Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Международно-правовое регулирование брачно-семейных отношений



Брак - один из древнейших институтов частного, в том чис­ле и международного частного права, в котором в наиболее оче­видной форме сказываются юридические различия, присутс­твующие в правовых системах разных государств.

В современной жизни брак представляет собой свободный, рав­ноправный и, в идеале, пожизненный союз женщины и мужчины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, образующий семью и порождающий между супругами взаимные личные, имущественные права и обязанности.

Институт брака несет на себе печать исторических, эконо­мических, этнографических, культурных, религиозных и иных особенностей, свойственных тому или иному обществу. В час­тности, семейное право некоторых государств закрепляет гла­венство мужа. В странах, относящихся к мусульманскому миру, характерной правовой чертой выступает полигамия, в то вре­мя как остальная часть государств исходит из представлений о браке как о моногамном союзе мужчины и женщины. Во мно­жестве государств законодательно закреплен брачный договор и его разновидности, который может заключаться до брака и нередко оформлять права мужа на имущество жены. Не менее существенны для регулирования брачно-семейных отношений расовые ограничения и ограничения религиозного характера, возрастной ценз, «траурный срок» и др. Так, например, в соот­ветствии со ст. 733 Гражданского кодекса Японии женщина не вправе вступить вторично в брак до истечения шести месяцев с даты расторжения или признания недействительным пред­шествующего брака.

При подобных различиях в брачно-семейном законодатель­стве в тех случаях, когда в брак вступают граждане разных го­сударств, решение коллизионного вопроса приобретает сущес­твенное значение. Поэтому в брачно-семейном международном законодательстве достаточно длительный период времени ве­дется унификация коллизионных норм.

Каждое государство само устанавливает условия вступле­ния в брак, порядок его оформления. Поэтому не случайно, что в разных странах эти вопросы решаются по-своему. Нет уни­фицированных актов, единообразно регламентирующих дан­ные отношения, но есть специальные принципы регулирования брачно-семейных отношений, которые все государства обязаны соблюдать.

Эти принципы нашли свое отражение и закрепление во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах. Статья 16 Всеобщей де­кларации прав и свобод человека определяет:

1.Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, име­ют право без всяких ограничений по признаку расы, националь­
ности или религии вступать в брак и основывать семью. Они
пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в
брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.

2.Брак может быть заключен только при свободном и пол­ном согласии обеих вступающих в брак сторон.

Коллезионные вопросы в области наследования.

В силу того обстоятельства, что данный вид отношений ис­пытывает на себе влияние исторических, этических, религиоз­ных и других факторов, нормы, регулирующие право наследо­вания в различных государствах, принципиально разнятся, и по­этому унификация материально-правовых норм в данной сфере существенно затруднена. Подобные различия касаются осново­полагающих факторов наследования: круга лиц, могущих пре­тендовать на наследование по закону, формы завещательного распоряжения, прав и обязанностей наследополучателей и т. д. Однако унификация коллизионных норм в рассматриваемой сфере международного частного права является актуальной.

Коллизионное наследственное право сводится, в сущности, к борьбе трех коллизионных начал: личного закона (гражданс­тва или закона местожительства), закона места составления акта (завещания) и закона местонахождения вещи. Для наследс­твенных отношений чрезвычайно важное значение имеет раз­деление вещей на движимые и недвижимые. Известное разгра­ничение подходов к коллизионному регулированию на основе принципа местонахождения вещи применительно к недвижи­мости и личного закона в отношении движимого имущества, характерное для вещно-правовых отношений, сказывается и в наследственном праве. На основе такого разграничения можно провести соответствующую классификацию существующих в мире систем разрешения конфликтов законов в области регули­рования наследственных отношений.

Это правовые системы, разделяющие наследственную массу на недвижимое и движимое имущество и соответственно этому подчиняющие наследование недвижимых вещей закону места их нахождения, а движимых - личному закону наследодателя. К государствам, которые их придерживаются, относятся Фран­ция, Бельгия, Англия, СЩА, КНР.

Системы регулирования наследственных отношений, кото­рые исходят из единства наследственной массы, устанавливают применение общей для всех видов вещей коллизионной при- вязки, к закону гражданства наследодателя или его последнего места жительства. В числе применяющих их государств: Рос­сия (закон последнего постоянного места жительства), Чехия (закон гражданства), Польша (закон гражданства), Монголия (закон постоянного места жительства), Венгрия (закон, кото­рый на момент смерти лица может считаться его личным зако­ном), Австрия, Япония, Германия, Греция, Италия, Португалия, Египет, Сирия, Алжир и др.

Статья 16 Гражданского кодекса Алжира подчиняет наследо­вание, содержание и форму завещания или иного распоряжения закону гражданства наследодателя, действующему на момент смерти лица.

Устанавливая единую коллизионную привязку, согласно которой вся наследственная масса должна в принципе регу­лироваться одним правопорядком (правом одного государс­тва), некоторые из перечисленных стран все же применяют и собственный закон. Это происходит в отношении недвижимой собственности, расположенной на их территориях. Например, российский и монгольский законы предусматривают импера­тивное применение национального права в случаях, когда речь идет о содержании наследования, круге наследников, их правах и обязанностях, форме завещания и т. д., касающихся строений и другого недвижимого имущества, находящегося соответс­твенно на территории РФ и МНР.

При определении закона гражданства законодательства некоторых стран используют довольно многозначные понятия и конструкции. Так, закон Японии, касающийся применения законов вообще, 1898 г., (в редакции 1989 г.) указывает, что на­следование подчиняется «отечественному закону» наследода­теля (ст. 26). Под «отечественным законом» ст. 28 понимает: «в случае, если лицо обладает гражданством двух или более госу­дарств, таковым будет право страны, в которой это лицо имеет свое постоянное место жительства, либо, если такой страны не имеется, будет действовать право того государства, с которым данное лицо наиболее тесно связано. При этом предусматри­вается, что если одним из таких гражданств является японское гражданство, в качестве отечественного закона будет выступать право Японии».

Закон о международном частном праве Швейцарии в принци­пе предусматривает единую привязку к закону последнего мес-

та жительства наследодателя. Так, к наследованию после лица, имеющего последнее место жительства в Швейцарии, будет применяться швейцарское право, а к наследственным отноше­ниям лица, последнее место жительство которого находится в иностранном государстве, должно применяться право, к кото­рому отсылают коллизионные нормы страны его последнего места жительства.

Третья часть Гражданского кодекса Российской Федера­ции закрепляет идентичные решения. Вместе с тем имеются и существенные отличия. Например, ст. 1262, посвященная наследованию, выделяет институт наследования недвижимых вещей в особую категорию наследственных отношений: «на­следование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится имущество». Указанное обстоятельство получило соответствующее закрепление в общей коллизионной норме (п. 1 ст. 1262): «отношения по наследованию определя­ются по праву страны, где наследодатель имел последнее пос­тоянное местожительство, поскольку иное не предусмотрено законодательством России». Гражданский кодекс РФ отнес к категории недвижимого имущества, наряду с классическими видами недвижимого имущества, и некоторые виды движимых вещей - транспортные средства (морские, воздушные и речные суда, а также космические объекты и т. д.), он предусматривает, что наследование имущества, которое внесено в реестр в Рос­сийской Федерации, подчиняется российскому праву. Тем же правопорядком регулируется способность лица к составлению или отмене завещания, его форма, если завещается недвижимое имущество (п. 3 ст. 1262).

Общие вопросы правового регулированиятрудовых отношений с участием иностранного элемента.

К сфере международного частного права относятся ослож­ненные иностранным элементом трудовые отношения. Част­ноправовая природа трудовых отношений выражена в исполь­зовании при их регламентации известных категорий частного права-договор, контракт, правоспособность и дееспособность, возмещение ущерба, исковая давность и др. Иногда ставится вопрос о существовании «международного частного трудового права» как подотрасли международного частного права.

В сфере трудового права проявляет себя публично-правовое начало, ограничивающее действие коллизионных норм стра­ны суда и, как следствие, ограничивающее применение ино­странных законов.

Продолжением особенностей трудовых отношений с учас­тием иностранного элемента является более «осторожное» от­ношение законодателя к началу автономии воли, ограничение его в некоторых странах определенными пределами, ориентиро­ванными на защиту интересов «слабой» стороны. Говоря об источниках международных частных трудовых отношений, не­льзя не отметить разнообразие его нормативной базы в законода­тельстве Республики Беларусь. Трудовой кодекс не содержит норм, специально предназначенных для регулирования отно­шений, осложненных иностранным элементом. Однако такие нормы предусмотрены Кодексом торгового мореплавания Рес­публики Беларусь; существует Закон Республики Беларусь от 3 июня 1993 г. № 2339-XII (редакция от 19 июля 2005 г.) «О пра­вовом положении иностранных граждан и лиц без гражданст­ва в Республике Беларусь», Закон от 17 июня 1998 г. № 169-3 (редакция от 10 января 2006 г.) «О внешней трудовой мигра­ции»; Положение Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. № 55 (редакция от 14 декабря 2007 г.) «О регулировании труда работников, на­правленных на работу в учреждения Республики Беларусь за границей, и гарантиях и компенсациях при служебных коман­дировках за границу».

Незначительна роль обычая в формировании норм права этой области. С другой стороны, в результате деятельности международных отраслевых и региональных организаций рас­ширяется объем унифицированных материально-правовых и коллизионных предписаний, охватывающих различные облас­ти трудовых отношений. В ряде таких договоров принимает участие и Беларусь. Круг вопросов, которые решает трудовое право с участием иностранного элемента, обширен и отличается разнообразием охватываемых отношений. Среди них отношения белорусских граждандан и иностранных работодателей (нанимателей) за границей и в Республике Беларусь, работа белорусских граждан в международных организациях, работа иностранных граждан в Беларуси и др. Основополагающее значение для правового регулирования трудовых отношений имеют Всеобщая декларация прав чело­века 1948 г., Международный пакт об экономических, социаль­ных и культурных правах и Международный пакт о гражданс­ких и политических правах 1966 г. Международная организация труда (МОТ), являющаяся специализированным учреждением ООН, разрабатывает международные стандарты в области ох­раны труда (в форме конвенций и рекомендаций) и контроли­рует их соблюдение государствами-членами организации. С де­ятельностью МОТ связано становление многих прогрессивных норм в сфере трудовых отношений.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 664 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...