Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культура Руси конца XV-XVI вв



Епифаний Премудрый: «Житие Сергия радонежского», «Житие Стефана Пермского» Просвещение. Начало книгопечатания. Крупнейшим событием культуры середины XVI века стало возникновение российского книгопечатания. Оно началось по инициативе Ивана Грозного и при поддержке церкви. В 1564 году в Москве на Печатном дворе Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую русскую книгу «Апостол». В 1565 году был издан «Часословец» - книга для обучения грамоте. Культура и духовная жизнь Руси в XIV—XVI вв. Монголо-татарское нашествие прервало мощный подъем русской культуры. Разрушение городов, утрата традиций, исчезновение художественных направлений, уничтожение памятников письменности, живописи, зодчества — удар, оправиться от которого удалось лишь к середине XIV в. В идеях и образах русской культуры XIV— XVI вв. отразились настроения эпохи — времени решающих успехов в борьбе за обретение независимости, свержение ордынского ига, объединение вокруг Москвы, формирование великорусской народности. Память о процветающей и счастливой стране, какой осталась в сознании общества Киевская Русь («светло светлая и прекрасно украшенная» — слова из «Повести о погибели Русской земли», не позднее 1246), хранила в первую очередь литература. Летописание оставалось ее важнейшим жанром, оно возродилось во всех землях и княжествах Руси. В начале XV в. в Москве был составлен первый общерусский летописный свод — важное свидетельство прогресса в деле объединения страны. С завершением этого процесса летописание, подчиненное идее обоснования власти московского князя, а затем и царя, приобрело официальный характер. В царствование Ивана IV Грозного (70-е гг. XVI в.) был составлен иллюстрированный «Лицевой летописный свод» в 12 томах, содержащий более полутора десятков тысяч миниатюр. В XIV—XV вв. излюбленной темой устного народного творчества становится борьба Руси с «неверными». Складывается жанр исторической песни («Песня о Щелкане», о битве на Калке, о разорении Рязани, о Евпатии Коловрате и др.). В исторических песнях отразились и важнейшие события XVI в. — казанский поход Ивана Грозного, опричнина, образ Грозного-ца-ря. Победа в Куликовской битве 1380г. породила цикл исторических повестей, из которых выделяются «Сказание о Мамаевом побоище» и вдохновенная «Задонщина» (ее автор Софоний Рязанец использовал образы и отрывки «Слова о полку Игореве»). Создаются жития святых, в XVI в. они объединяются в 12-томный свод «Великих Четий-Миней». В XV в. описывает свое путешествие в Индию и Персию тверской купец Афанасий Никитин («Хожение за три моря»). Уникальным литературным памятником остается «Повесть о Петре и Февронии Муромских» — история любви муромского князя и его жены, описанная, вероятно, Ермолаем-Еразмом в середине XVI в. По-своему замечателен «Домострой», гринадлежа-щий перу духовника Ивана Грозного Сичьвестра — книга о ведении хозяйства, воспитании и обучении детей, роли женщины в семье. В конце XV—XVI в. литература обогащается блестящими публицистическими произведениями. Ожесточенно спорят иосифляне (последователи игумена Волоцкого монастыря Иосифа, отстаивающие принцип невмешательства государства в дела богатой и сильной в материальном отношении церкви) и нестяжатели (Нил Сорский, Вассиан Патрикееев, Максим Грек, порицающие церковь за богатства и роскошь, за тягу к мирским наслаждениям). В 1564—1577гг. обмениваются гневными посланиями Иван Грозный и князь Андрей Курбский. «...Погибают цари и властелины, которые составляют жестокие законы», — внушает Курбский царю и слышит в ответ: «Неужели это свет — когда поп и лукавые рабы правят, царь же — только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба?» Идея «самодержавства» царя, божественности его власти обретает в посланиях Грозного едва ли не гипнотическую силу. Иначе, но столь же последовательно об особом призвании царя-самодержца пишет в «Большой челобитной» (1549) Иван Пересве-тов: карая бояр, забывших о долге перед обществом, праведный монарх должен опереться на преданное дворянство. Значение официальной идеологии имеют представления о Москве как о «третьем Риме»: «Два Рима («второй Рим» — Константинополь, разоренный в 1453 г. — Авт.) пали, третий стоит, четвертому же — не бывать» (Филофей). Отметим, что в 1564 г. в Москве Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем была издана первая русская печатная книга — «Апостол». В зодчестве XIV—XVI вв. тенденции исторического развития Руси—России отразились с особой очевидностью. На рубеже XIII—XIV вв. возобновляется каменное строительство — в Новгороде и Пскове, менее других пострадавших от ордьшского ига. В XIV в. в Новгороде появляется новый тип храмов — легких, нарядных, светлых (Спас на Ильине). Но проходит полвека, и традиция побеждает: вновь возводятся суровые, тяжелые, напоминающие о прошлом сооружения. Политика властно вторгается в искусство, требуя, чтобы оно было хранителем независимости, с которой столь успешно борется объеди-нительница Москва. Признаки стольного города единого государства она накапливает постепеннд, но последовательно. В 1367г. возводится белокаменный Кремль, в конце XV— начале XVI в. ставятся новые краснокирпичные стены и башни. Их возводят выписанные из Италии мастера Пьетро Антонио Солари, Алевиз Новый, Марк Руффо. К тому времени на территории Кремля итальянцем Аристотелем Фиораванти уже возведен Успенский собор (1479), выдающийся архитектурный памятник, в котором опытный взгляд увидит и традиционные для влади-миро-суздальского зодчества черты, и элементы строительного искусства Возрождения. Рядом с еще одной работой итальянских мастеров — Грановитой палатой (1487—1489) — псковские мастера строят Благовещенский собор (1484—1489). Чуть позже все тот же Алевиз Новый завершает великолепный ансамбль Соборной площади Архангельским собором, усыпальницей великих князей (1505—1509). За Кремлевской стеной на Красной площади в 1555— 1560 гг. в честь взятия Казани возводят девятигла-вый Покровский собор (храм Василия Блаженного), увенчанный высокой многогранной пирамидой — шатром. Эта деталь дала название «шатровый» архитектурному стилю, возникшему в XVI в. (церковь Вознесения в Коломенском, 1532). Ревнители старины борются с «возмутительными новшествами», но их победа относительна: в конце века стремление к пышности и красоте возрождается. Живопись второй половины XIV—XV столетия — это золотой век Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Росписи новгородских (Спас на Ильине) и московских (Благовещенский собор) храмов Феофана Грека и иконы Рублева («Троица», «Спас» и др.) обращены к Богу, но рассказывают о человеке, его душе, о поисках гармонии и идеала. Живопись, оставаясь по темам, образам, жанрам (настенные росписи, иконы) глубоко религиозной, обретает неожиданную человечность, мягкость, философичность.

2. Внешняя политика России 2-й половины 18 века Во 2-й половине 18 в. шло формирование государственных образований и, как следствие, изменение территорий и закрепление границ. Ведущие государства стремились к увеличению своих владений и расширению сфер влияния в мире. Это было удачное время для проведения Россией захватнической политики, так как ее основные соперники на международной арене находились в кризисе: Швеция и Польша были ослаблены Северной войной, Турция вступила в период упадка. В этих условиях Россия проявляла имперски-силовой подход в решении территориальных проблем. В 1768 г. Франция, обеспокоенная успехами России в Польше, спровоцировала Турцию на объявление войны России. Боевые действия развернулись на территории дунайских княжеств, в Крыму и Закавказье. Главнокомандующий Балканского фронта генерал П.А.Румянцев, используя новую тактику в построении пехоты (строй каре), одержал блестящую победу над турками под Хотином в 1769 г. и занял всю Молдавию и Валахию. В 1770 г. Румянцев бьет турок в сражениях при реках Ларге и Кагуле. Российский флот под командованием Г.А.Спиридонова и С.К.Крейга, обогнув Европу, внезапно появился в Средиземном море и в битве при бухте Чесма 25-26 июня 1770 г. практически полностью уничтожил турецкий флот. В 1771 г. русские войска заняли Крым. В ходе военных действий на суше блестящих побед достиг корпус под командованием А.В.Суворова. В 1774 г. был заключен Кючук-Кайнарджииский мирный договор. Россия получила территорию между Днепром и Южным Бугом, Азовское побережье и Керченский пролив. Турция признала независимость Крымского ханства и право России на владение флотом. В 1775 г. русские войска заняли Запорожскую Сечь и, переселив казаков на Кубань, прекратили ее существование. В 1783 г. Екатерина II присоединила Крым к России и заключила Георгиевский трактат с Грузией, взяв ее под свой протекторат и защиту от Турции. В 1787 г. Турция, стремясь вернуть утерянные территории, объявила войну России. Судьба этой воины была решена победами Суворова под Кинбурном в 1787 г., при Фокшанах и Рымнике в 1789 г. В 1790 г. был взят основной оплот турецких войск - крепость Измаил. Успехи наземной операции были закреплены победами российского флота. В 1791 г. был заключен Ясский мирный договор, который подтверждал условия Кючук-Кайнарджийского мира. Была установлена новая граница на юго-западе по реке Днестр, на Кавказе по реке Кубань. Турция отказалась от претензий на Грузию. Воспользовавшись тяжелой борьбой России с Турцией в 1788 г., Швеция предприняла попытку отторгнуть владения на берегах Балтийского моря. Потерпев ряд поражений на суше и в морских сражениях, в 1790 г. Швеция подписала Ревельский мирный договор на условиях сохранения границ. Экономический упадок польско-литовской Речи Посполитой был вызван слабостью центральной власти. Влиянию французской революции подверглись польские реформаторы, которые провели в польском сейме новую конституцию. Екатерина II и прусский король Фридрих-Вильгельм решили совместно бороться с революционной «заразой». В 1793 г. русские войска заняли Варшаву, прусские войска оккупировали западные провинции Польши. В 1772 г. между Россией, Пруссией и Австрией был заключен договор о разделе Польши. Россия получила часть Восточной Белоруссии. Второй раздел Польши состоялся в 1793 г.: к России отошла вся Белоруссия и Правобережная Украина. В 1794 г. польские патриоты подняли восстание под руководством Т. Костюшко, которое было подавлено русскими войсками. Происходит третий раздел Польши, в результате чего она перестает существовать как государство. К России были присоединены земли Западной Белоруссии, Западной Украины, Ливонии и Курляндии. Приобретение новых территорий значительно увеличило экономические и людские ресурсы, возрос политический вес России. Население России к 1796 г. достигло 36 млн. против 20 млн. человек в начале царствования Екатерины II (1762 г.).




Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 692 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...