Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ВНИМАНИЕ! Желательно перекомпоновку подогнать и уместить так, чтобы с.32 -33 сохранить с текстом! Очень хорошо увязалось. Можно пожертвовать чем-то из рядовой подборки – с. 26-27



Дальше до с. 44 все возможно, только очень бы хотелось дать псковские иконы со с. 44 в полном развороте, как можно крупнее. Они очень красивые.

До с.57 все может быть, только хорошо бы придерживаться хронологии, я не все иконы знаю

На с. 57 хорошо бы найти икону Христос-Архиерей работы Симона Ушакова

С.58-59 – перестановка (см. в верстке)


[1] Цит. по: Успенский. Указ. соч. С. 28.

[2] Н.М. Тарабукин. Смысл иконы. – М., 1999. С. 158.

[3] И.Е.Данилова. Судьба картины в европейской живописи. СПб., 2005. С. 3-4.

[4] Лепахин Валерий. Значение и предназначение иконы. М., 2003. С. 28-29.

[5] Там же. С. 29

[6] Там же. С. 30. Сразу отметим то, о чем далее попытаемся говорить на языке логического разума: сердцем воспринять, а значит, по-настоящему почувствовать и осознать великую тайну благодатного образа можно лишь на основе собственного духовного опыта, даруемого ему Богом.

[7] Анна Яковлева. Техника иконы. В кн.: История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. У1 - ХХ века. – М., 2002. С. 31. Л.А.Успенский в кн. Богословие иконы православной церкви (М.,, 2001) на с. 7 само слово «икона» переводит с греческого не только как «образ», но как «портрет».

[8]Достоевский Ф. М. Выставка в Академии художеств за 1860–1861 год. Критическое обозрение // Время. 1861. Т. 7. Т. 9–10. С. 150.

[9] Там же.

[10] Умение не просто смотреть на произведение искусства, но и видеть его, то есть воспринимать сотворчески чрезвычайно важно, и воспитанию этого качества посвящено немало сочинений искусствоведов и педагогов. Среди последних – книга С.М.Даниэля Искусство видеть (Л.,1990), а также учебное пособие коллектива петербургских педагогов Анализ и восприятие произведения искусства. Художественное сотворчество (под ред. Н.А.Яковлевой. М., 2005).

[11] Павел Флоренский. Иконостас. Указ. изд. С. 56 - 57.

[12] Конечно, одного внешнего сходства недостаточно, более того, в современной живописи можно обнаружить совсем не сходные с оригиналом персонифицированные образы, по словам авторов, передающие их видение модели, представление о ней и ее внутреннем мире, но дела это не меняет, поскольку и такое изображение замыкается на человеческом уровне.

[13] Интересующимся можно рекомендовать книгу Валерия Лепахина Образ иконописца в русской литературе Х1 – ХХ веков. М., 2005.

[14] Существуют различные модели развития художественного образа. Одна из убедительных и наглядных может быть основана на трудах нейрофизиолога академика П.В.Симонову Согласно этой модели, в качестве протообраза художественный образ возникает в человеческом сверхсознании (зоне творчества) как результат рекомбинации всех испытанных художником осознанных и неосознанных впечатлений, там же проходит первичную селекцию и затем попадает в сознание. Можно предположить, что и благодатный образ формируется в этой зоне, но под особым воздействием, в особо настроенной душе [14]и роль творческого первотолчка играет озарение.

Первая фаза бытия художественного образа протекает как творческий процесс - работа художника над произведением искусства. В этой работе соучаствуют чувства и интеллект, необходимым ее компонентом является практическое воплощение промежуточных состояний художественного образа в материале.

Вторая фаза – это объективное, вне связи с создателем бытие художественного образа, вышедшего из рук мастера в завершенном (или оставшемся незавершенным) произведении, обретшем собственную, не зависящую от автора жизнь.

Третья фаза – это развитие художественного образа в активно воспринимающем индивидуальном и коллективном сознании, это субъективный, не имеющий конца сотворческий процесс. В отношении художественного образа верным будет положение о том, что его первая и третья фазы (творческий и сотворческий процессы) симметричны и что сотворческое развитие образа бесконечно.

П.В.Симонов. Созидающий мозг. Нейробиологические основы творчества. – М., 1993.

[15] Епифаний Премудрый. Из Послания игумену Кириллу. / Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов в семи томах. Том У1. – М., 1969. С. 28..

[16] Павел Флоренский. Иконостас. М., 2005. С. 54-55.

[17] Там же. С. 55.

[18] Там же. С.. 55 - 56.

[19] Это обстоятельство богословами объясняется тем, что долгое время замурованный в стене образ был забыт. – Л.А.Успенский. Богословие иконы православной церкви. – М., 2001. С. 21.

[20] Там же. С. 30.

[21] «…живописец был не в состоянии (изобразить Господа – Н.Я.) по причине сиявшего блеска Его лица». - Точное изложение Православной веры. Гл.ХУ1. Цит. по: Иконопочитание и иконопись в богослужебной жизни церкви./ Богословие образа. Икона и иконописцы. Антология. – М., 2002. С.27.

[22] Сегодня мы имеем не один случай аналогичных отпечатков икон на прикрывающем их стекле.

[23] Ни одна из этих первых икон до нашего времени не дошла. Л.А.Успенский упоминает как об одной из древнейших об иконе, хранящейся в Грузии и именуемой «Анчисхатский Спас», выполненной восковыми красками и относимой к УП веку, и иных, но более поздних иконах. – Успенский, указ. соч. С. 31. Прим. 2,6. О получившем в европеизированной церковной живописи иконе с изображением лика Спасителя в терновом венце, орошенного кровью, здесь говорить не будем, поскольку сведения о Веронике, якобы давшей свой платок Спасителю на Его крестном пути, православными учеными почитаются легендарными, и это мнение представляется убедительным.– Там же. С. 22.

[24] Там же.

[25] Там же.

[26] «Если икона Христова – основа христианского образотворчества – передает черты Бога, ставшего человеком, то в иконе Богоматери мы имеем образ первого человека, осуществившего цель воплощения – Обожение человека». - Успенский. Указ.соч. С. 28.

[27] В обстановке музея или аудиторного занятия для полноценного восприятия требуется методически грамотное посредничество педагога.

[28] Если посредник – экскурсовод или преподаватель – сумеет правильно организовать общение с благодатным образом, не забалтывая это общение, не мешая ему, воздействие на зрителя будет весьма благоприятным. В этой ситуации момент впечатляющего уподобления чрезвычайно важен. Иногда состояние зрителей проявляется ярко и недвусмысленно. Так, стоя перед образом А нгел – Златые власы в Русском музее, студенты неосознанно повторяют смиренный наклон его головы и широко раскрывают глаза.

[29] Пластические искусства. краткий терминологический словарь. – М., 1995. С. 52.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 176 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...