Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблемная ситуация, проблема, виды проблем. Творчество как процесс постановки и решения проблем



Существует два основных направления (вида/формы) творческой деятельности.

1. Ментальная - мыслительная деятельность с помощью головы - формирование образа, портрета, визуального представления цели творческой деятельности.

Для реализации ментальной деятельности необходимо определить что представляют собой

- предмет и

- объект потребности.

2. Идеальная - деятельность рук.

При осуществлении любой деятельности существует определенная последовательность действий:

- ментальная деятельность,

- целевая мотивация,

- материальная деятельность,

- деятельностная мотивация.

Т.о. в процессе мыслительной деятельности формируется новый ментальный информационный портрет деятельности с той степенью дискретизации и уточнения, которая доступна на данном этапе для данного человека.

Т.о. потребность - запускающий фактор мотивации, с помощью которого оценивается состояние предмета потребности и, усиливая мотивационные факторы (в процессе ментальной деятельности), формируется ментальный информационный портрет конкретного информационного образа предмета потребности.

Можно сказать, что такое конечное состояние предмета потребности (информационный портрет) называется модельцели.

По существу, процесс формирования портрета за счет изменения атрибутов и их значений и есть уточнение образа, т.е. формирование конечного образа цели.

При формировании портрета учитывают:

- вес атрибута (его значимость),

- точность его определения.

Это играет важную роль, т.к. изменение портрета во времени, т.е. расхождение между tk и tн b и есть противоречие, а противоречие рождает проблему, исходя из потребности.

В зависимости от определения Zн и Zк могут существовать различные ситуации.

Например.

1. Zн - полностью известно, т.е. полное, а Zк - не полное. Тогда рождается проблемная (задачная) ситуация.

2. Если Zн < Zк – т.е. Zн превосходит, доминирует, подчиняет и включает в себя Zк, то между Zн и Zк возникает противоречие, а ситуация в этом случае называется противоречивой.

А в зависимости от степени глубины противоречия эта ситуация может быть либо проблемной, либо задачной.

Задачная ситуация считается более простой, т.е. нет необходимости в предварительном создании проблемы.

Проблемная ситуация должна сначала конкретизироваться (после возникновения). Конкретизация происходит в основном за счет определения среды, в которой существует эта ситуация, а также за счет определения цели. Конкретизировав проблемную ситуацию, переходим к определению проблемы.

Т.о. проблема – осознанное представление ситуации.

После окончательного содержательного и вербального описания проблемы, необходимо конкретизировать проблему до уровня задачи.

Раскрытие содержания такой модели объясняет ментальные процессы, происходящие при решении творческих задач.

Творчество – процесс постановки, возникновения и решения задачи – творческая деятельность.

Любая деятельность – процесс решения задач, направленный на удовлетворение потребности.

Такая схема используется для реализации творческой деятельности, которая состоит из:

- ментальной деятельности,

- деятельности рук.

Попробуем рассмотреть две фазы реализации потребностей на одной схеме, что поможет проследить полный цикл прохождения задачи: от возникновения потребности на ментальном уровне, до постановки задачи для ее решения с помощью деятельности рук.


11. Структура творческой деятельности, основные схемы /этапы и их варианты/

Всего существует 16-18 вариантов ментальной деятельности. В структурном аспекте освящен ряд исследований и основных подходов, связанных с рассмотрением структуры психологических актов реализации творческих процессов, структуры деятельностных актов направляемых на реализацию творческой задачи.

Различают мыслительные процессы, скрытые в инженерном подходе, или, точнее будет сказано, – творческо-деятельностном процессе.

Инженерное творчество связанно с мыслительной деятельностью, это есть некое умственное творчество.

Трех актовая модель Энгельмеера включает следующие этапы (технологии творчества по П.К. Энгельмееру):

· Желание и интуицию, направленных на формирование замысла творческой задачи, здесь же рассматриваем интуитивные подходы к реализации замысла и генерируются идеи, как реализовать творческий замысел. Интуитивно–эвристический неосознанный уровень мышления.

· Знание и рассуждения. Знания для реализации идеи и анализа знаний методом рассуждений. Результатом осмысления являются планы, схемы, практических действий. То есть второй акт связан с ментальной реализацией замысла и идеи, причем она должна удовлетворять требования необходимости и достаточности. Знания рассматриваются на уровне осознания, и может быть сопоставлен с уровнем логического мышления трех уровневой модели, уровень неосознанного мышления.

· Умение — акт умения выполнения практического выполнения творческой задачи. Он не требует творческих усилий. И является воплощением замысла опытным специалистом с полной гарантией в достижении успеха. Сопоставляется с уровнем автоматного или точнее сказать исполнительского мышления трех уровневой модели.

Модель технологии творчества по Пономареву (советский психолог):

· Бессознательная работа – связанная с работой интуитивно – эвристического сверхсознания, на поиск идей разрешения творческой задачи. Ментальная работ над творческой задачей и инкубация основных направлений - идей процесса решения творческой задачи.

· Переход от бессознательного в сознательное - рассматривается как озарение \ вдохновение. В результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения творческой задачи, в первичном варианте идея поступает в гипотетической форме как некая гипотеза, оформляющаяся в некоторое решение.

· Сознательная работа - на сознательном уровне происходит развитие и конкретизация поступающей идеи, окончательное развитие и доработка идей до конкретной схемы реализации. Сознательная работа (уровень логического мышления) особый вид деятельности как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи.

Итак, итогом служит выделение уровней:

- бессознательного;

- осознанного;

- сверхсознания.

Творческий процесс реализуется на уровне информационного взаимодействия сознания и сверхсознания, между логическим и интуитивно – эвристическим уровнями мышления.


12. Гипотеза, её назначение и функции в творческой деятельности; виды гипотез

Зарождение гипотезы начинается с идеи. Идея - это основная мысль, лежащая в базисе теоретической системы, ее логического построения и плана функционирования.

Структурно идея включает:

1) Формулировку (постановку).

2) Цели перед человеком и способы ее достижения.

3) Идея - форма разрешения противоречия между проблемной ситуацией и экспертом, который должен ее решить.

Основная функция идеи - достижение синтеза знаний.

При формировании гипотезы и ее подтверждения необходимы и целевая и деятельностная мотивации. Только в том случае, когда человек уже сформировал ментальный информационный портрет, у него возникают идеи решения проблемы, и он выдвигает гипотезы, одна из которых становится правильной.

Гипотеза - основание, предположение. Есть предположение о том, как разрешить противоречие проблемы. Гипотеза - как форма творческого поиска. Гипотеза может быть предположением о свойствах и структуре объекта, либо о способе, программе деятельности, направленном на разрешение противоречия. Гипотеза выступает как форма развития знаний, как форма творческого поиска, как способ разрешения возникающих противоречий.

В процессе познания важным является момент, когда обращение к гипотезе необходимо и неизбежно, т.е. когда без выдвижения гипотезы дальнейшее познание невозможно. Это и есть функция гипотезы. Таким моментом является проблемная ситуация, обострение проблемы до максимального противоречия.

Четко определенная деятельностная мотивация помогает подтвердить выдвинутую гипотезу в практической деятельности, а другие доказательно опровергнуть. После чего выдвижение версий прекращается, дискуссии все закрываются и творческий поиск по данной проблеме завершается.


13. Концептуальная метамодель творческой задачи и её стратифицированный анализ

Задача – это некоторый объект, устанавливающий связь между извсетным инеизвестным, причем неизвестное может быть найдено, но не определено.

<А>

Sр - среда существования задачи.

Z р – цель.

C р – условия.

J р - исходные данные задачи.

Выражение <А> возникает в результате цепочки:

Потребность –Ситуация—Проблема—Задача

На рис. 1 изображена некоторая область существования идеального результата. Если мы это означили, то проблема переходит в класс задач.

Существует также кообласть определения результата или область исходных данных Jp, и определены условия, при которых такое отображение возможно, необходимо и доступно.

ßРис. 1. Область существования идеального результата и кообласть определения результата

Для такого случая имеем:

Дано:

Определить: Rр=?

Анализируя каждый компонент кортежа, можно рассмотреть их более подробно.

Раскроем содержание среды существования задачи Sр.


Sj - функция,

Sm - морфологическая модель,

Sw - организационная модель,

eS - система отображения.

Первые три компоненты определяют три инварианта структуры объекта, т.е. задача существует в целостном объекте либо в его инварианте, либо в их комбинации.

Раскроем содержание условий С р.

<2>

Мр – метод решения задачи, это необходимое условие для каждой задачи. Его нужно формализовать и привести к некоторому набору действий – алгоритм Ар. Если алгоритм известен, то задача практически решена. оставляем план решения задачи и затем ее решаем на основе Мр и Ар и составляем программу решения задачи Рр .

Но решая задачу нам подходит не каждый результат ее решения. Поэтому вводится показатель адекватности (релевантности результата) - Гр.

Выражения <1> и <2> по существу являются концептуальной моделью задачи.

Т.О. можно раскрыть все элементы каждого кортежа.

Информационное представление задачи:

<*>

Ip – информационный портрет

<**>
<*> и <**> - это представление концептуальной модели задачи для ее информационных портретов.

I определяется через кортеж, который включает два элемента:

<3>


Dp – данные,

Knp- знания.

При необходимости можно идти и дальше, расщепляя на компоненты знания и т.д.

Показатель качества определяется двумя факторами:

<4>

Qpwr –показатель результата качества,

Ef pr – эффективность результата.

В соответствии с выражениями <1>, <2>, <3>,<4> имеем расширенный вариант концептуальной модели задачи.

Т.о. определили достаточный объем концептуальной модели для описания и исследования задач.






Дата публикования: 2015-01-13; Прочитано: 670 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...