Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Забытые боги древних славян



"Расскажи, Гамаюн — птица вещая, о рождении Коляды и о брате его Овсене (Авсене). И о том расскажи — что было и как первые люди получили Звёздную книгу".

"Золотая книга Коляды"

В начале девяностых годов XX века, собирая мифы и легенды Среднего Поволжья, члены самарской группы "Авеста" обратили внимание на группу рассказов о волшебном камне, укрытом в горах Жигулёвских. Почитание особых (отмеченных) камней является для славян обстоятельством довольно характерным. (Традиция почитания особых камней сохраняется в России и в наши дни в чём авторы могли лично убедиться в ходе одной из экспедиций на северо-запад Самарской области. (См. фото О.В. Ратник изучает "особый камень", известный у местного населения под именем Бабай-тюле).).

О.В. Ратник у Бабай-Тюле

"Магическая первооснова древнего по своему происхождению церемониала поклонения особым камням теперь нередко оказывается забытой. За уже привычными актами, за многими внешними, чисто обрядовыми деталями иногда теряется магический смысл происходящего и ранее доступный лишь жрецам и узкому кругу посвящённых". (1).

Современные учёные подобные объекты объединяют в группу так называемых "камней следовиков". (2).

Многочисленные и весьма различные по своей природе источники сообщали, что где-то на Самарской Луке есть некий особый "поющий камень" — ему множество лет, а выглядит он как новый. Но дорога к нему забыта В некоторых рассказах у камня было даже имя — Аусин камень. (Тема легенд о камне Аусина особо выделена в переписке самарского исследователя В.И.Степанова с рядом российских краеведов. Это обстоятельство сыграло весьма существенную роль в планировании полевых экспедиций по поиску данного объекта.).

Просмотр краеведческой литературы выявил, что самое первое зафиксированное упоминание камня Аусина (обнаруженное группой) имеется в путеводителе Куйбышевского краеведа М.А.Емельянова "Самарская Лука и Жигули" (1938 г).. В книге сообщается, что "некий крестьянин Аусин решил сделать мельничный жернов, извлёк из земли большой камень и потащил его к заранее выбранному месту. Но мельницу так и не сделал." (3).

Весьма странная история. И зачем, спрашивается, включать её в сборник описания региональных достопримечательностей? Мало ли кто и что собирался сделать, но не сделал? Может быть, автор "путеводителя", приводя данную историю, что-то не договорил? Тридцатые годы XX века в СССР были весьма сложным временем: власти всерьёз боролись с различными мистическими верованиями и народными "суевериями". Да и кто, собственно, этот Аусин? Почему камень получил его имя?

В современном справочнике "Самарская топонимика" (1991 г). зафиксировано имя Аусина. Там сообщается, что "Аусин камень — гора близ Аусина оврага, по которому и поименована. Находится близ села Винновка на Самарской Луке. Данный топоним-прагмоним, отражает особенности использования людьми называемого объекта. Он соотносителен с татарским нарицательным "ау" — охота, охотничий и "син" — прилагательный аффикс второго лица" (4).

Несколько этнографических экспедиций самарских краеведов на Самарской Луке установили, что данное имя довольно устойчиво используется в повседневном обиходе, привязано к различным топонимическим объектам Самарской Луки "Яма Аусина, пруд Аусина, роща Аусина, Аусин луг, дорога Аусина" и т.д.

Сохранился следующий вариант рассказа о "неудачном строительстве":

"Поднял Аусин из глубин Земли камень. На том месте яма образовалась (яма Аусина), потом водой заполнилась. Потащил он камень, а навстречу ему некий прохожий — странник. Прохожий возьми, да и скажи: "Бог в помощь". Сказал и ушёл, исчез, и нет его. А Аусин, как ни бился, как ни старался, больше тот камень сдвинуть с места гак и не сумел. Прошли годы, и под собственным весом стал уходить камень в землю..."

Анализ собранной информации позволил выдвинуть предположение, что самарский Аусин — искажённое воспоминание о древнеславянском боге Авсене.

Авсень

Авсень — древнейшее божество восточнославянской мифологии, связанное с началом весеннего солнечного цикла и плодородием. Иногда в народных песнях представляется антропоморфным. Главный атрибут Авсеня — кони. (5).

Современный словарь мифологам древних славян указывает: "В большинстве известных колядных песен имя Авсень и его варианты употребляются преимущественно как восклицания-междометия, уже лишённые своего первоначального смысла". (6).

Данное обстоятельство явно указывает на весьма почтенный возраст верований в это божество. Считается, что наиболее древнее имя божества — Усень. Предполагается, что имя божества образовалось как вариация названия одного из времён года — осени; позднее Усень трансформировался в Оусинь, Овсень или Овсей. Некоторые современные исследователи пытаются связать имя Avsen с шумеро-акадским Avsu — стихийной первоосновой бытия, первичным океаном вод.

Сегодня известны несколько различных вариаций имени Усень, образованных с прибавлением к основе Усень различных восклицательных элементов (та, ба, гой): Таусень, Баусень, Говсень. Данное обстоятельство также указывает на весьма большую древность формирования представлений об этом божестве или герое древнего мира.

Сохранившиеся литературные свидетельства показывают, что в конце XI века имя Усень было хорошо известно на Руси, но его функциональная значимость уже начала забываться.

К настоящему времени сохранились только отдельные, практически не связанные фрагменты представлений об Авсене-Усене:

Бог (Усень) зажёг большой огонь На камне среди моря. Он греет сеть, греет лодку, Греет также и гребца. Наложим дрова на воз, Повезём их Усеню, Чтобы он разложил Большой Огонь, Чтобы он согрел мир...

Сегодня прямых указаний на то, кем был Усень для древних славян, не сохранилось.

В зафиксированных верованиях этот бог почти всегда упоминается только в связи с другими богами. Например, Овсень — колесничий, управляющий конями колесницы, в которой по небу несётся его младший брат Коляда. Иногда он даже выступает воплощением волшебного коня Даждь-бога либо его ездовой птицы Гамаюн.

Возможно, данное обстоятельство — следствие религиозный борьбы?

В XIX веке этнограф А.С.Фаминцин в своей книге "Божества древних славян" приводит грамоту царя Алексея Михайловича, датированную 1649 годом и направленную против "сборищ бесовских" в Москве, где "кликали" люди Коляду и Усеня-заступника. (7).

В памяти народа сохранился некий календарь Авсеня-Усеня:

25 декабря — "Карачун", праздник в честь Овсеня.

1 марта — праздник Авсеня как весеннего восходящего Солнца-Коня.

20/21 марта — празднование Усеня как зари Эос 23 апреля — "Огни Купавы", праздник Усеня как Солнечного бога, убивающего змея.

7 июня — Таусень как Водитель духов.

20 декабря — Овсень большой, начало праздника Коляды.

21 декабря — праздник в честь Авсеня и лунной богини Урсулы.

В календаре указывается, что последний месяц осени некогда носил название Овсень и был посвящён сказочному существу китоврасу. (Китоврас в древнерусских книжных легендах — кентавр). (8).

Также сохранились некоторые представления о ритуалах, проводившихся в Усинев день. Например, в этот день рекомендовалась жертвенная трапеза из варёных яиц и пирога со свининой; выпекание особого Авсеневого печенья, приготовлявшегося в форме свиньи, на меду, и троекратное возлияние пива в огонь.

В начале девяностых годов XX века самарский краевед В.И.Степанов большое внимание уделил содержанию так называемой "Золотой книгой Коляды", являющейся довольно объёмным трудом неясного происхождения. В ней рассказывается о том, как родились древние славянские боги Майя Златогорка и Даждьбог; о том, как они встретились и поженились, как приехали в горы Сарачинские на реку Смородину, где и возвели нерукотворный дворец — "Светлый Ирий". (Данную книгу обнаружил в середине XIX века краевед-этнограф Стефан Веркович. В книге описывается легендарная история славян, но современной официальной наукой она объявлена подделкой.).

Анализ совокупности текстов (упоминающих Авсеня), проведённый

В.И.Степановым, позволил ему выдвинуть предположение, что в "Золотой книге" описывается приезд древних богов на реку Волгу (река Смородина) в Жигулёвские горы (горы Сарачинские), а их нерукотворный дворец впоследствии в народных сказаниях "трансформировался" в обитель княжны Волги. (9).

В данной книге есть много чего интересного. Описаны войны древних богов, рождение Коляды (главного действующего лица второй части), появление на Земле звёздной книги Вселенской мудрости. Упоминается там и Овсень. В Ирии Златогорка родила Овсеня (Авсеня) и Коляду. "Послала Златогорка Овсеня мосты мостить троим ездить: "Даждьбогу-батюшке, Коляде и богу Крышне. Овсень-Таусень пошёл по дорожке. Пошёл по дорожке, нашёл топорочек. Не мал, не велик, И срубил сосну, настелил мостик, чтобы проехали три Вышня..." (10).

В народных сказаниях сохранилась память об особом авсеневом ритуале "открывания путей", хотя его детали и практическая целенаправленность утрачены.

Поиск

Поиск камня Аусина оказался делом далеко не простым. Перед группой вставали вопросы: Что это за объект? Естественная скала-останец или некий рукотворный артефакт? Где точно он расположен? Всего этого не знали даже самые пожилые краеведы. Более восьми лет потратила группа "Авеста" и её добровольные помощники на сбор предварительной информации.

На Самарской Луке местные жители про камень помнили, хотя их рассказы сильно разнились. Они менялись, отличаясь от уже известной версии о строительстве "мельницы": только строил её не простой крестьянин землепашец, а колдун и с помощью волшебства. "Камень тот сам шёл — покачивался". И остановил это магическое деяние сам Хозяин леса, странствующий Николай-угодник...

К сюжету о неких мастерах-камнетёсах, работавших по ночам и создавших в жигулёвских лесах языческого идола, камень Аухиена, запиравшего подземные воды: под этим именем данный объект зафиксирован в книге Е.А.Ахмедовой "Региональный ландшафт." (11).

Была здесь история про великана Аусина, добывшего из земли "каменный орех", внутри которого хранился большой изумруд. "Вдарил он в землю силой своей богатырской, вытащил камень. Расколол его на две половинки, извлёк изумруд, а каменную скорлупу выбросил на землю. Вот и лежат они там, где упали, и поныне. Драгоценный изумруд поместил Аусин к своим сокровищам в тёмную пещеру". (Образ непоименованного богатыря, собирателя сокровищ, хорошо перекликается с образом "умного" (или хитрого) богатыря (длиннобородого карлика) Карка, обладающего волшебной силой. (12)).

Но самую "красочную историю" о камне Аусина добыл один из "гостей" Поволжья — странствующий сталкер. (Сталкер — весьма популярный образ независимого исследователя загадочных зон, впервые представленный в произведении братьев Стругацких "Пикник на обочине" и одноимённом фильме "Сталкер" (режиссёр А.Тарковский).).

Стоит напомнить, что в середине 90-х годов интерес к необычному в российском обществе был удивительно велик, Тогда на Волгу приезжало довольно много "поисковиков", называвших себя сталкерами. Они жили довольно странными (для современного времени) интересами и весьма своеобразными представлениями о мире. И вот один из них, путешествуя в одиночку по Жигулям в поисках камня Аусина, в десятках километров от жилья встретил некоего Дедушку. Откуда тот появился, что там делал — неизвестно. Встретились. Разговорились.

Когда наш "поисковик" рассказал новому знакомому о цели своего похода, последний сильно разволновался. Немного успокоившись, странный Дедушка поведал следующую историю:

"Давным-давно жил в этих местах мудрый и богатый народ, просвещённый в тайном чародейском искусстве. Но не было в нём единства. Часть народа поклонялась Солнцу как животворящему началу, как символу жизни. Другие верили, что раньше у Земли было два живых Солнца, но потом одно умерло и стало Луной. Пройдут годы, века или тысячелетия, и второе живое Солнце также умрёт, и мир будет принадлежать мёртвым светилам, из которых старшее, а следовательно, более главное — Луна. Вот почему, нужно уже сегодня поклоняться холодной и мёртвой Луне.

Раскол в народе был велик, основы учения и объекты поклонения несовместимы. Духовное противостояние закончилось войной, В ход пустили различное оружие, в том числе и волшебное: и молнии, сжигавшие целые города; нетленные тени, "дыханием" обращавшие в лёд направлявшихся по всему свету и ещё многое другое...

В конце войны поклонявшиеся угасшему Солнцу в глубинах Земли сотворили волшебный камень (воплощение Луны), силами колдовства подняли его на поверхность и дали ему имя Аухиен (что на древнем языке означало Беспощадный)...

Камень тот имел форму жернова и служил особым средством связи — вратами, соединявшими мир людей и мир духов. В центре камня было отверстие, куда стекала кровь приносимой жертвы, соединяя миры. Благодаря "вратам" сила врагов живого Солнца возросла. И тогда последние служители живого Солнца, собрав все силы, нанесли по этим землям страшный удар. Вздыбились горы, реки повернули своё течение вспять. Говорят, даже время тогда пошло по-иному... (В легенде "Утёсы над Волгой" ("Как горы Жигулёвские возникли") также приводится "воспоминание" о рождении гор. "Давно это было, очень давно. В тe времена на месте Жигулёвских гор простиралась обширная равнина. На ней паслись несметные стада, хлеба колосились в pocт человека. Волга будто глубоко вздохнула. Поднялась она мощной волной и стала опрокидывать один за другим вражьи челны. Поднялись два высоких утёса с отвесными скалами. Встали они на крутом склоне неприступной стеной". (13)).

В разверзшейся рукотворной катастрофе погиб древний народ, только единицы уцелевших с той и другой стороны нашли спасение в особых пещерах. Но война не закончилась. Последние из противников сражаются и в наши дни. А в этих опустевших землях поселились китоврасы и василиски, только теперь старые они уже стали. Не опасные... Так что, не ищи ты этот камень. Не найдёшь его". (Василиск — волшебный змей, взглядом обращающий в камень (2)).

Вот такую странную историю поведал нашему сталкеру безымянный Дедушка. Потом какой-то миг, и нет его, скрылся в лесу, и даже опавшие ветки под ногами не трещат.

Также необходимо отметить, что данная история приводится во вторичном пересказе по памяти.

Мы можем сказать: весьма странный и ох какой грамотный Дедушка. Он знает про китоврасов (в древней обрядовой поэзии тесно связанных с богом Овсенем) и василисков и чем-то неуловимо напоминает того сказочного прохожего, некогда сказавшего Аусину "Бог в помощь!" и тем самым остановившего его деятельность. (О.В.Ратник считает, что в этой легенде отражено столкновение и борьба двух религий, старой языческой в лице Авсеня и новой христианской в лице "Дедушки-странника" или самого Николая-угодника. Причём, новая христианская религия оказывается сильнее старой и побеждает её.).





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 288 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...