Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Каковы цели познания?



«Все люди от природы стремятся к знанию» — так начинает Аристотель свой знаменитый труд, получивший название «Ме­тафизика». Но каковы цели познания? Отвечая на этот вопрос, философия выработала теоретическую альтернативу. Многие философы склоняются к прагматической, в широком смысле слова, позиции: знание полезно человеку, оно помогает ему жить, и конечный смысл познания заключен в его практиче­ской реализации. Несмотря на очевидную убедительность этой позиции, не менее многочисленную группу составляют филосо­фы, полагающие, что практика, безусловно, стимулирует позна­ние, но не является его подлинной целью, знание ценно само по себе, независимо от того, приносит ли оно практическую пользу человеку.

Самый мощный импульс к развитию прагматическая пози­ция получила в Новое время, в тот период, когда наука начи­нает в полной мере демонстрировать свою выдающуюся роль в материально-технической сфере. Известный лозунг той эпо­хи «знание — сила» выражает оптимистическую веру в науку, способную подчинить себе природу и общество и тем самым изменить жизнь человека к лучшему. В значительной степени современное прагматическое отношение к знанию является результатом развития новоевропейской традиции. Об этом сви­детельствует и сегодняшний пиетет по отношению к науке, и несколько презрительное отношение к бесполезным формам знания.

Позиция, альтернативная прагматической, базируется на эс­тетическом отношении к действительности, если под эстетиче­ским понимать то, что прямо не связано с целью практического использования. Одной из форм эстетического отношения к зна- I нию выступает античная традиция. Созерцательный образ жиз­ни- древних философов основывался на том, что бесполезные теоретические размышления ценились выше чувственных удово­льствий. Научные занятия рассматривались как высшее наслаж­дение, независимо от возможностей практического применения знания. В настоящее время, когда оптимистическая вера в науч­ный разум становится менее безоговорочной, традиция эстети­ческого, созерцательного отношения к знанию выражается в ре­абилитации вненаучных форм познания, например мифологии и религии. В этих условиях и сама философия, являясь формой бесполезного знания, приобретает шанс на выживание.






Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 194 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...