Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Оставайтесь в своих домах, и не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества» (33:33)



Хотя это — обращение к жёнам Пророка , оно предполагает побуждение всех остальных женщин следовать примеру Матерей верующих.

Эта обязанность вкупе с обязанностью подчиняться мужу предполагает, что женщина не должна выходить из дома без

позволения мужа, кроме случаев крайней необходимости. Даже если

речь идёт о посещении родителей раз в неделю (или согласно обычаю), она должна спросить разрешения мужа. И даже если она хочет

навестить их во время их болезни или пойти на их похороны, ей

следует спросить у мужа разрешения. Он, в свою очередь, не должен препятствовать ей, потому что иначе это грозит порыванием

родственных связей, не говоря уже о том, что запрет будет

подталкивать женщину к тому, чтобы ослушиваться мужа и возражать ему38.

38 Аль-мугни. Т. 7. С. 220.

Необходимостью для женщины является, например, уход за больными родителями, если за ними некому ухаживать, кроме неё. Если же о них есть кому позаботиться, она может выйти только с позволения мужа. Ибн Батта передаёт в «Ахкам ан-ниса» от Анаса сказанное Пророком о посещении женщиной своих родителей или её присутствии на их похоронах: «Бойся Аллаха и не перечь мужу своему».

Женщина также может выйти из дома без разрешения мужа для совершения обязательного хаджа, если только у неё есть близкий

родственник (из категории махрам), который сопровождал бы её туда и обратно. То же относится и к обязательному посту в месяц рамадан. Что же касается добровольных (дополнительных) постов, то их

женщина может соблюдать только с разрешения мужа, поскольку

Пророк сказал: «Не дозволяется женщине поститься, если муж её дома, кроме как с его разрешения» [Аль-Бухари; Муслим. Со слов Абу

Хурайры].

Конечно, есть женщины, которые, выходя из дома, делают всё для того, чтобы избежать искушений, зла и порока, однако им можно

противопоставить множество других женщин, в основном молодых, которые попадают в сети искушений и соблазнов. Пророк сказал:

«Поистине, женщина — 'аура39, и когда она выходит из дома, Шайтан устремляется к ней со своими наущениями40, а ближе всего к милости Господа своего она бывает тогда, когда пребывает в доме Своём» [Ат-Тирмизи. Со слов Ибн Мас'уда].

3. Оберегание чести и имущества. Женщина обязана оберегать супружеский дом, не впуская никого без разрешения мужа. Ведь в хадисе, упомянутом нами ранее, говорится: «... и женщина — пастырь в доме мужа своего, и она несёт ответственность за свою паству». Ей вверено имущество мужа, и она не может распоряжаться им (даже подавать милостыню) без его разрешения. Как мы знаем, хорошая жена — та, посмотрев на которую, муж радуется, и когда он велит ей

39 То есть, то, что должно быть сокрыто.

40 Имеется в виду, что Шайтан искушает её и делает её искушением для мужчин.

что-нибудь, она подчиняется ему, а если он покинет её на время, она сохранит его имущество и честь...

Пророк сказал в прощальном хадже:

«Поистине, у вас есть право в отношении ваших жён, и у ваших жён есть право в отношении вас. Что касается вашего права в отношении них, то вы имеете право на то, чтобы на ваши подстилки не садился тот, кого вы не желаете видеть там, и чтобы в ваши дома не входил тот, кого вы не желаете видеть там. А их право в отношении вас — чтобы вы хорошо обеспечивали их одеждой и едой» [Ибн Маджа; ат- Тирмизи. Со слов 'Амра ибн аль-Ахваса. Ат-Тирмизи назвал его достоверным].

Право на оберегание имущества предполагает, что женщина не должна никому давать ничего из имущества мужа, даже в качестве

милостыни, без его позволения. Абу Умама передаёт, что Посланник

Аллаха сказал: «Женщина не должна ничего отдавать из дома мужа, кроме как с его позволения». Люди спросили: «О Посланник Аллаха!

Даже еду?» Он сказал: «Это — лучшее из нашего имущества» [Ат-

Тирмизи. Хороший хадис].

А Абу Хурайра сказал, отвечая на вопрос о женщине, которая подаёт милостыню из имущества мужа: «Она не должна ничего расходовать, кроме своего пропитания. Награда — между ними, и ей не дозволяется подавать милостыню из средств мужа, кроме как с его разрешения».

4. Выполнение домашней работы. С точки зрения религии женщина должна выполнять домашнюю работу — готовить пищу и

питьё, поддерживать чистоту и порядок, стирать и так далее. Если

женщина из тех, кто обычно имеет прислугу, и у мужчины есть средства для того, чтобы нанять ей служанку, он должен сделать это,

но я лично считаю, что ей лучше обойтись своими силами, потому что

присутствие в доме служанки может стать искушением для мужчины. К тому же она может плохо влиять на детей. И в итоге вместо пользы

получится настоящая катастрофа...

А доказательством того, что женщина обязана делать это, является история Али и Фатымы, когда они пожаловались Пророку на то, что им трудно справляться с повседневной работой, и он разделил обязанности между ними, возложив на Фатыму работу по дому, а на Али — работу вне дома41.

Однако сточки зрения судопроизводстваженщина не обязана делать всё это. Ибн Кудама сказал: «Женщина не обязана прислуживать мужу

— месить тесто, печь хлеб, готовить и делать другие подобные дела. Таково мнение Ахмада42.

5. Женщина обязана украшать себя для мужа, и он обязан украшать себя для неё. Муж имеет право требовать от жены, чтобы она украшала себя для него в соответствии с его желаниями и вкусами. Это помогает достичь гармонии и согласия в отношениях между супругами, а также уменьшает вероятность того, что мужчина увлечётся другими женщинами. Доказательством этого является хадис, который приводится у аль-Бухари, Муслима и Ахмада. Джабир ибн Абдуллах передаёт: «Мы были с Пророком «Щк в одном

из военных походов, а по возвращении хотели уже отправиться по домам, но он сказал: "Подождите... Войдём [в город] вечером,

чтобы причесалась непричёсанная и удалила волосы с лобка та, чей муж отсутствует"».

Мужчина, в свою очередь, также обязан украшать себя для своей

жены, потому что она любит видеть в нём то же, что он любит видеть в ней. Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах им обоими, сказал:

«Поистине, я украшаю себя для своей жены точно так же, как она

украшает себя для меня. Поистине, Аллах — Прекрасен, и любит прекрасное».

6. Применение воспитательных мер согласно обычаю. Если женщина проявляет неповиновение, отказывается слушаться мужа

или ослушивается Аллаха, муж имеет право наказать её в воспитательных целях. Это наказание должно осуществляться в четыре этапа, в соответствии со сказанным в следующих двухаятах.

Всевышний сказал:

41 Задаль-ма'ад.Т. 4. С. 32.

42 Аль-мугни.Т. 7. С. 21.

Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны [мужьям] и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и ударяйте [несильно]. Если же они станут послушными, то не ищите пути против них. Поистине, Аллах — Возвышенный, Великий. Если вы опасаетесь разлада между ними [супругами], то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из её семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им. Поистине, Аллах — Знающий, Ведающий» (4:34-35).

Первый аят указывает на то, что праведные и соблюдающие предписания религии женщины вообще не нуждаются в исправлении, воспитании и наказаниях. Что же касается остальных, то есть не слушающихся своих мужей и сбившихся с прямого пути, то они нуждаются в исправлении и воспитании, а иначе дело может дойти до распада семьи. А осуществляется это исправление и воспитание

следующим образом43:

- Наставления и увещания. Мужчина увещевает свою жену с мудростью и по-доброму, обращая её внимание на её проступки посредством намёков, слов или же лёгких, негрубых упрёков. Как именно делать всё вышеперечисленное, мужчина должен решать сам, исходя из своего знания характера жены и наилучших способов воздействия на неё.

- Покидание в супружеской постели. Если увещания не помогли, мужчина покидает жену в супружеской постели — он уходит спать на

43 Заки ад-дин Ша'бан. Аль-ахкам аш-шар'иййа ли-ль-ахваль аш- шахсыййа. С. 352.

другую постель или в другую комнату. Это приём психологического воздействия на женщину. Подобный поступок мужа причиняет ей душевные муки и заставляет её одуматься и образумиться. Срок покидания не должен превышать четырёх месяцев, ведь именно такой срок установлен для мужчин, которые дают клятву не приближаться к своим жёнам.

- Лёгкие удары. Само собой разумеется, что удары не должны быть сильными или оставлять следы. Бить по лицу нельзя. Это подходящее

воспитание для сварливой и упрямой женщины с дурным характером,

не желающей отступаться от своего мнения и менять своё поведение, и которой нэ приносят пользу увещание или покидание в супружеской

постели. Факыхи говорят, что эти удары должны быть чисто

символические — три удара сиваком или чем-то подобным или ладонью по верхней части плеча. К исламу не может быть никаких

претензий из-за этого предписания, поскольку удары эти не наносят

никакого вреда. К тому же некоторых женщин можно перевоспитать только таким способом, и до битья доходит, только если женщина

совсем уж упряма и никак не желает слушаться мужа. А обоснованием

этого способа воспитания является сказанное Пророком ^^ во время прощального хаджа: «Обходитесь с женщинами хорошо, ибо

поистине, они у вас словно пленники, и вы не имеете права ни на что,

кроме этого, если только они не совершат явную мерзость. Если они сделают это, покидайте их на ложе и бейте их несильно. И если они

подчинятся вам, то не ищите пути против них. Поистине, у вас есть

право в отношении ваших жён, и у ваших жён есть право в отношении вас. Что касается вашего права в отношении них, то вы

имеете право на то, чтобы на ваши подстилки не садился тот, кого

вы не желаете видеть там, и чтобы в ваши дома не входил тот, кого вы не желаете видеть там. А их право в отношении вас — чтобы вы

хорошо обеспечивали их одеждой U едой» [Ат-Тирмизи; Ибн Маджа. Со слов Амра ибн аль-Ахваса. Ат-Тирмизи назвал его достоверным].

А в другом хадисе говорится, что один человек спросил Пророка :

«Каково право женщины в отношении мужа?» Он ответил: «Ты должен кормить её, когда ешь сам, одевать её, когда одеваешься сам, не бить её по лицу и не оскорблять, и если и покидать её на ложе, то только оставаясь в том же доме» [Ахмад; Абу Давуд; Ибн Маджа. Со слов Му'авии аль-Кушайри].

То есть если у него возникла причина для того, чтобы покинуть её на ложе, он в любом случае должен при этом оставаться в одном доме с ней, никуда не уходя и не заставляя уходить её. Это средство — последнее лекарство, к помощи которого прибегают только в случае острой потребности или крайней необходимости. Если же мужчина переходит в перевоспитании жены установленные границы, он считается преступающим границы, установленные Всевышним, и в этом случае он несёт ответственность за свой поступок.

— Третейский суд (примирение посредством вмешательства родственников). Если ни одно из перечисленных выше средств не

помогло, и посредством них не удалось перевоспитать и образумить

женщину, остаётся последний способ. Мужчина идёт к судье и объясняет ему сложившуюся ситуацию, чтобы тот назначил его и её

родственника в качестве третейских судей. Их задача — примирить

супругов. Если же это им не удаётся, брак расторгают по причине возникшего конфликта44.

Исправление мужа: если же проблема в муже и скверное

поведение имеет место с его стороны, жена должна постараться исправить его, используя различные приёмы на своё усмотрение,

ради сохранения брака. Ведь Всевышний Аллах сказал:





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 300 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...