![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Сегодня выделяют два подхода, которые учитывают не только развитие производительных сил, но и всех других социальных отношений и связей.
Первый подход - формациочный. Его суть: в основу развития общества берется формация, которая учитывает и уровень развития производительных сил, и хар-р собственности, и целый ряд других аспектов эко-их и социальных отношений. Основатель этой теории К. Маркс выделял три большие формации: первичную (архаичную), вторичную (экономическую) и третичную (коммунистическую). Первичная формация включала в себя первобытнообщинную стадию развития и частично азиатский способ производства. Вторичная формация, основанная на частной собственности, включала в себя поздний азиатский способ производства, рабство, феодализм и капитализм. Третичная формация - это длительная историческая эпоха перехода к формированию общественной формы собственности. Позднее эти взгляды К. Маркса были многими поняты превратно, как единый всеобщий путь, по которому роковым образом обречены идти все народы, невзирая на различия в исторических условиях, и жестко интерпретированы в концепцию пяти способов материального производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический, хотя сам К. Маркс не настаивал на этой 5-ступенчатой схеме и выделял также азиатский способ производства.
Сегодня этот подход подвергается критике. Главный недостаток состоит в том, что такой подход применим только к Западной Европе. В него не вписывается азиатский способ производства, цивилизации Китая и Индии. С натяжкой сюда можно отнести и Россию, где не было классического рабства. Данный подход не охватывает всех процессов, происходящих в мире.
Поэтому в современных условиях все большее распространение получает второй — цивилизационный подход. Цивилизационный критерий состоит в том, что в основу развития общества берутся формирование и реализация потребностей индивидуального человека и общества в целом, развитие культуры, религии, НТП, Первые элементы этого подхода можно найти в трудах тех историков, которые в развитии человечества особо выделяли 3 исторических этапа: дикость, варварство и цивилизацию. На временном этапе развития социальных наук становится общепризнанным выделять семь цивилизаций, которые последовательно сменяли друг друга в истории развития человеческого общества:
- неолитическая древняя цивилизация, которая просуществовала 30-35 вв.;
- восточно-рабовладельческая (эпоха бронзы) - 20-23 столетия:
- античная (железный век, классическое рабство) - 11-12 столетий;
- раннефеодальная - 7 столетий;
- прединдустриадьная (подготовка к промышленной револю-пии, мануфактура, фабрика) - 4 столетия;
- индустриальная (промышленная революция, развитие промышленного производства, предпринимательства, начало развития НТР) - 2 столетия;
- постиндустриальная (современная НТР и создание информационных систем) - 1,3 столетия.
Динамичность эко-ских, политических, социальных и идеологических процессов в современном мире требует постоянного анализа закономерностей развития человеческого общества.
Так, последние годы проводится классификация эко-их систем, которую предложил Генри Кисинжер:
- атлантическая (западная);
- исламская, китайская (конфуцианская);
- славянско-православная (центр России);
- индуистская;
- латиноамериканская;
- африканская.
Сегодня атлантическая (западная) определяет решение всех мировых проблем.
Таким образом, существуют два основных подхода классификации эко-их систем - формационный и цивилизационный, которые в одинаковой степени имеют право на существование.
Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 243 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!