Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет № 18



1) Потоп и население Земли. Как известно, численность населения Земля непрерывно растет. Даже в нашу эпоху демогра­фического кризиса прирост населения лишь внезначительной части высокоурбанизирован­ных регионов бывает несколько ниже одного процента в год, в то время как в некоторых дру­гих регионах он доходит до трехпроцентного уровня; и если в 1981 году народонаселение пла­неты составляло 4,5 миллиарда человек, то к 2000 году человечество перешагнуло шестимил­лиардный рубеж.

Логично будет предположить, что в более ранние времена, когда еще не стояла проблема перенаселенности Земли, не существовало ни оружия массового поражения, ни современных средств и программ контроля рождаемости да и войны имели «смехотворные» результаты по сравнению с современными «достижениями» по уничтожению целых народов, средний при­рост численности человечества был несколько выше, чем в настоящее время. Но даже если считать, что средняя скорость роста народона­селения всегда была на уровне лишь 0,5% в год (примерно таков был средний прирост населе­ния Германии в первой половине XX века с уче­том двух проигранных мировых войн), оказы­вается, что прошедших согласно библейской хронологии 5-5,5 тысяч лет после Потопа более чем достаточно, чтобы количество населяющих Землю людей достигло современного уровня при исходном количестве всего восемь человек (имен­но столько людей вошло на борт ковчега — Ной, его сыновья Сим, Хам и Иафет, а также жены всех четверых).

Не только численность, но и состав современ­ного населения нашей планеты подтверждает, что от них распространились народы по земле после Потопа (Быт. 10, 32). Это же подтверждает­ся изучением фольклора и эпоса древних наро­дов. Не случайно десятая глава Бытия получи­ла у исследователей название «Таблица народов». Приведенные в ней имена сыновей и внуков Ноя, ставших отцами народов, как правило, четко про­слеживаются; в собственных названиях народов; в географических названиях земель, круп­ных городов, рек, где произошедшие от них на­роды обитали; именах божеств, в культ которых выроди­лось со временем почитание предка-основателя.

Хотя в некоторых деталях мнения историков расходятся либо перекрываются (что естественнов случае ассимиляции племен из разных колен), общую картину мы можем проследить с доволь­но высокой степенью достоверности.

Так, Иафет (Иапет) является отцом всех иафетических (индоевропейских) этнических групп.

Хам является праотцем хамитских (афро­азиатских) этнических групп.

Наконец, Сим дал начало семитским (ближ­невосточным) этническим группам:

Прослеживая исторические судьбы этих на­родов, нетрудно заметить их соответствие про­рочеству, данному Ноем своим сыновьям: Про­клят Ханаан; рабом рабов будет он у братьев своих... Благословен Господь Бог Симов; Хана­ан же будет рабом ему. Да распространит Бог Иафета; и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему (Быт. 9, 25-27).

Катастрофы после потопа. Всемирный Потоп явился крупнейшим гло­бальным катаклизмом в истории нашей плане­ты. Его последствия нашли свое отражение в геологии, палеонтологии, климате, экологии, а также в легендах, сказаниях, письменных ис­точниках практически всех народов, населяю­щих Землю в наше время. Но был ли он единст­венной гигантской катастрофой на памяти человечества? Конечно, история, археология, геология и Писание донесли до нас множест­во свидетельств о всевозможных бедствиях, так сказать, «местного масштаба»: землетрясени­ях, извержениях вулканов, цунами, ливневых и паводковых наводнениях, селях, оползнях и т.п. Естественно, все эти бедствия также в той или иной мере оставили свой след на облике Зем­ли. Однако исследования последних десятиле­тий установили, что не в столь давнем прошлом имело место как минимум еще одно глобальное событие, которое, хоть и не так подробно, но также отражено в Библии. Оно-то, по сути дела, и довершило формирование послепотопного об­лика и самой Земли, и населяющих ее экосис­тем.

Как известно, ось собственного вращения Зем­ли наклонена по отношению к плоскости эклип­тики (плоскости, в которой происходит обраще­ние Земли вокруг Солнца) и в настоящее времясоставляет с ней угол 23,5 градуса. Такое поло­жение не является устойчивым, и считается, что угол наклона земной оси совершает гармо­нические колебания между значениями 22 и 24,5 градусов с периодом около 40 тысяч лет. Ма­тематически это движение описывается так на­зываемой формулой Ньюкомба. Однако, когда Джордж Додуелл — весьма авторитетный уче­ный, занимавший в период с 1909 по 1952 год пост правительственного астронома Южной Ав­стралии, — собрал и нанес на график реаль­но наблюдаемые астрономами разных стран и времен значения угла наклона земной оси за по­следние 3000 лет, оказалось, что полученный гра­фик значительно отличается от ожидавшегося графика формулы Ньюкомба. Вращающийся волчок Земли вел себя таким образом, как буд­то он испытал около четырех с половиной тысяч лет назад мощный удар, отклонивший его ось вращения до угла 27 градусов, после чего он мед­ленно и плавно возвращался в нынешнее нор­мальное положение, которого достиг лишь к се­редине прошлого столетия.

Так возникла гипотеза столкновения Земли с крупным космическим телом, или, как ее еще называют, гипотеза астероидного удара. Вско­ре она была подкреплена некоторыми археоло­гическими и историческими данными.

Многие слышали о гигантском каменном аст­рономическом приборе Стоунхендж в Велико­британии. Археологи относят его возведение ко времени около 350 года до Р.Х. Но при анализе расположения его элементов астрономами оказа­лось, что, в соответствии с традиционными представлениями, визуальные наблюдения в Стоун-хендже за светилами можно было осуществлять лишь около 1900 года до Р.Х. Если же приме­нить для анализа не классическую формулу Ньюкомба, а кривую, полученную Додуеллом, «астрономический» возраст Стоунхенджа сов­падает с археологической датировкой — 350 год.

Аналогично обстоит дело с трудами древне­греческого астронома Евдоксуса, создавшего по­эму-трактат о расположении звезд на небе. Современные астрономы недоуменно отмечали, что описываемая Евдоксусом картина могла на­блюдаться не в его времена — в середине IV века до Р.Х., а на целых 1600 лет ранее. Учет же об­наруженного отклонения земной оси от ранеепредполагавшегося положения позволяет разрешить загадку Евдоксуса.

Уточнить дату удара помогли исследования древнего египетского храма Амен-Ра в Карнаке. Имеющий форму полукилометрового коридора колонн храм посвящен богу Солнца Ра и распо­ложен таким образом, чтобы раз в году, в день лет­него солнцестояния, проникающее через двери храма восходящее солнце освещало его полно­стью. Однако со временем солнечные лучи пере­ставали светить вдоль оси храма и двери прихо­дилось сдвигать. При этом самое древнее поло­жение дверей соответствовало углу наклона земной оси 25,2 градусов, в то время как, соглас­но формуле Ньюкомба, его значение никогда не могло превышать 24,5 градусов. Археологические даты установки дверей храма Амен-Ра и соот­ветствующие им значения угла наклона земной оси, нанесенные на график, прекрасно вписались в построенную Додуеллом кривую, продолжив ее в прошлое. Уточненной датой астероидного удара стал 2345 год до Р.Х. с точностью плюс-минус пять лет.

Что же происходило в это время согласно библейской хронологии? Оказывается, что это событие приходится как раз на период жизни Ноева потомка в пятом поколении — Фалека, Слово «фалек» (пелег) на древнееврейском язы­ке означает разделение (оно дошло до наших дней через греческий язык в слове «архипелаг»). Фалек получил его в качестве имени потому что — как утверждает Писание — во дни его земля разделена (Быт. 10, 25). Такое же «говоря­щее» имя дано его брату: Иоктан (там же), ко­торое означает уменьшение, откалывание.

Геофизики давно отмечают поразительную комплиментарность (взаимодополняемость) ныне существующих блоков континентально­го шельфа, которая свидетельствует о том, что вся суша в прошлом была единым материком. Ту же точку зрения поддерживает Библия: Да соберется вода, которая под небом, в одно мес­то, и да явится суша (Быт. 1, 9). Когда же она разделилась?

В начале XX столетия Альфред Вегенер предложил теорию медленного дрейфа конти­нентов на протяжении многих миллионов лет. Впоследствии, в 60-х годах, она вновь получи­ла распространение под названием теории тектоники плит. Однако (ввиду отсутствия как явных фактических свидетельств и согласован­ной модели механизма подобного медленного процесса) в настоящее время лишь небольшое число ведущих геофизиков (разве что за ис­ключением — так уж исторически сложилось дружной советской школы наук о Земле) при­нимает ее безоговорочно. Все больше и больше становится ученых, поддерживающих точку зре­ния катастрофического разделения материков, завершившего в общих чертах формирование послепотопного облика нашей планеты.

Астероидный удар расколол единый конти­нентальный монолит, «сбросив» возникшие при «всплытии» материкового массива механичес­кие напряжения. Вдоль образовавшихся разломов произошло поднятие ранее не существовавших современных горных систем, более детально восстановившее изостатическое равновесие земной коры (вспомним, что до Потопа высоких гор не существовало, и вода, имея среднюю глубину три километра, покрывала вершины высочайших гор на пятнадцать локтей).

2) Ирод Великий. Богодухновенный евангелист Матфей повествует, что Христос родился в Вифлееме Иудейстем во дни Ирода царя (Мф. 2,1). Он также го ворит о том, что Ирод послав изби вся дети сущыя в Вифлееме и во все: пределех его, от двою лету и нижайше (Мф. 2,16), чтобы таким образом как он полагал, убить и Младенца Иисуса. Кто был этот Ирод, когда жил, когда правил и когда умер, каков был его нрав — обо всем этом достаточно хорошо известно из большого чис­ла источников, а также благодаря археологии, с помощью которой были обнаружены развалины архитектурных сооружений той эпохи. Ирод был идумеем, т. е. отдаленным потомком Исава, брата Иакова. Идумеи населяли область Идумею с главным городом Хевроном. Иоанн II Гиркан подчинил себе идумеев, вынудил их принять иудаизм и заставил со­вершать обрезание. Дед Ирода, Антипа, был назначен Александром Яннаем управляющим Иудеей. Преемником Антипы (ум. в 78 г.) стал его сын Антипатр. Коварный и честолюбивый Антипатр сотрудничал с Иоанном II Гирканом и римлянами, в результате чего римский им­ператор Юлий Цезарь закрепил за Антипатром звание «правителя» (эпитропа) Иудеи (47 г.), а Асмонея Гиркана II назначил на должность «первосвященника и этнарха» в Иерусалиме. Антипатр (ум. в 43 г.) впо­следствии назначил своего второго сына Ирода на должность правителя Галилеи (Северная Палестина).

Ирод начал политическую карьеру еще в молодые годы. Благодаря своей энергии он быстро достиг больших результатов и стал тетрархом (четвертовластником) Иудеи. Затем при содействии Августа (впослед­ствии, с 31 г. по 14 г., — римский император) добыл себе корону Иудеи. Тогда с помощью римлян, а затем благодаря стремительной военнойкампании против Антигона и трехмесячной осаде Иерусалима он вос­сел на трон в городе Давида (37 г. до Р. X.).

Его крутой, эгоистичный, честолюбивый и жестокий нрав проявил­ся самым ужасным образом. Он начал свое царствование с умерщвле­ния всего потомства Асмонеев, казнил Антигона (сына Аристовула II, брата Иоанна II Гиркана) вместе с сорока пятью его сторонниками. На­значил шурина Аристовула (брата его супруги Мариамны) первосвя­щенником храма в Иерусалиме. Однако его первосвященство длилось недолго — по приказу Ирода его утопили, по одним сведениям, в реке Иордан, по другим — в бассейне во время купания. Ирод также погубил Гиркана II, а спустя некоторое время убил и свою супругу Мариамну и ее мать Александру. Кроме того, он приказал сжечь заживо двух книж­ников, которые сняли с ворот храма золотого римского орла. Помимо этого, он умертвил двух мужей своей собственной сестры и двух своих сыновей — Александра и Аристовула. А за пять дней до своей смерти он направил своих приспешников убить своего сына Антипатра. Иудеи, так никогда и не признавшие Ирода за своего, поскольку тот был идумеем, называли его «царем иудеев», тем самым противопоставляя дан­ный титул другому — «иудейский царь». Ессеи ему также никогда не доверяли. Он мог рассчитывать только на поддержку космополитиче­ски настроенных иудеев.

В последние годы жизни он пребывал в крайне тревожном со­стоянии: был вспыльчив, раздражителен по причине огромного числа убийств, совершенных им (помимо случаев, о которых уже было упомя­нуто, он умерщвлял сам или отдавал приказ убивать и многих других, уничтожал людей целыми общинами), и, главным образом, он терзался из-за убийства собственной жены, которую продолжал любить и после ее смерти. Поэтому он постоянно переезжал из одной горной крепости в другую, чтобы обрести покой и умиротворение, тогда как прежде он ис­кал исцеления в водах источников Каллирои, которые находились к востоку от Мертвого моря.

Умер он в возрасте семидесяти лет. Иудейский историк Иосиф Фла­вий называет его «самым жестоким тираном, который когда-либо нахо­дился у власти». Таков был Ирод, в царствова­ние которого родился Спаситель Христос. Ужасный облик этого ца­ря довершается избиением мла­денцев, как об этом повествует богодухновенный евангелист Мат­фей. Совершенно верно сказано о личности бесчеловечного идумея Ирода: «Он пробрался к власти, словно лиса, правил, как тигр, и умер, как пес!» Археология помог­ла пролить свет на все стороны жизни Ирода. И всё это благодаря находкам, дошедшим до нас современи его владычества, поскольку были проведены раскопки многих архитектурных сооружений эпохи Ирода Великого (так его на­зывали) — таких, как храм в Иеру­салиме, царский дворец, древняя Самария, вновь застроенная и на­званная им Севастией, разные фортификационные сооружения в Пале­стине, а также общественные здания в Птолемаиде (Акра), Дамаске, Сидоне, Библе, Бейруте, Латакии (Лаодикии) и Антиохи.

Иерусалим Ирода. Раскопки, которые были начаты в 1968 г. под руководством профес­сора Б. Мазара вокруг Иерусалимского храма, — наиболее интересное археологическое исследование, когда-либо предпринимавшееся на тер­ритории современного государства Израиль, — явили свету довольно богатый материал, свидетельствующий об Иерусалиме I века. Эти рас­копки подтвердили точность архитектурных и топографических под­робностей, которыми нас снабдил Иосиф Флавий в своих работах «Иудейские древности» и «Иудейская война». На основании этих и других данных, мы можем понять, что представлял собой Иерусалим в то время.

Иерусалим подвергся сильным разрушениям в результате восста­ния Маккавеев, однако Ирод позаботился не только о том, чтобы вос­становить разрушенное, но также обнес город оборонительной стеной, привел в порядок дороги, облагородил город постройкой прекрасных зданий, в том числе театров, и прежде всего постройкой нового храма. Эти мероприятия, кроме всего прочего, были попыткой Ирода снискать себе расположение и доверие иудеев, для которых, как мы уже говори­ли, он был неугодным идумеем. В центральной части города, на самом высоком месте, Ирод построил для себя дворец, над которым возвыша­лись три знаменитых башни: Гиппика, Фасаила и Мариамны. Первая, высотой 40 м, была воздвигнута в честь его друга Гиппика; вторая, высо­той 30 м, — в честь его брата Фасаила и последняя, высотой 25 м, — в честь его любимой супруги Мариамны. До сегодняшнего дня сохранил­ся лишь фрагмент одной из них, очевидно, башни Фасаила, представ­ляющий собой часть так называемой «Башни Давида». От дворца Иро­да начиналась широкая и мощная стена. Иосиф Флавий сообщает и о второй стене, которая шла от ворот «Геннаф» первой стены и доходила до «Антонии», т.е. до башни Анто-ниевой крепости, идентичность которой мы можем установить. Вопрос об этой второй стене вызвал множество споров у специалистов, кото­рые, однако, до сих пор не пришли к окончательному выводу. Тем не менее, точное месторасположение этой стены — не просто вопрос из облас­ти академического интереса. Определив местонахождение стены, мы сможем идентифицировать и место, где возвышалась Голгофа, на кото­рой был распят Христос, поскольку Господь, как известно, вне врат по-страдати изволил (Евр. 13,12, ср.: Мф. 27, 33. Ин. 19,17).

Ирод восстановил с северной стороны храма стену, игравшую снача­ла роль оборонительного укрепления. Проводившиеся в последние го­ды при участии Л. Г. Венсана обширные раскопки способствовали более точному определению местонахождения этой стены, имевшей по одной башне на каждом из своих четырех углов. Между Антониевой крепостью и храмом существовало некое пространство, которое было блокиро­вано иудеями во время их первого восстания против римлян. В дни Христа в Антониевой крепости располагался римский гарнизон, кото­рый следил за порядком на территории храма, особенно в дни больших праздников. В эту крепость отвели апостола Павла, когда иудеи хотели его убить, потому что, как они утверждали, он осквернил храм, приведя в него язычников (Деян. 21, 27-40, особенно стих 34). Современные ис­следователи, в частности, Л. Г. Венсан и У. Ф. Олбрайт, считают, что это было то самое место, где Господь предстал пред Пилатом для суда Южнее крепости Антонии находилась территория храма и сам храм. Ирод расширил территорию с помощью дамб и насыпей и в 20-19 гг. до Р. X. начал восстановительные работы. Само здание было построено за восемнадцать месяцев, однако дальнейшие работы, связанные с отдел­кой внешнего и внутреннего убранства здания, продолжались вплоть до 64 г. по Р. X. Иудеи говорили Христу: «Сей храм строился сорок шесть лет...» (Ин. 2, 20). «Эти слова, — отмечает Томпсон, — произнесенные в 27 г., имеют важное значение для точного датирования проповеди Христа» Мы не будем останавливаться на подробном описании храма. Обра­тим только внимание на интересующие нас места, поскольку они связа­ны с лицами и событиями, которые упоминаются в Новом Завете.

Большие обтесанные камни, присущие архитектуре эпохи Ирода, которые использовались при строительстве храма, мы можем еще и се­годня видеть в Стене плача. Вероятно, именно эти камни побудили од­ного из учеников Христа сказать Ему. «Учителю! Виждъ, каково каме-ние и какова здания!» На что он получил следующий ответ: «Видиши ли сия великая здания? Не иматъ остати зде камень на камени, иже не ра­зорится» (Мк. 13, 1, 2). И, действительно, эти величественные построй­ки были разрушены Титом. Уцелели лишь незначительные остатки.

Этот великолепный храм возвышался напротив Елеонской горы. Он был самым ярким и самым красивым строением священного города. Фасад храма, высотой 50 м, выходил на восточную сторону; он был сло­жен из светлого мрамора, а весь декор был из чистого золота. В цент­ральной части двора и притвора, окруженного колоннадой, находилось святилище. Иосиф Флавий говорит, что святилище сверкало, словно «гора, покрытая снегом».

В огромный двор сооруженного Иродом храма вели восемь ворот. Двое — на южной стороне, четверо — на западной, одни — на северной и одни — на восточной, очевидно, в том месте, где сегодня находятся так называемые Золотые ворота. Еврейский историк Иосиф Флавий и Мишна упоминают только об одних воротах в восточной части города, и, возможно, что ворота, через которые состоялся торжественный вход Господень в Иерусалим, располагались в этом месте или где-нибудь по­близости (Мк. 11, 11. Мф. 21, 10. Лк. 19, 28-48). Это были ворота, через которые проходила дорога из Вифании к храму. Иосиф Флавий много пишет о великолепных галереях (крытых перистилях) и о дворах в хра­ме Ирода. Тот, кто входил на территорию храма через одни из восьми ворот, сразу попадал в огромный двор, называемый двором язычников, или внешним двором, куда могли свободно входить язычники. В южной части двора находился царский притвор (галерея), а в восточной — при­твор (галерея) Соломонов. Именно в этом притворе хождаше Иисус во время праздника обновления (Ин. 10, 22-23. Деян. 3,11, 5,12).

Юго-восточное крыло территории храма Иосиф Флавий описывает следующим образом: «...долина была так глубока, что голова кружилась, если смотреть в нее сверху; а тут была построена еще огромная галерея, так что у каждого кружилась голова еще раньше, чем взор достигал дна долины, потому что здесь присоединялась глубина последней к высоте галереи». Это угловое место, о котором говорит Иосиф Флавий, было, как пишет Томпсон, вероятно, «крылом святилища», где диавол поста­вил Христа, чтобы искусить его (Мф. 4, 5). Где-то во дворе язычников собирались «торжницы» (меновщики, менялы) продающыя и купующыя в церкви, которых изгонял Господь (Мк. 11, 15). О надписи, что была на решетчатой ограде, разделявшей двор язычников и двор иудеев, которая запрещала язычникам под стра­хом смерти проходить дальше, речь шла в предыдущей главе.

Через Красивые (слав. Красные) ворота сначала можно было по­пасть во двор женщин. Он так назывался не потому, что предназначался исключительно для женщин, но потому, что это была самая дальняя часть храма из тех, куда дозволялось им входить. У Красивых ворот сидели слепые, хромые, бедняки и просили милостыню. Около этих во­рот апостолы Петр и Иоанн излечили хромого (Деян. 3, 2). Именно двор женщин был тем местом, где бедная вдова вверже лепте две в со­кровищницу храма (Мк. 12, 41-44). За двором женщин находился двор Израиля, или двор мужей, куда могли входить миряне, чистые по зако­ну Моисееву. Затем следовал двор священников. Здесь располагался жертвенник (алтарь) всесожжения, при котором служили левиты. В глубине двора священников находилось святое, или святилище, и свя­тое святых. «С территории перед храмом через двустворчатые ворота, которые всегда были открыты, можно было войти в храм. Вход прикры­вала завеса из сочетания белого, голубого, красного и пурпурного цве­тов». Святое святых должно было быть украшено преимущественно позолоченным белым камнем. Люди того времени привыкли, как гово­рил Господь, когда обличал их, клясться «золотом храма» (Мф. 23,16). К сожалению, до сегодняшнего дня ничего не сохранилось ни от са­мого храма, ни от его прежнего величия. Больше всего сведений о храме содержится в работах Иосифа Флавия, кое-что мы можем почерпнуть из Нового Завета и почти ничего — из археологии. Трудность заключа­ется в том, что все пространство, на котором возвышался храм, в тече­ние веков оставалось священным местом. В результате падения Иеру­салима в 70 г. храм и все строения вокруг него были полностью разрушены. В последующие годы здесь возводили совсем другие соору­жения. Император Адриан в 133 г. на месте развалин иудейского храма установил статую Зевса и соорудил жертвенник, на котором принес жертвы. Позднее при императоре Юстиниане на этом месте строились христианские храмы. В VII в. арабы разобрали христианские храмы и из уже готовых камней и белого мрамора воздвигли известную мечеть Омара, которая существует и сегодня, являясь одним из самых священ ных для мусульман мест поклонения. Крестоносцы превратили эту тер­риторию в место поклонения для христиан. Однако в XII в. при Салади-не оно снова обрело статус магометанской святыни. И такое положение сохраняется до наших дней, несмотря на то что Иерусалимом снова ов­ладевали крестоносцы, а ещё позднее англичане. Таким образом, вся эта территория некогда блистательного иудейского храма теперь считается священным мусульманским местом! Посему, несмотря на то что здесь сокрыт, несомненно, богатейший информационный материал, увы, нет никакой возможности производить раскопки.

Английский археолог профессор Д. Гарстанг подводит следующий итог по результатам, полученным на основании исследований Иеруса­лима времен Ирода: «На протяжении своей истории ни религия, ни го­род так никогда и не создали более чарующего образа. Ритм и гармония греко-римской архитектуры, столь чудесно вырисовывавшиеся на фоне восточного неба, практически сводили на нет чрезмерную напряжен­ность построек Ирода и вносили стройность и грацию в традиционный хаос города».





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 149 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...