Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Какие виды знания выделяют философы?



Знание является результатом познавательного процесса. В широком смысле слова знание — это вся информация, полу­ченная о предмете познания. Исследование знания протекает, как правило, на основе сопоставления знания и мнения, знания и веры, научного и вненаучного знания, знания и понимания.

Античная традиция отвечала на вопрос о том, что такое знание, сравнивая его с мнением. Считалось, что мнение стро­ится на чувстве, поэтому оно касается единичных предметов и характеризуется изменчивостью и относительностью. В отли­чие от мнения, знание рационально по своему происхожде­нию. В нем схватываются не единичные, а общие свойства, в силу чего знание обладает всеобщим характером и неизмен­ностью. Знание, понимаемое таким образом, было фактически отождествлено с истиной.

Античная и, в особенности, средневековая философия под­няли вопрос об отличии знания от веры. В этом контексте знание связывалось с обязательно присущим ему доказательством. Вера не требует доказательств, и тем самым она прин­ципиально отличается от знания.

В Новое время под влиянием успехов естественных наук знание трактуется как научное знание. Понятия знания, исти­ны и науки были фактически отождествлены. В рамках этой традиции подняты проблемы специфики научного знания и критериев его отличия от знания вненаучного. В настоящее время этими вопросами занимается философия науки. Вместе с тем современная философия постепенно преодолевает тради­цию отождествления знания с наукой. Сегодня в качестве от­носительно самостоятельных способов познания наряду с нау­кой рассматриваются и другие формы духовной деятельности. В соответствии с этим помимо науки выделяются такие виды знания, как обыденное, художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское.

Обыденное знание ориентировано на мир повседневного опыта и практическую пользу. В качестве квинтэссенции обы­денного знания, как правило, рассматривается здравый смысл, представляющий собой совокупность нормативных суждений и оценок, следование которым обеспечивает согласование лич­ных стремлений человека с теми социальными условиями, в которых он живет. Суждения здравого смысла обычно вос­принимаются как истины, поскольку представляется, что они имеют одинаковую ценность для всех людей. Поскольку суж­дения здравого смысла кажутся незыблемыми и очевидными, некоторые философы рассматривают их как основу философ­ствования. Так, например, Р. Декарт считал возможным стро­ить философские и научные рассуждения, опираясь на здра­вый смысл. Вместе с тем многие философы подчеркивали не­совместимость философского и обыденного знания. Г. Гегель обратил внимание на то, что на обыденном уровне философст­вованием часто называется высказывание истин здравого смысла. Однако философия исходит из других оснований, нео­чевидных для обыденного сознания с его устремленностью к практической пользе. Обыденный рассудок сам по себе не готов к философствованию, поэтому обыденное знание, как правило, несовместимо с философским.

В поле зрения современной философии находятся и другие виды знания. Изучение специфики мифологического, художест­венно-образного, религиозного знания проводится, как правило, на основе их сопоставления с философией и наукой. Мощный импульс к исследованию мифологического знания задан струк­турализмом. Благодаря усилиям структуралистов миф не рас­сматривается сегодня как результат примитивного мышления.

Он обладает специфической логикой и рациональностью, кото­рая обнаруживается, в частности, с помощью структурно-функ­ционального анализа.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 281 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...