Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В 1976 г. автор этой книги писал: «К сожалению, мы не можем сразу предложить точные дефиниции, которые, вообще говоря, весьма облегчают исследование, но мы, по крайней мере, имеем возможность сделать первичные обобщения».[1203]И это было вполне естественно: ведь дать определение — значит свести явление к более простым и очевидным формам, отражающим закономерности его развития.
Однако в середине семидесятых годов закономерности этногенеза еще предстояло описать и понять. Такому эмпирическому обобщению и были посвящены три первых выпуска нашей работы.[1204]И только теперь, спустя почти десять лет, мы можем дать определения основных терминов и понятий этнологии.
Необходимость в таких определениях очевидна. Во-первых, необходимо определить основные понятия этнологии в целях ее дальнейшего развития. Во-вторых, определения необходимы во избежание возможных в будущем недоразумений с оппонентами при трактовке основных понятий этнологии. И, наконец, в-третьих, этнология за последнее десятилетие развивалась и уже требует уточнений в понятийном аппарате, отражающих это развитие. В этом смысле и приводимые ниже определения, конечно, не претендуют на окончательность.
* * *
Аберрация близости — преувеличение грандиозности недавних событий сравнительно с более ранними.
Аберрация дальности — расплывчатость далеких явлений, что создает ложное впечатление их незначительности.
Аберрация состояния — восприятие наблюдателем динамики долгоидущего процесса как совокупности статических состояний вследствие медленности восприятия процесса человеком.
Адаптация в этногенезе — приспособление этноса к ландшафту, происходящее путем выработки измененных стереотипов поведения.
Актуализм — ощущение времени, при котором настоящее воспринимается как единственная объективная реальность.
Аннигиляция — распад на субатомном уровне с необратимой потерей световой энергии, уходящей в межгалактический вакуум.
Антисистема — системная целостность людей с негативным мироощущением.
Аттрактивность — влечение к абстрактным ценностям истины, красоты и справедливости.
Бездна — пустота, или вакуум, не являющийся частью материального мира.
Биосфера — оболочка Земли, состоящая из живого вещества и продуктов его деятельности, обладающая антиэнтропийными свойствами.
Биохимическая энергия — см. Энергия живого вещества биохимическая.
Биполярность — возможность развития систем в двух направлениях — к усложнению и к упрощению с лимитом в вакууме.
Вакуум — см. Бездна.
Вакуума нулевые колебания — мгновенный процесс возникновения и уничтожения виртуальных частиц в вакууме (пустоте).
Вариант этнического контакта — различия в способах взаимодействия этнических систем.
Воля — способность производить поступки согласно свободно сделанному выбору.
Время историческое — процесс управления энергетических потенциалов между элементами этносферы, нарушаемый пассионарными толчками.
Гармоничные особи (гармоничники) — особи, пассионарный импульс которых равен по величине импульсу инстинкта самосохранения.
Генетический «дрейф» — явление рассеивания пассионарного признака за пределы популяции путем случайных связей.
Геобиоценоз, или биоценоз — закономерный комплекс форм, исторически, экологически и физиологически связанный в одно целое общностью условий существования.
Геохор — участок земной поверхности, однородный в своих экологических особенностях и отличающийся по этим особенностям от смежных участков.
Деяния — поступки, являющиеся результатом свободного выбора (сознательной деятельности) человека (в отличие от явлений).
Диахроническая шкала — система отсчета времени от пусковых моментов различных этнических систем для их сопоставления по фазам этногенеза.
Дивергенция этническая — распад этнической системной целостности с потерей ощущения комплиментарности на заданном уровне этнической иерархии.
Динамическое состояние этнической системы — такое состояние этнической системы, при котором вследствие пассионарного толчка колебания биохимической энергии — пассионарности приводят к смене фаз этногенеза и активному преобразованию этноландшафтной среды (в отличие от гомеостаза).
Дискретность этнической истории — прерывность причинно-следственных связей, определяющая начала и концы этногенезов.
Идеал — далекий прогноз, воспринимаемый интуитивно.
Императив поведения — идеальный принцип отношения этнического коллектива к индивиду, господство которого в стереотипе поведения этноса связано с фазой этногенеза или сменой фаз.
Императив поведения негативный — стремление к упрощению системы.
Императив поведения позитивный — стремление к усложнению системы.
Импульс инстинкта — см. Импульс поведения инстинктивный.
Импульс поведения инстинктивный (инстинкт) — врожденный поведенческий импульс, направленный на личное и видовое самосохранение.
Импульс сознания — эгоизм, требующий для осуществления себя как цели — рассудка и воли (в отличие от аттрактивности).
Инкубационный период — часть фазы подъема от момента пассионарного толчка или начала генетического дрейфа до появления этноса как новой этносоциальной системы.
Инкубационный период скрытый — та часть инкубационного периода, в которой рост пассионарного напряжения не приводит к фиксации событий современниками.
Инкубационный период явный — та часть инкубационного периода, в которой рост пассионарного напряжения уже вызывает фиксацию событий современниками, но еще не приводит к этнической дивергенции и появлению новой этносоциальной системы.
Истинность — суждение, адекватное заданной сумме наблюдаемых фактов, где погрешность не превышает заданного допуска.
Историческая судьба — цепочки событий, каузально связанные их внутренней логикой.
История антропогенных ландшафтов — история взаимодействия общества и природы через механизм этнической системы.
История культуры — коллективная память этносов о своих культурных традициях.
Комплиментарность — положительная (отрицательная) — ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) особей, определяющее деление на «своих» и «чужих».
Конвиксия — группа особей с однохарактерным бытом и семейными связями, низшей таксой этнической иерархии.
Консорция — группа людей, объединенных одной исторической судьбой, часто эфемерно, на короткое время.
Констелляция в суперэтносе — сходство тенденций развития этносов в пределах суперэтноса вследствие происхождения от одного пассионарного толчка.
Красота — комплекс форм, нравящихся без предвзятости.
Ксения — букв. «гостья» — вариант симбиоза, при котором небольшая группа представителей иного этноса замкнуто живет среди аборигенов и не смешивается с ними.
Логика событий — причинно-следственные связи между событиями, детерминирующие дальнейший ход самих событий.
Ложь — сознательное искажение истины.
Мера устойчивости этноса — показатель плотности этнических связей различных весов и знаков (в кибернетическом смысле), определяющий степень сопротивляемости этноса внешним воздействиям.
Месторазвитие, или родина этноса — неповторимое сочетание элементов ландшафта, где этнос впервые сложился как система.
Мироощущение — фиксированное сознанием прохождение отраженного от вакуума импульса пассионарности (биохимической энергии), выражающееся в отношении к идеальным абстрактным ценностям и материальному миру.
Мироощущение негативное — отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем.
Мироощущение позитивное — отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к усложнению систем.
Мозаичность этноса — неоднородность внутренней структуры, необходимая для поддержания этнического единства.
Ностальгия — ощущение несовместимости с иным этническим полем.
Пассеизм — ощущение времени, при котором прошлое воспринимается как единственная объективная реальность.
Пассионарии — особи, пассионарный импульс поведения которых превышает величину импульса инстинкта самосохранения.
Пассионарная индукция — явление трансформации поведения гармоничных особей и субпассионариев в присутствии пассионариев под влиянием пассионарного поля.
Пассионарное напряжение — см. Уровень пассионарного напряжения этнической системы.
Пассионарное поле — поле, обусловленное наличием биохимической энергии — пассионарности.
Пассионарность как характеристика поведения — эффект избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность ради иллюзорной цели.
Пассионарность как энергия — избыток биохимической энергии живого вещества, обратный вектору инстинкта и определяющий способность к сверхнапряжению.
Пассионарный импульс — см. Пассионарный импульс поведения.
Пассионарный импульс поведения, или пассионарный импульс — поведенческий импульс, направленный против инстинкта личного и видового самосохранения.
Пассионарный признак — рецессивный генетический признак, обусловливающий повышенную абсорбацию особей биохимической энергии из внешней среды и выдачу этой энергии в виде работы.
Пассионарный толчок — микромутация, вызывающая появление пассионарного признака в популяции и приводящая к появлению новых этнических систем в тех или иных регионах.
Персистенты (изоляты, статические этносы, реликты) — этнические системы, находящиеся в этническом гомеостазе. Эти термины в контексте работы — синонимы.
Полоса свободы — совокупность ситуаций, при которых возможен свободный выбор. Именно здесь осуществляется право отдельного человека на выбор тенденции развития (см. Биполярность).
Популяция — совокупность особей, населяющая в течение ряда поколений определенную территорию, внутри которой осуществляется свободное скрещивание.
Принцип неопределенности в этнологии — объективное ограничение возможностей исследователя при наблюдении последовательности событий, позволяющее описать их только в одном аспекте: либо в социальном, либо в этническом (природном).
Пусковой момент — момент пассионарного толчка в абсолютной временной шкале, являющейся точкой отсчета «0» для диахронической шкалы.
Разнообразие этносферы — неравенство энергетических потенциалов, вносимое в историческое время пассионарными толчками.
Разность потенциалов контактная — перепад пассионарности (биохимической энергии), возникающий при контакте двух и более суперэтносов.
Рассудок — способность свободного выбора реакции при условиях, это допускающих.
Ритм этнического поля — та частота колебаний этнического поля, к которой посредством стереотипа поведения адаптировалась этническая система.
Саморегуляция этноса — способность этнической системы развиваться в направлении, обеспечивающем уменьшение затрат биохимической энергии — пассионарности при сохранении существования и адаптации к среде.
Сверхнапряжение — целенаправленное усилие, необходимое и достаточное для нарушения агрегатного состояния среды.
Сигнальная наследственность — передача навыков потомству через условный рефлекс подражания, формирующий стереотип поведения как высшую форму адаптации.
Симбиоз — сосуществование двух и более этносов в одном регионе, когда каждый занимает свою экологическую нишу.
Смещение, или результат контакта — нарушение запрограммированного хода процесса этногенеза вследствие внешнего воздействия.
Смерть — способ существования биосферных феноменов, при котором происходит отделение пространства от времени.
Событие — разрыв системных связей.
Справедливость — соответствие морали и этики.
Старение — потеря инерции пассионарного толчка в этнической системе на персональном и этническом уровнях.
Статическое ощущение времени — восприятие, при котором время игнорируется как реальность.
Стереотип поведения — изменяющийся по ходу времени набор навыков поведения членов этнической системы, передаваемый путем сигнальной наследственности.
Структура стереотипа поведения этноса — строго определенная норма взаимоотношений между:
а) этническим коллективом и индивидом;
б) индивидами;
в) субэтносами;
г) этносом и субэтносами.
Субпассионарии — особи, пассионарный импульс которых меньше импульса инстинкта самосохранения.
Субэтнос — этническая система, являющаяся элементом структуры этноса.
Сукцессия антропогенная — постепенное изменение вмещающего ландшафта, вносимое адаптирующимся этносом, возникающая одновременно в одном ландшафтном регионе и проявляющаяся в истории как мозаичная целостность.
Творчество — направленность поведения, возникающая в популяции вследствие пассионарного толчка.
Традиция культуры — сумма знаний и представлений, передаваемая по ходу времени от этноса к этносу.
Упрощение — уменьшение плотности системных связей в этнической системе
Уровень пассионарного напряжения системы, или пассионарное напряжение — количество имеющейся в этнической системе пассионарности, деление на количество персон, составляющих этническую систему.
Уровень этнического контакта — ранг контактирующих систем в этнической иерархии.
Усложнение — увеличение плотности системных связей в этнической системе.
Фаза акматическая — колебания пассионарного напряжения в этнической системе после фазы подъема на предельном для данной системы уровне пассионарности.
Фаза инерционная, или фаза инерции — плавное снижение пассионарного напряжения этнической системы после фазы надлома.
Фаза надлома — резкое снижение уровня пассионарного напряжения после акматической фазы, сопровождающееся расколом этнического поля.
Фаза мемориальная — состояние этноса после фазы обскурации, когда отдельными его представителями сохраняется культурная традиция.
Фаза обскурации — снижение пассионарного напряжения ниже уровня гомеостаза, сопровождающееся либо исчезновением этноса как системы, либо превращением его в реликт.
Фаза подъема — период стабильного повышения уровня пассионарного напряжения системы вследствие пассионарного толчка или генетического дрейфа.
Фаза этногенеза — совокупность таких уровней пассионарного напряжения системы, каждый из которых при данном направлении процесса этногенеза определяет господство в стереотипе поведения единого для всей совокупности уровней императива поведения.
Флуктуации биосферы — локализованные в пространстве и времени изменения количества энергии живого вещества биосферы вследствие пассионарных толчков.
Футуризм — ощущение времени, при котором будущее воспринимается как единственная объективная реальность.
Химера — сосуществование двух и более чуждых суперэтнических этносов в одной экологической нише.
Энергия живого вещества биохимическая — свободная энергия, вырабатываемая живыми организмами в процессе обмена веществ.
Энтропийный процесс — необратимый процесс потери энергии.
Этика антиэгоистическая, или альтруистическая — этика, при которой интересы этнического коллектива у индивида превалируют над его собственными.
Этика эгоистическая — этика, при которой интересы индивида и его семьи превалируют над интересами этнического коллектива.
Этническая диагностика — способ различения этносов по стереотипу поведения и принадлежности к той или иной этнической традиции.
Этническая доминанта — явление или комплекс явлений (религиозный, идеологический, военный, бытовой), который определяет переход исходного для процесса этногенеза этнокультурного многообразия в целеустремленное единообразие.
Этническая иерархия — динамичная в процессе этногенеза соподчиненность этнических систем разных таксономических уровней (рангов).
Этническая история — функция этногенезов и этнических контактов за периоды, где события зафиксированы источниками.
Этническая регенерация — восстановление этнической структуры после потрясений.
Этническая традиция — сумма стереотипов поведения, передаваемых механизмом условного рефлекса.
Этнические контакты в аспекте этнического поля — интерференция вибраций этнических полей.
Этнический гомеостаз, или гомеостатический уровень, или статическое состояние этноса — устойчивое состояние этнической системы (структуры), при котором колебания биохимической энергии — пассионарности имеют место в ограниченных пределах, определяя этноландшафтное равновесие и отсутствие смены фаз этногенеза.
Этнический контакт — процесс взаимодействия двух и более этнических систем одного или разных рангов этнической иерархии.
Этнический субстрат — исходные этнические компоненты (два и более), интегрируемые вследствие пассионарного толчка в новый этнос.
Этническое поле — возникающее на основе пассионарного поля поле поведения и аттрактивности членов этнической системы.
Этногенез — момент возникновения и весь процесс исчезновения этнической системы под влиянием энтропийного процесса потери пассионарности.
Этногенез в аспекте этнического поля — динамика колебательного движения этнического поля.
Этнология — географическая наука, изучающая становление этносферы Земли как результат процессов этногенеза в историческую эпоху.
Этнопсихология — наука о проявляющейся в этнической истории смене устойчивых настроений этноса в зависимости от фазы этногенеза.
Этнос — естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система (структура), противопоставляющая себя всем другим таким коллективам, исходя из ощущения комплиментарности.
Этносфера — земная оболочка, представляющая собой мозаичную в этническом отношении антропосферу, слагающуюся из всей совокупности этноценозов Земли.
Этноценоз — геобиоценоз, в котором происходит развитие данного этноса, опосредованное процессом его адаптации.
Явления — результаты влияния биосферы на поведение человека и этнического коллектива.
[1]Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
[2]Там же.
[3]Первая дата — 859 г.; Повесть временных лет (далее: ПВЛ). М.; Л., 1950.
[4]Подробнее см.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
[5]См.: Гумилев Л.Н. Хунны в Китае.
[6]См.: Гумилев Л.Н. Древние тюрки.
[7]См.: Артамонов М.И. История хазар. С. 7.
[8]GumilevL.N. New Data on the Khazars // Acta Archaeologica Academiae Scientiarum Hungaricae. 19. Budapest, 1967. P. 61–103 (литература на рус. яз. — в сносках).
[9]GymilevL.N. Les fluctuations du niveau de la mer Caspienne // Cahier du monde russe et sovietique. Vol. VI. № 3. Paris — Sorbonne, 1965. P. 331—336 (литература на рус. яз. — в сносках).
[10]См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Вып. IV. Тысячелетие вокруг Каспия. М.: ВИНИТИ, 1987.
[11]См.: Артамонов М.И. История хазар. С. 7–40.
[12]KoestlerArthur. Thirteenth Tribe — The Khazar Empire and its Heritage. London, 1976.
[13]VernadskyG. The Origins of Russia. Oxford, 1959; Ляшевский С. История христианства в земле Русской с I в. по XI в. и очерки по предыстории России. New York; Brooklin, 1967.
[14]VernadskyG. Ancient Russia. New Haven, 1952.
[15]См.: Лесной С. Влесова книга. Виннипег, 1966.
[16]Ляшевский С. Указ. соч. С. 169.
[17]См.: Лесной Сергей. Русь, откуда ты? Виннипег, 1964. С. 6–10. Автор считает, что 1) скандинавы не играли роли в образовании Русского государства; 2) русь как племя создалось в начале новой эры и всегда было славянским; 3) славяне — автохтоны Центральной Европы; 4) у древних славян была руническая письменность; 5) «Влесова книга» достоверна.
[18]См.: Сахаров А.Н. Дипломатия древней Руси: IX — первая половина X в. М.,1980.
[19]См.: Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава. М., 1982.
[20]См.: Сахаров А.Н. Мы от рода русского. Рождение русской дипломатии. Л.,1986.
[21]См.: Пресняков А.Е. Лекции по русской истории. М., 1938. С. 1—2.
[22]Проблема взаимоотношения Золотой Орды и Руси искусственно осложнена. То, что русские называли хана царем и платили в Орду «выход», несомненно, но во внутренние дела Руси ханы не вмешивались и, требуя от кочевых подданных после принятия ислама отречения от монгольской культуры (ясы) и религии, не требовали этого от русских. Скорее здесь была уния при главенстве Орды, а Русь рассматривалась как самостоятельный улус, примкнувший к Орде по договору, а не вследствие завоевания (см.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. С. 398 и след.; Он же. Апокрифический диалог // Нева. 1988. № 3, 4).
[23]Цит. по: Пресняков А.Е. Указ. соч. С. 3.
[24]См.: Грушевский М.С. История Украины — Руси: В 5 т. Т. I—III. Львов, 1904—1905; Т. IV. Львов, 1903; Т. V. Львов, 1905; см. также: Пресняков А.Е. Указ. соч. С. 4—5.
[25]А.Е. Пресняков дает критический разбор аспектов этнической диагностики: расового, языкового, культурно-психологического — и делает вывод: «Государства возникают раньше наций» (Указ. соч. С. 6), но не говорит, почему они возникают. Нашу точку зрения см.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
[26]Пресняков А.Е. Указ. соч. С. 10.
[27]Cм.: История СССР с древнейших времен до наших дней: В 2 т. М., 1966.
[28]См.: Шахматов А.А. Древнейшие судьбы русского племени. Пг., 1919. Ср.: Пресняков А.Е. Указ. соч. С. 14—26.
[29]См.: Шахматов А.А. К вопросу о польском влиянии на древнерусские говоры // Русский филологический вестник. № 1. Варшава, 1913. С. 1–12. Ср.: ПВЛ. Ч. II. С. 225—226.
[30]См.: Пресняков А.Е. Указ. соч. С. 12.
[31]Ростовцев К.О. Отчего погибли динозавры // Ленингр. правда. 1983. 25 ноября.
[32]Славяне расселялись из области между Днестром, Припятью и Верхней Вислой (см.: Баран В.Д. Сложение славянской раннесредневековой культуры и проблема расселения славян // Славяне на Днестре и Дунае. Киев, 1983. С. 40).
[33]См.: Брайчевский М.Ю. Славяне в Подунавье и на Балканах в VI—VIII вв. // Славяне на Днестре и Дунае. С. 221—222.
[34]См.: Баран В.Д. Указ. соч. С. 45.
[35]См.: Брайчевский М.Ю. Славяне в Подунавье… С. 225. Славянским по языку население Пелопоннеса оставалось до XIX в., т. е. до освобождения Греции от турок. Но школа и литература на новогреческом языке заставили потомков славян — майнотов — сменить и язык, что выделило «греков» из прочих южных славян.
[36]Цит. по: Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. СПб. Б. г. С. 61.
[37]Подробнее см.: Артамонов М.И. История хазар. С. 289—295.
[38]См.: Винокур Н.С. Черняховские племена на Днепре и Дунае // Славяне на Днестре и Дунае. С. 131.
[39]См.: Седов В.В. Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья. М., 1970. С. 7.
[40]См.: Винокур Н.С. Указ. соч. С. 133.
[41]См.: Приходнюк О.М. К вопросу о присутствии антов в Карпато-Дунайских землях. // Славяне на Днестре и Дунае. С. 191.
[42]См.: Баран В.Д. Указ. соч. С. 40.
[43]См.: Гумилев Л.Н. Древние тюрки. С. 34—35.
[44]См.: Симокатта Феофилакт. История / Перевод С.П. Кондратьева. М., 1957. Кн. VIII. 5. С. 180.
[45]См.: Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica / Вступ. ст., перевод, комментарий Е.Н. Скржинской (далее: Иордан). М., 1960. С. 220.
[46]См.: Брайчевський М.Ю. Похождения Русi. Киiв, 1968. С. 155.
[47]См.: Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. М., 1951; Рыбаков Б.А. Древние русы // Советская археология. XVII. 1953; Артамонов М.И. История хазар. С. 289—290.
[48]См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
[49]См.: Потапенко А.И. Старожил земли русской. Ростов, 1976. С. 50.
[50]Моисей Хоренский в «Истории Армении» упоминает, что между 193 и 213 гг. «толпы хазар и баслов (барсилов), соединившись, прошли через ворота Джора (Дербентский проход)… перешли Куру и рассыпались на всю сторону ее» (цит. по: Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962. С. 115). М.И. Артамонов полагает, что упоминание хазар в столь раннее время — анахронизм (см. там же. С. 131), однако оснований для сомнений не приводит. Принимая сведения источника, констатируем, что во II в. хазары обитали в низовьях Терека и Сулака. На Волгу они распространились позднее не через сухие степи, а по берегу Каспийского моря, стоявшего тогда на отметке минус 36 м, т. е. на 8 м ниже, нежели в XX в. (см.: Гумилев Л.Н. Хазария и Каспий // Вестн. ЛГУ. 1974. № 6. С. 84—95; Он же. Хазария и Терек // Там же. 1974. № 24. С. 78—88).
[51]ПВЛ. Ч. II. С. 14.
[52]Там же. Ч. II. С. 223.
[53]Термин «тюрк» имеет три значения. Для VI—VIII вв. — это маленький этнос (тюркют), возглавивший огромное объединение в Великой степи (эль) и погибший в середине VIII в. Эти тюрки были монголоиды. От них произошла хазарская династия, но сами хазары были европеоиды дагестанского типа. Для IX—XII вв. тюрк — общее название воинственных северных народов, в том числе мадьяров, русов и славян. Это культурно-историческое значение термина не имеет касательства к происхождению. Для современных востоковедов «тюрк» — группа языков, на которых говорят этносы разного происхождения.
[54]Подробно см.: Артамонов М.И. История хазар. С. 171; Гумилев Л.Н. Древние тюрки. С. 238.
[55]См.: История Дагестана. Т. I. M., 1967. С. 153.
[56]Дербент был окончательно оккупирован арабами в 685—686 гг. и отделился от халифата в X в. вместе с Ширваном.
[57]Евразией в данной работе называется внутренняя часть континента, в основном степь между Карпатами и Маньчжурией, представляющая этнокультурную целостность. В таком же этнокультурном аспекте следует рассматривать названия «Восточная Европа» и «Западная Евразия».
[58]См.: Плетнева С.А. От кочевий к городам. M., 1967.
[59]См.: Артамонов М.И., Плетнев С.А. Еще раз о степной культуре Евразии // Народы Азии и Африки. 1970. № 3. С. 92.
[60]См.: Артамонов М.И. История хазар. С. 99.
[61]См. там же. С. 457—458. Может показаться странным, что М.И. Артамонов в статье, написанной совместно с С.А. Плетневой, отвергает и игнорирует выводы собственной книги, например войну хазар с болгарами, показывавшую, что это разные этносы, и многое другое. Объяснения этой странности у меня нет.
[62]См.: Гумилев Л.Н., Эрдейи И. Единство и разнообразие кочевой культуры в средние века // Народы Азии и Африки. 1969. № 3. С. 78—87.
[63]Артамонов М.И., Плетнева С.А. Указ. соч. С. 89.
[64]См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
[65]Гаркави А.Я. Сказания еврейских писателей о хазарах и хазарском царстве. СПб., 1874. С. 135.
[66]См.: Чичеров И.С. Византийские исторические сочинения. «Хронография» Феофана. M., 1980. С. 58. Примеч. 197. С. 96.
[67]См.: Брайчевський М.Ю. Похождения Русi. Киiв, 1968. С. 172.
[68]См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Вып. IV. M., 1987. С. 208—215.
[69]У Захария названы «красные» (см.: Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе: В 2 т. Т. I. M., 1962. С. 138).
Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 187 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!