Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Толковый словарь понятий и терминов 4 страница. [557]Сведение сохранилось в летописи Длугоша



[557]Сведение сохранилось в летописи Длугоша. Цит. по: Берлин И. Указ. соч. С. 159.

[558]См.: Шахматов А.А. Разыскания… С. 226—228.

[559]См.: ПВЛ. Ч. II. С. 378—379.

[560]См.: Мельникова Е.А. Экспедиция Ингвара Путешественника на восток и поход русских на Византию в 1043 г. // Скандинавский сборник. Т. 21. 1976. С. 74—88.

[561]См.: Папаскиви З.В. «Варанги» грузинской «Летописи Картли» и некоторые вопросы русско-грузинских контактов в XI в. // История СССР. 1981. № 3. С. 164—172.

[562]См.: Бартольд В.В. О христианстве в Туркестане в домонгольский период. СПб., 1893. С. 11.

[563]Татищев В.Н. История Российская. Кн. II. М.; Л., 1962. С. 129. Ср.: Кузьмин А.Г. Статья 1113 г. в «Истории Российской» В.Н. Татищева // Вестн. МГУ. История. 1972. № 5. С. 79—89.

[564]Татищев В.Н. Указ. соч. Т. II. С. 129.

[565]Перевод архиепископа Филарета (Гумилевского) в «Записках II отд. Имп. Академии Наук». Кн. II. Вып. I. С. 174.

[566]Летопись, передавая общественное мнение современников о пленении Всеслава, осуждает Изяслава за предательство и рассматривает союз с поляками как измену родине (см.: ПВЛ. Ч. II. С. 399—400).

[567]См.: Соловьев С.М. Взаимоотношения между князьями Рюрикова дома. М., 1847; Пресняков А.Е. Княжое право в древней Руси: Очерки по истории X—XIII столетий. СПб., 1909; Гумилев Л.Н. Удельно-лествичная система у тюрок в VI—VIII веках // Советская этнография. 1959. № 3. С. 11—25.

[568]Босворт К.Э. Нашествия варваров: появление тюрок в мусульманском мире // Мусульманский мир: 950–1150. М., 1981. С. 33.

[569]Там же. С. 24.

[570]Половцы не все переселились на запад. Основные их поселения остались в Сибири и Казахстане, до берегов озер Зайсан и Тенгиз. Но, как всегда бывает, ушла наиболее активная часть населения, которая после побед над гузами и печенегами столкнулась с Русью.

[571]См.: Артамонов М.И. История хазар. С. 442.

[572]См.: ПВЛ. Ч. II. С. 85.

[573]См.: Приселков М.Д. Указ. соч. С. 181—184.

[574]Их звали Порей, киевский воевода, и Вышата, сын Остромира, воеводы новгородского, внука посадника Константина, правнука Добрыни, дяди князя Владимира (см.: ПВЛ. Ч. I. С. 110; Ч. II. С. 393—394). Это были люди со связями, обеспечившими им поддержку среди русского населения Тьмутаракани, что и сделало князя-изгоя ценным союзником иудеев.

[575]ПВЛ. Ч. I. C. 111, 311.

[576]См.: Артамонов М.И. История хазар. С. 440. Примеч. 6.

[577]См.: ПВЛ. Ч. II. С. 82.

[578]ПВЛ. Ч. I. С. 122, 322.

[579]Там же. С. 132, 335.

[580]См.: Введение христианства на Руси. С. 210—211.

[581]См.: Соловьев С.М. История России… Кн. 1. Т. II. С. 348.

[582]См.: Соловьев С.М. История России… Кн. 1. Т. II. С. 353.

[583]См.: Василевский В.Г. Варяго-русская и варяго-английская дружины в Константинополе // Труды. Т. I. С. 353—354.

[584]Норманны, осевшие в Северной Франции, постепенно превратились во французов-нормандцев — процесс, типичный для фазы пассионарного подъема.

[585]См.: ПВЛ. Ч. II. С. 413.

[586]Пашуто В.Т. Внешняя политика… С. 125—128.

[587]С.М. Соловьев пишет: «Святополк был жесток, корыстолюбив и властолюбив без ума и твердости» (История России… Кн. 1. Т. II. С. 363), а М.Н. Тихомиров относит к нему характеристику: «Унец» (бык) ярок и лют: у него «волостителеве злии и бояре лютии опалчивии» (Древняя Русь. М., 1975. С. 137).

[588]См.: Босворт К.Э. Мусульманские династии. С. 80—81.

[589]Мюллер А. История ислама. Т. II. С. 342—343.

[590]См.: Киево-Печерский патерик / Под ред. Д.И. Абрамовича. Киев, 1931. С. 106—107.

[591]См. там же. С. 107.

[592]ПВЛ. Ч. I. C. 343.

[593]Там же.

[594]ПСРЛ. Т. IX. С. 153.

[595]«Тъй бо Олег мечем крамолу коваше и стрелы по земле сеяше…» и «Тогда, при Олзе Гориславичи, сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждьбожа внука» (Слово о полку Игореве. М.; Л., 1950. С. 15—16).

[596]Или Марии (см.: ПВЛ. Ч. II. С. 388, 421).

[597]См. там же. Ч. I. С. 148.

[598]Битва при Сугени 4 апреля 1103 г. (см.: ПВЛ. Ч. I. С. 183—185).

[599]См.: Артамонов М.И. Указ. соч. С. 450—452.

[600]См.: Голубовский П.В. Печенеги, торки, половцы до нашествия татар: История южнорусских степей IX—XIII вв. Киев, 1884. С. 110, 111.

[601]См.: Плетнева С.А. Половецкая земля // Древнерусские княжества X—XIII вв. С. 275.

[602]См.: ПВЛ. Ч. II. С. 99–101.

[603]См.: Тюменев А.И. Указ. соч.

[604]См.: ПВЛ. Ч. II. С. 102.

[605]См.: ПВЛ. Ч. II. С. 20.

[606]См.: Татищев В.Н. История Российская. Кн. II. С. 128—130. В Ипатьевской летописи сказано о том, что киевляне разграбили дома евреев (ПСРЛ. Т. II. М., 1962, стб. 275). Современные интерпретации этого события см.: Греков Б.Д. Киевская Русь. С. 496—498; Тихомиров М.Н. Древняя Русь. С. 131—138.

[607]Эта мотивировка в летописных текстах отсутствует. Если это не домысел В.Н. Татищева, надо полагать, что Путята был сторонником Давыда Святославича, верного слуги Святополка II, но никак не Олега, помирившегося с Мономахом еще в 1104 г.

[608]Пештич С.Л. Русская историография XVIII в. Ч. I. Л., 1961. С. 250.

[609]См.: Добрушкин Е.М. О двух известиях «Истории Российской» В.Н. Татищева под 1113 г. // Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. III. Л., 1965. С. 290.

[610]См.: Смирнов И.И. Очерки социально-экономических отношений Руси XII—XIII вв. М.; Л., 1963. С. 252—265.

[611]См.: Рыбаков Б.А. В.Н. Татищев и летописи XII в. // История СССР. 1979. № 1.

[612]См.: Кузьмин А.Г. Статья 1113 г. в «Истории Российской» В.Н. Татищева // Вестн. МГУ. 1972. № 5.

[613]См.: Лихачев Д.С. Можно ли включить «Историю Российскую» В.Н. Татищева в историю русской литературы? // Русская литература. 1971. № 1.

[614]См.: Мюллер А. История ислама. Т. IV. С. 167.

[615]См.: Лозинский С.Г. История инквизиции в Испании. СПб., 1914. Т. III. С. 9.

[616]Там же. С. 11.

[617]Там же. С. 6.

[618]Там же. С. 21.

[619]Там же. С. 17—19.

[620]Там же. С. 21.

[621]Там же. С. 430.

[622]Злоупотребление тайным судопроизводством было таково, что королеве предложили передать дела религии епископам, но это не помогло, а дальнейшая история известна.

[623]См.: Плетнева С.А. // Древнерусские княжества X—XIII вв. С. 275.

[624]См.: Вебер Г. Всеобщая история. Т. IV. С. 371.

[625]См.: Пашуто В.Т. Внешняя политика… С. 167.

[626]См.: Соловьев С.М. История России… Кн. I. Т. II. С. 391—392.

[627]См.: Пашуто В.Т. Указ. соч. С. 151, 167—168.

[628]Там же. С. 186.

[629]См.: Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. С. 472 и след.

[630]Смерть Игоря II, пленника, зверски замученного чернью, была приравнена к мученической; Игорь канонизирован.

[631]См.: Гумилев Л.Н. Миф и действительность // Проблемы реконструкций в этнографии. Новосибирск, 1984. С. 5–24.

[632]См.: Флоря Б.Н. Сказания о начале славянской письменности. М., 1981. С. 35.

[633]Там же. С. 51—52.

[634]Там же. С. 26—27.

[635]Там же. С. 26.

[636]Там же. С. 29.

[637]См.: Тураев Б.А. История древнего Востока. Т. II. СПб., 1913. С. 92–104.

[638]Гумилевский Ф. Указ. соч. С. 45.

[639]Последним защитником Перуна был великий князь литовский Ольгерд, но его дети и племянники приняли крещение (см. там же. С. 40—43).

[640]Гумилевский Ф. Указ. соч. С. 53.

[641]См.: Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. С. 157.

[642]Шпренгер Я. и Инститорис. Молот ведьм. С. 159—161.

[643]От съезда князей в Любече (1097) до смерти Мстислава и отпадения Полоцка (1132) (см.: История СССР. Т. I. С. 584).

[644]См.: Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981. С. 15—17.

[645]Там же. С. 19, 25.

[646]См.: Ветловская В.Е. Творчество Достоевского в свете литературных и фольклорных параллелей. «Строительная жертва» // Миф — фольклор — литература. Л., 1978. С. 103.

[647]См.: Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М.; Л., 1931. С. 137—138.

[648]См.: Зеленин Д. Тотемы-деревья в сказаниях об обрядах европейских народов. М.; Л., 1937. С.З.

[649]См.: Никифоровский М. Русское язычество. СПб., 1875. С. 38.

[650]См.: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2. М., 1868. С.83.

[651]Цит. по: Ветловская В.Е. Указ. соч. С. 104.

[652]См.: Веселовский А.Н. Из истории литературного общения. СПб., 1872. С. 305—307.

[653]См.: Афанасьев А.Н. Указ. соч. Т. 2. С. 113; Т. 3. М., 1869. С. 237, 799.

[654]В.Е. Ветловская (указ. соч. С. 107—113) показывает, что Н.А. Некрасов стоял на почве язычества, когда писал: «Дело прочно, когда под ним струится кровь», а Ф.М. Достоевский отвечал, что благоденствие всего мира не стоит гибели одного невинного ребенка. И, наконец, образ В. Белинского — Коля Красоткин строит либерализм на смерти Илюши Снегирева, невинной жертвы собственного врожденного благородства.

[655]Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси // Записки Московского археологического института. Т. XVIII. М., 1913. С. 1.

[656]Там же. С. 5—7.

[657]Там же. С. 56.

[658]Ниже приводится выдержка из «Творений Иоанна Златоуста» Т. 8. Кн. 2. С. 706 (см.: Гальковский Н. Указ. соч. С. 56—58).

[659]«…а сами крещеные в Христа не веруют» (там же. С. 67).

[660]«Правила святых отец» (см.: Прохоров Г.М., Розов Н.Н. Перечень книг Кирилла Белозерского // ТОДРЛ. XXXVI. Л., С. 376—377).

[661]Гумилевский Ф. Указ. соч. Т. I. С. 97.

[662]Там же. С. 101.

[663]Там же. С. 103.

[664]Там же. С. 61.

[665]См.: Арсеньев И. От Карла Великого до Реформации. С. 62.

[666]Там же. С. 64—65.

[667]Н.А. Осокин (указ. соч. Т. 11. С. 167) дает точную дату — 891 г.

[668]См.: Вебер Г. Всеобщая история. Т. 6. С. 79—80.

[669]См.: Осокин Н.А. Указ. соч. Т. I. С. 170—173.

[670]Арсеньев И. Указ. соч. С. 87.

[671]Осокин Н.А. Указ. соч. С. 194—195.

[672]Там же. С. 23.

[673]Арсеньев И. Указ. соч. С. 77.

[674]Мюллер А. История ислама. Т. IV. 1896. С. 167.

[675]Арсеньев И. Указ. соч. С. 144—145.

[676]См.: Осокин Н.А. Указ. соч. С. 175—178.

[677]См.: Шиппер И. Указ. соч. С. 175—178.

[678]Арсеньев И. Указ. соч. С. 103.

[679]Вебер Г. Указ. соч. Т. IV. С. 383.

[680]Под этим термином в начале XX в. понимались механические знания (не только технические), не формирующие этнопсихологический склад (mentalitet).

[681]См.: Штернберг Л.Я. Избранничество в религии // Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936.

[682]См.: Банзаров Д. Черная вера. СПб., 1891; Гумилев Л.Н. Древнемонгольская религия // Доклады ГО СССР. Вып. 5. Л., 1968. С. 31—39.

[683]См.: Гумилев Л.Н. Несторианство и древняя Русь // Доклады по этнографии Географического общества СССР. Л., 1967. С. 8.

[684]См.: Бегунов Ю.К. Памятники русской литературы XIII века. М.; Л. 1965. С. 154—155, 182—184.

[685]Гущин А.С. Памятники художественного ремесла Древней Руси X—XIII вв. М.; Л., 1936. С. 11. Сам А.С. Гущин эту концепцию не разделяет.

[686]Никольский В. История русского искусства. Берлин, 1923. Аналогичные высказывания см.: Буслаев Ф.И. Сравнительные взгляды на историю искусства в России и на Западе // Соч. Т. 1. СПб., 1880. С. 3–41; Новицкий А.П. История русского искусства Древней Руси. М., 1924; Сычев Н.П. Искусство средневековой Руси // История всех времен и народов. Вып. 4. Л., 1929.

[687]Кондаков Н.П. Русские клады. Т. I. СПб., 1896. С. 81. Он же. О научных задачах древнерусского искусства. СПб., 1899.

[688]См.: Гущин А.С. Указ. соч. С. 13.

[689]Гущин А.С. Указ. соч. С. 13—14.

[690]См.: Павлинов А.М. Доисторическая пора искусства на почве России // Вестник изящных искусств. 1887. Т. V. Вып. 1 и 4.

[691]Последним «каганом» был князь Олег Святославич. Так он назван в «Слове о полку Игореве». Его современник и соперник Владимир Мономах фигурально именовался царем — прозвище заимствовано у византийского императора Константина IX.

[692]См.: Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. М., 1951.

[693]См.: ПВЛ. Ч. I. С. 117; ср.: ПВЛ. Ч. II. С. 402—405.

[694]См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства.

[695]Города вятичей упомянуты под 1146 г. (см.: Соловьев С.М. История России… Кн. 1. Т. II. С. 434). Земля южных дреговичей отнята Юрием Долгоруким у Изяслава Давыдовича в 1149 г. (см.: Соловьев С.М. История России… Кн. 1. Т. II. С. 447). Краниологический тип древлян, а не полян и северян лег в основу современного украинского типа (см.: Алексеев В.П. В поисках предков. М., 1972. С. 299—300).

[696]Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. М., 1982. С. 472. Цитированный автор приводит следующие данные: в середине XII в. — 15 княжеств, в начале XIII в. — около 50, в XIV в. — примерно 250 княжеств. У современников возникали иронические поговорки: «В Ростовской земле князь в каждом селе», «В Ростовской земле у семи князей один воин» (там же. С. 469—470).

[697]Там же. С. 470.

[698]Там же. С. 404.

[699]Там же. С. 65.

[700]Эдуард III высадился в Нормандии в 1346 г., имея тысячу рыцарей, 4 тыс. всадников и 10 тыс. англосаксонских и валлийских стрелков. С этими силами он выиграл битву при Креси (Maurois A. Histoire d’Angleterre. Paris, 1937. Р. 222). Генрих V в 1415 г. повторил операцию, имея 2,5 тыс. латников и 8 тыс. стрелков, с обслугой и транспортом — около 30 тыс. человек… и выиграл битву при Азинкуре (Ibid. P. 262). А ведь это крупнейшие операции Англии — целого королевства.

[701]См.: Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства.

[702]Святослав Ярославич в 1068 г. разбил половцев на р. Снови, имея всего 3 тыс. ратников против 12 тыс.

[703]В.В. Каргалов оценивает численность русских военных сил в начале XIII в. в 110 тыс. человек (см.: Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. М., 1967. С. 79).

[704]См.: Рыбаков Б.А. «Слово о полку Игореве» и его современники. М., 1971. С. 288—290.

[705]См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Вып. IV. М., 1987.

[706]Включая Грузию.

[707]См.: Гумилев Л.Н. Хунну; он же. Хунны в Китае.

[708]См.: Гумилев Л.Н. Древние тюрки.

[709]См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства.

[710]Кычанов Е.И. Звучат лишь письмена. М., 1965.

[711]См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.

[712]См.: Гумилев Л.Н. Хунны; он же. Хунны в Китае; он же. Древние тюрки.

[713]Дату первой Олимпиады — 776 г. до н. э., равно как и дату основания Рима — 753 г. до н. э., следует считать легендарной. Может быть, здесь начало инкубационного периода, но доказать это трудно. Обойдемся без этих дат.

[714]См.: Гумилев Л.Н. Хунны в Китае. С. 41.

[715]GroussetR. Histoire de L’Extreme-Orient. Paris, 1929. P. 404.

[716]См.: Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия… Т. II. С. 425.

[717]См.: Рашид-ад-Дин. Сборник летописей (далее: Рашид-ад-Дин). Т. I. Кн. 1 / Пер. Л.А. Хетагурова. М.; Л., 1952. С. 77.

[718]Рашид-ад-Дин. Т. I. Кн. 1. С. 102.

[719]Мэн-да Бэй-лу (пер. и коммент. Н.Ц. Мункуева. М., 1975. С. 46—48.

[720]См. синхронистическую таблицу.

[721]См.: Кычанов Е.И. Очерки истории тангутского государства. М., 1968. С. 253—256.

[722]Лубсан Данзан. Алтай тобчи («Золотое сказание»). Пер. с монг. (далее: Алтан тобчи). М., 1973. С. 18.

[723]Пэрлээ Х. Собственно монгольские племена в период Киданьской империи (907–1125). Труды XXV Международного конгресса востоковедов. Т. V. 1962. С. 314.

[724]См.: Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Л., 1934. С. 74.

[725]Там же. С. 74.

[726]См.: Гумилев Л.Н. История ритма кочевой культуры Срединной Азии. Опыт историко-географического синтеза // Народы Азии и Африки. 1966. № 4. С. 85—94; он же. Изменения климата и миграции кочевников // Природа. 1972. № 4. С. 44—52.

[727]См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. С. 136—139. Л.Л. Викторова (Монголы. М., 1980. С. 5) относит найманов к тюркам, но не приводит доказательств. Поясняю: казахский род наймам одноименен с найманами XII в., но не идентичен им.

[728]Буквально: «пять чи и три цуня» (пересчет мой. — Л.Г.).

[729]Мэн-да Бэй-лу. С. 48.

[730]Histoire de Mogols et des Tatares par Aboul Ghazi Bahadour Khan, publiйe, traduite et annotйe par Baron Demaison. SPb., 1874. Т. II. Р. 72; Cahun L. Introduction a l’histoire de l’Asie. Paris, 1896. P. 201.

[731]См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. С. 101—102.

[732]См.: Гумилев Л.Н., Кузнецов Б.И. Бон. С. 72—90.

[733]Легенда о царевиче Сиддарте — Будде в христианском варианте — апокриф, игнорирующий хронологию (см.: Настольная книга священнослужителя. М., 1978. Т. II. С. 297). Буддисты считают Иисуса Христа бодисатвой, воплощением Авалокиты.

[734]Банзаров Д. Черная вера; ср.: Гумилев Л.Н. Древнемонгольская религия; Веселовский Н. О религии татар по русским летописям // Журнал Министерства народного просвещения. Новая серия. № 1. Отдел 2. Пг., 1916.

[735]См.: Палладий (Кафаров). Старинное монгольское сказание о Чингисхане (Юань-чао-ми-ши) // Труды членов Российской духовной миссии в Пекине (далее: Палладий). Т. IV. СПб., 1866. С. 172—173.

[736]Васильев В.П. История и древности восточной части Средней Азии (Чжао Хун) // Труды Восточного отделения Имп. Археологического общества. Ч. 4. СПб., 1857. С. 96.

[737]Рашид-ад-Дин. Т. 1. Кн. 2. / Пер. О.И. Смирновой. С. 35—36.

[738]Даты этих событий у Рашид-ад-Дина нет. Приурочивая их к началу войны, мы руководствуемся логикой событий.

[739]См.: Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена: В 2 т. Т. I. M.; Л., 1950. С. 378.

[740]Рашид-ад-Дин. Т. I. Кн. 2. С. 37—40.

[741]Там же. С. 41; вариант сообщения см. там же. Т. I. Кн. 1. С. 104. Об особенностях составления «Сборника летописей» см.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. С. 239—240.

[742]См.: Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. (далее: Сокр. ск.). M.; Л., 1941.

[743]Васильев В.П. История и древности… С. 227.

[744]Там же.

[745]Окин — девушка (монг.)

[746]Рашид-ад-Дин. Т. I. Кн. 2. С. 32—33.

[747]Палладий. С. 173.

[748]Рашид-ад-Дин. Т. I. Кн. 2. С. 129.

[749]Сокр. ск. § 53.

[750]См.: Козлов П.К. Монголия и Кам. M., 1947. С. 83—84.

[751]В манифесте указано, что монголы и татары ранее нападали на северные границы империи Кинь, а ныне вступили в союз с киданями и тангутами (Си-Ся). Палладий считает эти сведения выдумкой чжурчжэньских дипломатов, уловкой для дезориентации империи Сун, против которой готовили главный удар (Палладий. С. 173).

[752]Рашид-ад-Дин. Т. I. Кн. 2. С. 23—24.

[753]Там же. С. 42—43.

[754]Сокр. ск. § 57.

[755]Вопреки тому, что утверждает Рашид-ад-Дин (Т. I. Кн. 2. С. 43—44). Китайские и монгольские источники не подтверждают его беспочвенных сентенций, направленных на угождение тщеславного заказчика — хана Олджейту, в ущерб исторической истине.

[756]Сокр. ск. § 58.

[757]См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. С. 154 (приведен разбор литературы вопроса).

[758]См.: Окладников А.П. Далекое прошлое Приморья. Владивосток, 1959. С. 236.

[759]Хронология последующих событий приблизительна. Чжао Хун сообщает, что в XII в. монголы еще не имели 60-летнего цикла, а отсчитывали «один год, когда зеленеют травы» (Мэн-да Бэй-лу. С. 49). В «Тайной истории» первая точная дата — год курицы — 1201 г., тогда как тюрки применяли циклический календарь уже в VIII в. (см.: Гумилев Л.Н. Древние тюрки. С. 320—321). Это говорит о полном разрыве традиции, т. е. о начале нового этногенеза. Фенологический календарь употребляется этносами, непосредственно связанными с природой, но игнорирующими историю. Для этого восприятия времени достаточна постоянная повторяемость, а не линейная протяженность (См.: Гумилев Л.Н. Этнос и категория времени // Доклады Географического общества СССР. Вып. 15. Л., 1970. С. 143—157). Но как только людям требуется осознание себя во времени, с последовательностью событий, они вводят либо линейный счет по правителям, либо циклический календарь. То и другое говорит о переходе от гомеостаза к динамическому развитию. У монголов этот переход состоялся в конце XII в.

[760]См.: Кычанов Е.И. Жизнь Тэмуджина, думавшего покорить мир. М., 1973. С. 30.

[761]См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. С. 237—261.

[762]См.: Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов… С. 77. Обратное мнение см.: Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия… Т. II. С. 408.

[763]См. выше — III. Желтый пес.

[764]Рашид-ад-Дин. Т. I. Кн. 1. С. 184.

[765]См.: Владимирцов Б.Я. Указ. соч. С. 79.

[766]Джамуха упоминает одну тьму из «людей анды» (Сокр. ск. § 106). Тогрул не был андой Джамухи, следовательно, имеется в виду Тэмуджин. В «Алтан-Тобчи» это упоминание опущено. Так как «люди анды» упомянуты без племенной принадлежности, то ясно, что это были отщепенцы, т. е. «люди длинной воли». Онон берет начало на восточных склонах Хэнтэя, покрытых лесом, — удобное укрытие для тех, кто вынужден прятаться.

[767]От среднего течения Селенги до истоков Керулена (восточный склон Хэнтэя) — 300 км по прямой. Но если учесть неизбежные изгибы дороги, то будет в 1,5—2 раза больше.

[768]См.: Грумм-Гржимайло Г.Е. К вопросу о разделении монголов на восточных и западных. Л., 1933.

[769]Г. Ксенофонтов в своем замечательном труде «Уранхай-сахалар» (Иркутск, 1937) поясняет, что «Баргуджин» означало Забайкалье. Для монголов, шедших с востока, это была земля западнее озера — Балаганская степь у верховий Ангары. Е.И. Кычанов ошибочно полагает, что победители закончили свой поход у слияния рек Орхона и Селенги (см.: Кычанов Е.И. Жизнь Тэмуджина… С. 39); тогда им не пришлось бы форсировать Хилок.

[770]Палладий переводит: «Принесен от рода Мерки» (Палладий. С. 143); С. Калужинский пишет: «Merkickiej podrzutok» (KaluzynskiSt. Tajna historia mongolow. Warszawa, 1970. S. 165).

[771]Рашид-ад-Дин. Т. I. Кн. 2. С. 68—69.

[772]Это был предок Мамая, а его род соперничал с Борджигинами.

[773]О двойственности поведения Джамухи см.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. С. 261 и след.

[774]Рашид-ад-Дин. Т. I. Кн. 2. С. 119.

[775]В персидском переводе — Бут-Тэнгри.

[776]Мэн-да Бэй-лу. С. 49.

[777]Сокр. ск. § 118.

[778]См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. С. 156—157.

[779]Спор о классовой природе внутренней борьбы в Монголии (1183—1218 гг.) был между В.В. Бартольдом, считавшим Тэмуджина аристократом, Г.Е. Грумм-Гржимайло, отрицавшим это, и С.А. Козиным, видевшим вождя аристократии в Джамухе (см.: Якубовский А.Ю. Из истории изучения монголов периода XI—XIII вв. // Очерки по истории русского востоковедения. М., 1953. С. 31—95; Гумилев Л.Н. Указ. соч. С. 161 и след.).

[780]См.: Мюллер А. Указ. соч. Т. I. С. 67.

[781]Слово «орда» значит «ставка хана», но в переносном смысле это эквивалент латинскому «ordo» — орден, т. е. упорядоченный стан (см.: Гумилев Л.Н. Древние тюрки. С. 60).

[782]Хорчи утверждал это, ссылаясь на видение, даже не сон. Якобы рыжая корова рогами раскидала юрту Джамухи и хотела забодать его самого, а комолый вол, везший юрту Тэмуджина, мычанием предрек Тэмуджину царство. Хорчи ему поверил и покинул родственника — Джамуху.

[783]См.: Гумилев Л.Н. Гуманитарные и естественнонаучные аспекты исторической географии // Экономическая и социальная география. Л., 1984. С. 51.

[784]Черный цвет отнюдь не считается унизительным. Бон — черная вера, точнее, темно-синяя, ибо в высоких горах небо кажется почти черным; Кара-будун — черный народ в смысле «весь, целый».

[785]См.: Якубовский А.Ю. Указ. соч. С. 65—88; Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. С. 238—239.

[786]См.: Вернадский Г.В. О составе Великой Ясы Чингисхана. Брюссель, 1939. С. 13.

[787]Г.Е. Грумм-Гржимайло доверяет этому тексту, даже допуская, что он содержит преувеличение (см.: Западная Монголия… С. 437). А.Ю. Якубовский оспаривает его мнение, полагая, что во всех бедах виноваты нойоны-эксплуататоры (см.: Указ. соч. С. 79—80). Прежде чем принять ту или другую точку зрения, целесообразно проследить ход событий далее.

[788]Палладий. С. 169—172. Примеч. 47.

[789]Цит. по: Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия… С. 405. Ср.: Сокр. ск. § 179; Палладий. С. 94.

[790]См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. С. 158—159.

[791]По Рашид-ад-Дину — 13 тыс. воинов против 30 тыс. По «Тайной истории» силы противников были равны (см.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. С. 162).

[792]Племя с таким названием нигде не упомянуто. Есть предположение, что в рукописи описка: правильно читать «Чорос» — один из ойратских родов. Непонятно лишь, как ойраты попали на Онон.

[793]О странностях поведения Джамухи см.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. С. 261 и след.

[794]Улза (у С.А. Козина — Ульджа) — приток Онона. Событие произошло в среднем ее течении, южнее совр. Читы.

[795]Тогрулу был дан титул «ван» (царь), а Тэмуджину — «чаутхури» (что-то вроде военного комиссара). Кроме того, было обещано доложить «алтан-хану», т. е. императору, об услуге с просьбой утвердить пожалование. Тот и утвердил, что имело большие последствия.

[796]См.: Мункуев Н.Ц. Китайский источник о первых монгольских ханах. М., 1965. С. 103.

[797]Мэн-да Бэй-лу. С. 49.

[798]См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. С. 151 (разбор датировок Р. Груссе и К. Витфогеря).

[799]Мэн-да Бэй-лу. С. 117—118.

[800]См.: Катанов Н.Ф. Восточная хронология // Известия Северо-Восточного археологического и этнографического института. Вып. 1. Казань, 1920.

[801]См.: Гумилев Л.Н. Этнос и категория времени. С. 143—157.

[802]См.: Колесник С.В. Проблема географической среды // Вестн. ЛГУ. 1968. № 12; Гумилев Л.Н. О соотношении природы и общества согласно данным исторической географии и этнологии // Вестн. ЛГУ. 1970. № 24. С. 39.

[803]См.: Вернадский Г.В. О составе Великой Ясы… С. 6—7.

[804]Там же. С. 32—33.

[805]См.: Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия… С. 438—439.

[806]«Если кто-нибудь, нападая или отступая, обронит свой вьюк, оружие или часть багажа, то находящийся сзади его должен сойти с коня и возвратить владельцу упавшее; в противном случае он предается смерти» (Макризи; см.: Березин И.Н. Очерк внутреннего устройства улуса Джучиева // Труды Восточного отделения Имп. Археологического общества. Ч. 8. СПб., 1864. С. 440).

[807]См.: Вернадский Г.В. Указ. соч. С. 18.

[808]Там же. С. 17—18.

[809]Грумм-Гржимайло Г.Е. Указ. соч. С. 430; приведена литература.

[810]Подробнее см.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. С. 279—304.

[811]См.: Аннинский С.А. Известия венгерских миссионеров XIII—XIV вв. о татарах и Восточной Европе // Исторический архив. III. М., 1940. С. 71—94.

[812]Там же. С. 83. Смена названия суперэтноса знаменует коренное различие эпох: плавный переход от фазы к фазе сменяется разрывом традиции и началом нового витка этногенеза.

[813]Видимо, осведомитель Юлиана был персоязычен, почему и заменил имя монгольского предка — Бурте-Чино — «серый волк» — на персидское «гург» (волк) с монгольским суффиксом мн. ч. — «ут». Следовательно, Гургут — этноним (означающий «волки», т. е. монголы), а не собственное имя хана — Тэмуджин.

[814]См.: Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. С. 209.

[815]Дата не установлена: видимо, между 1208 и 1216 гг.

[816]Южный Буг, см.: Аннинский С.А. Указ. соч. С. 84.

[817]Кычанов Е.И. М.: Востокиздат, 1973.

[818]См.: Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства.

[819]См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.

[820]См.: Эпические сказания народов Южного Китая. М.; Л., 1956. С. 149. Ср.: Итс Р.Ф. Этническая история юга Восточной Азии. Л., 1972. Карты на с. 176, 278.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 116 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.029 с)...