Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Толковый словарь понятий и терминов 5 страница



[821]Орда — народ-войско; см.: Гумилев Л.Н. Древние тюрки. С. 60.

[822]См.: Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия… Т. II. С. 409.

[823]Подробнее см.: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. С. 205—218.

[824]См.: Грумм-Гржимайло Г.Е. Когда произошло и чем было вызвано распадение монголов на восточных и западных? // Известия Государственного Географического общества. 1933. Вып. 2. С. 168—177.

[825]Имеется в виду только правящая семья, члены коей были казнены. Остальные меркиты были рассеяны по всей Монгольской империи и как «кость» (сеок) встречаются у телесов, телеугов, киреев, торгоутов, башкир (см.: Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия… Т. II).

[826]См.: Аннинский С.А. Указ. соч.

[827]Там же. С. 85.

[828]Там же. С. 85—86.

[829]Слова «Баскардия» (Башкирия) и «Сибур» (Сибирь — область около Тюмени) употреблялись уже в XIV в. (Аннинский С.А. Указ. соч. С. 92—93).

[830]Буниятов З.М. Государство хорезмшахов — Ануштегинидов. М., 1986. С. 132.

[831]Там же. В послании Чингисхана говорилось: «Поддержание мира с тобой я считаю своей обязанностью. Ты мне как самый дорогой сын» (Ан-Насави Мухаммед. Жизнеописание султана Джалал ад-Дина Манк-бурны / Пер. с араб. З.М. Буниятова. Баку. 1973. С. 77—78). Вот на обращение «сын» хорезмшах и обиделся.

[832]См.: Гумилев Л.Н. Древние тюрки. С. 42—52.

[833]См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. С. 187.

[834]Подробнее см.: там же. С. 209—229.

[835]См.: Бегунов Ю.К. Памятники русской литературы XIII в. С. 110 и след.

[836]См.: Слово о полку Игореве. М.; Л., 1950. С. 394. Это не совсем так. В «Повести временных лет» под 1093 г. неизвестная страна (в смысле «чужбина») — действительно эмоциональный оборот. А в текстах XIII в. то же слово звучит как географический термин.

[837]См.: Гаель А.Г., Гумилев Л.Н. Разновозрастные почвы на степных песках Дона и передвижение народов за исторический период // Изв. АН СССР. Сер. геогр. 1966. № 1.

[838]См.: Шенников А.А. Земледельческая неполная оседлость и «теория бродяжничества» // Этнография народов СССР. Л., 1971. С. 88—89.

[839]См.: Грибанов Л.Н. Изменение южной границы ареала сосны в Казахстане // Вестник с.-х. науки (Алма-Ата). 1965. № 6. С. 78—86.

[840]Рыбаков Б.А. «Слово о полку Игореве» и его современники. М., 1971. С. 8.

[841]См.: Белявский В.А. По поводу «извечного антагонизма» между земледельческим и кочевым населением Восточной Европы // Славяно-русская этнография. Л., 1973. С. 101—108.

[842]Татищев В.Н. История Российская… Кн. 1. С. 271—274.

[843]Карамзин Н.М. История государства Российского. СПб., 1892. Т. 1. С. 159; Т. 2. С. 46—47.

[844]Устрялов Н.Г. Русская история. СПб., 1837. Ч. 1. С. 143—144.

[845]Соловьев С.М. История России… Кн. 1. С. 57.

[846]Там же. С. 647; Ключевский В.О. Курс русской истории: Соч. в 9 т. Т. 1. Ч. 1. М., 1987. С. 68—84.

[847]Ключевский В.О. Указ. соч. Т. 1. Ч. 1.

[848]Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследования. СПб., 1903. С. 112.

[849]Там же. С. 112, 116, 133, 158.

[850]См.: Мавродина P.M. Киевская Русь и кочевники. Л., 1983. С. 19—20.

[851]Голубовский Л.В. Печенеги, торки, половцы до нашествия татар. Киев, 1884.

[852]См.: Мавродина P.M. Указ. соч. С. 23—24.

[853]Плетнева С.А. Половецкая земля // Древнерусские княжества X—XIII вв. С. 260.

[854]См.: Плетнева С.А. Печенеги, торки, половцы в южнорусских степях // Материалы и исследования по археологии СССР. 1958. № 62; Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М., 1966.

[855]Обилие исследований русско-половецких контактов имело двоякие последствия. С одной стороны, был накоплен богатый фактический материал, с другой — отдельные построения, пересекаясь, поневоле становились эклектичными (см.: Мавродина P.M. Указ. соч. С. 25—39).

[856]См.: Пресняков А.Е. Лекции по русской истории. Т. 1. М., 1938; Т. 2. М., 1939.

[857]Toynbee A.T. A Study of History. Abridgement of volumes I—VI by D.C. Somervell. N.Y.; Toronto, 1946. P. 570. Критику теории «вызова и ответа» см.: Гумилев Л.Н. Об антропогенном факторе ландшафтообразования («Ландшафт и этнос», VII) // Вестн. ЛГУ. 1967. № 24. С. 104—105.

[858]См.: Рожков Н.А. Русская история в сравнительно-историческом освещении (основы социальной динамики), 4-е изд. Л.; М., 1930. Т. 1.

[859]См.: Покровский М.Н. Русская история в самом сжатом очерке. М., 1933.

[860]См.: Греков Б.Д. Киевская Русь и проблема происхождения русского феодализма у М.Н. Покровского // Против исторической концепции М.Н. Покровского. М.; Л., 1939. Ч. 1. С. 112.

[861]Пресняков А.Е. Указ. соч. С. 143.

[862]Там же. С. 145

[863]Там же. С. 146.

[864]Там же. С. 65.

[865]Рожков Н.А. Обзор русской истории с социологической точки зрения. Ч. I. Киевская Русь. 2-е изд. М., 1905. С. 24—25.

[866]Рожков Н.А. Русская история в сравнительно-историческом освещении (основы социальной динамики). Т. 1. С. 152.

[867]Там же. Т. 2. С. 5—6.

[868]См.: Лященко П.И. История русского народного хозяйства. М.; Л., 1927. С. 25, 60.

[869]См.: Юшков С.В. Феодальные отношения и Киевская Русь // Учен. зап. Саратов. гос. ун-та. Т. 2. Вып. 4.1924. С. 9–10.

[870]Толочко П.П. Киевская земля // Древнерусские княжества X—XIII вв. С. 6.

[871]Каргалов В.В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. С. 49.

[872]См.: Попов А.И. Кыпчаки и Русь // Учен. зап. ЛГУ. Серия исторических наук. Вып. 14. 1949. С. 98.

[873]См.: Каргалов В.В. Указ. соч. С. 58.

[874]См.: Гумилев Л.Н. // Русская литература. 1974. № 3. С. 171—172.

[875]Якубовский А.Ю. Феодальное общество Средней Азии и ее торговля с Восточной Европой в X—XV вв. // Материалы по истории Узбекской, Таджикской и Туркменской ССР. Вып. 3. Ч. I. Л., 1932. С. 24.

[876]Пархоменко В. Следы половецкого эпоса в летописях // Проблемы источниковедения: Сб. 3. М.; Л., 1940. С. 39.

[877]Гордлевский В.А. Что такое «босый волк»? // Избранные сочинения. Т. II. М., 1961. С. 487.

[878]Там же. С. 487. Ср.: Кшибеков Д. Кочевое общество: генезис, развитие, упадок. Алма-Ата, 1984. С. 38.

[879]См.: Гумилев Л.Н. Нужна ли география гуманитарам? // Славяно-русская этнография. Л., 1973. С. 92–100.

[880]См.: Гумилев Л.Н. Может ли произведение изящной словесности быть историческим источником? // Русская литература. 1972. № 1. С. 73—82.

[881]См.: Пашуто В.Т. Внешняя политика… С. 213; а также: Кононов А.Н. История изучения тюркских языков в России. М., 1982. С. 19—23.

[882]См.: Дмитриев Л.А. К спорам о датировке «Слова о полку Игореве» (по поводу статьи Л.Н. Гумилева) // Русская литература. 1972. № 1. С. 83—84.

[883]Соловьев С.М. История России. Кн. 1. Т. II. С. 592. Примеч. 411. С. 710.

[884]См.: Каргалов В.В. Указ. соч. С. 49—54.

[885]См.: Грушевский М.С. Киевская Русь. СПб., 1911.

[886]См.: Греков Б.Д. Киевская Русь и проблема происхождения русского феодализма у М.Н. Покровского.

[887]См.: Греков Б.Д. Киевская Русь. С. 462—466.

[888]См.: Плетнева С.А. Половецкая земля… С. 260—300.

[889]Путешествия в восточные страны… С. 108.

[890]См.: Алексеев Л.В. Полоцкая земля // Древнерусские княжества X—XIII вв. С. 237—238.

[891]Пашуто В.Т. Внешняя политика… С. 228.

[892]См.: Гумилев Л.Н. Биосфера и импульсы сознания // Природа. 1978. № 12. С. 97–105.

[893]См.: Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. III. Примеч. 105 и 106; цит. по: Погодин М. Азбучный список русских князей до монгольского ига. 1854. С. 291.

[894]Слово о полку Игореве. М.; Л., 1950. С. 444—445.

[895]См. там же.

[896]Ипатьевская летопись, под 1201 г.

[897]См.: Насонов А.Н. Монголы и Русь. М.; Л., 1940. С. 6.

[898]«…Бысть мятеж велик: всташа бояре и купцы рекуще: Княже! мы тебе добра хочем и за ти головы свои складываем, а ты держишь вороги свои просты; а се ворози твои и наши, суждальцев и ростовцев» и потребовали либо ослепления, либо казни пленных князей. Глеб умер в порубе.

[899]ПСРЛ. Т. I. См. под 1187 г.

[900]Цит. по: Соловьев С.М. История России… Кн. 1. Т. II. С. 570—571.

[901]См.: Пашуто В.Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М., 1950. С. 194—203.

[902]См.: Пашуто В.Т. Внешняя политика… С. 283.

[903]Там же. С. 276.

[904]Командовали этими тумэнами Джэбэ, Субутай и Тугарач (кунграт). С учетом потерь за время войны в тумэнах было около 20 тыс. бойцов.

[905]Аннинский С.А. II Исторический архив. Т. 3. М.; Л., 1940. С. 79.

[906]Там же. С.79.

[907]См.: Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии. С. 176—177.

[908]См.: Вернадский Г.В. Были ли монгольские послы 1223 г. христианами? // Seminarium Kondakovianum. 3. Praha, 1929; Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. С. 324.

[909]Соловьев С.М. История России… Кн. 1. Т. II. С. 642.

[910]Там же. С. 641.

[911]Пашуто В.Т. Внешняя политика… С. 228—234.

[912]См.: Шаскольский И.П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII—XIII вв. Л., 1978. С. 123—124.

[913]Пашуто В.Т. Внешняя политика… С. 233.

[914]См.: Вебер Г. Всеобщая история. Т. VII. С. 237.

[915]См.: Белявский В.А. По поводу «извечного антагонизма» между земледельческим и кочевым населением Восточной Европы.

[916]Соловьев С.М. История России… Кн. 1. Т. II. С. 577.

[917]Там же. С. 606.

[918]Каргалов В.В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. Библиографию см. с. 378—415.

[919]См.: Насонов А.Н. Монголы и Русь. С. 36—37.

[920]См.: Рыбаков Б.Л. Ремесло Древней Руси. М., 1948. С. 521.

[921]См.: Каргер М.К. Древний Киев. Т. 1. М.; Л., 1958. С. 238.

[922]См.: Ключевский В.О. Сочинения. Т. 1. С. 282—286.

[923]См.: Покровский М.Н. История России с древнейших времен. Т. 1. С.120.

[924]См.: Греков Б.Д. Киевская Русь. С. 500.

[925]См.: Довженок В.О. Среднее Поднепровье после татаро-монгольского нашествия // Древняя Русь и славяне. М., 1978. С. 76—82.

[926]См.: Тихомиров М.Н. Древнерусские города. М., 1959. С. 12—42.

[927]См.: Насонов А.Н. Монголы и Русь. С. 24—25.

[928]Пашуто В.Т. Указ. соч. С. 286.

[929]Автор, участвуя в археологической экспедиции проф. М.И. Артамонова в 1946—1947 гг., обнаружил в Подолии доскифские, скифские и раннеславянские городища, после которых на пустом месте были построены польские замки, ныне служащие музейными помещениями. Даниил опустошил славянскую землю на 300 лет.

[930]См.: Пашуто В.Т. Монгольский поход в глубь Европы // Татаро-монголы в Азии и Европе. М., 1970. С. 204—206.

[931]Путешествие в восточные страны… С. 47.

[932]См.: Пашуто В.Т. Внешняя политика… С. 287.

[933]«Пять скорбей» католической церкви: 1) татары; 2) православные; 3) еретики-катары; 4) хорезмийцы; 5) Фридрих II (см.: Осокин Н.А. Первая инквизиция и завоевание Лангедока французами. С. 222).

[934]См.: Гумилев Л.Н. Апокрифический диалог // Нева. 1987. № 3, 4.

[935]См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства.

[936]В.В. Каргалов приводит сведения, интересные для характеристики Юрия Всеволодовича. Узнав о поражении при Коломне, князь покинул в столице свою семью, хотя мог ее своевременно эвакуировать. Гарнизон был недостаточен, а сбежавшиеся в город люди не использованы для обороны. Из-за этого 7 февраля 1238 г. неприступный город пал. На Сити Юрий стоял «не имеющоу сторожии» и был захвачен врасплох. Русские полки не успели даже построиться и «побегоша пред иноплеменниками». Сами монголы не придавали этой битве большого значения. Рашид-ад-Дин считает, что это была просто погоня за бежавшим и скрывавшимся князем. Факт психологического вырождения на фоне этнической обскурации налицо (см.: Каргалов В.В. Внешнеполитические факторы… С. 94–100).

[937]См.: Мункуев Н.Ц. Заметки о древних монголах // Татаро-монголы. М., 1970. С. 367 и след.

[938]См.: Каргалов В.В. Указ. соч. С. 73.

[939]Общая численность монгольского войска для войны на трех фронтах была 129 тыс. человек (Рашид-ад-Дин. Т. 1, кн. 2. С. 266) и еще 2 тумэна: чжурчжэньский — для обслуживания боевых машин — и кара-киданьский. На Русь были присланы тысяча чжурчжэней (хины), тысяча мангутов и вспомогательные войска.

[940]См.: Веселовский Н. Золотая орда // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и А. Ефрона. СПб., 1894. Т. 24. С. 633—635.

[941]См.: Мункуев Н.Ц. Указ. соч. С. 369.

[942]См.: ПСРЛ. Т. 25. С. 130.

[943]См.: Прохоров Г.М. Кодикологический анализ Лаврентьевской летописи // Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1972. С. 77–104; он же. Повесть о Батыевом нашествии в Лаврентьевской летописи // ТОДРЛ. Т. XXVIII. Л., 1974. С. 77—98.

[944]См.: Насонов А.Н. Монголы и Русь. С. 23.

[945]См.: Пашуто В.Т. Очерки… С. 229.

[946]См. там же. С. 138.

[947]См.: Насонов А.Н. Указ. соч. С. 54—55.

[948]Факт внутренней перестройки этносистемы определяется либо накоплением, либо растратой биохимической энергии живого вещества биосферы, а устойчивость неоднородной системы — законом единства и борьбы противоположностей. Дискретность этногенезов и этнической истории, или, что то же, существование «начал» и «концов», есть прямое проявление закона отрицания, согласно которому рождение и смерть любой системы неразрывно связаны друг с другом.

[949]О координации военных действий немцев и шведов см.: Шаскольский И.П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII—XIII вв. Л., 1978. С. 156—157. Пронемецкая, западническая группа во Пскове существовала с 1229 г. (см.: Пашуто В.Т. Внешняя политика… С. 294).

[950]М.В. Владимирский-Буданов, М.С. Грушевский, А.Е. Пресняков, Б.Д. Греков; см.: Пашуто В.Т. Очерки… С. 229.

[951]См. там же. С. 230—231.

[952]См. там же. С. 231—234.

[953]Ярлык — это пакт о дружбе и ненападении. Реальной зависимости он не предполагал. Батый посылал ярлыки к правителям Рума, Сирии и других стран, от него независимых.

[954]Соловьев С.М. История России… Кн. II. Т. III. M., 1988. С. 170.

[955]Насонов А.Н. Монголы и Русь. С. 10—11.

[956]См.: Аннинский С.А. Указ. соч. С. 81.

[957]Там же. С. 89.

[958]Пашуто В.Т. Очерки… С. 271.

[959]См.: Бартольд В.В. О христианстве в Туркестане… С. 11; Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. С. 133.

[960]См.: Зайцев А.К. Черниговское княжество // Древнерусские княжества X—XIII вв. С. 117.

[961]Надир — точка небесной сферы, диаметрально противоположная зениту. См.: Алексеев Л.В. Полоцкая земля // Там же. С. 239.

[962]Цит. по: Пашуто В.Т. Очерки… С. 259.

[963]Сокр. ск. § 275, 276.

[964]«Он пригласил к себе священников из Шама (Сирии), Рума (Византии), Осов (Осетии) и Руси» (Рашид-ад-Дин. Т. II. С. 121); ср.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. С. 330.

[965]См.: Путешествия в восточные страны… С. 7.

[966]Имеется в виду древнерусская этническая целостность.

[967]По монгольскому праву владетелем отцовского улуса считался младший сын, хотя он должен был в политических делах подчиняться старшему брату. Предполагалось, что старший брат успеет обрести имущество, а младшего следует обеспечить.

[968]Белая Русь — территория Полоцкого и Турово-Пинского княжеств; Черная Русь, т. е. завоеванная соседями, — окрестности Гродно.

[969]См.: Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды (далее: Тизенгаузен). Т. I. 1884; Т. II. 1941.

[970]См.: Тизенгаузен. Т. II. С. 33.

[971]См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. С. 313—314.

[972]Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 24. С. 633—635.

[973]Цит. по: Тизенгаузен. Т. I. С. 325.

[974]Там же. С. 231.

[975]См.: Аннинский С.А. Указ. соч. С. 87.

[976]См.: Полубояринова М.Д. Русские в Золотой Орде. М., 1978.

[977]См.: Гумилев Л.Н. Указ. соч. С. 398—399.

[978]См.: Пашуто В.Т. Очерки… С. 296—297.

[979]См.: Насонов А.Н. Монголы и Русь. С. 69—75.

[980]По сути дела, суфизм был совсем не похож на воинствующий ислам — суннизм, однако суфии называли себя мусульманами и были терпимы в странах ислама.

[981]Тизенгаузен. Т. I. С. 197, 385, 510; Т. II. С. 100, 104.

[982]См.: Гумилев Л.Н. Указ. соч. С. 401—402.

[983]См.: Баскаков Н.А. Русские фамилии тюркского происхождения. М., 1979.

[984]См.: Кучеев А.М. Следы тюркского элемента у однодворцев (по данным языка и личной ономастики населения Усманского района Липецкой области) // Доклады отделений и комиссий Географического общества СССР. № 15. Л., 1970. С. 127—134.

[985]Литва — одно из племен балтской группы, распространенной от Балтийского моря до левобережья Днепра. Балты освоили этот регион сразу вслед за таянием ледника и, следовательно, являются древнейшими из аборигенов Восточной Европы. Долгое время они находились в гомеостазе и сохранили этнические черты, характерные для их предков.

[986]Великороссия ранее называлась Залесской Украиной и располагалась в Волго-Окском междуречье. Население — смесь мери и кривичей с включением вятичей и муромы, а с XIII в. — тюркских элементов. Малая, т. е. коренная, Русь лежала на правом берегу Днепра; здесь преобладали славянские и тюркский (половцы и торки) субстраты.

[987]См.: Пашуто В.Т. Указ. соч. С. 248.

[988]Там же. С. 249.

[989]Там же. С. 239.

[990]Там же. С. 239—242.

[991]Там же. С. 275.

[992]Вернадский Г.В. Два подвига Александра Невского // Евразийский временник. Т. IV. Берлин, 1925. С. 227, 335. Цит. по: Пашуто В.Т. Указ. соч. С. 276.

[993]См.: Пашуто В.Т. Указ. соч. С. 277.

[994]Рамм Б.Я. Папство и Русь. М.; Л., 1959. С. 151.

[995]См.: Путешествия в восточные страны… С. 171—173.

[996]Житие Александра Невского (см.: Бегунов Ю.К. Памятник русской литературы XIII в. С. 175—176).

[997]Насонов А.Н. Монголы и Русь. С. 5.

[998]Там же, глава I.

[999]Короткевич Вл. Дикая охота короля Стаха. Минск. 1984. С. 412—413.

[1000]Червленая Русь — Галиция.

[1001]Грамота папы Иоанна XII (1325). Цит. по: Шабульдо М.Ф. Земли юго-западной Руси в составе Великого княжества Литовского. Киев, 1987. С. 31—33.

[1002]Славянское слово «языцы» — перевод греческого термина «этнос». Следовательно, «язычество» — культ племенных богов. При таком толковании в это «общество» попадает и «Бог Израелев» — Яхве, но не Элоим — культ, предшествующий почитанию еврейского племенного бога.

[1003]Трайчевский А. Учебник русской истории. Ч. 1. СПб., 1900. С. 146—147.

[1004]Там же. С. 146.

[1005]См.: Гумилев Л.Н. // Вестн. ЛГУ. 1966. № 18. С. 87.

[1006]На карте 1500 г. показан остров Чечень (см.: Аполлов Б.А. Колебания уровня Каспийского моря // Труды Ин-та океанологии. Т. XV. М., 1956. С. 227).

[1007]Цит. по: Соловьев С.М. История России… Кн. 1. Т. II. С. 646—647; также см.: Платонов С.Ф. Лекции… С. 94.

[1008]См.: Колесник С.В. Еще несколько слов о географической среде // Изв. ВГО. 1966. № 3.

[1009]См.: Сергеевич В.И. Древности русского права. Т. III. СПб., 1909. С. 65 и 72.

[1010]Там же. С. 69.

[1011]Покровский М.Н. Русская история. Т. I. С. 173.

[1012]См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. С. 399.

[1013]См.: Хорошев А.С. Политическая история русской канонизации (XI—XVI вв.). М., 1986. С. 61.

[1014]Там же. С. 125.

[1015]См.: Бартольд В.В. О христианстве в Туркестане… С. 11—23.

[1016]См.: Хорошев А.С. Указ. соч. С. 36—41.

[1017]Там же. С. 94.

[1018]См.: Покровский М.Н. Указ. соч. С. 186—187.

[1019]Хорошев А.С. Указ. соч. С. 108.

[1020]Там же. С. 136.

[1021]Там же. С. 98.

[1022]Алексей (в отрочестве — Елеферий Плещеев) был сын черниговского боярина Федора Бяконта, поступившего на московскую службу в конце XIII в.

[1023]ПСРЛ. Т. IX. С. 33. Цит. по: Хорошев А.С. Указ. соч. С. 109.

[1024]RoublevMichel. The periodicity of the mongol tribute as paid by russian princes during the fourteenth and fifteenth centuries // Forschungen zur osteuropдischen Geschichte. Band 15. Berlin, 1970. S. 7.

[1025]Голобуцкий В.А. Запорожское казачество. Киев, 1957. С. 23—26.

[1026]См.: Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв. M., 1985. С. 51.

[1027]Покровский М.Н. Указ. соч. Т. I. С. 180—181.

[1028]См.: Прохоров Г.М. Повесть о Митяе. Л., 1978. С. 51.

[1029]См.: Хорошев А.С. Указ. соч. С. 111. Приведены цитаты из В.О. Ключевского, А.Е. Преснякова, С.В. Бахрушина, М.Н. Тихомирова, Д.С. Лихачева и Л.В. Черепнина, не расходящихся в оценке заслуг владыки Алексея.

[1030]Митяй умер по дороге в Константинополь. Посвященный в митрополиты Пимен, переяславский архимандрит, не был принят на Москве. Великий князь сослал Пимена, а в 1381 г. пригласил Киприана, которого поддерживал Сергий Радонежский (см.: Прохоров Г.М. Указ. соч. С. 137 и след.). Дмитрий, подозревая Пимена в отравлении Митяя, снял с него белый клобук и заточил его (см.: Трайчевский А. Учебник русской истории. Ч. 1. С. 161).

[1031]Хорошев А.С. Указ. соч. С. 112.

[1032]Там же. С. 112; ср.: Прохоров Г.М. Указ. соч.

[1033]Хорошев А.С. Указ. соч. С. 115.

[1034]Там же. С. 114.

[1035]Там же. С. 121.

[1036]См.: Толстов С.П. По следам исчезнувших цивилизаций. М.; Л., 1948. С. 318—319.

[1037]См.: Трайчевский А. Указ. соч. С. 120.

[1038]Насколько неприятна чехам была немецкая экспансия, показала гуситская война, вспыхнувшая в 1419 г. Об ожесточенности войны говорит тот факт, что население Чехии за 200 лет сократилось с 3 млн до 800 тыс. (Трайчевский А. Указ. соч. С. 120).

[1039]См.: Шабульдо Ф.М. Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского. С. 10.

[1040]Там же. С. 38.

[1041]Там же. С. 9, 55.

[1042]Там же. С. 66.

[1043]Рашид-ад-Дин. Т. I. Кн. 2. С. 275.

[1044]В 1251 г. Батый послал в Монголию для поддержки своего двоюродного брата Мункэ-хана 30 тыс. воинов, а во время битвы между Тохтой и Ногаем в 1299 г. сражались якобы около 900 тыс. воинов (Рашид-ад-Дин. Т. II. С. 86) — это явное преувеличение (в 9–10 раз). См.: Мункуев Н.Ц. // Татаро-монголы в Азии и Европе. М., 1970. С. 370—371.

[1045]Половина регулярного войска находилась в ставках ханов Белой Орды (Орды-Ичэна) и Синей Орды (Шейбана).

[1046]Халиков А.Х. Происхождение татар Поволжья и Приуралья. Казань, 1978. С. 90.

[1047]Там же. С. 90—91.

[1048]Там же. С.23.

[1049]Тизенгаузен. Т. II. С. 151.

[1050]См.: Халиков А.Х. Указ. соч. С. 99.

[1051]Эквивалентно нынешнему «щеголь», точнее, «пижон».

[1052]Сапунов Б.В. Книга в России в XI—XIII вв. Л., 1978.

[1053]См.: Свирин А.Н. Искусство книги Древней Руси XI—XVII вв. М., 1964. С. 11; ср.: Розов Н.Н. Книга Древней Руси XI—XIV вв. М., 1977.

[1054]Русских мечей XI—XIII вв. сохранилось доныне всего 183, а шлемов — еще меньше, хотя их очень берегли (см.: СапуновБ.В. Указ. соч.).

[1055]См.: Свирин А.Н. Указ. соч. С. 12—13.

[1056]Начальная фраза показывает, что русский переводчик дал не буквальный, а смысловой перевод, скорее пересказ, что понятно, ибо язык подлинника крайне сложен и малоизучен. Но откуда такие познания были у русского переводчика — неясно.

[1057]Плерома — полнота всего сущего, эманирующая эоны — частицы света, облекаемые «низкой материей», не имеющей самостоятельного бытия и по мере воспарения эонов обратно в Плерому превращающейся в ничто — мэ он.

[1058]Праджня — запредельная интуиция; учение, возникшее в рамках буддизма в I в. н. э. и широко использованное в махаяне, постулирующей иллюзорность мира, включая познающего субъекта.

[1059]Манихейство — вариант антиохийской школы гностицизма, признававшей две стихии: Свет и Мрак. Мир, по Сатурнилу и Мани, — разорванное тучами мрака тело Первочеловека (вероятно, Ормузда), страдающее в тенетах мрака. Свет приравнивается к Духу, Мрак — к материи; обе стихии безличны.

[1060]Все три учения пессимистичны, т. е. жизнеотрицающи, и атеистичны.

[1061]Атман, согласно философской системе Веданты, — бессмертная душа, подвластная карме — закону причинности.

[1062]Учение о сатане как о возмутившемся ангеле идет из книги Еноха и распространилось как попытка связать строгий, примитивный монизм с духовным опытом христиан и мусульман.

[1063]Шуньята — пустота, которую можно увидеть лишь в момент смерти, как «ясный свет чистой реальности», — учение тантрического буддизма.

[1064]В древности люди не считали себя «венцом творения» и «царями природы». Предполагалось, что они занимают промежуточное положение, а выше и ниже их есть существа, которых они называли «демоны». Существа на порядок ниже ныне обнаружены — это микроорганизмы и вирусы. Те, которые на порядок выше, не открыты и потому считаются несуществующими. Сведения о них присутствуют только в фольклоре и фантастической литературе.

[1065]См.: Вернадский В.И. Химическое строение биосферы… § 200.

[1066]См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. С. 388.

[1067]Там же. С. 390—391.

[1068]См.: Гумилев Л.Н. Гуманитарные и естественные аспекты исторической географии. Л., 1984. С. 42—57.

[1069]См.: Буниятов З.М. Государство хорезмшахов — Ануштегинидов, 1097—1231. М., 1986. С. 137.

[1070]GroussetR. L’Empire des Steppes. P. 448—451.

[1071]См.: Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия… С. 508.

[1072]См.: Очерки истории Китая с древности до «опиумных войн» / Под ред. Шан Юз. М., 1959. С. 382.

[1073]Там же. С. 388.

[1074]См.: Боровкова Л.А. О борьбе китайского народа против монгольских завоевателей в середине XIV в. // Татаро-монголы в Азии и Европе. С. 426.

[1075]Очерки истории Китая… С. 398.

[1076]Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия… Т. II. С. 510.

[1077]Моголы — условное название тюрок Джагатайского улуса, предков казахов Старшего джуса. Могулистан располагался в северо-восточных степях улуса: в Притяньшанье, Восточном Туркестане и Семиречье.

[1078]GroussetR. L’Empire… P. 414.

[1079]Ibid. P. 414—415.

[1080]Грумм-Гржимайло Г.Е. Указ. соч. С. 515.

[1081]У К.Э. Босворта (мусульманские династии. С. 197) смерть Тоглук-Тэмура ошибочно датирована 1370 г.

[1082]См.: Якубовский А.Ю. История Узбекистана. Ташкент, 1950. С. 337.

[1083]GroussetR. Op. cit. P. 500—501.

[1084]К сожалению, в западной историографии принято деление не на три, а только на две орды: Синяя Орда необоснованно опущена (см.: Grousset R. Op. cit. P. 470).

[1085]Экземплярский А.В. Великие и удельные князья северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 г. Т. II. СПб., 1891. С. 405.

[1086]Там же. С. 408.

[1087]Там же. С. 104.

[1088]Синяя Орда, располагавшаяся между Тюменью и Мангышлаком, была менее затронута влиянием мусульманской культуры, нежели Золотая и Белая. Воины в ней сохранили древнюю свирепость и выступали как ревностные защитники традиционной степной культуры. Последним ханом Синей Орды был Тохтамыш.

[1089]Экземплярский А.В. Указ. соч. С. 405.

[1090]Там же.

[1091]Грумм-Гржимайло Г.Е. Джучиды: Рукопись // Архив ГО.

[1092]См.: Экземплярский А.В. Указ. соч. С. 104.

[1093]В земле камских болгар правил Пулад-Темир; в земле мордвы — Тагай; в Сарае — Шейбаниды; в Астрахани, Сарайчике и Крыму — самостоятельные князья; в Причерноморье — Мамай, который попытался наладить через генуэзские колонии в Крыму контакт с Западом.

[1094]См.: Якубовский А.Ю. Тимур и его время // История народов Узбекистана. Ташкент, 1960. С. 353.

[1095]Захватив власть, эмир Тимур стал носить титул «его величество султан — воитель за веру» (Тизенгаузен. Т. II. С. 131. Примеч. 3).

[1096]См.: Шабульдо Ф.М. Указ. соч. С. 66 (разобраны расхождения в датировках).

[1097]Там же. С. 60—62.

[1098]ПСРЛ. Т. XV. С. 89—90.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 169 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.032 с)...