Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Граф Луканор» как образец средневековой новеллы



Дон Хуан Мануэль (1282-1349) – наиболее видный испанский прозаик XIV века. Был внуком короля Фердинанда IV и племянником Альфонса Х Мудрого. Воевал с маврами. Принимал участие в междоусобицах, возникших после смерти короля Фердинанда.

Наиболее значительным созданием Хуана Мануэля, занявшим прочное место в истории испанской литературы, является сборник назидательных рассказов, изречений и афоризмов «Граф Луканор, или Мудрость Патронио» (Патронио – советник графа). Все рассказы этого сборника объединены следующей новеллистической рамкой: могущественный сеньор граф Луканор то и дело спрашивает совета у своего мудрого приближенного Патронио. Последний облекает свой ответ в форму назидательного рассказа или басни. Это книга моральных примеров из жизни правителей и народов разных времен, предназначенная тем, кто желает добиться успеха и вести праведную и богоугодную жизнь.

Используя самые различные, как устные, так и письменные источники, Хуан Мануэль создает произведение, которое заметно возвышается над всеми другими памятниками повествовательной литературы средневековой Испании. Живость рассказа, гибкость и точность языка, выразительные картины испанской жизни, вполне светский, далекий от церковного ханжества взгляд на мир – все это позволяет рассматривать «Графа Луканора» как произведение, непосредственно подготовлявшее развитие испанской реалистической новеллистики эпохи Возрождения.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

23. Боэций, «Утешение философией»

Боэций Аниций Манлий Северин (480-524), римский философ и государственый деятель. Сенатор, одно время приближённый остготского короля Теодориха. По обвинению в тайных связях с Византией заключён в тюрьму, где в ожидании казни писал своё главное сочинение «Утешение философией». Основные идеи этого трактата, имеющего форму диалога между автором и олицетворённой Философией, – ничтожество земных благ, преимущества душевного спокойствия и чистой совести.

В своем сочинении Боэций и не выказывает враждебного отношения к вере, однако утешения и понимания он ищет не в ней, а исключительно в разуме. Книга открывается описанием видения, в котором Боэцию предстает Философия в облике прекрасной женщины, обращающейся к нему со словами утешения. Она рекомендует ему лучше узнать самого себя, пренебречь своими несчастьями и вспомнить о своих удачах. Она указывает ему на то, что безумие – стремиться к высоким должностям, служить царям и искать телесных наслаждений, и советует научиться отличать истинное благо от кажущегося. Здесь же рассматриваются причины существования зла, превратности судьбы и вопрос о соотношении свободы воли и божественного предопределения.

Влияние Боэция на духовную жизнь Раннего Средневековья определялось его переводами на латинский язык логического сочинения Аристотеля ("Категории" и "Об истолковании") и "Введения" Порфирия (к "Категориям" Аристотеля), переводами "Арифметики" Никомаха, "Начал" Евклида, а также трактатом "О музыке". Идеи христианства эклектически переплетаются у Боэция с учениями различных школ позднеантичной философии (кроме Аристотеля – неоплатонизма и стоицизма).

_______________________________________________________________________________________________________________________________





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 2939 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...