Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Типы культурного наследования и институты образования



Образование как освоение культурных ценностей. Культурная трансляция опыта и понятие социокода. Лично-именной способ межпоколенной трансляции опыта и наставничество как форма образования. Подмастерье как институт образования в традиционном обществе. Роль духовного наставничества. Универсально-понятийный социокод. Дисциплинарность как средство трансляции опыта и основа современной организации учебного процесса.

Образование — это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями.

Образование, так же как и науку, можно рассматривать в тpex аспектах:

Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому. В настоящее время - это переход от индустриального общества XX в. к постиндустриальному или информационному XXI в.

одним из основных принципов существования и развития образования является "культуросообразность". При этом образование рассматривается, прежде всего, как социальный институт с функцией культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе.

В процессе образования человек осваивает культурные ценности (историческое наследие искусства, архитектуры). Поскольку достижения познавательного характера представляют собой совокупность материального и духовного достояния человечества, постольку освоение исходных научных положений также является обретением культурных ценностей.
Можно было бы определить образование как форму человеческой культуры, направленную на трансляцию и усвоение культурных ценностей. Так, становится очевидным, что предметом обучения являются культурные ценности.

Образование участвует в коммуникации, трансляции культурных ценностей. Образование предполагает освоение знаний с помощью средств общения и основного культурного достижения общества — знаковокоммуникативных систем, т.е. языков (будь то языки повседневного общения или дисциплинарной отрасли культуры).
Вполне можно согласиться с утверждением, что в ходе образования происходит овладение социокоммуникативными ситуациями. В упрощенном виде задача образования состоит в том, чтобы научить человека принимать сообщения, выполняя функцию реципиента, но для этого надо уметь передавать сообщения («упаковывать» и кодировать их), выполняя функцию коммуникатора. В культуре эта задача решается средствами социального кодирования — не только в предметных конструкциях, но и структурах социального общения.

Понятие социокода впервые было введено М.К. Петровым. М.К. Петров предлагает понимать под социокодом «основную знаковую реалию культуры, удерживающую в целостности и различении фрагментированный по корпусу вместимости отдельно взятого индивида массив знания, расчлененный на интерьеры мир деятельности и обеспечивающие институты общения». Социокод, таким образом, поддерживает совмещение кодирования в языке с кодированием (структурацией) в общении, формах социального взаимодействия.
Социокод предполагает наличие трех видов общения: коммуникации — обеспечения его целостности и координации в общении; трансляции — обеспечения передачи фрагментов знания новым поколениям и трансмутации — обеспечения социализации результатов познавательных усилий индивидов.
В разных элементах культуры имеются социокоды — выраженные в языке нормы, традиции, институции и пр. Однако в каждой цивилизации есть свой генетически исходный социокод (по сути, порождающий другие). Он является «сверхзнаком», который служит общим ориентиром для участников коммуникации, задает им некий общий алгоритм, исходную позицию для понимания, совместной коммуникации, связывает знаковую реалию языка с социальным контекстом — структурой социальных отношений, воспроизводящих заданную в языке модель трансляции опыта.

В истории развития человеческой цивилизации М.К. Петров выделяет три таких социокода: лично-именной, профессионально-именной, универсально-понятийный, иллюстрируя действие каждого социокода путем обширного историко-культурного анализа.
эти социокоды есть типы культурного наследования. Это и три типа цивилизации, в каждом из которых есть свой институт образования: наставничество, подмастерье, школа.
Человеческая культура тоже начинала свой путь с освоения именного кодирования. С номинации, с обучения ребенка обозначать вещи именами начинается и приобщение ребенка к символической культуре. Человечество, находясь в первобытном состоянии, прошло тренинг по освоению обозначений. Ведущую роль в языке играли и будут играть личные имена.
В культуре лично-именного социокода фрагменты опыта увязывались в целостную конструкцию и подлежали последующей трансляции, в том числе другим поколениям, с помощью личных имен. Универсальным знаком опыта, сверхкода является личное имя. Все события, переживания ассоциируются с именем. Оно определяет вместимость транслируемого фрагмента опыта. Племя располагало конечным количеством имен, и за каждым именем закреплялся определенный фрагмент опыта, необходимого для выживания племени. Коллективный опыт первобытной общины фрагментируется по количеству имен. Присвоение имени — это и было общественным рождением человека. Поскольку опыт молодого, зрелого и старого человека различен, то и имя человек в своей жизни получал трижды. Начиная с обряда инициации, от индивида требовалось «вспоминать», «сохранять» и «приращивать» опыт «своего» имени. Обряд инициации был призван послужить легитимации — принятию в свое оснащение совокупной силы племени в виде его культурного знакового оснащения.

Обряду инициации предшествовала длительная подготовка индивида, в которой принимала активное участие вся родовая община. Непосредственная подготовка молодого человека к ритуалу инициации становится самостоятельным обрядом, в котором главные действующие лица — именинник и наставник, причем наставники — это не родители, а другие соплеменники. Так наряду с матрицей родитель — ребенок встраивается еще одна матрица социализации: наставник — подопечный. Эта матрица закреплена во всех более поздних культурах в институте «крестных родителей», которые после обряда инициации проявляют заботу о ребенке и покровительствуют ему на протяжении всей жизни.
В последующих исторических эпохах роль наставника приобретет более сложные формы: духовный наставник (пастырь), мастер, учитель. Само наставничество трансформируется в воспитание.
Следующий социокод возникает вследствие эволюции цивилизации, разделения труда и развития орудийной деятельности. Разросшийся опыт племени перестал умещаться в структуру имен.
В традиционном обществе над лично-именным социокодом надстраивается профессионально-именной социокод с двумя именными структурами — профессии и их божественные покровители. Под именами профессий объединяются группы людей с распределенными отношениями в системе разделения труда, в том числе технологии, обмена, власти и т.п. С их помощью опыт фрагментируется по корпусу вместимости индивида и поддерживается его коммуникация, трансляция.
В этом социокоде носителем опыта становится не имя предков, а профессия, род орудийной деятельности, диктуемый его технологией.

С помощью имен богов-покровителей расширяется объем памяти — есть бессмертный бог, которому надо передать накопленный опыт, который его сохранит и у которого можно его востребовать, а главное, с помощью бога отсеивается то, что достойно быть сохраненным в памяти; от имени бога выносится вердикт новшеству (действует трансмутация). Так божества становятся посредниками в общении поколений.

Основные формы образования в традиционном обществе — институты подмастерья и духовного наставничества. Первый помогает освоить текст профессии; технология, ее «таинства» выполняют роль сакрального ритуала в трудовом процессе. Второй институт — духовное наставничество (со стороны церкви, пастырей) — на протяжении жизни человека поддерживает его связь с общественными ценностями, вводит в таинства символического мира.
универсально-понятийный —имена понятий принимают на себя основную нагрузку и ответственность в качестве адресатов трансляции, наследования фрагментов приобретенного опыта. На смену традиционной цивилизации с ее профессионально-именным социокодом приходит новоевропейская с универсально-понятийным социокодом, дисциплинарной культурой наследования и трансляции опыта, а также школой как институтом образования.

Дисциплинарность стала конститутивной основой школы как института образования. Содержание образования, преподаваемых учебных предметов, учебно-дисциплинарная динамика являются результатом многоступенчатой редукции культурного опыта, основные звенья которой следующие:

Хранителем целостности и устойчивости человеческой культуры являются узкодисциплинарные области. Есть дисциплины, которые обслуживают отдельные области человеческой практики и поддерживают нормативное общение в узких сферах (например, науки о металловедении), есть более универсальные дисциплины, поддерживающие общение людей в широких сферах жизни (религиозные учения, жанры искусства, общие разделы наук).
В современном обществе сферы дисциплинарной культуры стали неотъемлемой составной частью его социальной организации.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1041 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...