Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 7 Социальная система, социальная стратификация и социальная мобильность



Согласно Т. Парсонсу, любая социальная система не может существовать, не реализуя свои основные функции, каждую их которых на уровне общества выполняют определенные подсистемы (институты): экономика, дающая материальные продукты (адаптация); политика, где вырабатываются цели развития (целедостижение); культура и социальный контроль, обеспечивающие целостность системы (интеграция); семья и родство, обеспечивающие самовоспроизводство и преемственность общества (самосохранение).

Эти основные функции присущи любым социальным системам на микро- и макроуровне. Однако, лишь в последнем случае возможно выделение отдельных подсистем, реализующих каждую их этих функций по отдельности.

Несмотря на огромное разнообразие социальных систем, они могут иметь некие общие интегральные свойства, не зависящие от различия качеств составляющих их элементов. Это позволяет выделять определенные типы социальных систем, которым присущи общие социальные закономерности, носящие не одноразовый, а повторяющийся, устойчиво воспроизводимый характер.

Типологизация социальных систем может производиться по многим различным основаниям: по числу элементов, по их составу, по характеру связи, степени динамичности, адаптивности, уровню целостности и т.д. Однако, прежде всего, необходимо представлять общую иерархию социальных систем на микро- и макроуровне.

Любая социальная система основывается на человеческом индивиде, поэтому первичной, “элементарной” социальной системой является сама человеческая личность, принимающая участие в процессах социального взаимодействия, которые служат основой для установления более прочных социальных связей.

Любой человек занимает в обществе не одну, а несколько позиций, каждая из которых предполагает определенные права и обязанности. Совокупность всех этих позиций и составляет социальный статус данного индивида, то есть статус это совокупный показатель его положения в обществе, занимаемого в связи с его социальными качествами и реализуемое в системе прав и обязанностей. Некоторые статусные позиции, такие как пол, этническая принадлежность, даны человеку от рождения (предписанный статус), а другие приобретаются в течение жизни (приобретенный статус).

Каждому статусу соответствует свой определенный набор ролей (ролевой набор). Социальная роль это, по мнению многих исследователей, ожидаемое поведение человека в соответствии с его социальным статусом, регулируемый на основе общепринятых норм и ценностей, модель ожидаемого поведения человека в системе общественных отношений.

Понятие социальной группы

Достаточно крупный тип социальных систем социальные группы, которые представляют собой совокупность индивидов, объединенных общими интересами. На базе этих интересов между людьми устанавливаются определенные социальные отношения.

Понятие групп занимает одно из центральных мест в социологическом исследовании. Группа – это такая совокупность людей, которые объединяются на основе совместной деятельности, общих целей. Она имеет свою систему жизненных ориентаций, норм поведения, мораль, культуру и психологию, благодаря которым у индивида формируется особое чувство сопричастности данной группе – «мы – группа».

Членство в различных группах определяет статус и авторитет человека в обществе. Современное общество представляет собой совокупность многих сотен и тысяч различных социальных групп, больших и малых, формальных и неформальных. Каковы наиболее существенные факторы, оказывающие влияние на формирование группы:

Различают первичные и вторичные социальные группы. Первичные группы состоят из небольшого количества людей, между которыми устанавливается непосредственный эмоциональный контакт (семья, друзья, малая бригада). Во вторичных группах такие непосредственные связи отсутствуют и они, как правило, носят целевой характер, т.е. создаются для достижения определенных целей (например, трудовой коллектив), и поэтому в них наиболее важными являются функциональные качества их членов, а их роли четко определены. Современный человек значительную часть своей жизни проводит в различных вторичных группах (общение вне стен дома, контакты на улице, в транспорте, в магазине).

Один из типов малых групп, имеющих важное значение для поведения личности, – это референтные группы. Сам термин введен американским исследователем Г. Хайменом. Он, изучая студенческие группы, обнаружил, что многие из студентов не принимают ценности и нормы данной группы. В ходе экспериментов было доказано, что каждый индивид имеет для себя одну или несколько референтных групп, ценности которых он принимает. Они служат для него эталоном, образцом поведения. Как правило, референтной становится для индивида группа, к которой он принадлежал в прошлом, принадлежит сейчас или хотел бы принадлежать в будущем. Выбирая себе референтную группу, индивид учитывает такие характеристики, как:

· образ жизни;

· престиж;

· доход;

· образовательный ценз.

Все референтные группы делятся на два типа:

1) «компаративная» референтная группа – т.е. группа, представляющая собой стандарт, с помощью которого индивид оценивает себя и других;

2) «нормативная» – т.е. группа, определяющая референтную группу как любой коллектив, реальный или воображаемый, оцениваемый высоко или низко, с которым индивид соотносит свое поведение и будущее.

Социальными общностями обычно называются наиболее крупные социальные группы, характеризующиеся набором общих качеств и социальных норм, регулирующих их функционирование и развитие. К числу наиболее важных социальных общностей относятся социально-демографические, этнические, территориальные, профессиональные группы, классы и слои. Социальную общность можно определить как реально существующую крупную совокупность индивидов, отличающуюся относительной целостностью и выступающую как самостоятельный субъект исторического и социального действия.

Следующий тип социальных систем социальный институт. Понятие социального института трактуется в социологии весьма широко и обозначает исторически сложившуюся, устойчивую форму организации совместной жизнедеятельности людей, которая определяется совокупностью норм и ценностей, регулирующих социальную жизнь людей для реализации ими определенных целей. Проще говоря, социальный институт это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, норм, установок, принципов, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему статусов и ролей. Наиболее важные социальные институты существуют в любом обществе, т.е. носят универсальный характер: политика, экономика, семья, образование, здравоохранение, наука, религия, армия и т.д. Социальные институты регулируют жизнь людей, подчиняя ее определенным стандартам поведения, и, таким образом, они способствуют социальному контролю и управлению.

Эти последние функции наиболее явно реализуются в социальных организациях. Социальная организация это, по сути своей, особая разновидность вторичной социальной группы, для которой характерно иерархическое соединение элементов, обусловленное достижением совместной цели. Для достижения этой цели люди располагаются по определенным статусам, ролям, функциям, руководству и подчинению. Для организации характерны отношения иерархии и власти. Обычно это пирамидальная система, нижние уровни которой подчиняются верхним, вследствие чего для организации характерна властная зависимость, формализующая отношения между людьми. Однако, наряду с формальной структурой, в организации существует также и неформальная, а также функциональная, отражающая реально выполняемые функции различных групп внутри организации.

Согласно теории М. Вебера, социальная организация представляет собой произвольное соглашение людей, объединившихся в процессе работы для достижения совместной цели, которую они не могут достичь по отдельности. При этом они определили и закрепили за каждым членом организации определенные функции для наиболее эффективной деятельности, причем у этих объединившихся людей предполагается наличие общих интересов, а в идеале совпадение целей организации с целями ее членов.

Наиболее крупной социальной системой, включающей в себя все рассмотренные выше типы систем в качестве своих элементов или подсистем, является общество. В нем существует сложная иерархия социальных подсистем, важнейшими из которых являются экономическая, социальная, политическая, идеологическая. Другие подсистемы: классы, слои, демографические, этнические, территориальные и профессиональные группы, семья, личность и т.д., в свою очередь включают в себя множество других подсистем и элементов. Все эти социальные системы находятся в постоянном движении, развитии, причем одни и те же люди могут быть элементами различных систем. При этом, однако, каждая из них, взятая отдельно или в связи с другими, рассматривается как относительно независимая.

Проще говоря, любая социальная система, включая общество в целом, есть продукт взаимодействия людей. Но какова природа, основа этого взаимодействия? На этот вопрос социологи отвечали по-разному. Так, например, Э. Дюркгейм считал такой основой надиндивидуальную общность коллективных представлений, чувств и верований людей, их солидарность как “коллективное сознание”, противоречащее их природному эгоизму; М. Вебер ориентированные на других (т.е. социальные) действия. Однако наибольшее распространение в современной социологии получила точка зрения Т. Парсонса и Р. Мертона, считающих основой взаимодействия людей в социальных системах общность фундаментальных норм и ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности, то есть культуру в ее широком смысле.

Социальные нормы это правила и стандарты, регулирующие поведение людей в группе и обществе, средство социальной регуляции поведения индивидов и групп. Различают идеальные (правила и стандарты ожидаемого поведения) и реальные нормы. Можно сказать, что норма это есть мера допустимого со стороны общества или группы поведения индивида, социальное в индивидуальном действии.

Социальные ценности это фундаментальные нормы, обеспечивающие целостность социальных систем, своего рода их социальные ориентиры, образцы для стремления, убеждения по поводу целей и средств их достижения. Обычно ценности воплощают в себе исторически сложившиеся типы межчеловеческих отношений и складываются по поводу социально-значимых предметов и явлений, являющихся носителями этих ценностей и объединяющих людей не внешней, а внутренней связью, внутренне переживаемым отношением, которое не может носить насильственный, принудительный характер.

Социальные нормы и ценности передаются с помощью символов, то есть своего рода посредников, позволяющих людям обмениваться, передавать, воспринимать эти нормы и ценности. Диапазон символов весьма широк и включает в себя, прежде всего, язык, речь (устную и письменную), а также любые другие знаковые системы, визуальные средства, художественные образы и многие другие носители информации.

В социологическом понимании, культура, включающая в себя социальные ценности, нормы и символы, представляет своеобразный “алгоритм”, карту человеческой жизнедеятельности, регулируя ее буквально на каждом шагу.

Следует еще раз подчеркнуть, что социальные системы это особый класс систем (наряду с техническими, биологическими, экологическими и др.), элементарный состав которых образуют люди, а также возникающие между ними отношения, регулируемые системой норм и ценностей, т.е. культурой (субкультурой). Что же касается общества в целом, то оно представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных систем, групп, общностей, институтов, организаций, а личность проявляется через разнообразные роли и позиции (статусы), которые она занимает в этих системах; таким образом, выстраивается структура общества. Общество как социальная система это упорядоченная совокупность взаимосвязанных социальных объектов, явлений и процессов, составляющих единое целое.

Основой социальной структуры любого общества выступает естественное (биологическое) и социальное неравенство людей и связанное с ним разделение труда. Структура выступает условием сохранения общества как интегрированной системы. Социальная структура совокупность социальных групп, различающихся по положению в обществе, и связей между ними.

Понятие социальной стратификации

В современных информационных обществах отмечают существование и переплетение нескольких, если и неравнозначных, то относительно автономных систем неравенства (или иерархии): власти, собственности, знания, престижу профессии и т.п.

С.С.Фролов выделяет две главные черты стратификации. Первая связана с дифференциацией населения в иерархически оформленные группы, т.е. высшие и низшие слои (классы) общества. Вторая черта характеризует социальную стратификацию как неравное распределение в обществе различных социокультурных благ и ценностей. Как можно измерить людей: по уровню доходов; по имущественному неравенству; образованию; по этническому признаку и т.п.

По мнению датского ученого, Т.Хойрупа, чтобы дифференциация на подгруппы была не произвольной, а необходимой и последовательной, она должна быть основана на различии образов жизней – моделей жизни – которые сами по себе являются необходимыми (дополнительными) составляющими социальной структуры как единого целого.

Если социальная структура как целое предполагает фундаментально различные формы практики и идеологии, значит, существует возможность создания понятий нескольких определенных моделей жизни, которые являются базисом для своих практик и идеологий, и которые предъявляют свои собственные определенные требования к социальным институтам и социальной организации в целом. А если эти модели жизни созданы таким образом, что обнаруживается их взаимозависимость с определенными структурными чертами общества, мы можем сказать, что они определяют необходимые предпосылки их собственного существования и развития.

По мнению теоретиков в области социологии, понятие социальной формации является теоретическим понятием, представляющим социальную общность. Оно состоит из структурного комплекса всех условий, определяющих возможность данного способа существования. Этот способ имеет особую важность для анализа форм практики, относящейся к нескольким социальным классам, и является базисом, на котором и должно быть построено понятие модели жизни. Фундаментальное требование, которое предъявляется к социальной теории, заключается в том, чтобы она объясняла процесс социальных изменений. В то же время, справедливость концепции, объясняющей какую-либо общественную формацию, оценивает ее как способность отражать структурную историю процесса изменений, происходящих в обществе.

Анализируя модели жизни, следует учесть заранее, что изменение моделей жизни определяется не только разницей в практике и идеологии различных классов внутри одного вида деятельности, но также и радикальными различиями самих видов деятельности. Концепция общества может быть построена на основе комплекса его жизненных моделей, каждая из которых несет в себе свою особую идеологию и является результатом образа жизни данного слоя. Поскольку модели жизни определяются теми способами существования, предпосылки существования которых прослеживаются на всех уровнях общественной формации, можно предположить, что аспекты современного общества характеризуются глубокими культурными различиями.

Изучение видов деятельности, их предпосылок и взаимодействий в первую очередь направлено на то, чтобы объяснить, как и почему группы, занимающие различное общественное положение, представляют свое место в обществе. Такой анализ необходим, например, для того, чтобы показать, почему, то, что мы обычно называем периферийными профессиями, маргинальными группами или просто отклонениями от нормы, на самом деле не являются пережитками прежних эпох. Напротив, они являются формами, условия существования которых не искореняются в процессе развития, а постоянно воспроизводятся (Хойруп Т.,1998).

Современные социологи склонны к обобщенной оценке социальной позиции, то есть, измеряемые факторы, должны быть следующими: престиж профессии; уровень дохода; уровень образования.

Профессии по своей природе не только дифференцированы, но и иерархичны по отношению друг к другу. Существование межпрофессиональной стратификации появлялось по-разному в прошлом и неоднозначно дает о себе знать сейчас. Какими бы ни были всевозможные временные основы межпрофессиональной стратификации в разных обществах, рядом с этими постоянно меняющимися основами существуют константные и универсальные основы.

Согласно концепции Питирима Сорокина два условия, по крайне мере, всегда были основополагающими: важность занятия (профессии) для выживания и функционирования группы в целом; уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

Члены почти каждой профессиональной группы подразделяются, по крайней мере, на три основных слоя. Несмотря на различия внутрипрофессиональных слоев, они существовали и существуют во всех более или менее развитых обществах. Достаточно отметить, что всякое демократическое общество сильно стратифицировано: в новом обличье, но это все то же феодальное общество (Смелзер Н., 1994).

Следующее положение, которое тоже занимает определенное место в профессиональной иерархии, это высота, этажность и профиль профессиональной стратификации. По мнению многих исследователей по вопросам первенства, чтобы избежать неточности в понимании, необходимо отметить, как замеряется увеличение или сокращение профессиональной стратификации. Прежде всего, необходимо изучить высоту профессиональной стратификации(Радаев В.В., Шкаратан О.И., 1995)

По мнению Питирима Сорокина, общая иерархия умственных и физических профессий хорошо выражена в классификации профессора Ф. Тоуссига, которая признается почти всеми исследователями. Наверху профессиональной пирамиды мы находим группу профессий, включающую высокопоставленных официальных лиц; за ней следует класс «полупрофессионалов» служащих, ниже находится класс «квалифицированного труда», далее идет класс «полуквалифицированного труда», и, наконец, класс «неквалифицированного труда».

П.Сорокин уверен, что классификация основана на принципе уменьшения интеллекта и контролирующей профессии, одновременно совпадающей с уменьшением оплаты труда и с понижением социального положения профессии в иерархии.

В самой природе заложена природа профессий тех лиц и групп, которые составляют высшие эшелоны общества: они обладают самым высоким престижем и представляют, так сказать, аристократию общества. Как правило, профессии этих слоев заключаются в функциях организации и контроля и, соответственно, требуют высокого уровня интеллекта.

Те или иные профессии имеют свой достаточно определенный статус, который закрепляется конкретными социальными механизмами (престиж, оплата труда, социальные гарантии, режим деятельности). В силу этого выбор типа профессиональной деятельности определяет в значительной степени социальный статус индивида (Кораблева Г.Б., 2000).

Необходимо обратить внимание на другое важное понятие социальной стратификации – власть.

По мнению Н.Смелзера, власть (power) не следует смешивать с термином управление, который относится к другой области социологического знания. Власть как социальный феномен многообразна. Поэтому естественно, что столь же многообразны ее дефиниции.

В структуре властных отношений ключевое значение принадлежит распоряжению ресурсами, что позволяет властвующему субъекту подчинять себе других людей. В обществе, существуют классы – большая группа людей, объединяемых на основе ряда общих критериев. Ранжирование социальных групп в соответствии с указанными признаками образует социально-профессиональную структуру общества.

По мнению американского исследователя, Уорнера, разделение людей на классы следующее:

1. высший высший класс – богатые люди, но главное – «знатное» происхождение;

2. нижний высший класс – люди высокого достатка, но они не выходцы из аристократических семей;

3. высший слой среднего класса – высокообразованные люди, занятые интеллектуальным трудом; деловые люди, имеющие высокие доходы: врачи, юристы;

4. низший средний класс – канцелярские служащие, секретари, делопроизводители;

5. высший слой низшего класса – заводские рабочие и работники физического труда;

6. низший слой низшего класса – бедные и отверженные.

Характеристику неравенства, по мнению Н.Смелзера, можно описать так: «Макс Вебер, писавший свои научные труды через несколько десятилетий после Маркса (1922-1970), в отличие от него, считал организацию экономики основой стратификации. Вебер выделил три основных компонента неравенства.

Первый компонент – имущественное неравенство. Богатство означает нечто большее, чем просто заработная плата; богатые зачастую вообще не работают, однако получают большие доходы за счет собственности, капиталовложений, недвижимости или акций и ценных бумаг. Вебер указывал, что представители разных социальных классов – крестьяне, рабочие, купцы имеют неодинаковые возможности для получения доходов и приобретения товаров.

Второй компонент неравенства – группы людей в разной мере пользуются почетом и уважением и имеют неодинаковый престиж: Вебер ввел понятие статусных групп. Совсем нетрудно понять особенности статусных групп. Их члены ведут особый образ жизни. Заметно сходство в их манере говорить и в стиле одежды; они устраивают похожие вечеринки, употребляют одинаковые виды напитков и т.д. Но не все статусные группы состоят только из богатых людей; в них могут входить люди самого разного достатка.

Ряд факторов оказывает влияние на статус человека. Богатство играет важную роль, но не менее важен престиж, который может совершенно не зависеть от богатства. Например, профессора колледжей, священники и государственные служащие, зарабатывающие 40 000 долларов в год, имеют более высокий престиж, чем владелец порнографического кинотеатра, получающий больше денег. Главарь мафии богат, но его социальный престиж минимален.

Помимо богатства и престижа, Вебер отметил третий фактор стратификации. Речь идет о власти, по своей сущности имеющей политический характер. Подразумевается способность человека или группы проводить в жизнь планы, предпринимать действия или вести определенную политику даже вопреки возражениям со стороны других людей и групп».

В связи с этим, по мнению Н.Смелзера, стратификация – порядок, согласно которому неравенство, по-видимому, с большей вероятностью передается от одного поколения к другому, формируя различные слои (страты) общества».

По данным социологических исследований, проведенных за последнее десятилетие, стратификационная модель современного российского общества выглядит следующим образом:

элита – правящая политическая и экономическая; верхний слой – крупные и средние предприниматели, директора крупных и средних приватизированных предприятий, другие субэлитные группы; средний слой – представители мелкого бизнеса, квалифицированные профессионалы, среднее звено управления, офицеры; базовый слой – рядовые специалисты, помощники специалистов, рабочие, крестьяне, работники торговли и сервиса; нижний слой – малоквалифицированные и неквалифицированные работники, временно безработные; социальное дно.

В зависимости от уровня материального благосостояния выделяются следующие слои: 1 – богатые (средства позволяют не только удовлетворять свои потребности, но и обеспечивать самостоятельную экономическую деятельность); 2 – состоятельные (средств достаточно не только для высокого уровня жизни, но и для приумножения капитала); 3 – обеспеченные (средств достаточно для обновления предметов длительного пользования, улучшения жилищных условий за свой счет или с помощью кредита, для собственного переобучения и образования детей, организации отдыха во время отпусков); 4 – малообеспеченные (средств хватает только на повседневные расходы и в случае крайней необходимости – минимум средств для лечения и укрепления здоровья); 5 – неимущие (наличие минимальных средств только для поддержания жизни и отсутствие средств для улучшения своего существования).

Общество вознаграждает своих членов, предоставляя им материальные и культурные блага, власть и собственность.

Понятие мобильности

Для того, чтобы понимать как идет процесс достижения карьерного статуса, необходимо разобраться понятием мобильности. Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. Согласно определению П. Сорокина, под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой.

П.Сорокин рассматривал горизонтальная мобильность как переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне, например, переход индивида из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другую, а также смена места жительства.

Но наиболее важным процессом по мнению П.Сорокина, является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих пере-ходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), существенное улучшение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность), или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность).

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальную мобильность, или социальный подъем и социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъем, или инфильтрация индивидов из низшего слоя в высший, и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них.

Для того, чтобы понять, как происходит процесс восхождения, важно изучить, по мнению С.С.Фролова, каким образом отдельный индивид может преодолеть барьеры и границы между группами и подниматься вверх, т.е. повышать свой социальный, профессиональный, экономический и политический статус. Это стремление достичь более высокого статуса обусловлено мотивом достижения, который в той или иной степени имеется у каждого индивида и связан с его потребностью добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспекте. Индивид стремится к достижению высшей социальной позиции или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не скатиться вниз. Для того, чтобы достичь более высокого статуса, индивид, находящийся в группе с более низкими статусами, должен преодолеть барьеры между группами или слоями.

Индивид, стремящийся попасть в более высокую статусную группу, имеет определенную энергию, направленную на преодоление этих барьеров и расходующуюся на прохождение расстояния между статусами более высокой и более низкой группы. Удачное прохождение барьера возможно только в том случае, если сила, с которой индивид стремится достичь высокого статуса, будет больше силы отталкивания.

В потенциал индивида, включающий в себя ресурсы, которые он может использовать при достижении более высокого статуса, относятся образование, происхождение, связи, деньги и многое другое. Однако для того, чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды.

Социальная мобильность общества сложный процесс. Индивиды, социальные группы, социальные общности вынуждены проходить извилистые пути, в процессе вертикальной восходящей мобильности, усваивая новую субкультуру, осваивая новые социальные роли, добиваясь высоких социальных статусов.

В заключение сформулируем основные выводы, которые можно сделать из анализа социальной структуры современного российского общества.

1. Структура обществ советского типа носила, скорее, феодальный, чем классовый характер, в силу того, что социальное неравенство проявлялось преимущественно в жизненном положении и престиже, а не в уровне доходов.

2. Ряд исследователей считает, что наше общество было этакратическим, т.к. каркас стратификационной системы образовывали структуры государственной власти, и позиция индивидов и социальных групп определялась их местом в иерархии государственных рангов или степенью близости к источникам централизованного распределения.

3. Основная тенденция изменений социальной структуры современного российского общества может быть охарактеризована как переход к обществу с ярко выраженной экономической стратификацией. Сегодня основным дифференцирующим критерием становится не место в структуре властных отношений, а уровень дохода.

4. Сама социальная структура нашего общества крайне неустойчива как на групповом, межгрупповом уровне, так и на индивидуальном (самосознание личностью своего места в социальной иерархии); сегодня сосуществуют старые “регламентированные” слои и новые, возникающие на базе новых форм собственности и новых социальных отношений.

5. Процессы социальной мобильности характеризуются стремительным расслоением, идет не только восхождение, но и массовая деградация: расширяется социальное дно, широкие слои общества маргинализируются, криминализируются экономические отношения.

6. Социальная структура выступает условием сохранения общества как интегрированной системы, процессы вертикальной и горизонтальной мобильности обеспечивают выполнение отдельных общественных функций наиболее подготовленными индивидами, поэтому оформление новой социальной стратификации российского общества индикатор стабильного, а не кризисного развития. Чем скорее закончится переходный период и сложится новая иерархия социальных статусов групп и слоев, тем быстрее начнутся процессы слоевой самоидентификации и создания собственных организаций.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 719 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...