Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 1. Социальная работа как наука



Тема 1. Социальная работа как наука.

Философские аспекты теории социальной работы. Социальная работа как отрасль научного знания. Предмет, принципы, основные понятия теории социальной работы.
Цели, задачи, специфика современной социальной работы. Социальные проблемы в трудовых коллективах. Законодательно - нормативное обеспечение деятельности социальных структур.

При изучении темы необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

1. Основные признаки, характеризующие любую научную социальную дисциплину.

2. Объект и предмет изучаемой дисциплины.

3. Практическое значение изучение дисциплины для эффективной работы предприятия.

4. Место дисциплины в деле подготовки менеджера по персоналу.

В условиях современного российского общества одной из актуальных и значимых проблем является проблема эффективной социальной защиты и поддержки различных групп населения. Для её успешного решения необходимы совместные усилия специалистов в различных областях деятельности, в том числе, профессиональных социальных работников, владеющих различными технологиями решения социальных проблем. При этом, социальные работники могут выступать как посредники между личностью и обществом (группой, коллективом, государством), так и в качестве помощников в деле преодоления тех или иных социальных затруднений субъекта.

1.
ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Учение о человеке является философским введением в теорию социальной работы. В философском обосновании нуждаются многие важные темы, связанные со спецификой этой дисциплины: индивидуальное и общественное здоровье и нездоровье, девиантное и деликвентное поведение, жизнь, смерть, умирание, личное и общественное бессмертие, самоубийство и так далее. В истории человеческой мысли выкристаллизовались два подхода к пониманию природы человека, и, стало быть, к раскрытию этих тем.
Один из них основан на дуализме, противопоставлении духа и материи, души и тела, человека и природы. Впервые он был сформулирован древнегреческим философом Платоном и развит христианством. Но, так или иначе, он представлен во всех религиях и идеалистических учениях. Все они выстраивают иерархию, на одном полюсе которой оказывается внеисторический, внечеловеческий, сверхъестественный Дух, а на другом - косная, статичная материя, природа. Причем Дух мыслится как Абсолютный Субъект, источник действия, а природа, материя и человек как плотское, социальное существо - только как объект. Этот подход служил описанию человеческой жизни в условиях допромышленного общества, когда природа и человек непосредственно противостояли друг другу: крестьянин и земля, охотник и зверь, жрец и стихия. Человек обнаруживал человеческие свойства тогда именно в отрицании природы, в осуществлении власти над ней.
В XIX-XX веках, с развитием промышленного производства и капитализма, сначала теоретически (в трудах мыслителей материалистической школы: Л. Фейербаха, К. Маркса и, в особенности, В. И. Вернадского), а потом практически (в реалиях индустриально развитых стран Америки и Европы), обнаруживается предел этого отрицания. Складывается точка зрения, что человечество противостоит не природе, что оно противостоит себе в лице разных классов, и как раз в том случае, когда оно противостоит природе. В рамках этого взгляда сформировалось представление, что природа и человек образуют единый природно-человеческий или био-социальный организм. Эта точка зрения получила название материалистический монизм. Она является методологической и концептуальной основой научного разрешения экологических и социальных проблем в эпоху высокотехнологичной промышленности и освоения космоса.
Согласно этому подходу своеобразие человеческого составляет не какие-то сверхъестественные элементы, а то, что связи (взаимодействия) внутри природно-человеческой целостности (будь то индивид или социум) положены самим человеком (человеческим родом) сообразно с его собственной природой. Практически осваивая природный предмет, человек относится к нему универсально, разносторонне, не так, как животное, привязанное к какой-либо грани природы. Будучи субъектом связей с внешним миром, человек способен отличать (осознавать) чужие и свои связи. На способности к этому отличию основано самосознание. Оно представляет собой отражение отношений человека с самим собой и с окружающим миром, и само по себе есть отношение между Я и Ты (Л. Фейербах), диалог.
Можно сказать, что сущность человека раскрывается в его социальной практике и представляет собой живой ансамбль отношений между людьми ("ансамбль социальных связей" (К. Маркс)).

Человек - это социально-деятельное существо, а понятия "социальные отношения" и "общественно-историческая практика" являются базовыми для характеристики человеческого бытия. Очеловечивание предстает как социализация, как деятельное, активное освоение социальных связей, как творение их.
Причем социализацию нельзя путать с адаптацией. Последняя означает приспособление к наличным общественным формам, которые могут иметь и социально-деструктивный характер. Социализация же - это соучастие в создании нового социума. Так, например, адаптация к обществу с фашистским режимом не служит социализации личности. А, наоборот, уход из преобладающих общественных связей может способствовать созданию более жизнеспособного и эффективного социума, как это вышло у английских пуритан в 17 веке, переселившихся в Америку, или у американских и западноевропейских хиппи в 60-тые года ХХ века.
Связи, в которые вступает индивид в ходе своей деятельности, это всегда связи с другими людьми; это всегда связи человека с самим собой как цельным природно-социальным организмом. Но в одних отношениях он сознательно полагает свою целостность как свою практическую цель, а в других он бессознательно использует себя, свое сознание как будто вещественное средство. Можно сказать, что в последнем случае человек отчуждает себя от своей целостности и ему противостоит весь природно-социальный мир: его собственные потребности, способности, отношения и его собственная деятельность. Существование человека в этих условиях сводится к выполнению социальных ролей, свободный выбор которых здесь исключен или затруднен. Происходит это отчуждение, когда индивид вынужден заниматься практикой, чье содержание и самый процесс выполнения противостоит его потребностям, но в то же время является потребностью со стороны косвенного результата, например, заработной платы. Такая деятельность называется отчужденным трудом. Она является базовой для всего остального отчуждения, проявляющегося в качестве разного рода социальных патологий.

Социальное нездоровье, поэтому, можно свести к отчуждению человеческого предмета, а, в свою очередь, социальное здоровье - к различным формам освоения человеческой предметности (в этом освоении и заключается общественный прогресс). Общественные формы социального отчуждения суть: разделение труда (узкая специализация, исключающая свободный выбор деятельности), частная собственность (поскольку она предполагает отсутствие собственности у кого-то), превращенные формы общественного сознания (проявленные в форме идеологии и религии). Они являются базовыми условиями развития классового общества. Заставляет индивида заниматься отчужденным трудом внешняя необходимость, облик которой варьируется сообразно исторической эпохе. Так, она может быть представлена в виде непосредственной угрозы голода, в виде другого человека с оружием в руках, или анонимных правовых или экономических отношений. В том, что социальное отчуждение связано с определенными историческими эпохами, заключается его историчность.
Противоположностью отчужденного труда является свободная деятельность (творчество), в ходе которой и происходит освоение индивидом духовного и материального богатства человечества.

Ее условиями (а, стало быть, и условиями социального здоровья) являются:
1. формирование индивида как автономной личности со своими определенными потребностями (как ансамбля общественных отношений, воплощающего внутреннюю общественность личности);
2. это подразумевает тождество потребности и деятельности личности (жизнь в согласии со своими потребностями), то есть отсутствие необходимости заниматься подневольным трудом; "уничтожение труда" (К. Маркс);
3. доступность и разнообразие предмета освоения;
4. наличие свободного времени ("главного богатства человека" (К. Маркс)); превращение экстенсивного свободного времени, чьи рамки определены режимом труда, в интенсивное, в целостное время человеческой жизнедеятельности.
Специфика ситуации субъекта отчужденного труда и субъекта свободной деятельности раскрывается с помощью понятия "образ жизни", описывающего доминирующие формы жизнедеятельности, круг интересов и потребностей, моделей поведения индивида. В сфере человеческого самосознания эта специфика отражается в понятии "смысл жизни".
Человеческая предметность в эпоху отчуждения предстает в виде социальных проблем. Всякая социальная проблема есть противоречие между наличными формами человеческого существования. Например, наркомания или алкоголизм являются социальными проблемами не потому лишь, что они разрушают данное общество, а потому, что они служат в тоже время и закономерным его проявлением. Таким образом, в них проявляется факт противоречия данных общественных форм самим себе. Исследование и решение социальных проблем начинается с их формулировки как теоретических проблем, которые формулируются в форме противоречия между накопленным знанием о предмете исследования и новыми данными о его реальном состоянии.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 413 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...