Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Курт Воннегут



Родился 11 ноября 1922 года в Индианаполисе, штат Индиана, в семье преуспевающего архитектора. Впрочем, в годы Великой Депрессии благосостояние семьи быстро сошло "на нет".

Первый литературный опыт Воннегут получил в школе, где два года был редактором ежедневной школьной газеты. В 1940 году Воннегут поступил на химический факультет Корнельского университета и одновременно стал сотрудничать в газете "Cornell Daily Sun".

Учился он весьма средне, и в 1943 году его наверняка бы отчислили за неуспеваемость, если бы он не записался в армию. В декабре 1944 года Воннегут попал в плен к нацистам и был отправлен в дрезденскую тюрьму. Вместе с товарищами по несчастью пережил бомбардировку Дрездена союзной авиацией в феврале 1945 года - их спасло то, что они спрятались в подвалах бойни.

В мае 1945 года Воннегут вернулся в Америку, проучился два года в университете Чикаго, одновременно работая полицейским репортером, затем переехал в Скенектади и устроился на работу в компанию "Дженерал Электрик". Именно там началась его писательская карьера: в феврале 1950 года журнал "Колльерс" опубликовал рассказ "Доклад об эффекте Барнхауза". На следующий год Воннегут уволился из "Дженерал Электрик" и вместе с семьей переселился в Массачусетс.

До 1959 года, когда был опубликован роман "Сирены Титана", Воннегут успел напечатать десятки рассказов, поработать учителем в школе для умственно отсталых детей, был торговым представителем концерна "Сааб" и т. д. Затем были опубликованы еще четыре романа, а завершилось это бурное десятилетие выпуском в 1969 году лучшего романа Воннегута " Бойня номер пять ".

В семидесятых-восьмидесятых годах Воннегут продолжает активно писать и публиковаться - выходят романы "Завтрак для чемпионов" (1973), "Рецидивист" (1979), "Малый не промах" (1982), "Галапагосы" (1985), "Мать Ночь" (1986), "Синяя борода" (1987), "Фокус-покус" (1990). В 1996 году он публикует роман "Time Quake"(Времятресение), который становится одним из заметнейших событий в американской литературе последнего десятилетия XX века.

«Бойня номер пять или крестовый поход детей»

- автобиографический роман о бомбардировке города Дрездена во время Второй мировой войны. Военнопленных запирали на ночь на городской скотобойне №5.

Почему крестовый поход? Цитата из текста: «Когда я увидал эти свежевыбритые физиономии, я был потрясен. «Бог ты мой! – подумал я. – Да это же крестовый поход детей!» (слова полковника)

Имена героев: Бернард О’Хэйр (в самом начале, однополчанин автора; роман был посвящен его жене Мэри), главный герой - Билли Пилигрим (его имя упоминается практически в каждом абзаце, за исключением вступления, где автор рассказывает о том, как начинал писать книгу), его жена Валенсия Мербл, Роланд Вили, школьный учитель Эдгар Дарби (умер в первой трети текста), солдат Вермер Глюк, Поль Лаззаро (обещал отомстить за Вири), Говард У. Кэмбл (американец, нацист, автор монографии о недостойном поведении американских нацистов), Килгор Траут (автор научно-фантастических романов, которые любил читать главный герой), голливудская звезда Монтана Уайлдбек.

Географические объекты: Дрезден, вымышленный город Илиум

На что стоит обратить снимание:

· Повествование ведется от 3-его лица, от лица автора: «Билли видел величайшую бойню в истории Европы», «обоим жизнь казалась бессмысленной».

· в тексте множество раз повторяются слова «бойня», «война», соответственно присутствуют описания действий и диалогов между американскими солдатами и офицерами, а также немцами.

· после предложения, в котором говорится о смерти человека, каждый раз следует фраза: «Такие дела». Очень часто встречается в тексте!

· Билли путешествовал во времени и летал на другую планету, поэтому можно зацепится за слова «летающее блюдце», «тральфамадорский зоопарк», «телепатия», «тральфамадорцы», «виток во времени», «вселенная».

· Фрагментарность текста, прямое указание на то, что идет следующий фрагмент: «в следующий миг Билли был отброшен назад в детство», «тут Билли совершил совсем коротенький виток во времени, этакий прыжочек в десять дней»

· В тексте нет длинных описаний природы или ярких эпитетов. Изложение текста довольно простое, без особых средств выразительности. Предложения преимущественно короткие: «Они приехали на это знаменитое место в своей машине. По дороге у них было семь проколов».

Краткое содержание

«Почти все это произошло на самом деле». Такой фразой начинается роман, который, как явствует из авторского предуведомления, «отчасти написан в слегка телеграфно-шизофреническом стиле, как пишут на планете Тральфамадор, откуда появляются летающие блюдца». Главный герой книги Билли Пилигрим, по выражению повествователя, «отключился от времени», и теперь с ним творятся разные странности.

«Билли лёг спать пожилым вдовцом, а проснулся в день свадьбы. Он вошёл в дверь в 1955 году, а вышел в 1941 году. Потом вернулся через ту же дверь и очутился в 1961 году. Он говорит, что видел своё рождение и свою смерть и много раз попадал в другие события своей жизни между рождением и смертью».

Билли Пилигрим родился в вымышленном городе Илиум, причём в тот же год, когда появился на свет и сам автор. Подобно последнему, Билли воевал в Европе, попал в плен к немцам и перенёс бомбёжку Дрездена, когда погибло более ста тридцати тысяч мирных жителей. Он вернулся в Америку и уже в отличие от своего создателя поступил на курсы оптометристов, обручился с дочкой их владельца. Он заболевает нервным расстройством, но его быстро вылечивают. Дела его идут отлично. В 1968 г. он летит на международный конгресс оптометристов, но самолёт попадает в аварию, и все, кроме него, погибают.

Полежав в больнице, он возвращается в родной Илиум, и поначалу все идёт как обычно. Но затем он выступает по телевидению и рассказывает о том, что в 1967 г. побывал на планете Тральфамадор, куда его доставило летающее блюдце. Там его якобы показывали в голом виде местным жителям, поместив в зоопарк, а затем спарили с бывшей голливудской кинозвездой Монтаной Уайлдбек, тоже похищенной с Земли.

Тральфамадорцы убеждены, что все живые существа и растения во вселенной машины. Они не понимают, почему земляне так обижаются, когда их называют машинами. Тральфамадорцы, напротив, очень рады своему машинному статусу: ни волнений, ни страданий. Механизмы не мучаются вопросами насчёт того, как устроен мир. Согласно научной точке зрения, принятой на этой планете, мир надлежит принимать, как он есть. «Такова структура данного момента», — отвечают Тральфамадорцы на все «почему» Билли.

Тральфамадор являет собой торжество научного знания. Его обитатели давно разгадали все загадки вселенной. Им известно, как и когда она погибнет. Тральфамадорцы сами взорвут её, испытывая новое горючее для своих блюдец, «когда создастся подходящая структура момента». Но грядущие катаклизмы не портят настроения тральфамадорцам, руководствующимся принципом «не обращать внимания на плохое и сосредоточиваться на хороших моментах». Билли в общем-то и сам всегда жил по тральфамадорским правилам. Ему не было дела до Вьетнама, где исправно функционирует его сын Роберт. В составе «зелёных беретов» эта «стреляющая машина» наводит порядок согласно приказу. Запамятовал Билли и про дрезденский апокалипсис. До тех пор, пока не слетал на Тральфамадор после той самой авиакатастрофы. Но теперь он постоянно курсирует между Землёй и Тральфамадором. Из супружеской спальни он попадает в барак военнопленных, а из Германии 1944 г. — в Америку 1967 г., в роскошный «кадиллак», который везёт его через негритянское гетто, где совсем недавно танки национальной гвардии вразумляли местное население, попытавшееся «качать свои права». А торопится Вилли на обед в Клуб Львов, где некий майор будет с пеной у рта требовать усиления бомбёжек. Но не Дрездена, а Вьетнама. Билли как председатель с интересом слушает речь, и доводы майора не вызывают у него возражений.

В скитаниях Пилигрима хаотичность только кажущаяся. Его маршрут выверен точной логикой. Дрезден 1945 г., Тральфамадор и США конца шестидесятых — три планеты в одной галактике, и вращаются они по своим орбитам, подчиняясь закону «целесообразности», где цели всегда оправдывают средства, а чем больше человек напоминает машину, тем лучше для него и для машинно-человеческого социума.

В дрезденском фрагменте не случайно столкнутся две гибели — огромного немецкого города и одного военнопленного-американца. Дрезден погибнет в результате тщательно спланированной операции, где «техника решает все». Американец Эдгар Дарби, до войны читавший в университете курс по проблемам современной цивилизации, будет убит по инструкции. Раскапывая завалы после налёта союзной авиации, он возьмёт чайник. Это не останется незамеченным немецкими конвоирами, он будет обвинён в мародёрстве и расстрелян. Дважды восторжествует буква инструкции, дважды совершится преступление. Эти события при всей их разнокалиберности взаимосвязаны, ибо порождены логикой машинного прагматизма, когда в расчёт принимаются не люди, а безликие человеко-единицы.

Отключённый от времени, Билли Пилигрим в то же время обретает дар памяти. Памяти исторической, удерживающей в сознании моменты пересечения частного существования с судьбой других людей и судьбой цивилизации.

Узнав о намерении автора-повествователя сочинить «антивоенную книгу», один из персонажей восклицает: «А почему бы вам не сочинить антиледниковую книгу». Тот не спорит, «остановить войны так же легко, как остановить ледники», но каждый должен выполнять свой долг. Выполнять свой долг Воннегуту активно помогает рождённый его воображением писатель-фантаст Килгор Траут, дайджесты из книг которого постоянно встречаются на всем протяжении романа.

Траутовские сюжеты тесно переплетаются с реальными историческими событиями, придавая фантастике реальность, а реальность делая фантасмагорией. Разбомблённый Дрезден в воспоминаниях Билли выдержан в лунной тональности: «Небо было сплошь закрыто черным дымом. Сердитое солнце казалось шляпкой гвоздя. Дрезден был похож на Луну — одни минералы. Камни раскалились. Вокруг была смерть. Такие дела».

Бойня номер пять — не порядковый номер очередного мирового катаклизма, но лишь обозначение дрезденской скотобойни, в подземных помещениях которой спасались от бомбёжки американские пленные и их немецкие конвоиры. Вторая часть названия «Крестовый поход детей» раскрывается повествователем в одном из многочисленных чисто публицистических вкраплений, где авторские мысли выражаются уже открытым текстом. Повествователь вспоминает 1213 г., когда двое жуликов-монахов задумали аферу — продажу детей в рабство. Для этого они объявили о крестовом походе детей в Палестину, заслужив одобрение папы Иннокентия III. Из тридцати тысяч добровольцев половина погибла при кораблекрушениях, почти столько же угодило в неволю, и лишь ничтожная часть малюток энтузиастов по ошибке попала туда, где их не ждали корабли торговцев живым товаром. Такими же невинно убиенными оказываются для автора и те, кого отправляют сражаться за великое общее благо в разных точках современного мира.

Люди оказываются игрушками в военных развлечениях сильных мира сего и сами в то же самое время порой испытывают неодолимую тягу к смертоносным игрушкам. Отец военнопленного Роланда Вири вдохновенно собирает различные орудия пытки. А ещё один американский военнопленный Поль Лазарро уверен, что «слаще мести нет ничего на свете». Кстати, Билли Пилигрим знает наперёд, что от его пули и погибнет он тринадцатого февраля 1976 г. Предлагая поразмыслить над тем, кто более виноват в нарастающей волне нетерпимости, насилия, терроризма государственного и индивидуального, в заключительной, десятой главе повествователь предлагает «только факты»: «Роберт Кеннеди, чья дача стоит в восьми милях от дома, где я живу круглый год, был ранен два дня назад. Вчера вечером он умер. Такие дела. Мартина Лютера Кинга тоже застрелили месяц назад. Такие дела. И ежедневно правительство США даёт мне отчёт, сколько трупов создано при помощи военной науки во Вьетнаме. Такие дела».

Вторая мировая война окончена. В Европе весна и щебечут птички. Одна птичка спросила Билли Пилигрима: «Пьюти фьют?» Этим птичьим «вопросом» и заканчивается повестование.

Анализ (по лекции Аствацатурова):

Курт Воннегут – постмодернист. Конечно, его нельзя назвать таким уж явным, ярким представителем постмодернизма. Скорее всего, это фигура, которая использовала какие-то приемы постмодернизма. Он, безусловно, не самый значительный писатель ХХ века. Но это писатель сам по себе очень интересный, тонко отражавший малейшие дуновения времени. Он адаптирует сложные проблемы, стоящие перед литературой, ко времени. Воннегут адаптирует разные идеи, связанные с войной, идущие еще от Л.-Ф. Селина. Романы Воннегута отличаются своей фрагментарностью, т.е. нарушением последовательности повествования, довольно короткими абзацами.

Роман «Бойня номер пять» - это роман о войне, о времени. Был опубликован в 1969 году. В 60-ые годы отношение американцев к войне менялось, они снабдили нас совершенно новыми текстами на эту тему. Американцы ведь не воевали на своей территории, поэтому большинство американцев воспринимали войну как чужую, не имеющую определенного значения, воспринимали ее как абсурд. Если бы не Перл-Харбор, Рузвельту навряд ли удалось бы убедить американцев вступить в эту войну, пойти на фронт, чтобы помочь России. Потому что им, собственно, не было дела до европейских проблем, они ведь находились далеко от всего этого.

Война продемонстрировала, что Европа не в состоянии сама решить свои проблемы. Тем самым, ценности, которыми живет Европа, приводят к тому, что мир превращается в гигантскую скотобойню, на которой русский ты или немец не так принципиально. Америка себе никогда такого не позволяла. Она всегда вела локальные войны, не позволяла себе таких крупных зверств.

Первые тексты о войне были написаны непосредственно в 40-ые годы (Джонс, Мейлер). Здесь война воспринимается не как война, не осознается, что это именно 2-я Мировая. Война ощущается как некая экзистенциальная ситуация, т.е. они решают социальные проблемы, проблемы человека вообще. Совершенно другое представление о войне, нежели например у Хемингуэя. Проблема, по их мнению, была в человеке. Писатели 40-х годов понимали, что это всё происходит из-за тоталитаризма, и пытаются найти истину. Пишут абстрактные тексты о войне.

В 60-е годы ситуация несколько изменилась. В литературе появилось такое понятие как неуверенность в истине. И поэтому войну стали воспринимать иначе, что отразилось в литературе. Американцем уже не нужен был Хемингуэй, им нужен был совершенно другой человек, и этим человеком стал Луи Фердинанд Селин. Его фигура становится парадоксальным образом популярной у американцев. Кстати, в одном из романов Воннегута упоминается Селин.

Насилие, война как скотское состояние мира – это нормально. Просто в мирное время не так заметны ужасы такого насилия, как в военное. Мир преподносится как абсурд и война преподносится как абсурд. Война - это нечто обыденное, что лежит в природе человеческих взаимоотношений. Потому что в природе человека лежит война за выживание, с точки зрения биологически ориентированного Селина.

На американцев также повлияла корейская война и война во Вьетнаме, которые им представляются совершенно бессмысленными и ненужными. 2 Мировую войну они воспринимали как бред, как глупость, как совершеннейшее недоразумение. Кто здесь прав, кто виноват - неважно. Героизм непринципиален. Люди не хотят воевать, они не собираются воевать, люди открыто признаются в своей трусости там. Во 2 Мировой войне не стоит вопрос на повестке дня «кто прав и кто виноват», виноваты все, и это неважно. То же самое и у Воннегута, где американцы хотят сдаться в плен немцам, немцы хотят сдаться в плен американцам, в общем, полный бред. И война изображается как бред, как полный абсурд. Например, когда невозможно найти фронт, вот люди ходят и ищут его, ищут врагов. Нашел – молодец, не нашел – плюнул, пошел домой.

Хотя Воннегут прекрасно понимал, за что он воевал, понимал, кто такой Гитлер. Но вся логика его текстов опровергала это его понимание. Ему безразличны размышления о войне, у него не получалось хорошо писать о войне.

«Бойня номер пять» - произведение разноплановое и при относительно небольшом объеме вмещает в себя анализ многих философских и социальных проблем. В нем представлены две, на первый взгляд, совершенно противоположных темы: тема войны и тема встречи с инопланетной цивилизацией.

Бойня номер пять» - это роман про то, как не пишется роман. Воннегут открыто говорит «я Курт Воннегут, я пишу роман о войне, я хочу написать роман о Дрездене. Вот про него никто не пишет, а я напишу». Дрезден был открытый город, в котором были открыты музеи, работали рестораны, в котором не было военных сражений, лишь иногда привозили пленных. Этот город был сметен с лица земли английскими и американскими войсками. И Воннегут хочет это как-то объяснить. И понимает, что ничего не может написать, не может придумать ни завязки, ни развязки. И весь роман о том, как ему не удалось написать роман о Дрездене. Возникает вопрос: а стоит ли вообще говорить о войне?

Он придумывает персонажа Билли Пилигрима. Рассказывается, что было до бомбардировки, что было после нее, зачем нужна была. Но о самой бомбардировке Дрездена не сказано ни слова, читатель так и не увидит, как это произошло.

Все романы Воннегута довольно странные. Для него мира, лежащего по ту сторону текста, не существует. Для Воннегута мир тотально абсурден, неуправляем, непонятен, неясен. В романе есть персонаж К.Траут, который пишет книгу под названием «Маньяки четвертого измерения», где он выясняет, что наше поведение отнюдь не так логично, как нам кажется, что оно диктуется некими трансцендентными процессами, достаточно сложными, и вообще вся наша жизнь регулируется более сложными законами. Например, Билли Пилигрим, оказавшись на другой планете, вдруг узнает, что для размножения людей на земле недостаточно мужчин и женщин, нужно обязательно, чтобы существовали лесбиянки, без этого дети не будут появляться на свет. Воннегут говорит, что мир абсурден, мир пуст, мир не имеет никакого смысла.

Мы структурируем абсурдный мир нашим разумом. Не надо думать, будто жизнь имеет смысл. А разум пытается придать жизни смысл. Разум – это форма войны. Человек устроен так, что агрессия заложена в его природе. Чем более человек разумен, тем он агрессивней, тем больше будет говорить о войне, объяснять ее логический, заковывать в исторические парадигмы. Война является проектом чистого разума.

Истоки такого сознания Воннегут находит в христианской религии. Основа христианства – насилие над миром. Христианская религия придает жизни смысл, говорит, что история должна развиваться логически, т.е. так как надо, как угодно господу богу. Здесь начинается насилие. Религиозная мысль несет в себе мощный призыв к насилию.

Почему бог разрушил Содом и Гоморру? Потому что они не соответствовали замыслу господа, по которой все должно быть правильно, по закону божьему. Но кто сказал, что жизнь не должна быть похожа на Содом и Гоморру?! Крестовые походы также содержали религиозную жестокость.

Говоря о распятии Христа, Воннегут говорит о том, что «нельзя безнаказанно казнить того, у кого есть влиятельные родственники». Он считает, что всё должно было быть иначе. Христос должен был быть обычным человеком, жить нормальной жизнью, и после того как его распяли его должен был усыновить бог. Вот так было бы правильно.

Истины не существует, говорит Воннегут. И разум, пытающийся создать эти истины, совершает насилие над человеком, загоняет человеческое сознание в прокрустово ложе схем. Это самое страшное, что может быть.

Почему мы начинаем войну? Потому что те, против кого мы идем, живут не так, как надо, не так, как нам хочется. Вот мы придем, и расскажем им, как правильно. Воннегут интерпретирует бомбардировку Токио, бомбардировку Дрездена, судьбу Хиросимы и Нагасаки.

Что произошло в Дрездене? Его уничтожили с лица земли. Почему? Чтобы отомстить немцам. Потому что немцы уничтожили кучу других городов - бомбили Лондон, Ленинград, мучили и издевались над людьми. С точки зрения логики, бомбардировка Дрездена, это правильный акт, акт возмездия, восстановления статуса кво. Но это был чудовищный удар по экономике Германии.

Война – это бессмыслица, не имеет смысла. Война рождает рациональные истины. Всё искусство – это также насилие, рождающее смысл. Искусство воспевает героизм.

Л.-Ф. Селин разрушил два типичных военных мифа: о героизме и о солдатском братстве. Воннегут также придерживается этих идей. Идея братства в его романах также отсутствует, каждый сам за себя, пребывает в ужасе от происходящего, а братство преподносится как бред, как ахинея. В тексте: американский полковник просил называть себя Бешеный Боб, а весь его полк погиб, кроме Роланда Вири. Умирая, он говорит, что вот ребята, мы братья, приезжайте ко мне, жена зажарит вам индейку. А его никто не слышит, кроме Вири, которому нет до слов полковника никакого дела, у него чудовищно болели ноги, в этот момент он думал только о себе.

Герой – это тот, кто рождает истину, благородный человек, его уважают. Героический проект с точки зрения Воннегута является очень опасным. В романе герои – это англичане. Не немцы, не американцы, не русские, а именно англичане. В романе рассказывается история пленных англ.летчиков, и в плену их все уважают, всячески им помогают (присылают провиант, выделяют отдельное жилье). Немцы их страшно уважали, и сами англичане чувствуют себя героями. И вот к ним прибывают американские пленные, и тут оказывается, что американцы – не самые приятные люди. И англичане вместе с немцами обсуждают, какие ужасные люди, американцы, даже хуже русских. Герой – это нечто противоестественное, это роль, нереальная, сомнительная. И англичане играют именно такую роль героев. Они гораздо менее симпатичны, чем деморализованные американцы. Англичане в плену занимаются чушью – накормили прибывших американцев, которые три недели не ели, их вывернуло тут же, им от этого не стало лучше. Затем они показывают им спектакль, но какой спектакль интересен людям, только что прибывшим из-под обстрела? Всё это не имеет смысла.

Еще один персонаж, который, безусловно, чувствует себя героем - Роланд Вири, которому дают задание: найти фронт (такое часто бывает на войне, когда противников неоходимо сначала найти). Он думает, что он с его двумя друзьями, такие хорошие вояки, постоянно называют себя «тремя мушкетерами». Однако героизм по мнению Воннегута – это повседневность. Когда человек никого не убил, никому не нанес вреда, и вот это и есть героизм (об этом говорил и Киплинг). Почему Вири – герой? Потому что он извращенец, и только извращенец может быть героем. Вири с детства все не любят, потому что он жирный и противный. Он подробно рассказывает про всяческие пытки (извращенец!).

Маленький Билли Пилигрим видит Гранд Каньон, самое красивое место на земле. И он от страха писается, потому что он не увидел там ничего красивого, он увидел там бездну, пустоту, ужас. Таким образом, он увидел, что жизнь вовсе не красива и не прекрасна, она пуста и бессмысленна.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 1285 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...