Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Деятельность Е.В. де Роберти



Де Роберти определяет социологию как науку о человеческом духе, которая охватывает философию, этику, политику и др., но тем не менее главная цель – описание законов психологического взаимодействия. Исходя из такого понимания социологии, он утверждает, что познание общества проходит 2 стадии:

1. описательная социология

2. абстрактная социология.

В нач. XX в. он использует понятие надорганического, которое является центральным в его учении в этот период и рассматривается в 2-х планах:

1. под надорганическим понимается одна из форм мировой энергии, которая является наивысшей, т.к. она социальна.

2. под надорганическим понимается психологическое взаимодействие, которое не тождественно психологическому явлению, обладающее биологическим признаком.

Надорганическое проходит в своем развитии 2 стадии:

1. стадия психофизических отношений;

2. стадия психологического взаимодействия.

Де Роберти полагал, что практически все социальные явления можно расположить последовательно и логически в определенный эволюционный ряд. Этот ряд состоит из след. категорий:

ü психологическое взаимодействие:

ü социальные группы;

ü личность;

ü наука;

ü философия;

ü искусство;

ü практическая деятельность.

Последние 4 категории он рассматривал как 4 фактора развития цивилизации. Эти факторы он выделил, т.к. человек становится разумным существом с помощью них.

Н.М. Ковалевский определяет предмет социологии как науку об организации и эволюции общества. Социология – это наука, представляющая собой синтез выводов и данных, полученных другими конкретными науками, дающими социологии лишь материал для ее собственных обобщений. В своей классификации наук Ковалевский помещает социологию после биологии.

Генетическая социология Ковалевского представляет собой направление исследований, изучающее социальные изменения. Основную задачу видел в том, чтобы изучать различные социальные явления с точки зрения их происхождения. Анализ происхождения представляет сущность генетического метода. Ковалевский в своей генетической социологии анализировал происхождение семьи, частной собственности и государства.

Идея социального прогресса является обязательным компонентом социологии, которая не может существовать без этой идеи. Прогресс является основным законом общественной жизни. Содержанием прогресса является расширение сферы солидарности в психологическом плане и в смысле объединения людей в различные союзы. Прогресс Ковалевский считал явлением закономерным, поскольку все социальные явления управляются законами и не являются результатом свободных действий людей. Прогресс можно представит в виде смены различных состояний общественной жизни. Последовательность этих состояний можно такова: родовой быт, феодальный, капиталистический быт гражданского равенства. Однако, капитализм не является последней стадией истории. Главное в прогрессе – расширение «замеренной сферы».

Н.И. Кареев Кареев считал, что основой социологии должна быть психология. Выделил 2 разновидности наук:

1. феноменологические – науки о явлениях.(история)

2. номологические науки о законах.(социология психология)

3. типологические (политэкономия, право, политика)

Одной из основных проблем теории Кареева была проблема соотношения личности и исторического процесса. Кареев утверждал, что человечество можно расположить на абстрактной исторической лестнице. На верхней ступени находятся люди, которые самостоятельно задумывают некие дела и их реализуют без участия др. сил. На нижней ступени располагаются люди, которые являются орудием чужой воли, т.к. они не имеют самостоятельности. Кареев делает вывод, что историю делают те люди, которые обладают наиболее ярко выраженным личностным началом, которые деятельны, являются инициаторами различных событий, а не просто подражают другим.

Прогресс включает в себя следующие категории:

· прогресс умственный;

· прогресс нравственный;

· политический (развитие свободы);

· юридический (развитие равенства);

· экономический.

Кареев выделяет пять фаз (этапов) общественного прогресса, отличаю­щихся друг от друга уровнем свободы, равенства и солидарности, с одной сюропы, ролью насилия в социальной жизни, с другой: 1) первобытные об­щества, "характеризующиеся минимумом свободы, господством грубой си­лы и антагонизмами; 2) общества централизованные и дифференцирован­ные, в которых деспотизм соединяется с анархией, сохраняется господство фубой силы и практически отсутствуют равенство и солидарность между людьми; 3) общества с заметным ослаблением качеств предыдущего этапа; 4) общества, в которых па передний план выходят правовые способы регу­лирования, возникает гражданское самосознание, силовые методы заметно ослабевают, появляются свобода и порядок; 5) идеальные общества, в кото­рых господствуют солидарность, истина и справедливость.

До начала XX века социология образования в России практически не получила развития. Это было связано с отсутствием институциональной основы у русской социологии. Этот период характеризуется периодическим чтениемлекций, использованием материалов социологии при чтении лекции по другим дисциплинам.

В 1901г в Париже открывается Высшая русская школа общественных наук, основателями которой были русские позитивисты (Ковалевский). Деятельность этой школы носила просветительский характер, поскольку не имела статуса ВУЗа и не выпускала специалистов по общественным наукам. Основными принципами этой школы были: принцип систематического обучения, принцип свободомыслия. Принцип систематичности реализовывался путем преподавания самых разных дисциплин. Основной целью было показать взаимосвязь между различными науками и сферами общества. Среди социологических дисциплин читались курсы общей социологии, курс общей социологии де Роберти, история социальных классов, Социологии в России и роли личности в истории.

В 1908г. при Петербургском психо-неврологическом институте была открыта 1-ая кафедра социологии. Организаторы – Ковалевский и де Роберти. Возможность открытия кафедр в этом институте была связана с тем, что преподавание в нем было направлено на формирование максимально широкой системы знаний.

В 1913г. была предпринята попытка издания под названием «новые идеи в социологии».

В 1916г. сразу же после смерти Ковалевского было создано русское социологическое общество им. Ковалевского.

Активизация по расширению сферы социологического образования наблюдается к нач. 20-х гг. XX в., когда уже существовали кафедры, социологические организации и велось преподавание социологии.

В 1920г. в Петроградском университете был открыт1-ый социологический факультет, деканом которого стал Сорокин. В 20-е гг начали издаваться учебники по социологии, авторами которых были Сорокин, Бухарин.


Вопрос № 12. Социология П. А. Сорокина: российский и американский период Научная деятельность П.А. Сорокина в российский период; проблематика и направления исследований. Вклад П.А.Сорокина в популяризацию социологии и развитие социологического образования в России. Теория социального поведения П.Сорокина. «Система социологии» П.А. Сорокина. Связь раннего (российского) периода творчества П.А. Сорокина с его последующей научной деятельностью. Тематика и проблематика исследований П.А. Сорокина в американский период его творчества. Построение интегральной социологической системы. Теория социальной стратификации и социальной мобильности. Классификация страт. Идея культурного цикла и социодинамики культуры. Теория культурных суперсистем.

Российский период творчества Сорокина характеризуется многосторонностью, которая означает, что Сорокин уделял внимание разным проблемам. Его сильно занимают вопросы преступности, семьи и брака, прогресса и эволюции, социальное значение войны. Сорокин уделял внимание вопросам сущности и структуре социологического знания, которая определялась исходя из понимания социологии как науки, которая изучает те общества, члены которой помимо участия в органических и неорганических процессах связаны между собой и психическим взаимодействием, под которым Сорокин понимал обмен идеями, чувствами, намерениями. Общество представляет собой совокупность людей, находящихся в процессе общения или же совокупность взаимодействующих между собой высших организмов. Следовательно, предметом социологии становится общие или родовые свойства общественных явлений, не изученные частными социальными науками.

Сорокина интересует теория социального прогресса. Он пытается найти объективный критерий прогрессивного развития общества. Поэтому высказывает сомнения в том, что можно рассматривать историю как непрерывное совершенствование средств и способов производства, развитие интеллекта, морали, роста знаний и солидарности. Сорокин утверждает, что объективным критерием прогресс может быть критерий счастья и благоденствия людей. Для оценки уровня счастья необходим анализ количества самоубийств.

В 1914г. Сорокин публикует «Преступление и кара. Подвиг и награда» - социальный этюд об основных формах общественного поведения и морали. Эта работа – реализация идей о социальном поведении. Она состоит из 2-х частей:

1) теоретическое обоснование тематики, где анализирует формы воздействия на поведение и их функции;

2) исследования происхождения и эволюции основных форм социального поведения.

Явление можно считать социальным, если оно представляет собой обмен психическими переживаниями, которое принимает психологическую форму и воплощается в материальных вещах.

Основой классификации актов поведения у Сорокина становится анализ тех психических переживаний, которые сопровождают то или иное действие. Сорокин полагает, что все акты поведения, которые включают в себя делание или неделание чего-либо, воздержание или терпение можно разделить на 3 группы:

1. акты дозволенно-должные соответствуют представлению о должном, представляют реализацию прав и обязанностей.

2. рекомендуемые, которые не противоречат должному, но представляют собой сверхнормативную роскошь.

3. запрещенные, которые противоречат представлениям о должном и нарушают нормы.

Этим 3-м типам соответствуют 3 типа реакций: преступление – наказание; подвиг – награда; дозволенное поведение – должная функция.

«Система социологии» Сорокина является основным сочинением его российского периода, в котором содержаться положения, развиваемые в американский период. Своей задачей Сорокин поставил – разложить общественную жизнь на составляющие ее взаимодействия и по этим взаимодействиям воссоздать полностью картину общественной жизни. Простейшим явлением, поддающимся наблюдению является взаимодействие двух людей, а элементами взаимодействия являются индивидуальные акты поведения и проводники взаимодействия.

Все взаимодействие Сорокин подвергает классификации:

· антогонистичексие и социальные;

· шаблонные и нешаблонные;

· односторонние и двусторонние.

Уже в первой главе «Системы социологии» ученый определяет предмет этой дисциплины и ее отношение к другим наукам: «Социология изучает яв­ления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, воз­никающие из этого процесса взаимодействия, с другой». Он доказывает, что имеются все необходимые основания для существо­вания социологии как автономной, независимой науки, обладающей значи­тельной практической и теоретической важностью. Вместе с тем он показы­вает и обосновывает тесную связь социологии с биологией, экологией, коллективной и индивидуальной психологией и другими пауками.

Анализируя архитектонику социологии, ее структуру, Сорокин выде­ляет прежде всего теоретическую и практическую социологию. В теоре­тической социологии он рассматривает социальную аналитику, социаль­ную механику и социальную генетику. Предмет социальной аналитики — изучение строения (структуры) социального явления и его основных форм. При этом речь идет о явлениях, взятых в их статическом состоянии и рассматриваемых только в пространстве, а не во времени и только с точ­ки зрения их строения, а не функционирования.

Сорокиным рассматриваются два «подотдела» социальной аналитики: первый, в котором изучается строение простейшего социального явле­ния (при этом он специально выделяет этапы этого изучения: определе­ние такого явления, разложение его на элементы, систематику основных форм), и второй, в котором анализируется строение сложных социальных единств, образованных путем той или иной комбинации простейших со­циальных явлений (и здесь выделяются этапы анализа: определение та­ких единств, разложение их на простейшие социальные явления, классификация основных видов сложных социальных изменений).

Предметом социальной механики является изучение процессов взаимодействия людей, их поведения и тех сил, которыми оно вызывается и опре­деляется. Пользуясь данными социальной аналитики, социальная механика занимается изучением социальных функций или эффектов, которые вызы­ваются факторами человеческого поведения. Первая ее задача состоит в гом, чтобы дать классификацию «раздражителей» поведения людей. Вторая за­дача заключается в изучении влияния каждого раздражителя («фактора») на поведение людей и через последнее — на общественные явления.

Что касается социальной генетики, или генетической социологии, то она главной своей задачей ставит определение исторических тенденций на основе изучения основных постоянных линий развития социальной жизни, данные во времени, а не в пространстве.

Говоря о практической социологии, Сорокин имеет в виду изучение по политической деятельности людей. Поэтому данный раздел социоло-i ии должен быть прикладным по своему характеру. Он связан с ролью со­циологии в осуществлении рациональных социальных реформ, в борьбе с социальными болезнями. Практическая социология должна, опираясь на (аконы, сформулированные теоретической социологией, дать человечест-ну возможность управлять социальными силами, утилизировать их сооб­разно поставленным целям.

Значение российского периода творчества Сорокина трудно переоценить. Это был пик классического этапа отечественной социологии. Идей, сформулированные им и развитые в работах 1910 – 1920-х гг., оказали значительное влияние не только на российскую, но и на мировую социологию всего 20 века. Не случайно, переехав в США осенью 1923г., Сорокин за короткое время – в течение 7 – 10 лет – сумел выдвинуться в ряд наиболее известных и влиятельных социологов. именно он получил приглашение создать социологический факультет одного из самых престижных университетов в США – Гарвардского – и стать его первым деканом. В США он стремился развить основные теоретические положения своей социологии, корни которой восходят к российскому периоду творчества. Так, в Гарварде Сорокин основал исследовательский центр по изучению творческого альтруизма с целью разработки практических методик установления в отношениях между людьми добра, справедливости, действенной любви.

Он много сделал для становления социологического образования в России. Он не только возглавил отделение социологии в Петроградском университете, но и создал целый ряд учебных программ по изучению социологии в учебных заведениях различного уровня. Для достижения этой же цели популяризации социологии он написал первый в России «Общедоступный учебник социологии».

Зарубежный период творчества Сорокина начался в 1922г., когда он покинул Родину. Одной из первых печатных работ является «Листки из русского дневника», где он описывает события отечественной истории.

Основные работы: «Социология революции», «Социальная мобильность», «Основание городской и сельской общины» (20-30-е гг. XX в.).

В «Социологии революции» Сорокин связывает причины восстаний и революции с невозможностью в определенных социальных условиях удовлетворять потребности.

В 30-е гг. он издает «Социальную и культурную динамику», а в нач. 40-х адаптивный вариант «Кризис нашего времени».

В 60-е гг. обосновывает идею конвергенции, т.е. мысль о том, что будущее принадлежит не капитализму и социализму, а типу общества, находящемуся между ними. В современном мире по Сорокину происходит с одной стороны – кризис капиталистической системы, а с другой – кризис коммунистической системы, неспособной удовлетворять потребности людей. Основой конвергенции является сходство в коммунистических и капиталистических типах общества системы ценностей, образования, науки, искусства, права. Постепенный уход советских философов от ортодоксального марксизма Сорокин считал признаком сближения систем. В результате сближения систем появляется новый смешанный тип общества, который может быть приведет к возникновению универсальной системы порядка в глобальном масштабе. Для зарубежного периода творчества Сорокина характерны т.н. интегралистские тенденции, т.е. стремление синтезировать знания, построить интегральную социологическую модель.

Сквозь всю теоретическую социологию Сорокина проходит идея интегрализма. Наиболее ярко она проявилась в анализе личности и общества. «Новая интегральная теория личности не отрицает, что человек является животным организмом, наделенным «бессознательным», рефлексивно-инстиктивным механизмом тела, но она подчеркивает, что, помимо этой формы бытия, человек является сознательным, рациональным мыслителем и сверхсознательным творцом или духом».

Человек интегрален по своей природе, которая складывается под комплексным влиянием ряда факторов космического, биологического, психологического, социокультурного характера. Для получения истины, являющейся главной целью деятельности человека, он пользуется тремя основными каналами – чувствами, разумом, интуицией. В результате их интегрального использования знание о мире человека становится полным.

В теории интегрального типа общества Сорокин пытался представить свой вариант будущего.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1170 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...