Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества» (33:33)



2.Женщина должна выходить из дома только с разрешения мужа или покровителя. То есть она может ходить на работу только с разрешения отца, деда или мужа, поскольку Всевышний Аллах сказал:

«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества»

(4:34).

3. В этой работе должна быть необходимость. Согласно Шариату, на женщину не возлагается обязанность содержать кого-либо, независимо от того, кто она: мать, жена, дочь или сестра — её саму обязан содержать её покровитель. Если же она нуждается в средствах к существованию (например, по причине смерти мужа или если его заработка не хватает им, чтобы прожить) или же она ощущает потребность работать, чтобы заполнить досуг или скрасить своё одиночество (если она не замужем), то она имеет право работать за пределами дома, при условии, что в этой работе не будет ничего запретного. Правило гласит: «Необходимость делает запретное дозволенным» и «Потребность приравнивается к необходимости, независимо от того, общая она или индивидуальная», а также:

«Необходимость определяется её степенью», хотя за основу прини- мается запрет работать вне дома для женщины, поскольку Всевышний сказал: «Оставайтесь в своих домах» (33:33).

К случаям необходимости относится торговля, обучение, свидетельство, необходимость предстать перед судом. В любом

случае, женщине на работе не разрешается оставаться наедине с

посторонним мужчиной в комнате или в кабинете, поскольку Пророк

сказал: «Не должен мужчина оставаться наедине с женщиной, которая не дозволена ему, если только он не является её родственником [махрам]191, ибо третьим с ними будет Шайтан» [Ахмад. Со слов Амира ибн Раби'а. Существуют и другие версии этого хадиса].

Работающей женщине запрещено отправляться в командировки, если при этом ей придётся преодолеть расстояние в 85 или 89 километров, поскольку Пророк сказал:

«Не дозволяется женщине, верующей в Аллаха и в Последний день, отправляться в путешествие на расстояние трёх и более дней пути, без сопровождения отца, мужа или близкого родственника 192» [Муслим; ат-Тирмизи; Абу Давуд; Ибн Маджа].

Ей также запрещается жить одной, то есть отдельно от всех родственников, потому что в этом случае велика опасность того, что кто-нибудь причинит ей вред, или же она впадёт в искушение. Молодой девушке также запрещается жить одной и отправляться в другую страну, например, для обучения, поскольку в наши дни её подстерегает слишком много опасностей и искушений.

4. Работа должна быть разрешённой и одобряемой Шариатом. Женщина может заниматься земледелием, торговлей, работать на производстве или занимать государственную должность, если только эта работа не сопряжена с чем-то запретным.

Голос женщины, которой приходится говорить на работе, не является 'аурой, согласно четырём мазхабам193.

191 Имеется в виду родство, из-за которого мужчина не имеет права жениться на женщине до конца жизни.

192 Речь идет о родственнике категории махрам.

193 Кашшаф аль-кана'. Т. 1.С. 232.


5. Работа должна соответствовать природе и устройству женщины и её предназначению. Ей не разрешается заниматься строительством, кузнечным делом, металлодобычей и работать в шахтах и на рудниках, а также управлять поездом или самолётом, подметать улицы и работать в области машиностроения и агроинженерии. Для подобной работы нужна крепость и физическая сила, которой женщина не обладает. Эти занятия подходят для мужчины. А Ибн 'Аббас передаёт: «Посланник Аллаха проклял мужчин, уподобляющихся женщинам, и женщин, уподобляющихся мужчинам» [Аль-Бухари; Абу Давуд; ат- Тирмизи; Ибн Маджа].

Женщине не разрешается занимать пост главы государства или премьер-министра, судьи в уголовном, гражданском и

административном судах и главнокомандующего — и не потому, что она не способна справляться с такой работой, а в качестве облегчения для неё. Ведь это огромная ответственность, к тому же речь идёт об интересах целого общества. Абу Бакра передаёт, что когда Прослан-

нику Аллаха сообщили о том, что персы сделали своим правителем дочь Хосроя, он сказал: «Никогда не преуспеет народ, поручивший

править собой женщине» [Аль-Бухари; ат- Тирмизи; ан-Насаи]. Это

— правило, и мы должны смотреть на него, а не на редкие исключения, и учитывать исход всего дела, а не кратковременный

успех в некоторых областях.

Таково мнение большинства факыхов — ханафитов, ма- ликитов, шафиитов и ханбалитов194. Что же касается должности министра, то большинство факыхов — и я вместе с ними — считают, что женщина также не должна занимать эту должность. Абу Ханифа и Ибн аль-Касим из числа мали- китов (однако наиболее правильна в

маликитском мазха- бе противоположная версия) считают, что женщина может быть судьёй, когда речь идёт о гражданских, а не об уголовных делах, то есть о тех, в которых её свидетельство прини- мается. Однако многие ханафиты понимают это мнение Абу Ханифы так: если женщина выносит судебное решение, оно подлежит исполнению, однако тот, кто назначил её на должность судьи, берёт на себя грех. А Ибн Джарир ат-Табари и Ибн Хазм из числа захиритов

считают, что женщина имеет право быть судьёй в любых делах195. На самом деле мнение ханафитов совпадает с мнением большинства

194 Мугни аль-мухтадж. Т. 3. С. 433,437,445.

195 Аль-бадаи'. Т. 7. С. 3; Радд аль-мухтар. Т. 5. С. 440.

факыхов, если только мы не оставим слова аль-Касани о разрешённости назначения женщины на должность судьи без истолкования.

Женщине-мусульманке, боящейся Всевышнего Аллаха и исполняющей Его веления, следует работать в тех областях, где она

действительно нужна — например, в области образования и

медицины, особенно акушерства и гинекологии. Таково мнение маликитов, шафиитов, ханбалитов и некоторых ханафитов196.

А теперь подведём итог. Женщине разрешается занимать

государственные должности, однако, в соответствии с принципами ислама и его морально-этическими нормами. Её деятельность не

должна ограничиваться домашними делами, если она нуждается в

том, чтобы работать вне дома. При этом она не должна находиться вместе с мужчинами, общаться с ними или открывать части тела,

которые должны быть закрыты, и она не должна оставаться наедине с

другим работником в комнате или рабочем кабинете, поскольу Шариат запрещает женщине оставаться наедине с посторонним

мужчиной. Это с шариатской точки зрения.

А если рассматривать этот вопрос с социальной точки зрения, то уже давно доказано, что женщина, устраиваясь

на работу, в большинстве случаев занимает место, которое мог бы

занять мужчина, и мужчины остаются без работы. Результатом нередко становится распад семьи и беспризорность детей.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 350 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...