![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Центральная тема последнего десятилетия творчества Бёлля
намечена уже в заголовке следующего его произведения — повести
«Потерянная честь Катарины Блюм, или Как возникает насилие и
к чему оно может привести» (1974). Обращаясь к обострившейся
на Западе в 70-е годы проблеме насилия, террора, писатель прежде
всего восстает против всяких поспешных суждений об этом явлении.
В публицистически заостренной форме он показывает, как организованное
насилие самой социальной системы, насилие «корректное», осуществляемое под покровом и в рамках закона, неминуемо порождает в качестве ответной реакции индивидуальное насилие — спонтанное, отчаянное, анархически инстинктивное. В романе «Под конвоем заботы» (1979) образ «корректного», узаконенного
насилия разрастается в еще более широкий и символический. Бёлль
изображает систему тотальной слежки, охраны, организуемой вроде
бы в целях безопасности и благополучия граждан, но на самом деле
лишающей их всякого подобия самостоятельной, личной, даже
интимной жизни. В конце романа его герой Фриц Тольм, глава
газетного концерна и одна из жертв этого «конвоя заботы», видит
единственную надежду в том, что «в том или ином виде должен
прийти социализм — он должен победить». В подобном решении
сюжетной коллизии есть, конечно, и немалая утопичность, но эта
концепция писателю явно дорога — на ней построен и его последний
(художественно гораздо менее удавшийся), посмертно вышедший
роман «Женщины у берега Рейна» (1985), снова изображающий
бунтарство в высших, на этот, раз правительственных, сферах. Как
бы то ни было, последним словом, заветом Бёлля осталось резкое
отрицание буржуазной социальной системы и надежда на иной,
Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 206 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!