Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ОРИЕНТАЦИЯ. Огромная часть города к северу от площади Каталонии разбита ровными рядами улиц одинаковой ширины, пересекающимися под прямым углом через равные интервалы




Огромная часть города к северу от площади Каталонии разбита ровными рядами улиц одинаковой ширины, пересекающимися под прямым углом через равные интервалы. Регулярность плана Эщампле (Eixample) объясняется историей застройки города. В середине XIX века Барселона все еще была ограничена стеной, шедшей от Монжуика до Цитадели, то есть пределами нынешнего Старого города, и у всех домов там были надстройки, а у надстроек еще надстройки — перенаселенность чудовищная. Сразу за стеной начинались поля, за полями же — новые фабричные поселки: Грасия, Сантс, Кортс, Сан-Марти… Мадридские власти сносу стены противились, отговариваясь военными соображениями, — правда, пушки Монжуика и Цитадели всегда были обращены не наружу, а внутрь (последний раз они бомбардировали город во время восстания 1843 года). С 1840-х идеей снести стену был одержим весь город, но своего — то есть королевского разрешения на снос — барселонцы добились только в 1854-м. Потом должно было пройти еще пять лет, прежде чем был проведен конкурс и определен план расширения (что в переводе с каталонского и означает слово eixample) Барселоны.

В результате все пространство, отделявшее Старый город от Грасии и прочих поселков, застраивалось одновременно и по одному проекту, разработанному инженером Ильдефонсом Серда. Регулярность уличного плана нарушается лишь двумя магистралями, пересекающими эту сетку по диагонали: одна из них так и называется — Диагональ (Diagonal), вторая, якобы совпадающая с Парижским меридианом, так и называется — Меридиана (Meridiana).

Вообще, названия улиц в Эщампле — отдельная история, проект столь же концептуальный, как и план нового города. Модный поэт Виктор Балаге, которому поручили окрестить улицы, превратил Эщампле в ностальгический памятник былому величию Каталонии: навсегда утерянные владения (Арагон, Валенсия, Майорка, Прованс, Руссильон, Сицилия, Сардиния, Корсика, Неаполь, Калабрия…), графские династии (Борель, Уржель), отнятая власть (кортесы, Депутация, Совет ста), поэты, полководцы, адмиралы… Даже и сейчас барселонец, рассчитывая, как лучше подъехать к нужному месту (движение на большинстве улиц в Эщампле одностороннее), повторяет урок родной истории: то ли свернуть на Брук, а оттуда направо, то ли — на Руже-де-Льюрия, а затем налево.

Состоятельные барселонцы не замедлили освоить новые пространства, оставив переполненный Старый город беднякам, которые владеют им до сих пор. А вместе с буржуа Эщампле осваивали архитекторы-модернисты, презиравшие, как и их заказчики, скучный план Серда и тем пуще старавшиеся расцветить его однообразие как можно более экстравагантными сооружениями. Именно в Эщампле сосредоточено большинство самых примечательных образцов модернизма: Саграда-Фамилия, дом Батльо и Педрера Гауди, больница Святого Павла и дом Льео-Мурера Думенека-и-Мунтане, дом Аматлье и «Дом с шипами» Пуча-и-Кадафалка — плюс сотни построек менее известных мастеров. Помимо архитектуры, в Эщампле могут привлекать магазины (это основной торговый и деловой район города), некоторые музеи второго плана и неплохие рестораны. Однако стоит иметь в виду, что район слишком велик, чтобы пытаться посмотреть все зараз, тем более пешком, — по крайней мере, за пределами небольшой зоны вокруг бульвара Грасии, в которой концентрация интересного особенно высока.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 204 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...