![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
«Мирская жизнь покоится на браке», — так начинает рассуждения по поводу брака и семьи Каутилья (Артхашастра. III. 2). У брака, согласно учению Вед, две цели: рождение потомства, чтобы было кому творить тризну по предкам, облагораживание человека через то, что он становится домохозяином, ибо став таковым, он допускается к главным видам жертвоприношений и обрядов.
Индийцы практиковали моногамный брак, хотя случаи полигамии были нередкими. Возникали они благодаря левирату и как средство отличить богатого человека от бедного. Полиандрия жестоко преследовалась уже во времена Ригведы. Из-за варнового устройства общества существовала достаточно большая опасность инцеста. Поэтому индийцы выработали особый принцип экзогамии — зартс1а, когда запрещались браки между людьми, у которых в роду был общий предок. В данном случае эти люди именовались за§ог.га, т.е. «сородственниками», брак между ними запрещался.
Жена после брака переходила в готру (род) мужа. Однако это все же приводило к случаям эндогамии сЫ§ог.га — слишком тесному переплетению родов или к бракам упиаМЬазатЬааЪа — женитьбе на дочери сестры жены или на сестре жены дяди по отцу. Индийцы это считали эндогамией!
Что касается форм брака, то литература шастр дает восемь его форм (см.: Ману. III. 27-24 и Артхашастра. III. 2).
Индийский брак отличала тщательная продуманность брачной церемонии. Самих стадий было более 20, как то: уа§с1апа — установление брака; шапйара Ьагапа — избрание места проведения брачной церемонии; запара — омовение и одевание невесты; раш§гаЬапа — взятие брачую-щихся за руки и т.п. Одним словом, брахманы даром хлеба не ели.
Первые четыре вида брака считались законными и развод по ним не допускался. Помимо получения выкупа за невесту, род невесты давал ей приданое, размер которого строго регламентировался, не было ограничений только в украшениях. Имуществом семьи управлял муж, но наследование его осуществлялось детьми раздельно. Дети, как правило, наследовали матери отдельно от отца.
При разводе, на который требовалось согласие обоих супругов, за исключением законных случаев (болезни, преступлений, пострижения в монахи и т.п.), полагалось проводить имущественную реституцию: муж получал брачный выкуп, жена — свое приданое. Несмотря на то что правило шастр гласило: «Развод должен состояться только при обоюдной ненависти» (Артхашастра. III. 3) — муж и жена могли разойтись, но в этом случае имущественная ответственность падала на инициатора такого развода.
Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 198 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!