Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Толковый словарь понятий и терминов 4 страница



[498]Ведь войдя в мир фантасмагорий и заклинаний, люди становились хозяевами этого мира или, что точнее, были в этом искренне убеждены. А то, что им ради этого ощущения свободы и власти над окружающими надо было плюнуть на крест, как тамплиерам, или разбить на части метеорит Каабы, как карматам, или, убив мудрого визиря (исмаилиты), обескровить страну, их приютившую, то это их совершенно не смущало. Правда, встав на этот путь, они отнюдь не обретали личной свободы. Наоборот, они теряли даже ту, которую они имели, находясь в той или иной позитивной системе. Там закон и обычаи гарантировали им некоторые права, соразмеренные с несомыми обязанностями. А здесь у них никаких прав не было. Строгая дисциплина подчиняла их невидимому вождю, старцу, учителю, но зато он давал им возможность приносить максимальный вред ближним. А это было так приятно, так радостно, что можно было и собственной жизнью пожертвовать.

[499]См.: Арсеньев И. Указ. соч. С. 25—41.

[500]Лозинский С.Г. Роковая книга средневековья // Шпренгер Я. и Инститорис. Молот ведьм. М., 1932. С. 4—5.

[501]Амусин И.Д. Рукописи Мертвого моря. М., 1969. С. 170—172.

[502]Там же. С. 174.

[503]Лозинский С.Г. Указ соч. // Там же. С. 4—5.

[504]Арсеньев И. Указ. соч. С. 41.

[505]См. там же. С. 80–102.

[506]См.: Осокин Н.Н. Первая инквизиция и завоевание Лангедока французами. Казань, 1872. Т. II. С. 158—159.

[507]Monumenta Germaniae historica. Scriptores. T. VI. P. 619. См.: Кузьмин А.Г. Варяги и «Русь» на Балтийском море // Вопросы истории. 1970. № 10. С. 45.

[508]Flathe. Geschichte der Vorlдufer der Reformation. Bd. I. S. 270; см.: АрсеньевИ. Указ. соч. С. 71.

[509]Там же. С. 72.

[510]См.: История македонского народа. Скопье, 1975. С. 38.

[511]См.: Кузьмин А.Г. // Вопросы истории. 1970. № 10. С. 53.

[512]См.: Пресняков А.Е. Лекции по русской истории. М., 1938. С. 103.

[513]Новгородская четвертая летопись «в лето 6497» (989 г.); цит. по: ПВЛ. Ч. II. С. 344. О. Рапов расходится с Нестором в датировке крещения; см.: Введение христианства на Руси. С. 107, примеч. 52.

[514]См.: Шахматов А.А. Разыскания… С. 133—161; ПВЛ. Ч. II. С. 56.

[515]См.: ПСРЛ. Т. IX. С. 15; ср.: Шевченко Ю.Ю. Указ. соч. С. 52.

[516]См.: Виноградов И.П. Исторический очерк города Вязьмы с древнейших времен до XVII в. М., 1890. С. 6. Примеч. 4.

[517]См.: Шахматов А.А. Разыскания… С. 140—141.

[518]См.: ПВЛ. Ч. II. С. 337.

[519]В Константинополе в XI—XII вв. жили 1,0—0,8 млн человек (см.: Урланис Б.Ц. Рост населения в Европе. С. 77—78).

[520]Цит. по: История СССР. М., 1966. С. 518.

[521]В «Повести временных лет» этот текст идет под 997 г., из чего ясно, насколько малодостоверна хронология летописи. Но при описании XI в. таких грубых неточностей не встречается.

[522]Никоновская летопись «в лето 6505»; см.: ПВЛ. Ч. II. С. 350.

[523]Куник А., Розен В. Известия ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах. Т. I. СПб., 1878. С. 58—60.

[524]Эти и последующие события подробно описаны многими авторами истории Древней Руси, и повторять их изложение здесь нет необходимости. Для нас важен только аспект борьбы исповеданий, отразившийся в последовательности событий и просматриваемый при большом обобщении.

[525]Строго говоря, первым сыном Владимира был Вышеслав. Но о нем в истории не осталось никаких упоминаний.

[526]См.: Приселков М.Д. Указ. соч. С. 55—56.

[527]См.: ПВЛ. Ч. II. С. 364.

[528]Перечень сыновей Владимира не во всех летописях одинаков (см.: ПВЛ. Ч. II. С. 325), и есть нерешенные проблемы генеалогии, для нашего исследования не имеющие значения. Ограничимся списком из статьи 988 г. От Рогнеды: Изяслав — родоначальник полоцких князей, Мстислав (умер в 1036 г.), Ярослав Мудрый (умер в 1054 г.), Всеволод (о нем ниже). От греческой монахини, вдовы Ярополка, — Святополк Окаянный, «сын двух отцов» (умер в 1019 г.), от чехини — Вышеслав, а от другой — Святослав Древлянский (умер в 1015 г.) и Мстислав. От болгарки — Борис и Глеб. К ним добавлены: несчастный Судислав, захваченный Ярославом во Пскове в 1036 г. и просидевший в порубе (тюрьме) до 1059 г., и Позвизд, по недостоверным сведениям живший на Волыни (см.: ПВЛ. Ч. II. С. 343). Всеволод, первый в русской истории эмигрант, в 90-е годы X в. бежал в Швецию и погиб там в 995 г. Кроме того, у Владимира были две дочери от Рогнеды — Предслава и Мария Доброгнева (жена польского короля Казимиpa). Но из всего столь многочисленного потомства уцелели только дети Изяслава Полоцкого и Ярослава Мудрого.

[529]Владимир, убив Ярополка, «поял его жену», уже беременную. Поэтому Святополк считался сыном двух отцов. Владимир его не любил.

[530]См.: Приселков М.Д. Указ. соч. С. 59.

[531]ПВЛ. Ч. I. С. 96.

[532]Там же. С. 97.

[533]Вебер Г. Всеобщая история. Т. VI. С. 132—151.

[534]Софийская первая летопись; цит. по: ПВЛ. Ч. II. С. 368.

[535]См.: Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии. С. 176.

[536]См.: Биджиев Х.Х., Гадло А.В. Указ. соч. С. 12—13.

[537]См.: Древнерусские княжества X—XIII вв. С. 9 и 63—64.

[538]См.: ПВЛ. Ч. I. С. 99.

[539]См.: ПВЛ. Ч. II. С. 371.

[540]На несоответствие летописных текстов обратил внимание Д.С. Лихачев (см.: ПВЛ. Ч. II. С. 325). Отмеченные им трудности не исключают предлагаемого нами объяснения противоречий летописных текстов.

[541]См.: Лопатинский А.Г. Указ. соч. С. 23—26.

[542]См.: Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства. Л., 1945. С. 361.

[543]См.: Малишевский И. Евреи в Южной Руси и Киеве в X—XII вв. // Труды Киевской Духовной академии. Т. III. 1878. С. 436—439.

[544]Берлин И. Указ. соч. С. 153.

[545]См.: Розов Н.Н. Синодальный список сочинений Илариона — русского писателя XI в. // Slavia, № 32. Прага, 1963. С. 159—160.

[546]См.: Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Уральский край. Т. II. Л., 1926. С. 119.

[547]См.: Гумилев Л.Н. Хунну. С. 131, 170—173.

[548]См.: Гумилев Л.Н. Гетерохронность увлажнения Евразии в древности // Вестн. ЛГУ. 1966. № 6. С. 62—71; он же. Гетерохронность увлажнения Евразии в средние века // Там же. 1966. № 18. С. 81—90; он же. Роль климатических колебаний в истории народов степной зоны Евразии // История СССР. 1967. № 1. С. 53—66.

[549]См.: Памятники истории Киевского государства. IX—XII вв. М., 1936. С. 76—77.

[550]Куник А., Розен В. Известия ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах. Т. I. С. 58—60.

[551]См.: Василевский В.Г. Византия и печенеги // Труды. Т. I. СПб., 1908. С. 11.

[552]См.: Большаков О.Г., Монгайт А.Л. Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131—1153). М., 1971.

[553]Цит. по: Баскин М. «Молот ведьм» как классический образчик средневекового миросозерцания // Шпренгер Я. и Инститорис. Молот ведьм. С. 61—62.

[554]Надо заметить, что категорические предсказания сбываются редко. Римский император Филипп Араб объявил свою столицу «вечным городом», но через 200 лет Рим был разрушен готами и вандалами, а Западная Римская империя, названная в отличие от Восточной (Византии) Гесперией, перестала существовать. Евреи отказались признать Мухаммеда мессией, заявив, что подлинный мессия придет через 500 лет. Мусульмане подождали и, когда ничего не произошло, потребовали обращения евреев в ислам. Тем пришлось спасаться в Испанию и Германию.

[555]См.: Пашуто В.Т. Внешняя политика… С. 123.

[556]Михаил Пселл. Хронография / Перевод, вступительная статья и примечания Я.Н. Любарского. М., 1978. С. 95.

[557]Сведение сохранилось в летописи Длугоша. Цит. по: Берлин И. Указ. соч. С. 159.

[558]См.: Шахматов А.А. Разыскания… С. 226—228.

[559]См.: ПВЛ. Ч. II. С. 378—379.

[560]См.: Мельникова Е.А. Экспедиция Ингвара Путешественника на восток и поход русских на Византию в 1043 г. // Скандинавский сборник. Т. 21. 1976. С. 74—88.

[561]См.: Папаскиви З.В. «Варанги» грузинской «Летописи Картли» и некоторые вопросы русско-грузинских контактов в XI в. // История СССР. 1981. № 3. С. 164—172.

[562]См.: Бартольд В.В. О христианстве в Туркестане в домонгольский период. СПб., 1893. С. 11.

[563]Татищев В.Н. История Российская. Кн. II. М.; Л., 1962. С. 129. Ср.: Кузьмин А.Г. Статья 1113 г. в «Истории Российской» В.Н. Татищева // Вестн. МГУ. История. 1972. № 5. С. 79—89.

[564]Татищев В.Н. Указ. соч. Т. II. С. 129.

[565]Перевод архиепископа Филарета (Гумилевского) в «Записках II отд. Имп. Академии Наук». Кн. II. Вып. I. С. 174.

[566]Летопись, передавая общественное мнение современников о пленении Всеслава, осуждает Изяслава за предательство и рассматривает союз с поляками как измену родине (см.: ПВЛ. Ч. II. С. 399—400).

[567]См.: Соловьев С.М. Взаимоотношения между князьями Рюрикова дома. М., 1847; Пресняков А.Е. Княжое право в древней Руси: Очерки по истории X—XIII столетий. СПб., 1909; Гумилев Л.Н. Удельно-лествичная система у тюрок в VI—VIII веках // Советская этнография. 1959. № 3. С. 11—25.

[568]Босворт К.Э. Нашествия варваров: появление тюрок в мусульманском мире // Мусульманский мир: 950–1150. М., 1981. С. 33.

[569]Там же. С. 24.

[570]Половцы не все переселились на запад. Основные их поселения остались в Сибири и Казахстане, до берегов озер Зайсан и Тенгиз. Но, как всегда бывает, ушла наиболее активная часть населения, которая после побед над гузами и печенегами столкнулась с Русью.

[571]См.: Артамонов М.И. История хазар. С. 442.

[572]См.: ПВЛ. Ч. II. С. 85.

[573]См.: Приселков М.Д. Указ. соч. С. 181—184.

[574]Их звали Порей, киевский воевода, и Вышата, сын Остромира, воеводы новгородского, внука посадника Константина, правнука Добрыни, дяди князя Владимира (см.: ПВЛ. Ч. I. С. 110; Ч. II. С. 393—394). Это были люди со связями, обеспечившими им поддержку среди русского населения Тьмутаракани, что и сделало князя-изгоя ценным союзником иудеев.

[575]ПВЛ. Ч. I. C. 111, 311.

[576]См.: Артамонов М.И. История хазар. С. 440. Примеч. 6.

[577]См.: ПВЛ. Ч. II. С. 82.

[578]ПВЛ. Ч. I. С. 122, 322.

[579]Там же. С. 132, 335.

[580]См.: Введение христианства на Руси. С. 210—211.

[581]См.: Соловьев С.М. История России… Кн. 1. Т. II. С. 348.

[582]См.: Соловьев С.М. История России… Кн. 1. Т. II. С. 353.

[583]См.: Василевский В.Г. Варяго-русская и варяго-английская дружины в Константинополе // Труды. Т. I. С. 353—354.

[584]Норманны, осевшие в Северной Франции, постепенно превратились во французов-нормандцев — процесс, типичный для фазы пассионарного подъема.

[585]См.: ПВЛ. Ч. II. С. 413.

[586]Пашуто В.Т. Внешняя политика… С. 125—128.

[587]С.М. Соловьев пишет: «Святополк был жесток, корыстолюбив и властолюбив без ума и твердости» (История России… Кн. 1. Т. II. С. 363), а М.Н. Тихомиров относит к нему характеристику: «Унец» (бык) ярок и лют: у него «волостителеве злии и бояре лютии опалчивии» (Древняя Русь. М., 1975. С. 137).

[588]См.: Босворт К.Э. Мусульманские династии. С. 80—81.

[589]Мюллер А. История ислама. Т. II. С. 342—343.

[590]См.: Киево-Печерский патерик / Под ред. Д.И. Абрамовича. Киев, 1931. С. 106—107.

[591]См. там же. С. 107.

[592]ПВЛ. Ч. I. C. 343.

[593]Там же.

[594]ПСРЛ. Т. IX. С. 153.

[595]«Тъй бо Олег мечем крамолу коваше и стрелы по земле сеяше…» и «Тогда, при Олзе Гориславичи, сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждьбожа внука» (Слово о полку Игореве. М.; Л., 1950. С. 15—16).

[596]Или Марии (см.: ПВЛ. Ч. II. С. 388, 421).

[597]См. там же. Ч. I. С. 148.

[598]Битва при Сугени 4 апреля 1103 г. (см.: ПВЛ. Ч. I. С. 183—185).

[599]См.: Артамонов М.И. Указ. соч. С. 450—452.

[600]См.: Голубовский П.В. Печенеги, торки, половцы до нашествия татар: История южнорусских степей IX—XIII вв. Киев, 1884. С. 110, 111.

[601]См.: Плетнева С.А. Половецкая земля // Древнерусские княжества X—XIII вв. С. 275.

[602]См.: ПВЛ. Ч. II. С. 99–101.

[603]См.: Тюменев А.И. Указ. соч.

[604]См.: ПВЛ. Ч. II. С. 102.

[605]См.: ПВЛ. Ч. II. С. 20.

[606]См.: Татищев В.Н. История Российская. Кн. II. С. 128—130. В Ипатьевской летописи сказано о том, что киевляне разграбили дома евреев (ПСРЛ. Т. II. М., 1962, стб. 275). Современные интерпретации этого события см.: Греков Б.Д. Киевская Русь. С. 496—498; Тихомиров М.Н. Древняя Русь. С. 131—138.

[607]Эта мотивировка в летописных текстах отсутствует. Если это не домысел В.Н. Татищева, надо полагать, что Путята был сторонником Давыда Святославича, верного слуги Святополка II, но никак не Олега, помирившегося с Мономахом еще в 1104 г.

[608]Пештич С.Л. Русская историография XVIII в. Ч. I. Л., 1961. С. 250.

[609]См.: Добрушкин Е.М. О двух известиях «Истории Российской» В.Н. Татищева под 1113 г. // Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. III. Л., 1965. С. 290.

[610]См.: Смирнов И.И. Очерки социально-экономических отношений Руси XII—XIII вв. М.; Л., 1963. С. 252—265.

[611]См.: Рыбаков Б.А. В.Н. Татищев и летописи XII в. // История СССР. 1979. № 1.

[612]См.: Кузьмин А.Г. Статья 1113 г. в «Истории Российской» В.Н. Татищева // Вестн. МГУ. 1972. № 5.

[613]См.: Лихачев Д.С. Можно ли включить «Историю Российскую» В.Н. Татищева в историю русской литературы? // Русская литература. 1971. № 1.

[614]См.: Мюллер А. История ислама. Т. IV. С. 167.

[615]См.: Лозинский С.Г. История инквизиции в Испании. СПб., 1914. Т. III. С. 9.

[616]Там же. С. 11.

[617]Там же. С. 6.

[618]Там же. С. 21.

[619]Там же. С. 17—19.

[620]Там же. С. 21.

[621]Там же. С. 430.

[622]Злоупотребление тайным судопроизводством было таково, что королеве предложили передать дела религии епископам, но это не помогло, а дальнейшая история известна.

[623]См.: Плетнева С.А. // Древнерусские княжества X—XIII вв. С. 275.

[624]См.: Вебер Г. Всеобщая история. Т. IV. С. 371.

[625]См.: Пашуто В.Т. Внешняя политика… С. 167.

[626]См.: Соловьев С.М. История России… Кн. I. Т. II. С. 391—392.

[627]См.: Пашуто В.Т. Указ. соч. С. 151, 167—168.

[628]Там же. С. 186.

[629]См.: Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. С. 472 и след.

[630]Смерть Игоря II, пленника, зверски замученного чернью, была приравнена к мученической; Игорь канонизирован.

[631]См.: Гумилев Л.Н. Миф и действительность // Проблемы реконструкций в этнографии. Новосибирск, 1984. С. 5–24.

[632]См.: Флоря Б.Н. Сказания о начале славянской письменности. М., 1981. С. 35.

[633]Там же. С. 51—52.

[634]Там же. С. 26—27.

[635]Там же. С. 26.

[636]Там же. С. 29.

[637]См.: Тураев Б.А. История древнего Востока. Т. II. СПб., 1913. С. 92–104.

[638]Гумилевский Ф. Указ. соч. С. 45.

[639]Последним защитником Перуна был великий князь литовский Ольгерд, но его дети и племянники приняли крещение (см. там же. С. 40—43).

[640]Гумилевский Ф. Указ. соч. С. 53.

[641]См.: Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. С. 157.

[642]Шпренгер Я. и Инститорис. Молот ведьм. С. 159—161.

[643]От съезда князей в Любече (1097) до смерти Мстислава и отпадения Полоцка (1132) (см.: История СССР. Т. I. С. 584).

[644]См.: Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981. С. 15—17.

[645]Там же. С. 19, 25.

[646]См.: Ветловская В.Е. Творчество Достоевского в свете литературных и фольклорных параллелей. «Строительная жертва» // Миф — фольклор — литература. Л., 1978. С. 103.

[647]См.: Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М.; Л., 1931. С. 137—138.

[648]См.: Зеленин Д. Тотемы-деревья в сказаниях об обрядах европейских народов. М.; Л., 1937. С.З.

[649]См.: Никифоровский М. Русское язычество. СПб., 1875. С. 38.

[650]См.: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2. М., 1868. С.83.

[651]Цит. по: Ветловская В.Е. Указ. соч. С. 104.

[652]См.: Веселовский А.Н. Из истории литературного общения. СПб., 1872. С. 305—307.

[653]См.: Афанасьев А.Н. Указ. соч. Т. 2. С. 113; Т. 3. М., 1869. С. 237, 799.

[654]В.Е. Ветловская (указ. соч. С. 107—113) показывает, что Н.А. Некрасов стоял на почве язычества, когда писал: «Дело прочно, когда под ним струится кровь», а Ф.М. Достоевский отвечал, что благоденствие всего мира не стоит гибели одного невинного ребенка. И, наконец, образ В. Белинского — Коля Красоткин строит либерализм на смерти Илюши Снегирева, невинной жертвы собственного врожденного благородства.

[655]Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси // Записки Московского археологического института. Т. XVIII. М., 1913. С. 1.

[656]Там же. С. 5—7.

[657]Там же. С. 56.

[658]Ниже приводится выдержка из «Творений Иоанна Златоуста» Т. 8. Кн. 2. С. 706 (см.: Гальковский Н. Указ. соч. С. 56—58).

[659]«…а сами крещеные в Христа не веруют» (там же. С. 67).

[660]«Правила святых отец» (см.: Прохоров Г.М., Розов Н.Н. Перечень книг Кирилла Белозерского // ТОДРЛ. XXXVI. Л., С. 376—377).

[661]Гумилевский Ф. Указ. соч. Т. I. С. 97.

[662]Там же. С. 101.

[663]Там же. С. 103.

[664]Там же. С. 61.

[665]См.: Арсеньев И. От Карла Великого до Реформации. С. 62.

[666]Там же. С. 64—65.

[667]Н.А. Осокин (указ. соч. Т. 11. С. 167) дает точную дату — 891 г.

[668]См.: Вебер Г. Всеобщая история. Т. 6. С. 79—80.

[669]См.: Осокин Н.А. Указ. соч. Т. I. С. 170—173.

[670]Арсеньев И. Указ. соч. С. 87.

[671]Осокин Н.А. Указ. соч. С. 194—195.

[672]Там же. С. 23.

[673]Арсеньев И. Указ. соч. С. 77.

[674]Мюллер А. История ислама. Т. IV. 1896. С. 167.

[675]Арсеньев И. Указ. соч. С. 144—145.

[676]См.: Осокин Н.А. Указ. соч. С. 175—178.

[677]См.: Шиппер И. Указ. соч. С. 175—178.

[678]Арсеньев И. Указ. соч. С. 103.

[679]Вебер Г. Указ. соч. Т. IV. С. 383.

[680]Под этим термином в начале XX в. понимались механические знания (не только технические), не формирующие этнопсихологический склад (mentalitet).

[681]См.: Штернберг Л.Я. Избранничество в религии // Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936.

[682]См.: Банзаров Д. Черная вера. СПб., 1891; Гумилев Л.Н. Древнемонгольская религия // Доклады ГО СССР. Вып. 5. Л., 1968. С. 31—39.

[683]См.: Гумилев Л.Н. Несторианство и древняя Русь // Доклады по этнографии Географического общества СССР. Л., 1967. С. 8.

[684]См.: Бегунов Ю.К. Памятники русской литературы XIII века. М.; Л. 1965. С. 154—155, 182—184.

[685]Гущин А.С. Памятники художественного ремесла Древней Руси X—XIII вв. М.; Л., 1936. С. 11. Сам А.С. Гущин эту концепцию не разделяет.

[686]Никольский В. История русского искусства. Берлин, 1923. Аналогичные высказывания см.: Буслаев Ф.И. Сравнительные взгляды на историю искусства в России и на Западе // Соч. Т. 1. СПб., 1880. С. 3–41; Новицкий А.П. История русского искусства Древней Руси. М., 1924; Сычев Н.П. Искусство средневековой Руси // История всех времен и народов. Вып. 4. Л., 1929.

[687]Кондаков Н.П. Русские клады. Т. I. СПб., 1896. С. 81. Он же. О научных задачах древнерусского искусства. СПб., 1899.

[688]См.: Гущин А.С. Указ. соч. С. 13.

[689]Гущин А.С. Указ. соч. С. 13—14.

[690]См.: Павлинов А.М. Доисторическая пора искусства на почве России // Вестник изящных искусств. 1887. Т. V. Вып. 1 и 4.

[691]Последним «каганом» был князь Олег Святославич. Так он назван в «Слове о полку Игореве». Его современник и соперник Владимир Мономах фигурально именовался царем — прозвище заимствовано у византийского императора Константина IX.

[692]См.: Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. М., 1951.

[693]См.: ПВЛ. Ч. I. С. 117; ср.: ПВЛ. Ч. II. С. 402—405.

[694]См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства.

[695]Города вятичей упомянуты под 1146 г. (см.: Соловьев С.М. История России… Кн. 1. Т. II. С. 434). Земля южных дреговичей отнята Юрием Долгоруким у Изяслава Давыдовича в 1149 г. (см.: Соловьев С.М. История России… Кн. 1. Т. II. С. 447). Краниологический тип древлян, а не полян и северян лег в основу современного украинского типа (см.: Алексеев В.П. В поисках предков. М., 1972. С. 299—300).

[696]Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. М., 1982. С. 472. Цитированный автор приводит следующие данные: в середине XII в. — 15 княжеств, в начале XIII в. — около 50, в XIV в. — примерно 250 княжеств. У современников возникали иронические поговорки: «В Ростовской земле князь в каждом селе», «В Ростовской земле у семи князей один воин» (там же. С. 469—470).

[697]Там же. С. 470.

[698]Там же. С. 404.

[699]Там же. С. 65.

[700]Эдуард III высадился в Нормандии в 1346 г., имея тысячу рыцарей, 4 тыс. всадников и 10 тыс. англосаксонских и валлийских стрелков. С этими силами он выиграл битву при Креси (Maurois A. Histoire d’Angleterre. Paris, 1937. Р. 222). Генрих V в 1415 г. повторил операцию, имея 2,5 тыс. латников и 8 тыс. стрелков, с обслугой и транспортом — около 30 тыс. человек… и выиграл битву при Азинкуре (Ibid. P. 262). А ведь это крупнейшие операции Англии — целого королевства.

[701]См.: Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства.

[702]Святослав Ярославич в 1068 г. разбил половцев на р. Снови, имея всего 3 тыс. ратников против 12 тыс.

[703]В.В. Каргалов оценивает численность русских военных сил в начале XIII в. в 110 тыс. человек (см.: Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. М., 1967. С. 79).

[704]См.: Рыбаков Б.А. «Слово о полку Игореве» и его современники. М., 1971. С. 288—290.

[705]См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Вып. IV. М., 1987.

[706]Включая Грузию.

[707]См.: Гумилев Л.Н. Хунну; он же. Хунны в Китае.

[708]См.: Гумилев Л.Н. Древние тюрки.

[709]См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства.

[710]Кычанов Е.И. Звучат лишь письмена. М., 1965.

[711]См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.

[712]См.: Гумилев Л.Н. Хунны; он же. Хунны в Китае; он же. Древние тюрки.

[713]Дату первой Олимпиады — 776 г. до н. э., равно как и дату основания Рима — 753 г. до н. э., следует считать легендарной. Может быть, здесь начало инкубационного периода, но доказать это трудно. Обойдемся без этих дат.

[714]См.: Гумилев Л.Н. Хунны в Китае. С. 41.

[715]GroussetR. Histoire de L’Extreme-Orient. Paris, 1929. P. 404.

[716]См.: Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия… Т. II. С. 425.

[717]См.: Рашид-ад-Дин. Сборник летописей (далее: Рашид-ад-Дин). Т. I. Кн. 1 / Пер. Л.А. Хетагурова. М.; Л., 1952. С. 77.

[718]Рашид-ад-Дин. Т. I. Кн. 1. С. 102.

[719]Мэн-да Бэй-лу (пер. и коммент. Н.Ц. Мункуева. М., 1975. С. 46—48.

[720]См. синхронистическую таблицу.

[721]См.: Кычанов Е.И. Очерки истории тангутского государства. М., 1968. С. 253—256.

[722]Лубсан Данзан. Алтай тобчи («Золотое сказание»). Пер. с монг. (далее: Алтан тобчи). М., 1973. С. 18.

[723]Пэрлээ Х. Собственно монгольские племена в период Киданьской империи (907–1125). Труды XXV Международного конгресса востоковедов. Т. V. 1962. С. 314.

[724]См.: Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Л., 1934. С. 74.

[725]Там же. С. 74.

[726]См.: Гумилев Л.Н. История ритма кочевой культуры Срединной Азии. Опыт историко-географического синтеза // Народы Азии и Африки. 1966. № 4. С. 85—94; он же. Изменения климата и миграции кочевников // Природа. 1972. № 4. С. 44—52.

[727]См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. С. 136—139. Л.Л. Викторова (Монголы. М., 1980. С. 5) относит найманов к тюркам, но не приводит доказательств. Поясняю: казахский род наймам одноименен с найманами XII в., но не идентичен им.

[728]Буквально: «пять чи и три цуня» (пересчет мой. — Л.Г.).

[729]Мэн-да Бэй-лу. С. 48.

[730]Histoire de Mogols et des Tatares par Aboul Ghazi Bahadour Khan, publiйe, traduite et annotйe par Baron Demaison. SPb., 1874. Т. II. Р. 72; Cahun L. Introduction a l’histoire de l’Asie. Paris, 1896. P. 201.

[731]См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. С. 101—102.

[732]См.: Гумилев Л.Н., Кузнецов Б.И. Бон. С. 72—90.

[733]Легенда о царевиче Сиддарте — Будде в христианском варианте — апокриф, игнорирующий хронологию (см.: Настольная книга священнослужителя. М., 1978. Т. II. С. 297). Буддисты считают Иисуса Христа бодисатвой, воплощением Авалокиты.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 177 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.037 с)...