму одного дня воспроизвести жизнь героини и тех людей, судьбы которых так или иначе связаны с ней. События происходят в один из июньских дней 1923 г. Дается «поперечный срез» одного дня в жизни лондонского Уэст-Энда. Основным становится принцип одновременности изображения многих событий.

Июньским утром миссис Деллоуэй отправляется за цветами для своего званого вечера. С этого момента читателя увлекает поток времени, разбиваемый на определенные отрезки ударами часов на башне Большого Бена. Постепенно вырисовываются контуры жизни героини. Они возникают из потока ее воспоминаний, из разговоров с людьми. Параллельно развертывается судьба Септимуса Смита, которого миссис Деллоуэй не знает, но его жизнь протекает рядом с ее жизнью, здесь же в Лондоне.

Роман представляет собой как бы ряд моментальных снимков, серию кадров, фиксирующих «моменты бытия», ограниченные временем (один день) и пространством (район Уэст-Энда). Определить границы между этими кадрами не всегда легко, часто они оказываются размытыми. Роман не разделен на главы или части. Он строится как поток ощущений героев, их переживаний и чувств, как поток их сознания и вместе с тем как поток событий, устремляющихся к единой цели — к званому вечеру в доме Клариссы Деллоуэй.

Через весь роман проходит тема смерти и одиночества. Связанная прежде всего с образом Смита, она включает в свой круг и других героев. Одинокой чувствует себя Кларисса: непроходимая пропасть отделяет ее от мужа, нет понимания между ней и дочерью. Одинока и несчастна Лукреция Смит. Ее любовь к мужу велика, но стена безумия разделяет их. Подчеркнута мысль о пустоте жизни и тщетности надежд.

Учит в лит-ре обращаться за опытом к другим искусствам (=н= живопись, музыка). Ромн «Волны» - роман-соната.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 3184 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...