![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
А Ибн 'Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что Посланник Аллаха сказал, стоя на минбаре, после того, как упомянул о милостыне и нежелательности просить у людей:
«Поднятая рука лучше опущенной». То есть рука подающего лучше руки просящего.
На мужчину возложена обязанность содержать семью и обеспечивать её жильём, одеждой и пропитанием. Кроме того, он
обязан выплачивать женщине махр, Есть у него и другие обязанности, связанные с расходованием средств. Однако мусульманин в любом случае должен стремиться заработать на жизнь дозволенным способом и избегать запретных и сомнительных
способов обогащения, потому что Всевышний Аллах делает благодатным и благословенным только средства, добытые дозволенным путём, а средства, приобретённые запретным путём,
Он уничтожает, и тело, выросшее на запретном, более всего заслуживает пребывания в Огне. Ибн Аббас передаёт, что Пророк сказал: «Любой человек, плоть которого выросла из запретного,
более всего заслуживает попадания в Огонь» [Ат-Табарани].
Аллах принимает только благое и дозволенное из того, посредством чего пытаются приблизиться к Нему Его рабы. Абу
Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал:
«О люди! Поистине, Аллах — Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого, и, поистине, Аллах повелел верующим то же, что повелел Он и посланникам. Всевышний сказал: "О посланники! Вкушайте благое и совершайте благие дела". Всевышний также сказал: "О те, кто уверовал! Вкушайте из [того] благого, чем Мы наделили вас..."». А потом Пророк упомянул о покрытом пылью человеке с всклокоченными волосами, который уже долго находится в пути и воздевает руки к небу, повторяя: «О Господь!», — однако пища его запретна, и питьё его запретно, и одежда его запретна, и вскормлен он был запретным, так как же может быть дан ответ на его мольбу?! [Муслим].
Если имущество было приобретено недозволенным путём
(ростовщичество, воровство, грабёж, незаконное присвоение, мошенничество и так далее), то его необходимо раздать в качестве
милостыни, чтобы избавиться от него. Ибн Раджаб аль-Ханбали
сказал о запретном имуществе: «Правильное мнение — что его следует раздать в качестве милостыни, потому что уничтожать имущество запрещено»204.
Дозволенных способов обогащения очень много. Это может быть ремесло, профессия или иная работа.
Что касается ремесла, то имеется в виду ручной труд. Это может быть земледелие, производство, торговля, рубка дров, покос травы,
охота и другие подобные занятия. Лучший заработок — это работа, которую человек делает своими руками, и которая больше всего необходима людям. Абу Хурайра передаёт, что Пророк сказал:
«Давуд, мир ему, питался лишь тем, на что он зарабатывал своими руками205» [Аль-Бухари].
А в другой версии этого хадиса, также приводимой у аль-Бухари, со
слов аль-Микдада ибн Ма'да Йакриба говорится:
«Никто и никогда не ел ничего лучше той еды, на которую он заработал трудом своих рук, и, поистине, пророк Аллаха Давуд (мир ему] питался тем, на что он зарабатывал трудом своих рук».
Один из наиболее простых видов ремесла, одобренных исламом
— рубка дров. Абу Абдуллах аз-Зубайр ибн аль-Аввам передаёт, что Посланник Аллаха сказал:
«Поистине, для любого из вас взять верёвку, принести вязанку дров на спине и продать её, благодаря чему Аллах избавит его от необходимости просить, лучше, чем обращаться с просьбами к людям, которые могут дать ему что-нибудь, а могут и отказать» [Аль-Бухари].
Можно также держать птицу или заниматься откормом скота.
Ислам запрещает просить у людей без необходимости. Ибн 'Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что Пророк зЦа. сказал: «Человек будет обращаться к людям с просьбами186 до тех пор, пока не явится вДень воскресения без единого кусочка плоти на лице».
Абу Бишр Кубайса ибн аль-Мухарик^ передаёт: «В своё время я взял на себя обязательства по выплате выкупа, а потом пришёл к Посланнику Аллаха с просьбой помочь мне выплатить его. Он сказал: "Поживи здесь, пока нам не доставят закят, и тогда мы велим выдать тебе то, о чём ты просишь", — а потом он сказал: "О Кубайса, поистине, лишь троим позволено обращаться с подобными просьбами: человеку, взявшему на себя обязательства по выплате
выкупа, — такому можно просить, чтобы уплатить долг, после чего он должен воздержаться; человеку, которого постигло какое-нибудь бедствие, погубившее его имущество, — такому можно просить, чтобы получить средства для жизни; и, наконец, человеку, который впадёт в такую бедность, что трое разумных людей из числа его соплеменников скажут: <Такой-то обеднел до крайности!>, — такому можно просить, чтобы получить средства для жизни, что же касается всех остальных просьб, то они запретны, а получивший что-нибудь в результате обращений с такими просьбами получил нечто запретное!"» [Муслим].
Что же касается земледелия, то речь идёт о договорах об эксплуатации земли: орошении, посадке деревьев и различных
культур, а также сдаче её в аренду за деньги, а не за что-то из получаемой с неё продукции. Существуют и другие дозволенные способы, позволяющие получать с неё прибыль. В обоих «Сахихах»
приводится хадис о том, что Посланник Аллаха оставил земли Хайбара их владельцам при условии, что они будут отдавать ему половину урожая зерновых и фиников. После кончины Пророка
праведные халифы, мухаджиры и ансары занимались земледелием в обмен на треть или четверть урожая.
186 Речь идет о тех, кого не вынуждает к этому необходимость, поскольку они обладают средствами, достаточными для поддержания жизни.
Шариат побуждает нас заниматься ремёслами — как старыми, так и современными, потому что это способствует обеспечению нужд мусульманской общины и её возрождению. Кроме того, отпадает необходимость привозить товары из-за границы.
Торговля — особенно в наше время — является одним из важнейших дозволенных способов обогащения. Разумеется, товар должен быть дозволенным и должны соблюдаться нормы Шариата, касающиеся торговли. Продавец и покупатель должны быть довольны, не должно быть мошенничества, ростовщичества и продажи вещей, о которых неизвестно, будут они существовать или нет, а также продажи того, чего нет или того, что невозможно передать в собственность покупателю, принуждения и обмана, чрезмерного завышения или занижения цен. Кроме того, и покупатель, и продавец должны знать всё необходимое о товаре, возмещении, условиях регистрации (залог, гарантия и так далее). Кроме того, не должно быть монополии, спекуляции, продаж, которые ведут к ростовщичеству, двух сделок в одной, продаж с условием или двумя условиями — хорошо известно, что ислам запретил все перечисленные действия.
К разрешённым в исламе договорам относится договор с правом пользования вещью в течение некоторого времени — например,
продажа дома, автомобиля или верхового животного с условием, что
продавец будет пользоваться им в течение недели, месяца, полугода или года. Разрешёнными также являются договор об аренде,
заканчивающиеся переходом арендованной вещи в собственность
арендующего, а также договор о продаже плодов до их созревания и двух параллельных продажах такого рода, и договор о продаже
определённой вещи до её изготовления и двух параллельных
продажах такого рода, а также договоры о временном и постоянном деловом партнёрстве и другие договоры, заключаемые исламскими
банками, если только при их заключении соблюдаются нормы Шариата. Наиболее важными из этих норм является запретность ростовщичества в любой форме, азартных игр и лотереи, как бла-
готворительной, так и любой другой, продажи человеком чего-либо до его приобретения или до полного перехода данной вещи в его собственность, обвешивание и обмеривание, продажи незаконно
присвоенного или украденного имущества и торгового страхования, содержащего в себе ростовщичество, продажу того, о чём неизвестно, будет оно или нет, и элементы азартной игры, и так далее.
К разрешённым в исламе договорам относится вид посредничества между покупателем и продавцом, именуемый маклерством, а также страхование, основанное на жертвовании некоторой суммы на устранение последствий возможных происшествий с вкладыванием остальных денег в какое-нибудь дело и получение от них прибыли. Это называется «пожертвование с условием возмещения».
Что касается свободных профессий или занятий, то это услуги, которые человек оказывает самому себе или обществу. Сюда
относится инженерия всех видов и медицина со всеми её
ответвлениями, включая ветеринарию и стоматологию, общую терапию, и сложные специальности вроде кардиологии и
гастроэнтерологии, а также адвокатская деятельность с участием в
судебных процессах любого уровня, в том числе в верховном и апелляционном судах, гражданское, уголовное, административное
судопроизводство, и другие виды деятельности, включая искусство,
например, каллиграфию, скульптуру и фотографию.
Сюда же относится ручное или машинное производство, в том числе плотничество, кузнечное дело, изготовление обуви, дубление кож, изготовление домашней утвари, украшений и так далее.
Сюда же относятся цехи по ремонту различных приборов и автомобилей.
Эти и подобные им виды деятельности разрешены Шариатом и
даже относятся к категории фард кифайа (коллективная обязанность), поскольку они нужны для того, чтобы обеспечить мусульманскую общину всем необходимым и идти в ногу с прогрессом.
Что же касается должностей, установленных государством, то они бывают трёх видов в соответствии с видами власти: законодательной, судебной и административной (работа различных министерств). К этой категории относятся должности, связанные с судопроизводством,
образованием и религией. Сегодня, когда так тяжело найти работу, очень многие люди желают, чтобы государство
предоставило им работу, назначив на определённую должность, и
они могли нормально жить и регулярно получать зарплату. Это разрешено Шариатом, однако при соблюдении двух условий: назначать можно только людей, чей профессиональный уровень соответствует той должности, которую им предстоит занять, и работник должен исполнять возложенные на него обязанности должным образом, в соответствии с графиком и установленным порядком. Заработная плата будет дозволенной для человека только в том случае, если он выполняет свои обязанности и ничего не берёт из общественного имущества.
Ислам даёт нам много разных указаний относительно деятельности такого рода, поскольку она имеет большое значение и
речь идёт о благе всего общества. Всевышний Аллах сказал:
Поистине, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Поистине, Аллах — Слышащий, Видящий» (4:58).
А Пророк сказал, обращаясь к наместникам:
«Любому рабу, которому Аллах вверил паству, и на момент своей смерти он не заботился о ней должным образом, Аллах запретит вход в Рай» [Аль-Бухари; Муслим].
А в другой версии этого хадиса сказано: «...и он не относился к ней чистосердечно, тот не ощутит благоухания Рая».
А в версии ат-Табарани говорится: «... и он не старался для них и не
проявлял чистосердечия к ним...».
А в другой версии говорится: «... не проявлял к ним такого же чистосердечия, какое проявляет к самому себе, и не старался для них также, как старается для самого себя, не войдёт с ними в Рай».
А в другом хадисе сказано: «Кому Аллах вверил что-то из дел мусульман, а он не заботился об их нуждах и потребностях, в Судный день Всевышний Аллах не станет заботиться о его потребностях и оставит его вместе с его нуждой» [Абу Давуд (приведена его версия);
аль-Хаким (хадис с безупречным иснадом); ат-Тирмизи].
Что же касается исполнения работником возложенных на него обязанностей должным образом, то Абу Зарр передаёт: «Однажды я
сказал: "О Посланник Аллаха, не назначишь ли ты меня управлять чем-либо?", — он же ударил меня рукой по плечу, а потом сказал:
"О Абу Зарр, поистине, ты слаб, а она [власть] — ответ-
ственность, и в День воскресения она обернётся позором и сожалением для любого, кроме тех, кто взял её по праву и исполнит должным образом то, что ему положено будет делать"» [Ахмад; Муслим].
Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 343 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!