Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Классификации новых религиозных движений 3 страница



Институты государственной власти. Чем сильнее воздействует НРД на окружающее общество в целом и чем большее | количество последователей оно имеет, тем существеннее влияние различных институтов государственной власти на его развитие. Подавляющее большинство сект и культов представляют собой небольптие организации, рождение, развитие и исчезновение которых остается незамеченным в обществе. Разрастание структуры и увеличение количества последователей НРД неизбежно) привлекает к ним внимание государства. Последнее либо стремится внести в структуру и вероучение НРД необходимые по-

70 Stark К, Bainbridge W. S., Lynne R. The Arithmetic of Social Movements:! Theoretical Implications // R. Stark, W. S. Bainbridge The Future of Religion. Secularization, Revival and Cult Formation. Berkeley: University of) California Press, 1985. S. 346—365.

правки и изменения, полностью нивелирующие возможные угрозы со стороны данной группы для государства и общества, либо просто пытается полностью уничтожить секту или культ. Первый вариант свойственен для так называемых демократических обществ (например, давление правительства США на мормонов с целью отмены их учения об отдельном политическом царстве Бога на земле; суды в США против саентологии из-за саентологического проекта «Белоснежка», включавшего в себя внедрение саентологов в государственные структуры и спецслужбы США с целью выкрадывания документов)71. Последний вариант свойственен для обществ закрытого типа (например, преследования ахмадия в Иране или фалуньгун в Китае).

Окружающее общество. Направление развития конкретной секты или культа во многом определяется отношением окружающего общества к ним и к феномену сектантства в целом. Важную роль при этом играет широкая осведомленность населения о сектантстве как явлении религиозной жизни и особенности его оценки как фактора, негативно, позитивно или нейтрально влияющего на общество и его членов. В большинстве случаев доминирует негативная оценка HP Д. Представляющие для данной темы интерес взаимоотношения между НРД и обществом начинаются с момента распознавания или идентификации той или иной организации в качестве секты или культа со стороны социума. Процесс такого распознавания находится под влиянием двух основных факторов:

- деятельности самого НРД;

- критериологии сектантства у сектоведов и характера их работы с обществом.

В первом случае общество, полагающее НРД в качестве чего-то негативного, идентифицирует какую-либо организацию в качестве секты либо культа лишь после установления в ней фактов деструктивного воздействия на какую-либо сферу бытия человека и самого общества. Это воздействие может приобретать самые разные формы, начиная, на первый взгляд, с еле заметных, таких как разрушение традиционных ценностей общества, и заканчивая вполне очевидными, такими как массовые убийства и самоубийства. Деструктивное воздействие достаточно часто_может в сектах и культах отсутствовать вообще. Однако ва-

uer Kampf der «Scientology-Organisation» um die Anerkennung der Gemein-Mitzigkeit in den USA und seine Auswirkungen auf Deutschland. Stuttgart: Landesamt fur Verfassungsschutz Baden-Wilrttemberg, 2004. 44 s.

жен не столько сам факт разрушительного влияния НРД, сколько субъективное и не всегда обоснованное восприятие со стороны общества действий группы в качестве опасных и деструктивных.) В силу этого всегда существуют попытки занесения в разряд сект и культов организаций, действительно наносящих какой-либо вред, но ни под какие существующие определения сект и кулътов не подпадающих и с позиций профессионального сектоведения НРД не являющимися.

Во втором случае представители всех школ сектоведения в той или иной мере влияют как на формирование представлении в обществе относительно феномена сектантства в целом, так и на распознавание, идентификацию тех или иных групп и организаций в качестве сект и культов. При этом со стороны сектоведов в общество транслируется изначально противоречивая информация, появляющаяся вследствие несогласованности и разности] подходов к феномену сектанства в разных школах сектоведения. Так, далеко не все те группы, которые именуются сектами в антикультовой школе сектоведения, представляются таковыми в правозащитной, и наоборот.

Под влиянием обоих факторов в обществе возникает некоторая хаотичность представлений о сектах и о том, какие группы относятся к ним, а какие нет. Проведенный автором курса анализ религиозной ситуации в Беларуси показывает, что лишь подавляющее меньшинство сект и культов воспринимается в качестве таковых белорусским обществом. Наиболее часто НРД занимают свое мало заметное место в общей массе религиозных и общественных организаций, и групп, не привлекая к себе практически никакого внимания. Сектоведы концентрируются лишь на самых известных, крупных и наиболее «проблемных» НРД. Большинство сект и культов не вовлекается в общественные дискуссии и дебаты о феномене сектантства. То, что на фоне общей хаотичности представлений о сектах в обществе доминирует негативная их оценка связано кроме всего прочего с тем, чтоа а) среди всех школ сектоведения абсолютным лидером по актив-] ности работы со СМИ является антикультовая школа; б) СМИ склонны печатать наиболее острые, скандальные и проблемные аспекты жизни религиозных организаций и редко обращают внимание на позитивные, светлые и конструктивные явления религиозной жизни в обществе.

В тех случаях, когда НРД начинает идентифицироваться в качестве секты или культа, у него может из-за этого возникнуть

целый ряд проблем, несколько осложняющих жизнь группы. Что может выражаться как в бытовой неприязни к НРД со стороны членов общества, так и в целенаправленном преследовании со стороны СМИ и органов государственного управления, стремящихся предотвращать и контролировать все возможные организованные формы деструктивного воздействия на общество. Иногда в результате не корректного распознавания и идентификации вполне понятная и естественная стратегия поведения СМИ и государства дает сбои. Гонениям в этом случае подвергаются вполне безобидные организации, а действительно опасные группы остаются не тронутыми.

Некоторые теории72утверждают, что когда неприятие обществом конкретной секты или культа достигает высокого уровня, это может стать одним из источников вовнутрь или вовне направленной деструктивности НРД. Так, жесткая систематическая травля НРД в СМИ и организованное сопротивление социума его деятельности может инициировать (либо многократно усилить уже существующее) напряжение между группой и окружающей ее социокультурной средой и подвигнуть НРД к совершению каких-либо опасных для человека и общества действий. Последние лишь усилят убежденность общества во вредности группы и дадут ему уже не идеологические, но реальные, фактологические основания для пресечения действий группы, как однозначно опасных. Таким образом, согласно этим теориям «пророчества» общества относительно опасности НРД периодически сбываются благодаря существованию самих «пророчеств». В данном случае допускается возможность прямого влияния на развитие НРД посредством организованного регулирования положительного и отрицательного отношения к нему со стороны социума.

Внутренние факторы:

Цели и задачи самого НРД. Одним из главных внутренних факторов, влияющих на развитие любого НРД, являются представления основателя группы и ее руководства о целях ее существования. Далеко не всегда НРД стремятся к массовому увеличению количества своих последователей, переходу на международ-

См. например теорию «расширения девиации»: Hampshire A. P., Beckford»■ A. Religious sects and the concept of deviance: The Mormons and the Moonies // British Journal of Sociology, June 1983. Vol. 34:2. S. 211—212; или «социоисторическую модель религиозных конфликтов»: Hall J. R., Schuyler P. D. Trinh S. Apocalypse Observed: Religious Movements and Violence in North America, Europe and Japan. London and New York: Routledge, 2000. S. 10—14.

ный уровень, основанию большого количества филиалов, повышению своего финансового благосостояния, оказанию влияния] на окружающее их общество, наконец, к изменению окружаю, щего их мира73. История сектоведения знает примеры, когда изобретатель какой-либо системы идей категорически отказывался создавать формальную организацию, поддерживающую и воплощающую эту систему в жизнь, или встать во главе уже существующей группы несмотря на большое количество потенциальных последователей. Показательным в этом смысле является отношение Эрнста Холмса, основателя Науки Разума, к созданию организации последователей его учения74. Многие основатели сект изначально не стремились к отделению от традиционных религий мира. НРД очень часто избегают известности и стремятся к уединенной и тихой самодостаточной жизни вдали от окружающего общества.

Сам факт многообразия изначальных установок группы о своем развитии свидетельствует о невозможности выделения единых критериев «успешности» деятельности НРД. Так, с одной стороны, далеко не всегда уместно говорить о проблемах в развитии какого-либо культа, если в течение продолжительного времени количество его последователей никак не увеличивается. С другой стороны, стремительный рост секты или культа, к такому развитию не стремящегося, говорит как минимум о глубоком внутреннем кризисе изначальных идей и ценностей организации и является либо предвестником радикальных внутренних трансформаций НРД, либо его распада.

Умеренное напряжение с окружающим обществом. Современные ученые практически единогласно считают, что идеальным условием для развития большинства НРД является наличие | у них умеренного напряжения с окружающей социокультурной средой. Имеется в виду ситуация, в которой группа противопоставляет себя окружающему обществу, подчеркивая, таким обД разом, свой «уникальный» и «неповторимый» характер, но в то же время старается всеми силами не вступать с ним в открытый конфликты. Для поддержания такого умеренного напряжения секты и культы вынуждены балансировать между двумя одинаково угрожающими успешному развитию группы крайностями.

73См. выше по классификации Брайана Уилсона «революционные» и «интроверсионистские» типы сект.

7iBraden С. S. Spirits in Rebellion. The Rise and Development of Ne^j Thought. Dallas: Southern Methodist University Press, 1963. S. 298—299.

С одной стороны, это опасность скатиться в религиозный экстремизм, оставляющий право на существование только за верными группе адептами и стремящийся к уничтожению всего остального «неверующего и проклятого мира». В этом случае группа обращает на себя внимание государства и общества, которые будут стремиться нивелировать потенциальный источник опасности. Ситуация может разрешиться либо трагедией со множеством смертей, как это произошло, например, с Народным Храмом, Небесными Вратами, Ветвью Давидовой, Аум Синрике и др., либо группе придется под мощным внешним давлением реформировать свою организацию и редуцировать все свои потенциально опасные составляющие до минимума.

С другой стороны, это всестороннее «обмирщение» НРД, угасание и институализация в нем изначальной харизматической составляющей, потеря им претензий на собственную уникальность и абсолютность. В этом случае группа может пытаться получить в обществе более высокий статус деноминации или даже церкви. Однако в глазах настоящих и потенциальных последователей она превратится в одну из многих ей подобных официально признаваемых организаций и потеряет при этом моральное и психологическое право претендовать на место первой, единственной и неповторимой религиозной группы такого рода.

НРД очень сложно поддерживать умеренное напряжение с окружающей его социокультурной средой, так как практически все внутренние и внешние факторы, так или иначе, оказывают влияние на этот баланс и соответственно на вероятность скатывания группы в ту или иную крайность. Иначе говоря, секты и культы в принципе не могут контролировать большую часть факторов, напрямую влияющих на их выживание. Соответственно НРД гораздо более, чем им этого хотелось бы, уязвимы перед лицом государства, общества и иных религиозных организаций. Однако эта реальная слабость сект и культов ими самими, как правило, не осознается. Большинство НРД наполнены чувством собственной силы и могущества, что, во-первых, не редко приводит в замешательство их оппонентов, начинающих также представлять НРД в качестве серьезных, опасных и всесильных организаций; во-вторых, подвигает сами секты и культы к совершению в состоянии переживания своей мнимой силы совершенно абсурдных актов. В этом смысле показательны погромы сельской власти, совершенные последователями оомото, главным образом женщинами пожилого возраста, а также их искреннее

желание помериться силой в открытой битве с регулярной армией Японии, и все ради стремления запретить любой ценой сделать прививку от оспы внучке основательницы оомото.

Характеристики членства в группе. При анализе влияния членства в НРД на его развитие главное внимание уделяется:

а) степени вовлеченности адептов в деятельность НРД, I Считается, что чем большее участие последователи принимают в жизни группы, с тем большей оппозицией со стороны общества НРД будет сталкиваться. Еженедельное разовое посещение служений группы может остаться незамеченным, но полный уход в НРД с оставлением учебы, работы и разрывом всех прежних социальных связей однозначно вызовет целый ряд серьезных проблем и конфликтных ситуаций;

б) демографическим характеристикам адептов. Предполагается, что развитие группы тормозит сильное преобладание в ней женщин, молодежи и людей пожилого возраста. В первом случае ввиду более низкого статуса женщин в обществе все движение в целом будет пользоваться более низким статусом. Так, например, некоторые исследователи связывают остановку роста и последующий упадок Христианской Науки именно с этой причиной76. В случае с преобладанием молодежи, НРД получает целый ряд серьезных проблем, так как активность молодежи при работе на благо группы не компенсирует высокий уровень ее неподконтрольности и изменчивости. С молодежью нужно постоянно работать ради сохранения ее членства, что далеко не всегда отвечает стратегическим интересам НРД77. Наконец, секты и культы могут просто «состариться». История знает примеры, когда в НРД остаются лишь пожилые члены, не имеющие в себе желания, силы и энергии для сохранения и развития группы;

в) социальному статусу адептов. Низкий социальный статус, слабая материальная обеспеченность, неудовлетворенность членов НРД своим положением в социуме будут способствовать входу людей в секты и культы и поддержанию высокого уровня напряжения между группой и окружающим ее обществом78.

7bW6hr U. Frauen und Neue Religionen. Die Religionsgriinderinnen Nakayama Miki und Deguchi Nao. Wien: Institut fur Japanologie, 1989. S. 72—126.

7SStark R, Bainbridge W. S. The Future of Religion. Secularization, Revival and

Cult Formation. Berkeley: University of California Press, 1985. S. 416—417.

77Мартынович В. А. Секты и молодежь // Ступени. № 2(10), 2003. С. 40—41. 78Stark R., Bainbridge W. S. The Future of Religion. Secularization, Revival and Cult Formation. Berkeley: University of California Press, 1986.S. 150—164.

Достижение материального благосостояния и преуспевания в устройстве одного из слоев внутренней структуры НРД, неизменно ведет к всесторонней редукции напряжения. Дополнительным фактором редуцирующим напряжение группы с внешним миром, является увеличение восходящей мобильности членов НРД вграницах социальной структуры общества79.

Ученые выделяют также целый ряд других внутренних и внешних факторов, которые в той или иной степени влияют на развитие НРД (например, особенности рекрутирования новых членов, степень контроля над последователями и новыми «откровениями» в группе и т. д.). При этом подчеркивается все же первостепенная значимость для развития группы индивидуальных факторов, отражающих ситуацию с конкретным НРД.

Кризисы развития НРД. Особый акцент в сектоведении ставится на анализе кризисных ситуаций и причин распада НРД. Можно сказать, что основание и поддержание секты или культа на плаву является сложнейшим и полным из серьезнейших проблем мероприятием. Из многих сотен возникающих НРД лишь единицам удается выйти на международный уровень и просуществовать хотя бы 10—15 лет. Соответственно об НРД, как о состоявшемся и преуспевающем, можно говорить, если ему удается выжить более 20—30 лет. Большинство сект и культов постоянно пребывает в состоянии зарождения и распада не выживая более 3—5 лет. Поэтому ученых интересуют не только и не столько редкие случаи успеха НРД, сколько истоки их недолговечности и некоторой проблематичности. Весь спектр основных внутренних и внешних проблем и кризисных ситуаций, с которыми сталкивается НРД, можно кратко представить следующим образом.

I. Кризисы структуры:

а) некомпетентность руководства группы. Далеко не всегда харизматический дар лидера сопровождается его способностью к эффективному руководству группой, способностью быстро и грамотно решать сложные проблемы, возникающие при росте группы. Элементарная некомпетентность руководства НРД в вопросах стратегического развития группы является наиболее

'• Bali A. Organization of Virasaiva Movement: An Analysis in the Sect-Church Framework // Social Movements in India. Vol. 2. Sectarian, Tribal and Women's Movements / Ed. by Msa Rao. New Delhi: Manohar, 1979. S. 42.

частой причиной ослабления и распада НРД. Возглавлять секту, или культ гораздо сложнее, чем многие иные типы организации;

б) борьба за власть. На любом этапе существования НРД может начаться борьба за власть между руководством группы. Нередко борьба начинается с момента появления в группе альтернативного харизматического лидера. Как правило, кризисы такого рода заканчиваются сильным ослаблением организации либо ее расколом на несколько сект или культов;

в) смерть лидера, наследство. Уход из жизни основателя НРД инициирует, как правило, серьезный кризис в группе. Даже в случае успешного разрешения проблемы наследования, новому лидеру придется провести в организации целый ряд болезненных реформ, направленных на укрепление своей власти, т добиться признания своей личности старыми последователями. Многие НРД распадаются после смерти основателя.

II. Кризисы членства:

а) активность членства. Наибольшую активность адепты НРД проявляют на ранних стадиях его зарождения и на начальных этапах своего прихода в группу. Впоследствии первоначальный задор, энергия и целеустремленность если не внешне, то, по крайней мере, внутренне угасают. Группа вынуждена постоянно искать способы поддержания активной заинтересованной вовлеченности последователей в ее насущных проблемах, так как пассивные члены являются скорее балластом для развития группы. Уклоняясь от активной работы и пренебрежительно относясь к своим обязанностям, они разлагающе влияют на других членов;

б) проблемы мотивации. Далеко не всегда люди, входящие в НРД, делают это ради служения идеалам группы и еще реже адепты, ради этих идеалов пришедшие, сохраняют свою изначальную мотивацию в течение всего времени пребывания в организации. Мотивы и цели пребывания в НРД периодически меняются. Если они не соответствуют групповым, адепты начинают использовать свое пребывание в НРД самыми разнообразными способами в своих собственных интересах, что неизбежно ведет к кризисной ситуации всей группы в целом;

в) демографические характеристики членства. Сильное преобладание в группе людей пожилого возраста, женщин и молодежи негативно влияет на ее развитие80.

80См. выше характеристики членства в группе (пункт б).

Ш. Внешняя оппозиция:

а) религиозная оппозиция. В современном мире все НРД вынуждены сосуществовать с десятками подобных им организаций, преследующих схожие цели и использующие одинаковые средства для достижения этих целей. НРД в современном мире работают в условиях жесткой конкуренции друг с другом. Нередки случаи, когда новые, пользующиеся «спросом» вероучения одних культов, мгновенно «заимствуются» другими культами, что становится причиной так называемых внутри-сектантских скандалов и разбирательств. Именно поэтому своими самыми серьезными оппонентами НРД считают не традиционные религии мира, а либо секты, отколовшиеся от них самих, либо другие НРД, наиболее точно отражающие их вероучение при сохранении полной структурной автономии. Классическими примерами такого противостояния «родственных» НРД друг с другом является полемика саентологии со свободной зоной, кришнаитов с ритвиками, разных групп мормонов между собой и т. д.;

б) светская оппозиция. За свое выживание секты и культы вынуждены бороться не только с иными религиозными организациями, но также и с объединениями, ничего общего с религией не имеющими. Последние, не имея ничего против НРД, могут тем не менее видеть в нем конкурента в хозяйственных, экономических, социальных и других областях. Так, покупка участка земли под строительство культового здания, снятие Дома культуры для проведения в нем служений НРД, получение разрешения на телеэфир и т. д. может быть значительно затруднено из-за светских претендентов на эти же места либо из-за совершенно нейтрального по отношению к НРД законодательства о покупке земли или порядке аренды помещений культурно-развлекательного комплекса;

в) естественные кризисы,. История знает примеры, когда секты и культы распадались в результате естественных кризисов: наводнений, эпидемий, пожаров и т. д., разрушавших их до практически не восстановимого состояния81. Это касается в первую очередь утопических культов, концентрирующих свою деятельность на территории одной или нескольких замкнутых об-

Kanter R. M. Commitment and Community. Communes and Utopias in Sociological Perspective. Cambridge: Harvard University Press, 1972. S. 139—140.

щин, располагающихся, как правило, на территории сельской местности.

IV. Кризисы вероучения:

а) неисполнение предсказаний и пророчеств. Внутренняя нелогичность вероучения НРД очень редко дает повод последователям для сомнений в его истинности, но неудавшиеся попытки точных предсказаний будущих событий в мире переживаются адептами достаточно тяжело. Неисполнение пророчеств, и в особенности концов света назначаемых на конкретную дату, является мощным источником всеобщего разочарования в группе, за которым часто следует ее распад.

б) интерпретации вероучения. В некоторых случаях логическое развитие и интерпретация уже существующего учения группы может приводить к кризисным ситуациям в НРД. Так, например, согласно учению религиозного НЛО культа, небесные врата, все члены организации должны были избавиться от всех земных привязанностей для перехода на радикально иной уровень сознания. На определенном этапе один из адептов культа начинает разрабатывать эту идею и приходит к выводу, что освобождение от всего земного должно включать в себя также избавление от почитания членами группы ее основателей и харизматических лидеров. Такая интерпретация учения небесных врат привела к серьезному кризису и расколу в группе82.

V. Экономические кризисы:

Недостаток финансов для осуществления деятельности, безусловно, является существенной проблемой для некоторых НРД. Однако многие секты и культы, пережившие периоды глубочайшей нужды и огромных финансовых долгов, распадались при наступлении финансового изобилия и благополучия. Очень редко НРД удается сохранить внутреннюю дисциплину, традиционный уклад жизни группы и дистанцию от внешнего мира, особенно в тех случаях, когда имеющиеся в ее распоряжении финансы могли бы обеспечить его членов признанием и безбедным существованием со всеми благами цивилизации в окружающем его обществе.

82Balch R. W. Waiting for the Ships: Disillusionment and the Revitalization on Faith in Bo and Peep's UFO Cult // The Gods Have Landed. New Religions from Other Worlds /Ed. by James R. Lewis. New York: State University of New York Press, 1995. S. 136—166.

6. МИГРАЦИЯ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ

В XX в. благодаря улучшению систем коммуникации и транспортного сообщения у НРД появилась возможность перерасти из небольших групп, действующих на территории одной, двух соседствующих стран в огромные транснациональные корпорации, имеющие десятки филиалов на всех континентах мира. Многие секты и культы успешно воспользовались этой возможностью, создав сотни своих представительств и центров в разных странах мира. Сам факт глобализации деятельности НРД оказал существенное влияние на феномен сектантства в целом. Влияние, к изучению которого сектоведение только приступает. Одна из всего множества возникающих при этом тем сводится к анализу механизмов миграции НРД — перемещения сект и культов с территории одной страны в другую с последующим открытием там филиалов. В Беларуси за последние 15 лет возникло около 100 различных культов. Однако вопрос миграции НРД является для Беларуси более актуальным, так как большая часть действующих в стране сект и культов являются лишь филиалами с центрами за рубежом. Так, в Беларуси пытались организовать свои филиалы американские, японские, российские, французские, корейские, китайские, индийские, вьетнамские, немецкие, украинские, австрийские, африканские, шведские, польские, иранские и другие секты и культы. В некоторых случаях эти попытки заканчивались полным провалом. Нередко НРД удается создать и развивать в Беларуси свои филиалы.

История распространения НРД, а также анализ проникновения сект и культов на территорию Беларуси позволяют автору курса разделить все существующие формы миграции НРД на три основных типа:

а) тотальная миграция;

б) структурная миграция;

в) идейная миграция.

При этом характер и особенности взаимоотношений между филиалом группы и ее главным центром за рубежом в процессе миграции являются основным критерием для выделения ее разных типов83.

I. Тотальная миграция, или перемещение НРД, образуется посредством тотального переноса общины с территории одной страны на другую при сохранении прежнего учения, практик, состава руководства и членства. Главной причиной тотальной миграции НРД чаще всего являются гонения, неблагоприятная ситуация для их существования на «родине». В качестве примеров тотальной миграции можно привести переселение Амишей в 1736 г. из Франции в Америку84, духоборов в 1899 г. из России в Канаду85, Народного Храма в 1974—1977 гг. из Америки в Гайану86и др. На территории Беларуси за последние 20 лет по типу тотальной миграции не образовалось ни одной новой религиозной организации. Случаи переезда из Беларуси в Сибирь последователей Церкви Последнего Завета, пятидесятников в США не могут быть отнесены к типу тотальной миграции по целому ряду критериев (переезды совершались не целыми общинами, по приезде люди становились членами уже существующих на принимающей территории общин и т. д.). Можно выделить две основные разновидности тотальной миграции:

а) мигрирующая группа является всего лишь одной из нескольких общин одной организации. Данный вид тотальной миграции является наиболее распространенной и типичной ее формой (духоборы);

б) мигрирующая группа является одной и одновременно единственной общиной, представляющей всю организацию в целом. При тотальной миграции этой разновидности уместно говорить не столько об образовании филиала, сколько о перемещении НРД и/или образовании нового главного центра организации (Народный Храм).

88Мартинович В. А. Формы проникновения новых религиозных движений на территорию Беларуси // Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе: Материалы международной научной конференции / Под ред. проф. У. Д. Розенфельда. Гродно: ГрГУ, 2003. С. 223—227.

8iNolt S. M. A History of the Amish. Intercourse: Good Books, 1992. 318 s.

85Религии народов современной России: Словарь / Ред-кол.: М- П. Мчедлов (отв.ред). Ю. И. Аверьянов, В. Н. Басилов и др. М.: Республика. 1999. С. 91.

тАлинин С. Ф., Антонов Б. Г., Ицков А. Н. Гибель Джонстауна — преступление ЦРУ. М.: Юрид. лит., 1987. 224 с.

II. Структурная миграция, характеризуется организацией филиалов НРД, которые возглавляются или находятся в подчинении и под контролем со стороны иностранных представителей и их главных центров за границей. При структурной миграции происходит максимально полный и точный перенос (в той степени, в какой это допускается установками самой группы) учения, ритуалов, структуры, форм и принципов деятельности на новое пространство миссионерской работы.

В большинстве случаев инициатива основания филиала на территории другой страны исходит от главного центра НРД. Однако в некоторых случаях разработанная система распространения организации может изначально допускать, поощрять и поддерживать стремление к созданию филиала, исходящее от «местного населения». Так, например, Гуманитарный Центр Хаббарда (ГЦХ) предлагает помощь в самостоятельном открытии и регистрации филиала центра «Дианетика». Для этого любой инициативной группе необходимо пройти обучение в ГЦХ и приобрести членство в Международной ассоциации саентологов87.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 356 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...