Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социальная экология



СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ – наука об охране ноосферы, сферы деятельности человеческого разума.

Идея «Ноосферы» была выдвинута П. Тейяром де Шарденом: Ноосфера - сфера влияния человеческого разума, его духовной энергии. Эту идею развили русские ученые В. И. Вернадский и К. Э. Циолковский. Вернадский указывал на необходимость правового государства как социальной среды для научного творчества.

В конце 60-начале 70 годов XX в. на проблемы социальной экологии обратил внимание научного мира коллектив журнала "Вопросы философии" во главе с И. Т. Фроловым, его главным редактором. В публикуемых статьях поднимались вопросы необходимости развития целостных социально-этических исследований, в центре которых стоят вопросы добра и зла, этики научных исследований.

Универсальное значение этических взаимосвязей проявляется в зависимости от них логики научных исследований, ее достоверности, а так же развития всей совокупности политико-правовых отношений в обществе. Однако попытка поднять этические вопросы на уровне научной дискуссии и правовых реформ завершилась громким идеологическим скандалом и отстранением Фролова от деятельности главного редактора журнала (Вопросы философии,1997, № 8).

Социальная экология привлекает внимание к социально опасным экспериментам с человеческим сознанием, имеющим место, начиная, по крайней мере, с конца 1960-х годов.

В. С. Семенов (д.ф.н., Ин-т философии РАН), главный редактор «Вопросов Философии» с апреля 1977 по декабрь 1987 гг., указывал, что в к. XX века произошли четыре революции: НТР, управления-менеджмента, информационная и психотропная. "Эти технологии включают использование СМИ, непосредственное подбрасывание и распространение "идей", утверждений и слухов, проведение практических акций для подтверждения навязываемых мыслей и позиций. Предусматриваются и специальные психосредства, включая психотропные. Одним словом, речь идет о подготовке систем контроля и управления умами больших масс населения, систем манипулирования поведением и действиями людей. Данные системы уже нашли применение во время избирательных компаний, в том числе в России"[2].

Философия должна дать этико-эстетическую оценку происходящему закабалению творческой деятельности узкой группой лиц. Раскрыть гуманистическое и антигуманистическое содержание происходящих научно-практических революций. Важнейшей задачей социальной философии становится создание научной модели глобальной цивилизации в XXI веке, так как все прежние политико-правовые модели исчерпали себя.

Основной проблемой социальной экологии является разрушение НООСФЕРЫ и ГЕОСРЕДЫ - природной среды, непосредственно контактирующей с человеком.

Современная экологическая ситуация характеризуется быстрым истощением сырьевых, энергетических ресурсов общества:

-загрязнением среды,

-увеличением численности людей.

Теория взаимосвязи геосреды и человеческой цивилизации была развита Л. И. Мечниковым («Цивилизации и великие исторические реки»).

В основе идеи Ноосферы лежит идея о возникновении живой природы естественным образом из неживой. Исследования начали Жан Элизе Реклю (тр. «Новая всемирная география Земля и люди» 1876-94) и И. И. Мечников, получивший Нобелевскую премию в 1908 г., совместно с нем. уч. П. Эрлихом, за теорию фагоцитарного иммунитета (фагоциты – одноклеточные тела, поглощающие органические и неорганические тела). Теорию возникновения естественным образом живой природы из неживой разработали ученые биохимики: А. И. Опарин (1924 г.) и Дж. Б. Холдейн (1929 г.).

Таким образом высшая ценность среды обитания человечества – жизнь находится в непосредственной связи с неживой природой.

Выход из ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА (нарушения равновесия): в отказе от многих технических изобретений, «возврат назад к природе», так как под угрозой находится само существование жизни.

Одним из наиболее опасных открытий последних десятилетий является создание био-кибернетических систем, кибернетическое вторжение в человеческую психику.

Естественно-исторической защитой человеческой цивилизации является укрепление нравственного сознания человечества – его человечности.

А. Печчеи, президент Римского клуба считал – выход в индивидуализации человеческого сознания, воспитании любви к справедливости, чувства глобальности, нетерпимости к насилию.

Актуальным в современной ситуации является – развитие международного права, установлению общественного контроля за научными исследованиями и ограничение научной деятельности в области угрожающей существованию человечества, особенно в распространении кибертехнологий.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 206 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...