Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Актерское искусство второй половины XVIII



Во второй половине XVIII века начинает формироваться нацио­нальная исполнительская школа, намечается оригинальная манера актерской игры, сценического поведения. Обширный репертуар, включающий пьесы различных направлений, помогал выявлению талантов, совершенствованию актерского искусства. Обогащению профессиональных навыков способствовали выступления драмати­ческих актеров в операх, балетах, музыкальных спектаклях. Они стремились вносить новое в сложившиеся театрально-художествен­ные системы, по-своему истолковывать пьесы и образы. Не «потеш­ника», а художника-просветителя и воспитателя общества видели теоретики классицизма в актере. И русский театр стремился утвер­дить и развить это основное положение классицистов.
Рядом с классицизмом и сентиментализмом в драматургии появляются элементы критического реализма. Эти формирующиеся художественные системы также воздействуют на театральное искус­ство. Активно влияют на игру первых профессиональных артистов России исполнительские традиции школьного театра, театра «охочих комедиантов». Есть свидетельства современников о творческом освоении Ф. Волковым и его последователями наследия искусства скоморохов.
Вслед за А. П. Сумароковым первые русские актеры-профессио­налы отрицали правила французской декламации, которые во многих театрах Европы считались эталоном для исполнителей классицистской трагедии. В России очень скоро отошли от обязательных для искусства классицизма ограничений. Например, актеры, выступав­шие в «высоких» трагических ролях, могли выходить на сцену и в «низкой» комедии.
Федор Григорьевич Волков был актером широкого диапазона. Он с одинаковым блеском выступал в трагедиях и комедиях. В совершенстве освоив исполнительскую манеру своего времени, правила декламационного искусства, Волков внес в них новые черты. Для него было характерно стремление к естественности, эмоцио­нальность, яркий темперамент. Поиски сценической правды, начатые Волковым, в недалеком будущем стали отличительной чертой рус­ского театра. Через много лет М. С. Щепкин, рассуждая о величии, славе и самобытности русского театра, особо подчеркнул, что именно Волкову последующие поколения российских актеров обязаны всем лучшим.
Играть Волкову приходилось много. И в ярославской и в петер­бургской труппах он был «первым актером». Федор Григорьевич выступал в пьесах из репертуара школьного театра, в интермедиях и переводных пьесах иностранных авторов; он дал сценическую жизнь многим персонажам драматургии Сумарокова. Полный список его ролей не сохранился. Отрывочны и невелики непосредственные отзывы о его выступлениях. Известно, что в ряде своих ролей — Оскольда (трагедия Сумарокова «Семира»), Американца (балет с текстом «Прибежище добродетели»), Марса (пролог «Новые лавры») — актер был вдохновлен темой тираноборчества, утверждал гуманизм, справедливость, высокое гражданское достоинство. «Из всех ролей Волкова особняком стоит роль Марса. По существу, это длинный монолог, в котором бог войны вещает о победе, одержанной русским оружием в Семилетней войне. Монолог насыщен чувством искреннего патриотизма; речь льется неудержимым бурным пото­ком».
Ф. Г. Волков был не только первым актером-профессионалом, но и первым режиссером. Дарование его как режиссера широко проявилось в постановке массовых сцен и представлений. Дарование его как режиссера широко проявилось в постановке массовых сцен и представлений. Режис­серский опыт, приобретенный в ярославском, а затем в петербургском театрах, помог Волкову организовать грандиозный уличный маска­рад «Торжествующая Минерва», состоявшийся в Москве в 1763 году по случаю коронации Екатерины II. Всю эту пеструю массу нужно было научить двигаться по строго разработанному плану, знать каждому свое место в режиссерской партитуре. Маскарад проходил в дни масленицы, и Волков насытил его шутками, скоморошьими забавами и действами.
Руководя маскарадом, с непокрытой головой разъезжая среди процессий, Волков простудился и умер. Смерть его была тяжелой утратой для русской культуры.
Но начинаниям Волкова суждено было жить и развиваться. В частности, продолжал существовать театр, основанный им в Ярос­лавле. После отъезда Волкова в Петербург труппу возглавили его братья, Алексей и Гавриил. Театр пользовался большим успехом у ярославских зрителей. И с тех пор театральное дело в Ярославле не прекращается. Ныне Ярославский драматический театр — один из лучших в РСФСР. Он носит имя своего основателя Ф. Г. Волкова.
Среди актеров второй половины XVIII века — последователей Ф. Г. Волкова — первое место принадлежит Ивану Афанасьевичу Дмитревскому (1734—1821). Свой сценический путь он начал в Ярославском театре, вместе с Волковым прибыл в Петербург, совер­шенствовал мастерство, пополнял знания в Шляхетном корпусе и в первом профессиональном русском театре стал одним из ведущих актеров. После смерти Ф. Волкова он возглавил русскую труппу.
Дмитревский был одним из образованнейших людей своего време­ни. Дважды актер бывал за границей, где знакомился с творчеством мастеров театра. Он принадлежал к лагерю прогрессивных худож­ников, ведущих борьбу с напыщенностью придворно-аристократического искусства. В 1802 году Дмитревский первым из актеров был удостоен звания члена Российской Академии наук.
Его многогранная деятельность не ограничивалась актерской игрой: он занимался переводами пьес, был режиссером, педагогом. С именем Дмитревского связана первая постановка «Недоросля» Фонвизина, где он выступил и как режиссер и как исполнитель роли Стародума.
Дмитревский создал огромное количество сценических портре­тов. Он выступал в классицистских трагедиях и комедиях, в сенти­ментальных драмах, в комедиях нарождающегося сатирического направления. Лучшие его роли — Синав и Димитрий Самозванец в трагедиях А. П. Сумарокова, Добросердов в комедии В. И. Лукина «Мот, любовью исправленный».
Дмитревский не признавал распевной декламации, статичности героев классицистской трагедии. Речь его была согрета естествен­ным чувством, восхищала искренностью эмоций. Дмитревский на­мечал мизансцены, тщательно отрабатывал пластику, стремился вносить в классицистские спектакли правду человеческих чувств.
Последнее выступление выдающегося артиста состоялось в 1812 году. Он играл в патриотическом спектакле С. И. Висковатова «Всеобщее ополчение» роль старика, вносящего свою скромную лепту в дело защиты родины. Овациями встретили его зрительный зал и участники спектакля. Его приветствовали не только как одного из основателей русского театра, но и как замечательного общест­венного деятеля, верного сына своей страны.
Другой видный актер второй половины XVIII века — Яков Дани­лович Шуйский(год рождения неизвестен, умер в 1806 году). Шуй­ский также прибыл в столицу с ярославской труппой. Он был талант­ливым комедийным актером, обладал богатой мимикой, живым сценическим темпераментом, великолепно исполнял роли слуг — проворных, решительных и смекалистых. В «Недоросле» актер играл роль Еремеевны и немало способствовал своей игрой успеху спектакля.
Незаурядным талантом отмечено искусство первых русских актрис. Татьяна Михайловна Троепольская(год рождения неизвес­тен, умерла в 1774 году) начала выступать на сцене Московского университетского театра, а затем в числе лучших его актрис была принята в труппу Петербургского придворного театра. Обладая прекрасными внешними данными, красивым, мелодичным голосом, она стала лучшей исполнительницей главных ролей в трагических спектаклях: Ильмены в «Синаве и Труворе», Ксении в «Димитрии Самозванце» и др. С не меньшим успехом играла она в коме­дийных спектаклях и в «мещанских» драмах. Велика была эмоцио­нальная сила ее воздействия на зрителей, особенно в трагических ролях.
Разносторонней актрисой была Аграфена Михайловна Мусина-Пушкина,по мужу Дмитревская (1740—1782). Она обычно играла бойких, озорных и лукавых служанок, но выступала и в серьезных ролях, например в «Прибежище добродетели» А. П. Сумарокова. Уже в молодые годы талантливо исполняла роли старух.
Блестящее дарование Василия Петровича Померанцева(год рождения неизвестен, умер в 1806 году) раскрылось на сцене Петров­ского театра в Москве. Он был актером очень темпераментным, умел покорять зрительный зал силой чувств, неожиданностью сцени­ческих красок. Красивый голос, живая мимика, умение создавать различные характеры закрепили за Померанцевым славу ведущего актера Петровского театра.
Петр Алексеевич Плавильщиков(1760—1812) начал сценическую карьеру на сцене Университетского театра, где исполнял роль Димит­рия Самозванца. Затем он выступал на петербургской сцене в ролях Хорева («Хорев» Сумарокова) и Секста (трагедия Княжнина «Тито­ве милосердие»). Вся дальнейшая его творческая жизнь связана с Москвой, с Петровским театром. В классицистской трагедии Плавильщиков создавал очень эффектные, величественные образы, с пафосом декламировал, следуя законам театральной эстетики классицизма.
Среди крупных актеров этого периода можно назвать и такие имена, как А. М. Крутицкий, В. Ф. Рыкалов, А. Е. Пономарев, С. Н. Сандунов.




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1327 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...