Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Биологическое и социальное в человеке. Человек - существо биосоциальное, то есть одновременно биологическое и социальное, его не следует рассматривать только как явление социальное



Человек - существо биосоциальное, то есть одновременно биологическое и социальное, его не следует рассматривать только как явление социальное. Не следует забывать, что он часть природы, является предметом изучения различных отраслей естественных и общественных наук. Биологические характеристики имеют огромное значение в его социальной жизни.

Биологические характеристики человека не включаются в понятие личности. В этом понятии фиксируются специфические общественные характеристики человека.

Выделившись из природы, человек перестает быть просто биологическим существом, он становится существом социальным. Естественное, природное в человеке не уничтожается, а претерпевает существенную перестройку, ограничено соединяясь с общественным в человеке.

Социальное возникает из биологического, биологическое предшествует социальному, создает для него исторические природные предпосылки. Социальное в процессе своего развития выходит за рамки биологического, становится внебиологическим, надбиологическим. Человек, становясь социальным существом, не перестает быть существом биологическим.

Причины биологического характера определяют индивидуально-неповторимые особенности людей: набор генов, получаемых от родителей, уникален. Он несет информацию, предопределяющую развертывание свойственных лишь данному человеку признаков: особенности темперамента, характера, черты лица и вообще весь телесный облик.

Еще Аристотель определял человека как «политическое животное», тем самым подчеркивая наличие в нем двух начал: биологического и социального, т.е. человек не просто биологический вид, а в первую очередь субъект общественных отношений. Уже с момента своего рождения человек не остается наедине с самим собой; он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Жизнь человека вне общества невозможна.

Говоря о биологических факторах, нельзя сводить их только к генетическим. Следует учитывать и физиологические аспекты индивидуального развития, особенно те, которые вызывают патологический эффект, потому что именно они изменяют биологическую составляющую человека, который в этом случае совсем по-иному начинает воспринимать и социальные факторы.

Каким же образом в человеке объединяются его биологическое и социальное начала? Человек рождается как биосоциальное единство. Это значит, что он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими системами, которые доформировываются в условиях социума, т.е. генетически они заложены именно как человеческие. Механизм наследственности, определяющий биологическую сторону человека, включает в себя и его социальную сущность. Наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем особой способности к подражанию взрослым - их действиям, звукам и т.п. Ему присуще любопытство, а это уже социальное качество. Он способен огорчаться, испытывать страх и радость, его улыбка носит врожденный характер. Таким образом, ребенок появляется на свет именно как человеческое существо. Ребенок не может стать человеком в изоляции: ему нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей общество, именно оно регулирует и наполняет его поведение социальным содержанием.

Таким образом, человек представляет собой целостное единство биологического и социального уровней. При этом человеческий индивид - интегральное единство биологического, психического и социального, приводящее к возникновению новой качественной ступени - человеческой личности.

Человек - продукт двух типов эволюции. По рассмотрению как представителя млекопитающих и высших приматов ее нужно считать продуктом биологической эволюции. Однако человек - в большей степени и продукт эволюции культурной, ибо существенные признаки, отличающие его от животного, является результатом именно этого этапа эволюции.
Культурная эволюция так же представляет собой приспособление человека как живого существа к окружающей среде и обеспечения выживания в нем и также основывается на подборе и передаче жизненно полезной для организма информации как основы самосохранения и дальнейшего приспособительного развития. Но в отличие от чисто биологического механизма культурная эволюция принципиально не связана с действующей наследственностью или изменчивостью. Она специфична как в содержании, характере, способах передачи информации, так и в результатах его использования, то есть в особенностях организации человеческой жизнедеятельности.
Выделяя специфику культурного и биологической эволюции в целостном эволюционном процессе, надо помнить, что они происходили параллельно на протяжении всего времени становления человека. При этом культурная эволюция изначально шла своим путем, воздействуя итоге и на биологическое развитие.

ЭВОЛЮЦИЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ — изменение адаптивных признаков и форм приспособления популяций организмов

Культурная эволюция - непрерывный процесс развития культуры от простых форм к более сложным. Культурную эволюцию можно рассматривать как однонаправленный линейный процесс, прослеживая эволюцию человечества в целом; или как разнонаправленный многолинейный, изучая эволюцию каждой культуры или общества (или конкретных элементов культуры или общества) в отдельности.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1251 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...