Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Если им будет повелено воевать и они признают причину войны несправедливой то сражаться им не следует



III. 1. Если им повелевают сражаться, как это часто бывает, а для них несомненна несправедливость причины войны.. то во всяком случае им нужно воздержаться от участия в войне - (Витториа, "О праве войны", 22). Богу следует повиноваться более, чем людям, как говорили не только апостолы (Деяния св. an., V, 9), но и Сократ1; и у еврейских учителей существует мнение2, согласно которому, безусловно, не должно оказывать повиновение царю, повелевавшему что-либо вопреки закону божию; сохранилось следующее изречение уже обреченного на смерть Поликарпа; "Мы научились оказывать подобающие почести государям и властям, установленным от бога, поскольку это не препятствует нашему спасению". И апостол Павел (посл. к ефесеям, VI, 1) говорит: "Сыновья, повинуйтесь родителям в господе3; ибо то праведно". К этому месту Иероним замечает: "Грех детям - не повиноваться родителям; а так как родители могут повелевать что-нибудь превратное, то [апостол] добавил: "в господе". А о рабах прибавляется4: Когда господин плоти повелевает что-либо отличное от господа духа, не надлежит повиноваться". Иероним же в другом месте пишет: "Должны повиноваться господам и родителям только в том что не противоречит велению бога". Ибо апостол Павел (посл. к ефесеям, VI, 8) сказал, что каждый получит свое возмездие, как свободный, так и раб.

А Тертуллиан заявляет: "Мы имеем достаточное предписание; нам следует пребывать во всяческом послушании, согласно предписанию апостола, по отношению к должностным лицам, государю и властям5, но в пределах соблюдения учения". В Мартирологе Силуан Мученик говорит: "Мы презираем законы римские ради соблюдения божественных велений". у Еврипида в "Финикиянках" Креонт вопрошает:

Повиноваться совесть разве не велит?

Антигона отвечает:

Не надлежащее не надо исполнять.

Музоний говорит так: "Если кто не повинуется гнусным или несправедливым велениям должностного лица6 или господина, то тот - не- ослушник, не нарушитель, не грешник" (Стобей, разд. llberos.parent, honorand.).

2. Геллий (кн. II, гл. 7) не считает правильным мнение. будто нужно повиноваться всему, что прикажет отец: "Что же делать, - спрашивает он, - если отец повелит совершить измену родине, убийство матери, если повелит что-либо позорное, гнусное или бесчестное? Следует, стало быть, руководствоваться промежуточным мнением как наилучшим и безопаснейшим, а именно, в одном должно повиноваться, в другом же не должно". Сенека-отец7 пишет: "Не всем властям положено повиноваться". Квинтилиан ("Речи", CCLXXI)8 высказывается так: "Не все обязательно исполнять детям, что только ни повелевают отцы. Многое таково, что не может быть выполнено. Если отец прикажет сыну выразить мнение, против которого последний возражает, если прикажет свидетельствовать о деле, которого тот не знает, если прикажет выступить с суждением в сенате, если повелит зажечь Капитолий, занять крепость, то сыну можно ответить, что этого нельзя делать", Сенека ("О благодеяниях", кн. III, 20) утверждает: "Никто не может повелеть все, что угодно, и рабов нельзя заставить повиноваться во всем. Они не станут исполнять повеления, направленные против государства, не протянут руки для какого-либо преступления". Сопатр говорит: "Отцу нужно повиноваться. Если он повелевает в пределах права, то это правильно. Если повелевает вопреки чести, то не следует".

Некогда смеялись над Стратоклом9, который в Афинах потребовал издания закона, чтобы все, чего бы ни пожелал царь Димитрий, было признано благочестивым по отношению к йогам и справедливым среди людей. Плиний сообщает, что где-то некто пришел к выводу, что служба преступнику есть преступление10("Письма", III, "К Минуцию").

3. Внутригосударственные законы, которые легко оказывают снисхождение извинительным проступкам, терпимы к тем, кто обязан повиноваться, но не во всем. Ибо эти законы делают изъятия лишь для таких деяний, в которых обнаруживается жестокость злодеяния или преступления, которые, как говорит Цицерон, "сами по себе ужасны и отвратительны", или которых следует избегать самих по себе, не в силу спорных соображений юристов, а в силу естественного истолкования, как полагает Асконий (L. Adeo D. de R. I.; Цицерон, "Против Верреса", Ш).

4. Иосиф Флавий упоминает рассказ Гекатея о том, как иудеев, сражавшихся с Александром Македонским, нельзя было ни ударами, ни какими-либо иными мерами насилия принудить вместе с прочими воинами свозить землю для восстановления храма Бэла в Вавилоне. Но более близким к нашему предмету примером может служить фиванский легион, о котором мы говорили выше. Можно указать также на случай с солдатами Юлиана, о которых так говорит Амвросий: "Император Юлиан, хотя и был отступником, имел, однако же, под своим начальством христианских воинов. Когда он им приказывал выстраиваться в боевом порядке на защиту государства, они ему повиновались, но когда он приказывал им обратить оружие против христиан11, то они славословили господа небес". Также мы читаем, что военные палачи, обратившиеся ко Христу, предпочитали скорее умереть, чем налагать руку на христиан согласно постановлениям и судебным решениям.

То же самое последует, если кто-нибудь придет к убеждению в несправедливости повелений правительства (Витториа, "О праве войны", 23). Ибо такому лицу подобного рода акты будут казаться недозволенными, пока оно не сумеет отделаться от этого мнения, что ясно из предшествующего изложения.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 258 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...