![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Абдулхаиров А.З., г.Симферополь
Культурный туризм является эффективным способом межкультурной коммуникации. Он способствует познанию, развитию и распространению духовных ценностей, является наилучшим способом знакомства с культурой не только других этносов, но и своего народа. Для культурного туризма характерно «присвоение» личностью как материальных, так и духовных богатств различных этнических групп во всей их уникальности и своеобразии [1, с. 115-116]. Турист или экскурсант участвует в усвоении и передаче культурных традиций, что многократно повышает значение туризма, как фактора развития личности. Когда в результате межкультурных контактов человек временно «погружается» в иную культурную среду, то он, с одной стороны, более ясно понимает многообразие окружающего мира, а с другой стороны более четко осознает ценность и самобытность своей культуры [2, с. 128]. Сказанное выше особенно актуально для Крыма, который заметно выделяется среди других регионов Украины своей поликультурностью, одновременно являясь одним из важнейших туристско-рекреационных регионов страны.
Говоря о повышении туристско-рекреационной привлекательности Автономной Республики Крым, можно выделить следующие основные направления презентации его поликультурности:
· Локализация «ареалов поликультурности» в виде историко-культурных заповедников, этнографических деревень, зон исторической застройки населенных пунктов.
· Разработка новых туристских и экскурсионных маршрутов, знакомящих с традиционной культурой народов, населяющих Крымский полуостров.
· Проведение этнических праздников, фестивалей и конкурсов народного творчества.
· Организация производства сувенирной продукции, произведенной с использованием традиционных ремесленных технологий различных народов, населяющих Крым.
Локализация «ареалов поликультурности». Наиболее популярные на данный момент в Автономной Республике Крым «ареалы поликультурности» расположены в Бахчисарае и Евпатории, они ежегодно привлекают значительное количество туристов и экскурсантов. На территории исторической части города Бахчисарая, в пределах пешеходной доступности друг от друга, находятся три известных туристско-экскурсионных объекта, относящихся к разным культурным традициям:
1) Комплекс ханского дворца, включая дворцовую мечеть Хан-Джами.
2) Православный Успенский монастырь.
3) Комплексный памятник культуры крымских караимов – город-крепость Чуфут-Кале.
Так называемый ««Малый Иерусалим» в последние годы стал одной из основных достопримечательностей города-курорта Евпатории. Речь идет о старой части города, где на небольшой территории сохранились действующие культовые сооружения самых разных конфессий – мусульманская мечеть Джума-Джами (построена в XVI в.), Текие дервишей, православный Свято-Николаевский собор, комплекс караимских кенас, две синагоги, армянская церковь. Посещение таких объектов имеет не только познавательное и эстетическое значение, но также имеет воспитательный характер, становясь наглядной иллюстрацией мирного сосуществования различных культур в истории Крыма. Однако далеко не везде поликультурный потенциал подобных антропогенных ландшафтов используется в туристской деятельности. Например, многочисленные культовые сооружения разных конфессий, расположенные в старой части Симферополя (бывшая Ак-Мечеть), до сих пор не стали популярными объектами посещения.
Разработка новых маршрутов для культурного туризма. По данным официального туристского портала Крыма (http://tourism.crimea.ua) на территории полуострова находится 77 этнографических объектов. Кроме того, в АРК действуют 34 национально-культурных общества, 23 культурно-этнографических центра, в том числе армянский центр «Сурб-Хач» в Старом Крыму, греческий центр «Карачоль» в с. Чернополье Белогорского района, немецкий клуб «Кроненталь» в с. Кольчугино Симферопольского района, центры крымскотатарской этнической культуры в Старом Крыму, селах Танковое, Соколиное, Богатое ущелье, Заречное, Морское. На их основе уже разработаны этнографические экскурсионные маршруты и тематические туры, знакомящие экскурсантов с многообразием национальностей, проживающих в Крыму (например, «В гости к крымским татарам», «Немецкие поселения в Крыму», «Судьбы народов Крыма», «В гости к грекам») [3]. Логическим продолжением этнического туризма выступает религиозный туризм с посещением различных культовых сооружений и святых мест, поскольку именно религиозные верования традиционно составляли ядро духовной культуры любого этноса. Кроме того, этнографический туризм имеет экологическую составляющую, поскольку многие природные объекты Крыма – родники, скалы, пещеры и деревья издавна становились предметами особого отношения в культуре той или иной этнической группы. В качестве примера можно привести священную для караимов дубовую рощу, расположенную возле Чуфут-Кале.
Проведение праздников, фестивалей, конкурсов. В современном туризме важную роль играет его событийная составляющая, основанная на грамотном event-менеджменте. Проведение масштабных праздников и фестивалей национальных культур невозможно силами одних лишь туроператоров или владельцев объектов размещения. В этом вопросе необходима постоянная координация и поддержка со стороны органов государственной власти. Так, «Календарь событий на 2011 г.», размещенный на сайте Министерства курортов и туризма Автономной Республики Крым, содержит ряд мероприятий монокультурной и поликультурной тематики. Среди них фестиваль немецкого творчества «Sonnenstrahl» (май, Феодосия), фестиваль греческой культуры «Элефтерия-2011» (июнь, Евпатория), фестиваль «Малый Иерусалим» (июль-август, Евпатория), фестиваль этнокультурного творчества народов Южной Украины и Крыма «Чумацкий Шлях» (сентябрь, Раздольное), фестиваль традиционных культур «Краски бабьего лета» (октябрь, Саки) [4]. Однако перечень подобных мероприятий может быть ещё более расширен, в том числе за счет их проведения не только в приморских населенных пунктах. Большой поликультурный event-потенциал имеют, в частности, Бахчисарайский, Белогорский и Кировский районы.
Производство сувенирной продукции в традициях народных ремесел. Несмотря на то, что основным результатом туристской поездки обычно являются новые знания и впечатления, память о совершенном путешествии может быть материализована. Наиболее распространенным способом «овеществления» дорожных впечатлений является приобретение сувениров, подарков родным и близким. И в этом смысле для Крыма, как туристско-рекреационного и, одновременно, поликультурного региона, очень актуально возрождение народных промыслов и ремесел [5, с. 57-68]. Безусловно, большим спросом у туристов могли бы пользоваться металлические, деревянные и керамические сувениры, а также ювелирные, текстильные и кожаные изделия, созданные на основе традиционных технологий крымских этносов. А если мастерские современных ремесленников будут локализованы в этнографических деревнях и зонах городской исторической застройки, то такие мастерские могут быть дополнительно использованы и как экскурсионные объекты, и как места для проведения оригинальных туристских аттракций (экспресс-курсы и мастер-классы народных ремесел).
Но поликультурность туристского региона не только дает большие возможности, но и способна вызвать определенные затруднения. Если в целом туризм часто представляется как досуговое времяпровождение, не требующее определенных знаний и навыков, то культурный туризм предполагает определенную подготовку участников [2, с. 128]. Самым очевидным примером проблем межкультурной коммуникации в туризме является языковой барьер. Не случайно первой в Российской империи туристской организацией – Крымским горным клубом ещё в 1892 г. был издан «Краткий русско-татарский словарь для экскурсантов», содержащий около 800 слов и выражений [6]. Примечательно, что редактировать этот словарь согласился великий крымскотатарский просветитель Исмаил Гаспринский.
Однако, даже говоря на одном языке, туристы и местные жители туристского региона могут не понимать друг друга, когда речь идет о национально-культурных особенностях, этническом и конфессиональном своеобразии. В этом вопросе многое зависит от туристов и туроператоров, которые могут придерживаться «жесткой» или «мягкой» концепций организации путешествий, сравнительная таблица которых представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Сравнительная характеристика концепций «жесткого» и «мягкого» туризма (по В.Б. Сапруновой) [7, с. 53]
«Жесткий» туризм | «Мягкий» туризм |
Непродолжительное пребывание | Продолжительное пребывание |
Импорт стиля жизни | Стиль жизни по образцу страны пребывания |
Избегание языка страны пребывания | Изучение языка страны пребывания |
Чувство превосходства над местным населением | Радость познания иной культуры |
Разумеется, более широкие возможности в рассматриваемом контексте дает концепция «мягкого», а не «жесткого» туризма. Поликультурный консенсус возможен лишь на основе искреннего интереса к культуре страны (региона) пребывания, которая должна быть презентована во всем её исторически сложившемся многообразии.
Таким образом, эффект от развития туризма в Крыму не сводится лишь к сумме получаемых от него доходов. Миссия крымского туризма также заключается в достижении межэтнического и межнационального согласия, в формировании плюрализма и толерантности. Гармонизация межнациональных отношений в значительной степени зависит от знакомства с иной культурой, а прекрасным способом приобщения к ней являются именно туристские путешествия. Кроме того, стремясь успешно презентовать собственную культуру гостям из других регионов и стран, местные жители сами более глубоко приобщаются к ней, вспоминают о тех исконных этнических традициях, которые иначе могли бы исчезнуть в условиях глобализации начала XXI века. В то же время, поликультурная составляющая туристских практик неизбежно приводит к повышению туристской привлекательности региона, следствием чего становится улучшение экономических показателей развития туристско-рекреационной сферы.
Литература
1. Ожева С.Б. Культурный туризм как эффективный способ межкультурной коммуникации / С.Б. Ожева // В мире научных открытий. – 2010. – № 4 (10). – С. 115-117.
2. Алтухов А.В. Культурный туризм в современном мире / А.В. Алтухов // Культурная жизнь Юга России. – 2008. – № 3. – С. 127-129.
3. Этнографический туризм [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tourism.crimea.ua/rest/Ethnographic%20tourism.
4. Календарь событий на 2011 год [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://crimea.gov.ua/kalendar-sobitiy-na-2011-g.
5. Финогеев Б.Л. Крымский туризм на пороге XXI столетия: состояние и пути развития / Б.Л. Финогеев, О.В. Лобов, Н.Н. Гордецкая. – Симферополь: Таврия-Плюс, 1998. – 147 с.
6. Краткий русско-татарский словарь для экскурсантов. (Крымское наречие). – Одесса: изд. Крымского горного клуба, 1892.
7. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг / В.Б. Сапрунова. – М.: Ось-89, 1997. – 160 с.
Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 563 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!