Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Астрономическая сущность древнерусских богов: Сварог – Сириус



Те воззрения древних русов, которые впоследствии вылились в создание обширной древнерусской мифологии и, позже, религии и которые позже были принесены русами в другие страны, изначально были основаны не на почитании каких-то духов, как это утверждали семитские «учёные» Маркс и Энгельс. Древнерусские воззрения имели под собой полностью научную основу, которую семитические аборигены восприняли за проявление некой божественной воли.

В связи с этим, для начала дадим энциклопедическое определение связи астрономии с религией:

«У многих народов с периодичностью небесных явлений был связан религиозный культ. (…) В то время как движение Солнца и Луны всегда происходит в одном направлении – с запада на восток (прямое движение), движение планет гораздо сложнее и временами совершается в обратном направлении (попятное движение). Причудливое движение планет, не укладывавшееся в простую схему и не подчинявшееся элементарным правилам, казалось, говорило о существовании у них личной воли и способствовало их обожествлению древними» [ БСЭ ].

В верхнем палеолите в Древнейшей Руси (см. Рис.) стали известны семь подвижных светил: Солнце, Луна и пять планет. Эти небесные тела были впоследствии обожествлены и, например, в Риме, получили такие имена: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. В честь Солнца, Луны и пяти планет были установлены семь дней недели, названия которых в ряде языков до сих пор отражают это.

В. Даль говорит, что «главных планет известно восемь: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун; второстепенных, по величине, планет открыто до 70-ти, и все они между Юпитером и Марсо м» [ Даль, 1902 ]. Пять из числа больших планет (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн) известны с глубокой древности, а Нептун (1846 г.) и Уран (1781 г.), открытые позже, в перечень планет-богов не входили. Таким образом, исторически сложилось следующее: Меркурий – понедельник, Венера – вторник, Земля (Гея) – среда, Перун (Марс) – четверг, Мокошь (Юпитер) – пятница, Стрибог (Сатурн) – суббота, Солнце – воскресенье. В. Даль приводит русские поговорки: «семь дней в неделе, семь звёзд в венце»; «было у боярина семь дочерей: будет из них и смерть и жена»; «семь планид на небе»; «на неделе семь дней; семь мудрецов на свете было» [ Даль, 1902 ]. В то время как главные планеты стали «богами», второстепенные – стали всевозможными героями, ангелами и т.п. Сравните русское «семьдесят одёжек и все без застёжек (загадка о кочане капусты)» или христианское «70 апостолов (учеников) Господа», «70 толковников» и сделанный ими в 3 – 1 вв. перевод Библии «Septuagiuta», являющийся основой для других переводов, и др. Кстати, слово АПОСТОЛ, apo+stel буквально переводится «тот, кто после звезды». В русском языке слово «стерно» обозначает «звезду» или «астер», а «астероиды» – это тела, подобные звезде, но не звёзды.

Суть астрономических представлений состоит в том, что они переведены в религиозный уровень со следующими параллелями: Солнце – главный бог Сварог, а планета Нептун, расположенная в самых глубинах космоса, – бог подводных глубин.

Русский народ ещё в 19-м веке говорил ««планида» более в значении гороскопическом вместо «судьба»» [ Даль, 1902 ], а «планетник, планетарий» применялось для обозначения Вселенной. Интересно следующее определение: ««Гороскопия» – гадание по звёздам», но ещё более интересно уточнение, что «астрология, в применении к родинам» [ Даль, 1902 ]. То есть астрология – это соответствие некоторых участков поверхности Земли некоторым участкам звёздного неба. Это важное уточнение, и мы к нему вернёмся при рассмотрении ориентации пирамид.


Рис. 2.4.1. Сириус (самая яркая звезда) и три звезды созвездия Ориона (справа).

В Древнейшей Руси не только планеты, но и созвездия соотносились с мифологическими персонажами – богами. Чертогами богини Мокоши являлось созвездие Плеяды. Имя Стрибога вообще переводится, как «звёздный бог», от star или стерно «звезда» [ Тюняев, 2009 ]. Не нарушает этой традиции и бог Сварог. А.Н. Афанасьев приводит такую этимологию его звёздного соответствия: «От того же корня sur произошли: греч: ηλίοζ, лат. sol, готск. sauil, фр. soleil, литов. saule, наше солонь (солнце), в которых буква I по известному грамматическому закону сменила звук r, остающийся в снк. suris, suryas, греч. οεΙριοζ, σείρ, лат. sirius; иногда обе эти буквы опускаются, откуда образовалась другая санскр. форма sûnas, sunus, готск. sunna, sunno, нем. sonne. В связи с этими данными слово «svarga» употреблялось и в смысле прозвания Солнца, как светлого, блестящего бога, шествующего по небесному своду» [ Афанасьев, Т. 1, Стр. 67 – 69 ].

В этой цитате упомянуто латинское слово «sirius», которое в латинском языке имеет два значения. Первое – Sirius «Сириус» (в созвездии Большого Пса; восход 18-го, по др., 25 – 26 июля). Второе – (ardor) Sïrius «палящий зной» (в июле – августе). В Книге Ра Сварог также соотнесён с августом месяцем, или в астрологическом плане – с созвездием Льва [ Тюняев, 2006 ].

Ф. Любкер тоже даёт подтверждающий этимологический ряд: СИРИУС, Sirĭus, Σείριος, Sidera, где слово Sidera обозначает «созвездия», Sidera, signa, ά'στρα, а также ζώδια, то есть буквально «зодиа». Тем самым, вновь получаем, что слово «зодиак» обозначает звёзды, зоны и Сварога. Древние делили небо по известным знакам или фигурам, отмечая отдельные группы звёзд фигурами, представляющими людей или зверей или даже орудия и сосуды. Это деление неба весьма древнее. И его неправильно приписывают «мудрецам» востока: как мы показали выше, все астрономические знания берут начало своё в верхнем палеолите Древнейшей Руси (см. пп. 1.3. и 1.3.1); на востоке не было не только верхнего палеолита, но не было даже мезолита.

День или, точнее, момент первого в году появления звезды над горизонтом на восточной стороне неба на фоне утренней зари называется гелиакический восход звезды. До этого момента звезда в течение нескольких месяцев находится на дневном небе и невидима. Появление звезды на горизонте – это, естественно, чисто астрономическое событие, и оно сопряжено с земным календарём. Такие связки являлись надёжными точками отсчёта важных событий из жизни древнерусского человека.

Первой среди звёзд нашими предками был выделен Сириус, который в Древнейшей Руси называли СВАРОГОМ. Поэтому, когда летописец (см. п. 4.2) пишет о том, что Египтом правил бог Сварог, то это буквально означает, что в период этого правления наиболее важные астрономические расчёты велись по звезде по имени Сварог (теперь её название искажено до «Сириус»). И поскольку момент гелиакического восхода звезды зависит от её координат и географических координат места наблюдения, то в разных местах поселения людей появления разных звёзд и в разное время являлось знамением важного события. Тем самым выстраивались и планировались сельскохозяйственные работы в каждом конкретном регионе.

Астрономы Древнего Египта отслеживали моменты гелиакического восхода Сириуса, потому что эти восходы совпадали с моментом начала разлива Нила, то есть позволяли рассчитывать и предсказывать сроки весенних разливов реки. Календарным годом в Древнем Египте считался период между двумя гелиакическими восходами Сириуса. Но полностью утренний восход Сварога-Сириуса над Мемфисом совпадал с началом разлива Нила только один раз за 1461 год. Этот день стал началом солнечного года в 365 дней. Записи в Риме (Пензорин) говорят о четырёх таких восходах. Первый из них случился в 4241 году до нашей эры. Таким образом, правление Сварога-Сириуса следует отнести к 5-му тыс. до н.э., что полностью подтверждается и другими источниками, подробнее разобранными нами в п. 4.2.

И люди этого периода, населявшие «Египет», были не египтяне-арабы, как теперь. Это были первые переселенцы из Древнейшей Руси. «Диодор Сицилийский свидетельствовал о существовании астрологических таблиц в Египте за 10 тыс. лет до н.э.» [ Символы, 2005 ]. А Платон уточняет, что «атланты, прародители фараонов и предки египтян. Платон услышал об этом высоко цивилизованном народе – последние остатки которого были затоплены за 9000 лет до него – от Солона, который узнал это от Высших Жрецов Египта. В Сирии и Фригии, а также в Египте, они установили поклонение Солнцу. Египтяне были остатками последних арийских атлантов» [ Мидом, 1892 ].

То, что мы сегодня называем «Древним Египтом», появилось на несколько тысяч лет позже и определяется, как «цивилизация древних египтян, существовавшая в долине Нила в 4-ом тыс. до н.э. – 4 в. до н.э.». И в этот период Сварог-Сириус правил Древним Египтом, то есть играл наибольшую роль в астрономии и астролатрии. Это период Древнего Царства (конец 4 – начало 3-го тыс. до н.э.), когда гелиакический восход Сварога-Сириуса совпадал с началом ежегодного разлива Нила. Поэтому древние египтяне совершали служение Сириусу, как богу Сварогу, «предвестнику нового года и наводнения». Эти слова вырезаны на табличке из слоновой кости, найденной в гробнице в Абидосе времен I династии. Именно поэтому при постройке многие храмы Египта ориентировались на точку восхода Сварога-Сириуса.

Сказанное подтверждает легенда о том, что Египетская и Шумерская цивилизации были основаны пришельцами с Сириуса, то есть буквально выходцами из Древнейшей Руси, принёсшими в эти земли культ Сварога-Сириуса. Сохранилось свидетельство Пифагора, когда он рассказывал своим ученикам о путешествии к древним халдеям: «Узнав, что недалеко от города Ура живут потомки древних халдеев, я поехал туда. Я остановился подле многих высоких каменных столбов, покрытых различными знаками. Спавший тут старик подошел ко мне и, проникнув в мою мысль, говорил: «Почтенный путешественник! Ты находишься в земле Кельбенцев, мы так называемся по земле Сириуса (Кельб, или созвездие Пса). На сих памятниках мы исчислили небесное течение его, дабы продлить его память…»».

В цитате, скорее всего, ошибка: вместо Кельбенцев следует читать Керберцев, потому что в латинском языке собака, пёс и созвездие Большого Пса называется «canis». Или же имелся в виду Кербер, лат. Cerberus (Цербер) – сын Тифаона и Эхидны, много- или трёхголовый пёс, охранявший вход в подземное царство?

Если же настаивать на правописании «Кельбенцы», то это слово происходит от лат. celeber «массовый, торжественный, популярный, известный, знаменитый, славный», то, что сейчас в англ. обозначается словом celeb «знаменитость, звезда (о человеке)». Далее латинское слово происходит от древнерусского корня КЛ, который в данном случае может обозначать «землю колов» или «землю колдунов». К первой версии ближе слово КЕЛЕП «трость в виде костыля» [ Даль, 1902 ]. Сюда же относится и колба, колбина – вят. набалдашник, головка, насадок; колбяк, колбян – сар. отрубок бревешка, чурбан; колбень – родовое название рыбки костюшки; русск. колбь, укр. кóлбель – пескарь, в польском присутствует форма на i и e – kieɫb, а в немецком – Kolben «колба».

В древнерусском своде законов «Русская правда» говорится об особом сословии – КОЛБЯГИ, – которые были выше по социальному положению, нежели другие сословия: «10. Если же человек пихнет человека от себя или к себе то (платить) 3 гривны, если выставит двух свидетелей; но если (побитый) будет варяг или колбяг, то (пусть сам) идет к присяге». По М. Фасмеру, колбяг происходит от др.-русск. кълбягъ «варяг – член союза». То есть, если варяги – это на современном языке «пограничники» (защитники границ), то колбяги – это, скорее всего, колдуны, принятые на службу, то есть тоже наёмные. О наёмном характере говорит греческая аналогия – ср.-греч. Κούλπιγγοι «особые наёмники», а о связи с колдунами (жрецами) – лит. kalbà «язык» и греч. χαλδαῖος «халдеец, маг». В скандинавском сочинении 12 века земля кюльфингов отождествляется с Гардарикой (Русью): «Земля кюльфингров, которую мы называем царством Гардарик» (terra kylvingorum, quam vocamus regnum Gardorum), а в византийских грамотах-хрисовулах 11-го века в перечислении отрядов наёмников на военной службе империи рядом с варягами указаны кулпинги «Κουλπίγγων».

Всё рассмотренное в совокупности приводит нас к правильному пониманию названия племени келбенцев10колдуны, жрецы из Руси11. А многие каменные столбы, которые увидел Пифагор, – это гермы, четырёхгранные обелиски, увенчанные головой Гермеса, в точности такие же, как древнерусские вишапы из Армении (см. п. 3.3.1) или Збручский идол из Древней Руси. Подобные обелиски были широко распространены и на территории досемитической Греции. В поздней традиции Сириус стал связан с Тотом-Гермесом и поэтому почитается у оккультистов [ Аполлон, 1997; Холл, 1993; Холл, 1999 ].

Звездой Сварога является восьмиконечная звезда. Она и сейчас, доставшись от кельбенцев, в азербайджанской мифологии обозначает Сириус.

В мифологии Древней Индии, куда в 3 – 2-м тыс. до н.э. древнерусские знания принёс предводитель одного из древнерусских родов Кама, название звезды Сириус – Тишья (Tisya) или Кали-юга (ср. колбяги) – дважды упоминается в «Ригведе». Этимология Тишья восходит к древнерусскому слову tri-striios (буквально русск. «три звезды»), или «относящийся к созвездию из трёх светил».

У славян Триглав – владыка неба, земли и подземного мира, поэтому изображался с тремя головами [ Брокгауз, Ефрон, 1907 ]. Триглав был един в трёх лицах – бога Сварога, бога Перуна и бога Свентовита. Или последним мог быть Дажьбог. В этом случае получается династия богов: Сварог – Перун – Дажьбог, которую мы привели в п. 3.2.12.

Свентовит (Святовит), согласно «Mater Verborum», одна из сторон Рода. Русский исследователь фольклора Александр Афанасьев в книге «Древо жизни» писал: «…Основа же имени (свят – свет) указывает в Святовите божество, тождественное Сварогу: это только прозвания одного и того же высочайшего существа».

Об утроении говорит и русское слово ТРИЗЬ – «трёхгодовалый (о животном)», только русск.-цслав. тризь, ж. триза (с 11 в.), родственно лит. treigy~s «трёхгодовалый» [ Фасмер ]. Животное на третьем году жизни также называется ТРЕТЬЯК [ Ушаков, 1940 ]. По средневековым польским источникам Триглав – это трёхголовый великан, из которого творится мир посредством отрубания ему головы Богом. Таким образом, якобы появляются Чернобог, Белобог и некий Хамбог, ассоциирующийся с красным цветом. Трёхголовый и трёхцветный пёс Кербер (см. рис.) вновь приводит нас к Кельбенцам (Керберцам).


Рис. 2.4.2. Трёхголовый Кербер.

В зороастризме (в «Младшей Авесте») Сириус – это божество Тиштрйа, предводитель всех созвездий ночного неба. То же самое о звезде говорит Плутарх («Об Исиде и Осирисе»): «После этого Хормазд (Horomazes), увеличив свои размеры в три раза, поместил себя на таком расстоянии от Солнца, на каком от Солнца находится Земля, и украсил небо звёздами. Одну звезду, Сириус, он поставил выше всех остальных, как стража и надсмотрщика».

Аналогично древним египтянам поступали астрологи других областей, куда проникла древнерусская мифология. Так, римский астролог Манилий сообщает, что жрецы в области Тавра наблюдали восходы Сириуса с вершины горы и на их основе предсказывали погоду (а также вытекающие из неё другие магические предзнаменования – болезни, союзы, войну и мир). Главная функция Тишья – низведение на иссушённую летним зноем землю благодетельных вод. В двух астрологических фрагментах Зороастра описываются возможности предсказаний на основании наблюдений восхода Сириуса. Основная идея состоит в том, что Сириус приносит дождь и гарантирует, таким образом, урожай. Тот же самый аспект Сириуса наблюдаем и в вавилонской астрологической идее о влиянии знаков Зодиака (Сварога). В персидской мифологии Сириус считался звездой, вызывающей дождь.

С древнеиндийского эпитет Тишья – aurusa – переводят либо как «белый», либо как «красный». В русском языке это же слово буквально обозначает РУСЫЙ, то есть средний между коричневым (рыжим, красноватым) и белокурым [ Даль, 1902 ]. Поэтому греческие и римские авторы говорят о Сириусе, как о звезде красного цвета, а арабские астрономы конца 1-го тыс. н. э. – как о белой звезде. Например, Сенека (1 в. н. э.) писал: «Краснота Собачьей звезды глубже Марса». Китайский астролог Сыма Цянь (в начале 1 в. до н. э.) пишет о Сириусе как о звезде, сияющей чистым белым цветом. А Григорий Турский (6 в. н.э.) называет Сириус «Stella Splendida», а также Rubeola – красная или «ржавая» звезда.


Рис. 2.4.3. Триглав на фасаде индийского храма.


Рис. 2.4.4. Слева – Триглав (Soissons, Франция); справа – Триглав, этруски (4 в. до н.э.).


Рис. 2.4.4. Слева – Триглав романо-кельтского периода (Condat-sur-Trincou, Франция, 2 в. н.э.); справа – Триглав – высшее божество.


Рис. 2.4.5. Слева – Триглав, рельеф на галльской терракотовой вазе (2 в. н.э.); справа – Триглав периода Ла-Тен (Himmerland, Jutland, Дания).


Рис. 2.4.6. Слева – трёхглавый дракон (Three Head Strapend); справа – утроенное мезолитическое изображение лося.

Если учесть арабские свидетельства относительно титула Сварога – Господь (см. п. гл. II), – то становится понятно, почему в Коране одним из титулований Бога является «Господь (повелитель) Сириуса».

В вавилонской астрономии звезду называли Стрела (отсюда апостол). В надписи на монументе Тиглатпаласара I (11 век до н.э.) сказано: «В дни холода, мороза, льда, в дни появления звезды Стрела, которая [тогда] огненно красная, как медь». Здесь описан акронический восход Сириуса, который в средне- и новоассирийский периоды приходился на середину зимы.

Сириус – звезда Южного полушария неба, в то же время, склонение Сириуса невелико, поэтому его можно наблюдать вплоть до 74° с.ш. – даже в таких северных городах России, как Мурманск, Верхоянск и Норильск. Сириус достаточно высоко (для уверенной видимости) поднимается над горизонтом вплоть до широт Петрозаводска. В средних широтах России Сириус наблюдается в южной части неба осенью (под утро), зимой (от восхода и до заката) и весной (виден некоторое время после захода Солнца).

Сириус – шестой по яркости объект на земном небе. Ярче него только Солнце, Луна и планеты Венера, Юпитер и Марс. Главный ориентир для наблюдения – пояс Ориона. Проведённая через него прямая одной стороной указывает на северо-запад, где находится Альдебаран, а другой стороной – на юго-восток, где и находится Сириус.

В настоящее время (как и 26000 лет до н.э.) Сириус уверенно виден в Северном полушарии, однако, вследствие прецессии приблизительно через 11000 лет Сириус вообще не будет виден в Европе, а само созвездие Большого Пса станет околополюсным. Период прецессии равен 26000 лет, поэтому 13000, 39000 лет до н.э. в Северном полушарии Сириус был не виден.

Какое-то время Сириус считался одной из звёзд так называемой движущейся группы Большой Медведицы. Однако впоследствии учёные пришли к выводу, что это не так – Сириус значительно младше, чем это скопление, и не может быть его представителем.

Египетская мифология донесла до нас первые фрагменты древнерусской мифологии, с отцом Ра на планету Земля прибыли его три сына: Осирис с женой Изидой; Тот с женой Маат и младший сын Сет – неженатый. Они научили египтян выращивать и обрабатывать зерно, обучили ремёслам и ведению домашнего хозяйства, а состарившись, вернулись на небо. Если эти события соотносить с египетской землёй, то они состоялись в 5 – 4-м тыс. до н.э., когда в эти земли пришли древнерусские переселенцы, или как назвал их Платон, «арийские атланты». Такой ход событий полностью подтверждается археологией – и исхода (Руси), и прихода (Египта).





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 1143 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...