Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Кромешники



Иван Васильевич избрал необычайный путь решения проблемы. В декабре 1564г. они вместе со своей семьей, самыми почитаемыми иконами, казной и приближенными покинул Москву. Он остановился в Александровской слободе (ныне г. Александров) и объявил о своем отречении. В послании к

Боярской думе государь сообщал о царской опале на изменников-бояр, граждан же заверил в том, что никакого зла на них не держит. Народ растерялся и стал требовать возвращение государя, да и бояре не могли помыслить себе без царской власти. Толпа готова была расправиться с «изменниками», и тем ничего не оставалось делать, как уговорить Ивана Васильевича вернуться на царство. Тот согласился, но с условием: но учреждает опричнину – особый государев удел. Итак, государство было разделено на две части – опричнину и земщину.

В земщине, по мысли Иван IV, все должно было оставаться по-прежнему. В государевом же уделе начиналась новая жизнь. Прежде всего, сформировалось войско, в которое записали самых нищих и худородных дворян – всего около тысячи человек. Опричники служили царю и за страх, и за совесть. Терять им было нечего, получить они могли все, а любое прегрешение против нового порядка могло их погубить. Первой задаче опричников стала конфискация земель опальных бояр в пользу государя. Репрессии коснулись прежде всего самых радовитых вотчинников – почти две трети ссыльных носили княжеский титул.

От опричнины страдали и те, кого опала не коснулась, - например, дворяне, не принятые в опричную службу, чьи поместья оказались в государевом уделе. Им должны были предоставить равноценную землю, но таковых не хватало. На земском соборе 1566 г. представители дворянства, бюрократии и даже купечества потребовали отменить опричнину. Царь сделал свои выводы и еще больше укрепил опричнину.

Одновременно царь попытался учредить в опричнине нечто вроде монашеского ордера. Отныне опричники становились не просто царскими слугами, но рыцарями веры, которые железной рукой искоренить измену в Московском царстве. В Александровской слободе установили моностырские порядки. Опричники обрядились в монашескую одежду, служили многочасовые службы. Сам Иван усердно молился и пел в хоре. Ходили слухи, что царь желает удалиться в монастырь. Противники Ивана Грозного надеялись, что в этом случае трон займет Владимир Старицкий, и они смогут вернуть себе былое влияние. Царь знал об этих настроениях. Особенно беспокоило его, что литовские агенты, которые уже пытались поднять в России вооруженный мятеж, могут использовать их в своих целях.

Одновременно он подверг жестоким репрессиям сторонников Старицкого. Самому Старицкому серьезных обвинений предъявить не смогли – лишь через год царь вызвал его в Александровскую слободу и, обвинив в покушении на свою жизнь, заставил выпить отравленное вино. Начался террор, продлившийся три года.

ТЕРРОР

Первым погиб дьяк Казарин Дубровский, известный взяточник, по вине которого сорвался поход в Ливонию в конце 1567 г. Но когда казнили некоторых приближенных Владимира Старицкого, митрополит Филипп при большом стечении народа в Успенском соборе потребовал от государя упразднить опричнину.

Царь ответил на брошенный вызов. Опричники забили советников митрополита железными палицами. Осенью 1568 г. удалось сместить митрополита Филиппа – запуганная Боярская дума вынесла решение о суде над ним. Его обвинили в «скаредных делах» и осудили на вечное заточение (через два года Малюта Скуратов задушил его в камере).

Террор совпал со стихийными бедствиями, несколько лет подряд свирепствовавшими в стране. Начало голода, от которого погибло втрое больше людей, чем от опричных погромов. Вместе с голодом пришла чума. Осенью 1570 г. в Москве ежедневно умирало до тысячи человек. Крестьяне бежали на далекие окраины страны, проникая даже за Урал. В результате некогда процветавшие земли опустели.

Самым мрачным событием опричнины стал поход на Новгород. Вначале января 1570 г. государь явился в город с опричным войском и объявил об измене. Город был полностью разорен. Такая же судьба ожидала Псков, куда опричники направились из Новгорода, но псковичей спас случай. Под Иваном Грозным пал конь. Царь счел это зловещим предзнаменованием и покинул город.

Годы опричнины страшно ослабили русское государство. Противники России использовали внутренние раздоры в своих целях. В1571 г. татары смогли прорвать к Москве. Взять город они не успели – начались пожары, которые налетевшая буря обратила в настоящую катастрофу. За три часа город полностью сгорел. Погибло множество людей, в том числе и татар, пытавшихся грабит город. На следующий день они отступили. Через год татары явились вновь, но на этот раз их уже ожидали объединенное опрично-земское войско под командованием Михаила Воротынского и Дмитрия Хворостина. Под Серпуховом противника разбили. Военная мощь Крыма была разбита. Угроза с юга на некоторое время отступила.

Вскоре царь объявил об отмене опричнины. В 1572 г. было под страхом наказание запрещено даже упоминать об опричнине. Он снова отрекся от престола и передал власть касимовскому царевичу Симеону Бекбулатовичу. Сам же назвался Иваном Московским, удалился из Кремля, поселившись на Арбате, и писал на имя нового «великого князя» униженные челобитные. Иностранные дипломаты по-прежнему относились к Ивану Грозному как к государю. В течение всего года продолжались репрессии, затронувшие, однако, ограниченный круг людей – в основном бывших руководителей опричнины. Наконец Симеон Бекбулатович был отправлен на «великое княжение» в Тверь, а Иван Грозный вновь воцарился в Москве.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 407 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...