Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Материал и технология



Итак, форма рассказала нам об ассоциативном образе, об утили­тарном предназначении предмета, но, продолжая рассматривать, мы отмечаем еще и ее конструктивные особенности, то, как и из чего сде­лано произведение. Ответ на вопрос «как» дают конструктивно-пла­стическое решение и технология изготовления предмета, а на вопрос «из чего» - его материал.

Материал (природный или созданный человеком), из которого сделан предмет, обладает собственными характерными особенностя­ми: внутренними - химическим составом, текстурой (лат. textura - внутреннее строение) и внешними - цветом, фактурой (лат. factura - состояние поверхности). Каждый материал, используемый в работе, проявляет свои специфические возможности в формообра­зовании (податливость, вязкость, упругость, хрупкость и т. п.), каж­дый «строит» изделие по-своему. Эти-то особенные «способности» материалов учитываются и используются производителями при созда­нии конкретных предметов, определяют способ их изготовления - технологию (от греч. techne - мастерство, logos - учение). Каждый материал по-своему вступает в сотворчество с художником. Так, дере­во легко режется, камень - рубится, металл - куется, кожа - мнется и шьется, лен - плетется и ткется, стекло - льется и выду­вается, глина - лепится и отминается, фарфор - отливается... и т. д. и т. п.

Эти позиции - материал и технология - послужили основой для распространенных искусствоведческих классификаций произве­дении ДПИ: 1. по материалу - металл, керамика, стекло, текстиль, дерево и т. д. или более дифференцированно - серебро, бронза, зо­лото, фарфор, фаянс, стекло, хрусталь и т. д.; и 2. по техноло­гии - резьба, роспись, чеканка, литье, плетение, ткачество и т. д.

При восприятии изделий, исполненных из разных материалов, у зрителей возникают разные впечатления: дерево - теплое, живое; металл - холодный, жесткий, тяжелый; кожа - мягкая, податли­вая; стекло - прозрачное, сверкающее; ткани - струящиеся или упругие, легкие или тяжелые, плотные или рыхлые и т. д. Используе­мый материал определяет различное (особое) звучание образа, и вы­бор его мастером принципиально связан с характером и содержанием художественного образа создаваемого изделия. Он не только вещест­венный носитель образа, но и его существенный элемент. И чем есте­ственнее выглядит материал в изделии, чем больше форма и декор вы­являют эти неповторимые свойства материала, тем органичнее, гар­моничнее и богаче будет художественный образ произведения ДПИ.

Но и это еще не самое главное. Важно не только то, как будут вы­явлены естественные, природные свойства материала, но и то, какие его качества и почему волнуют художника, какие мысли и чувства он хочет выразить в этом материале. Художественное «одушевление» материала достигается через понимание его «характера» и «способ­ностей», через чуткую работу рук мастера, управляемых умом и серд­цем.

Что же касается технологии, то тот способ, прием, которым была создана данная форма, само качество исполнения могут восхитить или разочаровать зрителя и сильно влияют на общее впечатление, на це­лостный образ произведения. В изделиях всегда видно, с каким чутьем и вкусом работает мастер. Видна культура диалога мастера и материа­ла, когда один проявляет свою влюбленность, чуткость, искусность, а другой раскрывает свои лучшие свойства.

Каждый исполнительный прием - это особый язык выражения художественной идеи. Пластические возможности материала и воз­можности технологического приема обусловливают характер созда­ваемой формы, ее образную выразительность, возможность ее деко­рирования. Так, например, разные приемы формообразования, суще­ствующие в искусстве керамики, дают совершенно разные пластиче­ские образы:

лепка из комка - пластическое распределение массы глиняного кома, сдавливание, сдвигание, прищипывание глины пальцами - дает возможность получать формы цельные, наполненные изнутри, зрительно крепкие;

лепка из пласта - раскатывание глиняного пласта, раскрой дета­лей, вырезание, сгибание, офактуривание, склейка деталей - созда­ет образы хрупкие, пластически напряженные, объемно-пространст­венные;

гончарение - выкручивание на гончарном круге центричных форм и деталей, сборка и декорирование их на станке - создает фор­мы симметричные, емкие, статичные;

отливка - формование изделий из жидкой глины путем заливки ее в гипсовые формы, когда гипс, благодаря своей гидроскопичности, оттягивает влагу, а глиняные частицы из взвеси облепливают форму, набирая плотный «черепок» - позволяет получать вещи цельнокорпусные, обобщенные по форме;

отминка - формование глиняных изделий путем обжимания пла­стичной глиной формы или матрицы - позволяет получать отпечат­ки фактурных и рельефных форм, и др.

Получающиеся в результате этих формообразующих приемов из­делия имеют разный образный характер притом, что созданы они из одного материала - глины.

Так же принципиально различны по своим техническим и вырази­тельным возможностям и по художественным эффектам способы формообразования в металле.

Ковка - ударно-механическое горячее формование из раскален­ной болванки, когда каждый удар молота фиксирует в своем следе силу и чувства кузнеца - позволяет получать изделия сложной кон­фигурации, ажурные.

Литье - формообразование путем заливки расплавленного ме­талла в форму - позволяет получать фигурные объемные слитки.

Выколотка - обколотка металлического листа по форме или матрице, когда твердый лист металла становится податливым, - по­зволяет добиваться разных эффектов в корпусной пластике.

Сварка - термическое соединение частей формы путем «свари­вания» - позволяет собирать сложные конструкции.

Каждый из перечисленных приемов формообразования имеет свои специфические особенности, возможности и ограничения, кото­рые непременно находят свое выражение в облике изделия, придавая ему особый характер.

Нужно отметить, что научно-технические открытия порождают новые технологии, создают новые материалы, которые осваиваются и используются в художественном творчестве наряду с традиционными и природными. Так, изобретение гончарного круга открыло в свое время возможность центрического формования из глины и тиражиро­вания керамических изделий; изобретение стеклодувной трубки дало возможность получать из расплавленной стекломассы пустотелые тонкостепные сосуды, и также тиражировать их; изобретение фарфо­ра, а позднее и пластмасс дало развитие целым промышленным отрас­лям в ДПИ; усовершенствование ткацких станков и химический син­тез новых волокон способствовали развитию текстильного художест­венного производства. Новые материалы и технологии сильно видоиз­меняют одежду, мебель, транспорт и т. д.

В каждом способе изготовления предметов, даже в самом творче­ски индивидуализированном, авторском, есть свои порядок и правила, обусловленные свойствами материалов и требованиями технологии, которые не могут не учитываться и не соблюдаться мастером. Чистота кинологических приемов создания вещи - это так же красиво, как красива грамотная и стильная речь.

Общее эмоциональное звучание художественного образа произ­ведения ДПИ напрямую зависит от мастерства и качества исполне­ния. Здесь как в любом исполнительском искусстве виртуозы поража­ют зрителей. Все международные конкурсы Мастеров (художни­ков-керамистов, кузнецов, ювелиров, стекольщиков, ткачей, модель­еров и др.) строго оценивают профессиональное технологическое качество авторских произведений.

Качество выделки также формирует образ и влияет на ценность вещи - крой и швы в костюмах, пайка в ювелирных изделиях, шли­фовка и гравировка в стекле, обжиг в керамике, мазок в росписи по фарфору, дереву, металлу и т. д. Эстетика мастерства выделяет ху­дожника из среды ремесленников, создает его авторский почерк и де­лает его произведения особенно привлекательными.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 799 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...