Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сказание о монастыре Святого Симеона, просидевшего на столпе сорок лет



Кто такой святой Симеон Столпник

Ещё в детстве я слышал рассказы о византийском монахе Симеоне, сорок лет просидевшем на столбе. И только сейчас узнал, что этот незаурядный человек, поразивший православный мир, жил на территории Сирии. В 5‑м веке сотни паломников из Греции, Египта, Италии, Франции и далёкого туманного Альбиона, где тоже появились христиане, приходили поклониться этому аскету из аскетов, испросить его благословения, исцелиться от недуга.

Арабский историк и писатель аль‑Хазри в своем исследовании «Нахр аль‑Дхахаб» пишет, что Святой Симеон родился в 392 году в деревне Сисан на границе Сирии и Киликии в семье пастуха овец. Когда мальчику исполнилось 13 лет (по другим источникам – в 20 лет), он решил посвятить свою жизнь служению Богу и поселился в монастыре Гелиодора (сейчас – Дейр Тель Ада). Там он провёл 10 лет, но, разочаровавшись в недостаточно аскетическом, по его мнению, образе жизни монахов, перебрался в другой монастырь в городе Таланисос (сейчас – Дейр Семаан), недалеко от Алеппо. Он так усердно молился и укрощал плоть, что, вызвав зависть и раздражение других монахов, вынужден был удалиться в уединённое место на близлежащем холме. Сначала он жил в маленькой пещере. Потом, испытывая неудобства от пристально внимания потянувшихся к нему паломников, нашёл более уединённое место, где приковал себя цепями к камню.

Другой исследователь аль‑Харави в книге «Аль‑Исхарат» рассказывает, что дочь одного из местных правителей заболела проказой, и он поселил её недалеко от того места, где обитал святой Симеон, изолировав, таким образом, больную от общества. Однажды святой Симеон увидел её и попросил напоить его. Девушка выполнила просьбу, но, подавая воду, закрыла лицо рукой. Святой Симеон поинтересовался, почему она это делает. «Я больна», – ответила девушка. Тогда он набрал полный рот воды и прыснул ей в лицо – оно тут же с Божьей помощью очистилось.

Слава о целителе распространилась быстро. «Я говорю, – продолжает аль‑Харави, – что когда люди приближались к нему, чтобы прикоснуться и получить благодать, Святой Симеон испытывал большие неудобства».

Чтобы находить покой и время для молитвы, Симеон построил двухметровую колонну и стал на ней жить. Чтобы добиться уединения, он несколько раз увеличивал высоту колонны, в конце концов, доведя её до 20 метров. На вершине колонны находилась площадка с деревянной оградой, откуда Симеон в одежде из грубо выделанной овечьей шкуры обращался к людям с проповедью.

Святой Симеон стал зачинателем нового направления – столпничества и имел много последователей‑столпников. Среди самых известных – святой Даниил (409–493 гг.), святой Симеон Столпник Младший (517–592 гг.), святой Лука (879–979 гг.), святой Елизарий (968‑1054 гг.).

Умер Святой Симеон Столпник (по‑гречески Стилит) в 459 году. Император Лев 1 распорядился перенести его мощи в Антиохию в церковь Константина Великого. День смерти – 26.7.459 и день перенесения мощей Святого Симеона – 1.9.459 считаются православными праздниками.

Монастырь в память об учителе

Вскоре после смерти Симеона Столпника его ученик и последователь Даниил Стилит (Столпник) решил увековечить память об учителе – построить в его честь монастырь. До пострижения в монахи Даниил был богатым купцом. Энергию и предприимчивую жилку – черты, присущие ему в светской жизни, удалось сохранить и в монашестве. Он обратился за поддержкой сначала к византийскому императору Льву 1, а когда тот ещё до начала строительства умер, к императору Зенону.

План был грандиозный – будущий монастырь обещал стать самым большим из доселе известных. Но главное заключалось не в этом. Даниил считал, что архитектурный комплекс должен стать образцом художественной и архитектурной мысли Сирии, таким же прекрасным, как жизнь прославленного учителя. Строительство началось в 476 г. и продолжалось 14 лет. К выполнению замысла Даниила были подключены лучшие мастера из Алеппо и Антиохии, а также приглашённые специалисты из Киликии и Месопотамии.

В 490 году работа была закончена. Перед глазами современников предстал прекрасный архитектурный комплекс, опередивший по исполнению европейскую архитектурную мысль на несколько столетий.

Площадь этого величественного сооружения составила 5 тысяч квадратных метров. Монастырь расположился на вершине горы, на высоте 564 метра над уровнем моря. Центром его стал «столп», или колонна, на которой Симеон провёл последние 40 лет жизни – остатки её сохранились и по сей день. Вокруг возвели восьмигранное сооружение, каждая сторона которого составила 10 метров. Двери открывались в четыре расположенные по сторонам света базилики. Таким образом, в плане получился громадный крестообразный храм, к которому примыкало трёхэтажное здание монастыря с кельями и служебными помещениями.

Воображение поражали не только грандиозные размеры монастыря и храма, но и тонкая работа сирийских мастеров: ажурные арки, украшенные резьбой фризы и колонны. Безусловно, какие‑то элементы декора строители унаследовали от мастеров Древней Греции, но в целом, конструктивно сооружение было выполнено по другим канонам, из которых впоследствии родилась европейская архитектура.

Позже монастырский комплекс был окружён стеной с 27 башнями. Сделано это было неслучайно – почти 200 лет горы Джебаль Семаан и монастырь на вершине одной из них были пограничной зоной между арабами и Византией.

В 970 году византийцы нарушили мир с Алеппским эмиром и захватили древний город Апамею, расположенный южнее. В отместку арабы отвоевали монастырь, который они называли Калаат Семаан, «крепость Симеона». Монахи оставались жить в нём вплоть до середины 11 века. В 12 веке крестоносцы использовали его как крепость, из которой были выбиты в 1146 году арабским военачальником Нур ад‑Дином. Уже 1215 году путешественники отмечали монастырь как величественные руины, которым нет равных на земле. Паломники ещё долго приходили сюда, чтобы соскрести каменную пыль с колонны святого Симеона, которая, как считалось, помогала от болезней. Сейчас это место входит в число самых посещаемых туристами мест Сирии. Одним из его преимуществ является близость к Алеппо – путь до северной столицы Сирии занимает не более получаса.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 311 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...