Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Классификации новых религиозных движений 1 страница



Составление классификаций и типологий НРД, имеющее своей задачей систематизацию многообразия форм нетрадиционной религиозности, никогда не являлось приоритетным направлением исследований среди ученых, занимающихся разработкой понятийного аппарата сектоведения. Разработка классификаций ради самих классификаций приносит мало пользы развитию науки. Ценность представляют лишь те из них, которые создаются и используются как эффективное средство понимания каких-либо иных проблем сектоведения, т. е. подчеркивается их чисто функциональное место в границах конкретного исследования. Именно поэтому большинство классификаций, вырванных из общего контекста, в границах которого они были созданы, теряют свою значимость. Так, например, глубоко проработанная типология НРД первобытных народов Африки Харольда Тэрнера ценна лишь для сектоведов, специализирующихся по этому региону33.

Тем не менее некоторые классификации и типологии все же смогли завоевать если не всеобщее признание, то, по крайней мере, неоспоримый авторитет в среде ученых. Они оказывают определенное влияние на развитие сектоведения в целом и заслуживают особого внимания.

Первая рассматриваемая здесь классификация тесно связана с проблемой определения границ феномена сектантства. Один из основных вопросов любой науки: «Что конкретно является объектом изучения в данной области?», до сих пор не имеет в сектоведении однозначного ответа. В настоящее время можно говорить о тенденции постоянного расширения границ предмета исследования сектоведения. Это негативное явление, так как в данной области с расширением границ происходит одновременно и их размывание. Несмотря на это, подавляющее большинство ученых считает, что сектантство не есть явление исключительно религи-

Turner H. W. Religious Innovation in Africa. Collected Essays on New Religious Movements. Boston: G. K. Hall & Co, 1979. S. 58—59.

озное. Так, под влиянием вышеупомянутых теорий нерелигиозных форм сектантства34появилось простейшее деление сект:

1) на религиозные — собственно секты, культы, новые религиозные движения;

2) политические — экстремистские националистические и террористические группировки;

3) псевдопсихологические — организации, оказывающие весь спектр психологических услуг, но не имеющие при этом необходимой академической подготовки и пользующиеся альтернативными, не признаваемыми традиционной наукой методами и практиками. К псевдо-психологическим культам, действующим в Беларуси, относятся СИНТОН, Фонд «Весна Жизни», Ассоциация Свободного Дыхания, Росток, Академия Золотова и др.;

4) коммерческие: а) группы многоуровневого маркетинга, получающие прибыль в первую очередь от вербовки новых членов и лишь затем от торговли товаром. В некоторых случаях товар может отсутствовать вообще. К коммерческим культам этого типа, действующим в Беларуси, относятся Гербалайф, Астран, ИПСУМ, Фонд «Женщины мира в политике и бизнесе»; б) организации, использующие религиозно-символические системы аргументации для пробуждения необоснованной надежды у людей, приводящей их к убыточным для них капиталовложениям или покупкам по завышенным ценам низкокачественных товаров. К культам этого типа, действующим в Беларуси, относятся «Бума ЛЛЦ», «Бел Пост-Шоп», ИП «Покупки на дом» и др.

С середины XX в. и по сей день отмечается рост количества работ, посвященных нерелигиозным формам сектантства. Многие из них освещают проблематику весьма специфических его направлений, таких как «научные секты»35, или, например, «пищевое сектантство»36. Тем не менее религиозное сектантство по сей день остается приоритетным направлением исследований во всех школах сектоведения.

В начале XX в. Вебер и Трельч полагали, что секта может существовать не более чем в течение жизни одного поколения.

34См. ч. 2: Ключевые понятия сектоведения.

35См. напр.: Фесенкова Л. И. Сциентизация эзотерики и псевдонаука // Социологические исследования 2004. № 1. С. 92—98; Литвиненко В. И. Деструктивное в психиатрической субкультуре // Независимый психиатрический журнал. 1995. № 3. С. 32.

36 Hamilton M., Waddington P. A. J., Gregory S., Walker A. Eat, Drink and Be Saved: The Spiritual Significance of Alternative Diets // Social Compass. 1995. Vol. 42:4. S. 497—511.

Впоследствии она обречена или на распад, или, по Нибуру, на превращение в церковь. Брайан Уилсон в 1959—1963 гг. заметил что многие секты вовсе не распадаются, а действуют на протяжении нескольких поколений и лишь некоторые из них превращаются в церковь или деноминацию, тогда как большинство сохраняет все характеристики секты37. Уилсон считал, что разрешить обозначенную проблему можно исследовав многообразие внутренних и внешних факторов, влияющих на развитие сект. Для этого он разработал достаточно оригинальную типологию сект, предложив взять в качестве основного критерия их дифференциации «особенности реакции сект на окружающее их общество»38. Ученый полагал, что в современном мире секты возникают скорее как реакция протеста против окружающего их общества, а не против традиционных церквей. Проблемы особенностей развития сект Уилсон так и не решил, но типология принесла ему мировую известность. Изначальный вариант типологии 1959 г. содержит 4 типа. В 1963 г. Уилсон расширяет типологию до 7 типов наиболее распространенной реакции сект на окружающее их общество, соответствующих семи типам сект:

1. Конверсионистские секты — их реакция исходит из предпосылки о том, что мир испорчен из-за того, что испорчен человек, и, изменяя людей посредством массовых обращений их в свою веру, можно изменить весь мир. Этот тип сект не интересуется программами проведения социальных реформ или политическим решением социальных проблем. Все силы секты сконцентрированы на вербовке новых членов. Секта характеризуется повышенной эмоциональностью, буквалистским пониманием и интерпретацией текстов священного писания и основ духовной жизни.

2. Революционные секты — характеризуются ожиданием пришествия нового миропорядка под руководством Бога и агрессивным неприятием как настоящего социального устройства общества, так и любых попыток его реформирования, представляющихся бесполезными. Эти секты склонны к детерминистскому взгляду на мир и не стремятся к массовым обращениям новых членов. От последователей требуются глубокие знания доктрины и соблюдение дисциплины. Чувствуя себя инструментами Бога, они ожидают назначенного пророчеством конца света или же своими действиями активно способствуют его пришествию.

Wilson В. R. An analysis of sect development // American Sociological Review. 1959. Vol. 24:1. S. 3—4.

8Wihon B.R.A typology of sects // Religion and ideology / Ed. by R. Bocock and K. Thompson. Manchester: Manchester University Press, 1985. S. 297—311.

3. Интроверсионистские секты — характеризуются уходом членов из мира для углубления своего религиозного опыта и достижения личной святости. Этот тип полностью индифферентен к проведению социальных реформ и распространению своего вероучения в мире. Среди членов секты наблюдается особое презрение к людям, не обладающим святостью, т. е. ко всем находящимся вне секты.

4. Манипулятивные секты — претендуют на обладание некоторым универсальным знанием, применение которого способно якобы разрешить любые проблемы как отдельного человека, так и всего мира в целом. Задача сект этого типа — распространение знания, а не достижение членства индивида в группе. Постулируется всеобщая доступность этого знания и возможность получить его за определенную, чаще всего денежную компенсацию. На общих собраниях секты происходит обучение этому знанию и показ уже достигнутых посредством его использования социального престижа и успеха в мире.

5. Чудотворные секты — делают основной упор на достижение таких «сверхъестественных» явлений, как общение с духами мертвых, получение исцелений, путешествия по прошлым жизням, индукции измененных состояний сознания, совершение каких-либо операций на «духовном плане» (например, «чистка кармы», «подключение к энергетическим потокам космоса» и т. д.). Эти секты не имеют развитой вероучительной системы и не стремятся к каким-либо реформам и изменениям окружающего мира. Они полностью сконцентрированы на удовлетворении индивидуальных нужд человека.

6. Реформистские секты — религиозные организации, изначально принадлежавшие к одному из вышеупомянутых типов сект, но в результате внутренней трансформации взявшие курс на постепенное реформирование окружающего общества посредством деятельного участия в решении его социальных проблем и нужд. Эти секты проводят различные акции по социальному развитию общества (устраивают бесплатные обеды, раздачу благотворительной помощи, уход за престарелыми и т. д.). Данные виды деятельности значительно укрепляют их положение и влияние в современном мире.

7. Утопические секты — сочетают в себе стремление к полному уходу из мира и одновременно к реформированию социальной структуры общества. Обе цели секта пытается достигнуть посредством создания «идеальных» общежительных общин, отвечающих всем духовным и материальным запросам индивида.

Сам факт увеличения количества общин представляется секте основным инструментом влияния на окружающее сообщество. Соответственно одна секта может иметь до нескольких десятков подобных групп. Практически всегда утопические секты находятся на самообеспечении, что позволяет им дистанцироваться от окружающего мира и развивать при этом оригинальную систему религиозных, морально-этических и других норм и правил поведения, регулирующих все сферы жизни общины в целом и каждого конкретно взятого человека в частности.

Секты, как правило, придерживаются одного типа реакции на окружающее общество на протяжении всего периода своего существования. Однако Уилсон отмечает, что одна и та же секта может с течением времени поменять несколько типов реакции или совмещать их одновременно39.

Начиная с типа «мистики» Трёльча, концепции «культа» Бэккера и теории «культовой среды» Кэпбэлла, ученые периодически поднимают проблему нестабильных и слабоструктурированных форм сектантства. Имеются ввиду религиозные организации с неразвитой структурой и вероучением, без постоянного членства и харизматического лидерства, с нечеткими границами и регулярно меняющимися целями существования. Актуальность темы значительно возрастает с увеличением количества НРД именно этого типа на мировой религиозной сцене в 60—70-х гг. XX в.

В 1979 г. Родни Старк и Уильям Симе Бэинбридж разработали типологию культов, выбрав в качестве основного критерия степень развитости организационной структуры группы (или ее отсутствие)40. Ученые выделили три типа культов:

Культовые движения — организации, имеющие сильную организационную структуру, институт постоянного членства, систему норм и правил морально-этического поведения, а также всесторонне развитое вероучение, охватывающее все сферы бытия человека и мира. Практически всегда культовые движения имеют религиозную направленность и допускают возможность тотального пожизненного вовлечения человека в свою деятельность с полной или частичной изоляцией от внешнего мира.

Клиентурные культы (от англ. client cults) — организации, имеющие слабо развитую организационную структуру, институт

Wilson В. Religious Sects. A Sociological Study. London: World University Library, 1970. S. 41.

Stark R., Bainbridge W. S. Of Churches, Sects, and Cults: Preliminary Concepts for a Theory of Religious Movements // Journal for the Scientific Study of Religion. 1979. Vol. 18:2. S. 117—133.

временного членства и претендующие на полноту знаний в ка^ кой-либо конкретной сфере бытия человека и общества. Клиентурные культы предлагают ограниченный набор специализированных услуг за определенную плату или компенсацию и изначально не предполагают выстраивания долгих отношений со своими «клиентами». Временная принадлежность к ним заключается в прослушивании лекций, участии в семинарах, тренингах, сеансах исцеления или контактах с высшим разумом, инициаци-ях, составлении гороскопов, гадании и т. д. Клиентурные культы могут иметь религиозную, псевдопсихологическую, экологическую, образовательную и другие ориентации.

Аудиторные культы (от англ. audience cult) — отдельные индивиды или небольшие группы лиц, имеющие минимальную организационную структуру с системой регулярной трансляции религиозного или оккультно-мистического знания в массы и с полным отсутствием института членства. Наиболее распространенные формы аудиторных культов включают в себя теле-, радиопередачи, одноразовые публичные лекции, газеты, журналы или отдельные рубрики и статьи в них, книжную, аудио- и видеопродукцию оккультно-мистического содержания. Ни к чему не обязывающая «принадлежность» к аудиторным культам подразумевает заинтересованное чтение, прослушивание и просматривание обозначенных материалов, содержание которых рассчитано преимущественно на временное развлечение человека, поверхностное введение его в курс дела, а не на систематическое углубление его знаний. Ученые утверждают, что для социологии религии представляет интерес как сам факт печатания гороскопов в религиозно нейтральных газетах и журналах, так и мимолетный интерес к ним у людей.

Старк и Бэинбридж говорят о возможности постепенного превращения аудиторного культа в клиентурный и затем в культовое движение. Кроме того, допускается возможность обратного превращения в случае распада культового движения и одновременного сосуществования всех трех типов в рамках одного культа41. Последний вариант можно проиллюстрировать на примере культа ОШО, представленного в Индии в виде ашрама, т. е. как культовое движение, в Европе и России как клиентурный культ, приглашающий на семинары по динамической медитации, а в

41Stark Я, Bainbridge W. S. The Future of Religion. Secularization, Revival and Cult Formation. Berkeley: University of California Press, 1985. S. 34, 212, 298—301.

Беларуси, в настоящее время, как аудиторный культ в виде небольшой группы людей, распространяющих литературу основателя культа Ошо Раджниша.

Подавляющее большинство всех классификаций НРД берет за основание так называемую «общую направленность секты». Чаше всего под общей направленностью понимаются географическое или религиозное происхождение организации и основные черты ее вероучения. При этом такие классификации могут выделять от трех до пятидесяти разных видов НРД. Они просты, достаточно наглядны и весьма удобны для создания общего представления о многообразии форм нетрадиционной религиозности. В предлагаемой ниже классификации делается попытка систематизации НРД, действующих на территории Беларуси. При этом не будет рассматриваться целый ряд специфических групп сект, например, африканских (аладура, кимбангизм), азиатских (какседо, каодаи) и др., не имеющих филиалов в Беларуси.

Астрологические центры — организации и частные лица, занимающиеся выработкой и распространением «знания» о влиянии небесных тел (звезд, планет и т. д.) на жизнь и судьбу человека и общества. Основной вид деятельности заключается в обучении астрологии и составлении индивидуальных и групповых гороскопов. В Беларуси, помимо астрологов индивидуалов, занимающихся частными астрологическими консультациями и курирующих астрологические колонки в СМИ, действуют следующие астрологические организации: авестийская школа астрологии, центры «Калагия», «Шахревар», «Сириус», Подводный клуб, школа «Митры», клуб «АстраМир» и др.

Движение Новой Мысли — движение независимых организаций, объединенных учением о возможности достижения любых идеалов (исцеления болезней, духовного, интеллектуального, морального, физического и психического совершенствования) посредством постижения «науки» правильного мышления. Официально движение основано в Америке в 1859 г. Наиболее известными в мире группами являются Церковь новой мысли, Христианская наука, Наука разума, Религиозная наука и др. В Беларуси действуют следующие группы движения новой мысли: клуб «Новое мышление», организации последователей Хосе Сильвы и Луизы Хей.

Неоязычники — группы, пытающиеся реконструировать Древние дохристианские, политеистические религиозные верования, обычаи и обряды в их первоначальном виде. При этом во всех без исключения случаях такой реконструкции в воссозда-

анство, буддизм, индуизм, теософия), церковь последнего завета (индуизм, православие, язычество, рерихианство) и др.

Утопические культы — религиозные либо светские организации, стремящиеся к построению идеального общества посредством создания общежительных общин, находящихся на полном материальном самообеспечении и помимо вероучения формирующих индивидуальную систему морально-этических и др. норм и правил поведения. Особенностью многих современных утопических культов является их «экологическая» направленность. В| Беларуси культы этого типа находятся на ранних этапах своего развития. К ним можно отнести экопоселения последователей Анастасии, Щербовское братство.

Христианские секты — религиозные организации, сохраняющие в своем вероучении основные положения традиционных христианских церквей (православной, католической, лютеранской), но претендующие на восстановление первоначального христианства I—III вв. н. э. и не учитывающие при этом весь позитивный и негативный опыт его двухтысячелетнего развития. К христианским сектам, действующим на территории Беларуси,) можно отнести пятидесятников, баптистов, церковь Христа (бостонское движение), мессианских евреев и др.

Центры экстрасенсорного воздействия, магии и цели телъства — организации и частные лица, предлагающие весь спектр услуг в сфере нетрадиционных методов воздействия на физическое и психическое здоровье человека, а также «магических» методов прояснения и коррекции его взаимоотношений с окружающими людьми (снятие и наведение порчи и сглаза, диагностика и «исцеление» болезней, гадание, заговоры, биоэнергокоррекция, чистка кармы, ясновидение и т. д.). К белорусским организациям этого типа относятся салон «Мир магии», международная академия целительства, движение «Отечество», агентство «Тибет», белорусская ассоциация экстрасенсов, центр «Агния» и др.

Чаннелинг (от англ. channel — канал) — современная форма классического спиритизма, состоящая в полагании человека я качестве канала связи с потусторонним миром, из которого noлучается разнородная информация преимущественно религиозного содержания. Источником информации может быть все, чему возможно приписать степень разумности (ангелы, гномы, де моны, предки, античные боги, растения, геометрические фигуре

и т. д.). Вокруг «откровений» и информации, получаемой контактером, организовывается, как правило, группа. В Беларуси ействуют следующие группы, основанные на чаннелинге: «Эка-■юн-ДС», Служители Бога Живого, Центр здравия и чести, последователи «Откровений ангелов-хранителей» и др.

В качестве отдельного типа нетрадиционной религиозности можно выделить так называемое внутрицерковное сектантство. В данном случае имеются ввиду всевозможные формы нетрадиционных, языческих, оккультно-мистических верований и практик, существующих в границах традиционных религий мира. Такие народные формы религиозности, редуцирующие и искажающие ортодоксальное вероучение, являются практически неконтролируемыми образованиями и сопровождают жизнь всех без исключения религий мира. К особым формам внутрицерковного сектантства в Православной Церкви относится:

а) смещение религиозного поклонения с Бога на священника, монаха, духовное лицо, сопровождающееся полным подчинением воле последнего. Создание в общине культа священника;

б) магическое мышление, полагающее автоматическую действенность любых религиозных обрядов вне зависимости от наличия или отсутствия у человека, их совершающего, личной веры в Бога и понимания смысла этих обрядов;

в) апокалиптизм, включающий в себя как нагнетание страха перед окружающей социокультурной средой и достижениями современной науки и техники, так и интерпретацию всех событий в мире в качестве однозначных признаков наступления в самое ближайшее время конца света;

г) политеизм, состоящий из гипертрофированного почитания святых «на все случаи жизни» при одновременном забвении поклонения Богу;

д) экстремизм, культивирующий ненависть к отдельным группам людей, которые представляются в качестве главного врага Церкви и источника всех ее бед и проблем. При этом предполагается необходимость ведения всех форм сопротивления этим группам, в качестве которых наиболее часто считаются масоны, сектанты, тайное мировое правительство, евреи, а также конкретные, как правило, западные страны.

Интерес к этому типу нетрадиционной религиозности только зарождается в академической, антикультовой и противокульто-вой школах сектоведения.

4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ

Возникновение НРД является одной из самых сложных и малоисследованных проблем сектоведения. В рамках этой темы изучаются процессы, протекающие в обществе на микро- и макроуровнях и приводящие к появлению сект и культов. Теории микроуровня исследуют как сектантские тенденции в религии, завершающиеся расколом или появлением секты, так и процессы, сопровождающие ранние стадии зарождения и развития культа. Теории макроуровня выявляют причины возникновения НРД в области глобальных трансформационных процессов, протекающих в политической, социальной и религиозной сферах* общества в целом.

Все существующие формы возникновения НРД можно разделить на три типа: образование сект, культовая инновация, процесс восектовления.

Образование сект. Образование сект предполагает отделение одной религиозной группы (секты) от другой (религии, де номинации, секты). Появление секты является конечным ито-я гом развития целого ряда достаточно длительных предваряки щих его процессов, именуемых «сектантскими тенденциями» в религии.

Таким образом, очень часто самая важная страница истории любой секты протекает до момента ее формального основания отделения, который зачастую является также наивысшей точкой ее развития и началом ее распада. Формальный отсчет самостоятельного бытия секты начинается с принятия «материм ской религией» официального документа (декларации, анафем мы, заявления о структурном дистанцировании и т. д.), удостоверяющего «непринадлежность» секты к религии, от которой она откололась. Часто руководящий орган религии осведомлен в деятельности той или иной сектоподобной группы в ее границах но не спешит прибегать к анафеме и отлучению, пытаясь найти

способпримирения с потенциальной сектой. Такая политика в большинстве случаев заканчивается успехом, что положительно влияет на устойчивость и большую степень бесконфликтности традиционных религий. Именно поэтому новые секты образуются чаще всего не в результате откола от традиционных религий мира, а в результате отделения от других типов религиозных организаций: деноминаций, культов и других сект.

Онтологическим основанием зарождения сектантских тенденций в любых религиозных организациях является внутренне присущая им необходимость постоянного приспособления к изменяющимся обстоятельствам окружающего их общества. По мнению Гершома Шолема, любое откровение с момента его письменной фиксации представляет собой проблему для религиозной традиции, так как исторические изменения ставят вопрос о применимости религиозного канона к новым условиям мира42. Последователи перестают видеть адекватность представляемых им религиозных учений окружающей их действительности и начинают поиск новых «живых» форм религиозных переживаний и интерпретаций. Сначала эти новые формы они пытаются найти в рамках вероучения и практики своих же религиозных групп. Если искомое не будет ими обнаружено, то они могут взять на себя инициативу по изменению традиции, начиная тем самым процесс развития сектантских тенденций.

Знаменитый исследователь традиции Эдвард Шиле утверждает, что интерпретация существующего религиозного канона является главным способом внутреннего обновления, неосознаваемой инновации традиции, основная функция которой состоит в ее сохранении при любых изменяющихся условиях мира43. Интерпретации и разъяснения традиции, инициируемые ею самой, являются мощным средством регулирования любых внешних и нежелательных внутренних инициатив по ее изменению. Однако скорость такого самообновления традиции практически всегда медленнее, чем происходящие во внешнем мире перемены, которые порождают саму необходимость новых интерпретации традиции и канона. Таким образом, в любой религиозной организации мира всегда существует потенциал к зарождению и

bcholem G. Revelation and Tradition as Religious Categories in Judaism // «■ Scholem The Messianic Idea in Judaism and other Essays on Jewish Spiri-4StUality- New York: Schocken Books, 1974. S. 288—289. Shils E. Tradition. Chicago: University of Chicago Press, 1981. S. 95—96.

развитию в ней сектантских тенденций. Потенциал, реализации которого целиком и полностью зависит от целого ряда ситуативных факторов (например, от наличия харизматического лидера и т. д.). Это же относится к самим сектам, внутри которых также могут зарождаться сектантские тенденции, приводящие к очередному делению.

Интересно, что сам процесс внутреннего обновления религии может быть изначально осознаваем и глубоко отрефлектирован самой традицией, а может протекать спонтанно и неосознанно. В рамках религиозной организации могут существовать критерии для отличения «истинных» попыток ее обновления, интерпретации и развития от «ложных». Так, классическим примером таких критериев являются «семь признаков истинного; развития идеи» в границах Церкви, предложенных кардиналом! Католической Церкви Джоном Генри Ньюманом44.

Известны примеры, когда некоторые НРД, например мормоны, по ходу своего развития использовали достаточно оригинальный способ подстройки под актуальную ситуацию в мире и обществе. Секта систематически нивелировала все проблемные моменты в истории и богословии группы: в священных писаниях, исторических документах, старых книгах, статьях, дневниках руководителей, при последующих перепечатках изменялся текст путем вырезания из них всех «неудобных» мест и заменой их на более соответствующий и отвечающий современному духу и учению организации46.

Дополнительным источником зарождения сектантских тенденций могут являться люди, глубоко убежденные в том, что они неожиданно получили какое-либо новое откровение от Бога. Они также будут пытаться его понять и проинтерпретировать в первую очередь в границах вероучения той религиозной организации, к которой они принадлежат. В том случае, если эта организация не имеет устоявшихся механизмов эффективной и грамотной реакции на регулярно появляющиеся среди ее последователей откровения и не может никак удовлетворить запросы этого рода, они обратятся к разработке собственных концепций увиденного и пережитого ими необычного явления. Описанная выше

uNewman J. H. Uber die Entwicklung der Glaubenslehre. Mainz: Matlthias-Griinewald, 1969. S. 151—183.

i5Tanner J., Tanner S. The Changing World of Mormonism: A Behind thd Scenes Look at Changes in Mormon Doctrine and Practice. Chicago: Moodw Press, 1981. 574 s.

проблема выявления истинных и ложных критериев обновления традиции представляется в данном случае в несколько ином ракурсе и сводится в своей радикальной постановке к вопросу богословского различения истинных и ложных пророков и пророчеств. Особый интерес к разработкам критериев этого типа присутствует в иудаизме46.

Таким образом, степень контроля религией над вновь получаемыми в ней откровениями и новыми интерпретациями уже существующего традиционного канона, является главным фактором, регулирующим ее сохранность и соответственно количество появляющихся сект. Любая религиозная организация вынуждена пассивно поддерживать в себе «прогрессивистские» тенденции и, разумно их контролируя, не доводить до появления новых сект.

История сектоведения знает примеры, когда неспособность руководства организации регулировать новые откровения приводила к появлению сотен новых сект в рекордно короткие сроки. Характерным примером является история вьетнамского каодаизма, уникальность которого состоит в сочетании спиритических практик с развитым вероучением и системой ритуалов. Получая во время спиритических сеансов приказания «свыше» к основанию все новых и новых групп, каодаи, не имея механизмов противостояния «воле духов», были вынуждены бесконечно дробиться на мелкие секты и толки47. Известны и прямо противоположные случаи, когда религиозным организациям вовремя удается преодолеть образование новых сект путем установления контроля над откровениями. Так, религиозный уфологический культ «Небесные Врата» решает данную проблему, заменив свою доктрину о возможности и необходимости получения новых откровений каждым членом секты на учение о допустимости получения любых откровений только харизматическими лидерами группы, Во и Пипом48. Некоторые культы изначально устанавливают жесткий





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 1481 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...