![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
А жена обязана следовать за мужем и жить вместе с ним — и не
только на одном месте, но и если он решит переехать или отправиться в путешествие. В этом случае она должна сопровождать его, если только при заключении брака она не ставила условие о том, чтобы она не будет сопровождать его в путешествии, и не будет выезжать из своей страны. 'Укба ибн Амир передаёт такой хадис:
«Более всего достойны соблюдения те условия, посредством которых вы делаете дозволенными лона».
А Амр ибн Ауф передаёт такой хадис:
«Мусульмане стоят на своих условиях, кроме условия, которое запрещает дозволенное или дозволяет запретное».
Имеется в виду, что они не отступаются от этих условий. Что же касается условия о невыезде из страны, то соблюдение его не является обязательным с точки зрения судопроизводства.
Если имеется подходящее жильё, но жена отказывается жить в нём,
муж имеет право обратиться в шариатский суд, чтобы её обязали подчиниться ему, однако ислам не одобряет насильственное принуждение к покорности, и если жена отказывается делать то, к чему её обязывают, не имея законного основания, она лишается права на содержание на всё время своей непокорности и становится словно подвешенной, то есть не женой и не разведённой.
8. Уход за больным мужем. Женщина обязана ухаживать за своим мужем, если он заболеет или окажется прикованным к постели в результате какого-либо происшествия или несчастного случая. Ведь, попав в подобную ситуацию, он как никогда нуждается в уходе и заботе, а она — самый близкий для него человек, знающий его секреты и видящий то, чего не видят люди, и именно она должна обеспечить ему необходимое питание, готовить или покупать лекарства и делать всё, что требуется делать в таких случаях. Упоминание об этом есть в Сунне. 'Аиша передаёт, что Посланник Аллаха Щ», заболев той болезнью, от которой он умер, спрашивал: «Где я буду завтра? Где я буду завтра?» — желая, чтобы поскорее настал день Аиши. И его жёны согласились на то, чтобы он сам выбрал, где ему быть, и он выбрал дом Аиши. Там он и скончался. [Аль-Бухари; Муслим. Со слов 'Аиши].
9. Развод и возвращение. Муж имеет право дать жене развод и вернуть её после этого без её согласия или желания. Развод может
быть запретным, нежелательным, обязательным, желательным или разрешённым. Запретный развод — новоизобретённый, осуществля- емый не так, как он должен осуществляться по Шариату. Это развод во
время менструации жены или в период после менструации, в который он уже вступал в близость с ней. Нежелательный развод — это развод без причины, когда у супругов всё в порядке. Автор книги «Мунтака
аль-ахбар ма'а нейль аль-автар» назвал одну из глав в ней «Глава о дозволенности развода при необходимости и нежелательности его при отсутствии необходимости, и о покорности родителю в этом».
Обязательный развод — это развод в случае, когда между супругами возникает конфликт, который, по мнению третейских судей из числа родственников, невозможно уладить. Желательный развод —
это развод в случае, если жена не сохраняет целомудрие. Разрешённый развод — это развод в случае, если мужчина не любит жену и не желает содержать её, потому что не получает удовольствия и радости от жизни с ней45.
А доказательством нежелательности развода являются слова Пророка , переданные Ибн 'Умаром: «Самое ненавистное для Аллаха из дозволенного — развод» [Абу Давуд].
Развод — исключительное право мужчины.
Развод считается и когда человек говорит серьёзно, и когда он говорит подобные слова в шутку. Посланник Аллаха сказал: «Три вещи одинаково действительны, независимо от того, всерьёз они сказаны или в шутку: заключение брака, развод и возвращение жены после неокончательного развода». Развод имеет определённые пос- ледствия — это расставание с женой в том случае, если было сказано прямо: «Ты разведена» — или нечто подобное, ясно указывающее на
45 Нейль аль-автар. Т. 6. С. 643.
развод, или же было сказано образно, например: «Ты отделена от меня», однако с намерением дать развод.
Мужчина имеет право дать жене развод два раза. Если же он даёт ей развод в третий раз, она становится запретной для него, и он не может
жениться на ней вновь до тех пор, пока она не выйдет замуж за другого и не разведётся с ним. Всевышний сказал:
Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить её по-доброму. Вам не дозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод. Таковы ограничения Аллаха. Не преступайте же их. А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются несправедливыми. Если он развёлся с ней в третий раз, то ему не дозволяется жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого» (2:229-230).
Если муж имеет право дать жене развод, то женщина, в свою
очередь, имеет право совершить хуль'. Это расторжение брака по инициативе женщины, которая при этом выплачивает мужчине
определённое возмещение. Он может осуществляться как
посредством формулы, употребляемой для хуль', так и посредством формулы, употребляемой для развода. Кроме того, женщина имеет
право требовать расторжения брака через суд по причине наличия у
мужа физического недостатка или жестокого обхождения и плохого отношения к ней с его стороны или на основании того, что он не
обеспечивает её, а также в случае, если муж пропал без вести или же
попал в заключение или в плен. Есть ещё расторжение брака по причине клятвы о неприближении к жене (мля) — это когда муж
клянётся Всевышним Аллахом
или одним из Его Атрибутов, что он не будет приближаться к своей жене четыре месяца и более, или же ставит в качестве условия для приближения к ней нечто трудное для него. Есть ещё расторжение брака по причине призыва проклятия друг на друга (ли'ан) — в ханафитском мазхабе это свидетельства мужа и жены, подтверждаемые клятвами и завершаемые призывом на себя проклятия Всевышнего в случае лжи со стороны мужа и призванием на себя гнева Всевышнего в случае лжи со стороны жены.
10. 'Идда. Это право мужа в отношении жены — чтобы она соблюдала 'идду после разлуки с ним по причине его кончины или
развода. 'Идда — это срок после расставания с мужем, определённый Шариатом, в течение которого женщина не имеет права выходить замуж. Это необходимо для того, чтобы выявить беременность, и
чтобы не получилось так, что ребёнок был от первого мужа, а его отцом все считали второго. Это в случае, если женщина способна рожать детей. Если же она уже состарилась или наступление
беременности невозможно по иным причинам, то 'идда в её случае будет правом Всевышнего Аллаха (или Шариата) — она нужна для общего блага — а также правом мужа — ведь соблюдая 'идду и
отказываясь от украшений, женщина как бы демонстрирует, что потеря мужа повлияла на неё, не прошла бесследно. Кроме того, это указание на важность брака.
'Идда бывает трёх видов: та, которая определяется по периодам менструации и периодам чистоты между ними; та, которая рассчитывается по месяцам (три месяца для женщины, у которой нет
менструации по причине пожилого или, напротив, слишком юного возраста, и четыре месяца и десять дней — для женщины, муж которой умер, и год без менструации для женщины, у которой периоды чисто- ты между менструациями очень большие); 'идда беременной —
заканчивается, как только женщина родит.
Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 306 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!