Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Истоки благодатного образа и канон



Разворот: собор Софии Константинопольской и на его фоне – лик одной из византийских икон македонского периода (Х-Х1вв.), лучше - Спасителя

С.5 – Христос – Добрый Пастырь

С.6-7. Катакомбные изображения (фрески, скульптура, саркофаги) и символические – из мозаик Равенны и Рима (ранние): агнец, Оранта (не киевская!), рыбы, птицы – павлины, голуби, виноградная лоза

С.8-9 Юстиниан и Феодора с придворными, их лики с огромными глазами (см.Равенна)

С.10-12. Монастырь Св. Екатерины со с. 8, те иконы, что есть + апостол Петр, Сергий и Вакх, Пантократор из этого монастыря. Светочка, поищите, очень нужны эти иконы! Они должны быть в архиве. В крайнем случае см. книги Колпаковой.

13 – 14 - как есть, с. 15 – из каталога музея Кастории, с.7 – Пророк Илия

16-17- 18 как есть

С.19 – Богоматерь Елеуса 1400 г. из каталога Кастории, с. 14-15

С.20-21 – как есть

С.22-25 – миниатюр не нашла, но здесь хорошо было бы поместить этапы работы над образом: доска, проклейка паволокой, левкас, знамение, золочение и тюд до полностью готовой иконы. Можно сделать 8 фотографий и пустить их лентой в нижней части обоих разворотов.

К тому времени, как икона пришла на Русь, она имела сложившуюся в Византии многовековую традицию, закрепленную каноном, выработанным Отцами Церкви за несколько столетий. На этой принесенной из Царьграда основе расцвел феномен особый, со своим благоуханием и цветом, впитавший краски и запахи Русской земли, сохранив Дух Божий и дарованную Им благодать.

Ранее говорилось о том, что икона дана была человеку свыше, в полном и недостижимом совершенстве первообразцов, – в истине, свидетельствующей о Боговоплощении (вочеловечении Бога), и благодати Духа Святого. Потому, наверное, не вполне правомерно говорить о развитии иконы: ее история – это скорее поиск пути к идеалу, данному в нерукотворных образах и в тех, что были созданы апостольской кистью, но получили благодать от Самой царицы Небесной.

Чтобы продвигаться по этому пути, необходимо было осознавать, что главная цель христианского образотворчества (не просто искусства!) – это создание произведений - храмов, икон, молитв, песнопений, - вмещающих благодать Святого Духа и способных передать Фаворский свет человеку. Постичь – не умом, но умным сердцем – тайну художественно-образных форм, порождаемых благодатью и наполняемых ею, как светильник маслом. Научиться смирению и понять, что в этом случае человек – всего лишь орудие и со-работник Духа Святого. И только в том случае, если тот, кого мы привычно называем художником, способен воспринять благодать и творить во имя Господне, процесс иконописания становится служением, приводящим к рождению благодатного образа.

Однако достичь такую цель усилиями одного человека невозможно: в иконописании изначально был задействован соборный разум Церкви, созидающий канон.

В искусствоведении термином канон обозначается «совокупность твердо установленных правил, определяющих нормы иконографии, пропорций, композиции, рисунка, колорита для данного типа произведений; также произведение, служащее для данного типа образцом»[29]. История искусства знает немало художественных систем, в которых канонические нормы занимают заметное место и базируются на той или иной идеологической основе.

Иконописный канон подчинен одной, изначально великой цели: необходимости сохранить и закрепить каждый шаг, каждое маленькое продвижение по пути создания благодатного образа. Канон в иконописании есть важная часть свода правил, относящихся к церковной жизни в целом и выработанных Соборами и святыми Отцами.

Прошли века, прежде чем рукотворная икона обрела благодатную силу. И века эти были нелегкими. Ведь художественный образ должен был изобразить в зримых формах неизобразимое и вместить невместимое: человеческую и Божественную природу Ипостаси Спасителя, земное и небесное начала в образе Богоматери, горний мир – мир духовной реальности. При этом нужно было проложить путь между двумя крайностями:

Разворот: храм Христа Спасителя и в правом углу – образ Спаси Поискать, какой подойдет)





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 136 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...